Протокол, выписка из протокола №440 частью 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 «О за... от 17 сентября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р О Т О К О Л   № 440

об административном правонарушении

 

17 сентября 2019г.                                                                                          г. Ставрополь

 

Протокол составлен заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В. на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «НПО Пятигорье» /357361, Предгорный район, село Винсады, ул. Промышленная, д. 2, «3», ИНН 2618022635, КПП 261801001, ОГРН 1172651007242, зарегистрировано в качестве юридического лица 04.04.2017 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю/, по материалам дела № 026/04/14.33-1065/2019, возбужденного 31.07.2019 управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю.

Протокол составлен в отсутствии представителя ООО «НПО Пятигорье» (о времени и месте составления протокола общество уведомлено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением № 80085338965333).

 

Место совершения административного правонарушения: Предгорный район, село Винсады, ул. Промышленная, д. 2, «3».

Время совершения административного правонарушения: 15 августа 2018.

 

Событие административного правонарушения и его квалификация:

Ставропольским УФАС России в отношении ООО «НПО Пятигорье» было возбуждено и рассмотрено дело № 19 по признакам нарушения части 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ  "О защите конкуренции".

Основанием для возбуждения данного дела послужила реализация  15.08.2018 в г. Ставрополе, по адресу ул. Ленина 436 в аптеке «Первая аптека» минеральной воды «Ессентуки 17», разливаемой из скважины № 47 Нагутского месторождения, изготовителем данной бутылки минеральной воды является ООО «НПО Пятигорье». Согласно информации, указанной на бутылке, следует, что она была изготовлена 28.04.2018.

Обозначение «Ессентуки № 17» является зарегистрированным наименованием места происхождения товара (НМТП). Правообладателем данного НМПТ является ряд хозяйствующих субъектов: ООО «ТЭСТИ» (свидетельство № 23/58), ООО «Кавказская здравница» (23/45), ОАО «КАВМИНКУРОРТРЕСУРСЫ» (свидетельство № 23/53), ООО Универсальный завод розлива минеральной воды «Аква-Вайт» (23/27), ООО «Завод минеральных вод Октябрь-А» (свидетельство № 23/37), ООО «Ессентукский Пивзавод» (свидетельство № 23/41), ЗАО «Водная компания «Старый источник» (свидетельство № 23/44), ООО «Объединенная Водная Компания» (свидетельство № 23/55), ООО «Гейзер» (свидетельство 23/16), ООО «Аква-Премиум» (свидетельство 23/33), ООО «Элита-Минерал групп» (свидетельство 23/48), ООО «Объединённая водная компания» (свидетельство 23/54), ООО УЗРМВ «Аква Вайт» (свидетельство 23/26), ООО «Славяновская» (свидетельство 23/35 и 23/36).

В силу положений пункта 1 статьи 1519 и статьи 1537 ГК РФ, правообладателю принадлежит исключительное право использования наименования места происхождения товара, а также право его защиты от неправомерного использования третьими лицами.

В соответствии со статьей 1225 ГК РФ, следует, что результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, которым предоставляется правовая охрана, являются наименования мест происхождения товара.

В соответствии с частью 1 статьи 1517 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 1519 ГК РФ, не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара.

Согласно части 1 статьи 14.6 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ  "О защите конкуренции", не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:

незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными.

У ООО «НПО Пятигорье» отсутствуют документы, дающие право на использование зарегистрированного наименования места происхождения товара «Ессентуки № 17».

Указанные обстоятельства, согласно пункта 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «НПО Пятигорье» по статье 14.6 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ  "О защите конкуренции" дела о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 5.1. статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.6 настоящего порядка. 

В соответствии с п. 10.6 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции были установлены следующие обстоятельства:

Исходя из информации представленной ООО «НПО Пятигорье» следует, что общество осуществляло реализацию минеральной воды «Ессентуки №17» в 1 квартале 2018г., в связи с чем временным интервалом исследования принимается 1 квартал 2018г.

Учитывая результаты проведенного исследования, продуктовыми границами товарного рынка будут – производство и реализация минеральной воды «Ессентуки №17».

По результатам проведенного анализа конкуренции было установлено, что географическими границами рынка оптовой реализации бутилированной минеральной воды «Ессентуки №17», являются границы Ставропольского края.

На рынке оптовой реализации минеральной воды «Ессентуки №17» потребителями являются неограниченный круг юридических лиц различных форм собственности и физических лиц, приобретающих минеральную воду для последующей реализации конечным потребителям – населению.

Продавцами на рассматриваемом рынке являются ООО «НПО Пятигорье» и ЗАО «Водная компания «Старый Источник», АО «Кавминкурортресурсы» и др., осуществляющие производство бутилированной минеральной воды на территории Ставропольского края и последующую её реализацию.

Необходимо отметить, что основным недродобытчиком, добывающим и осуществляющим оптовую реализацию природной минеральной воды гидрохимического типа «Ессентукский №17» является АО «Кавминкурортресурсы». Ставропольское УФАС России располагает сведениями, что в настоящий момент АО «Кавминкурортресурсы» не осуществляет отпуск природной минеральной воды предприятиям, осуществляющим промышленный розлив минеральных вод. АО «Кавминкурортресурсы» заключило соглашение со сторонним предприятием, которое производит для АО «Кавминкурортресурсы» бутилированную минеральную воду марки «Ессентуки №17» из давальческого сырья.

Деятельность хозяйствующих субъектов на одном товарном рынке с учетом продуктовых и географических границ является обстоятельством, свидетельствующим о наличии конкурентных отношений между этими субъектами. 

Таким образом, можно сделать вывод о наличии конкурентных отношений между ООО «НПО Пятигорье» и  АО «Кавминкурортресурсы».

 

Согласно, письменных пояснений ООО «НПО Пятигорье» (№9079 от 31.10.2018г.) следует, что общество признает совершенное нарушение и раскаивается в его совершении. ООО «НПО Пятигорье» с 09.01.2018г. заключило договор оказания услуг розлива №2 с ООО ТД «Кавминпрод» на розлив минеральной воды «Ессентуки № 17». В дальнейшем в связи с получением свидетельства о государственной регистрации на природную питьевую лечебную минеральную воду «Нагутская 17» (скважина 47) с апреля 2018г. реализовывало только данную воду. ООО «НПО Пятигорье» письменно признало совершенное нарушение и раскаялось в его совершении.  Документов, свидетельствующих о прекращении введения в гражданский оборот минеральной воды «Ессентуки №17» в адрес Ставропольского УФАС России не представлено.

Проанализировав материалы дела, Комиссией установлено, следующее.

ООО «НПО Пятигорье» 05.12.2017г. заключило с АО «МВС» договор № 16 поставки природной минеральной воды. На основании условий, этого договора которого ООО «НПО Пятигорье» приобретало минеральную воду со скважины № 47 Нагутского месторождения.

ООО «НПО Пятигорье» 09.01.2018г. заключило договор оказания услуг розлива № 2 с ООО ТД «Кавминпрод». На основании условий данного договора ООО «НПО Пятигорье» (Заказчик) предоставляло ООО ТД «Кавминпрод» (Исполнителю) сырье и материалы, в том числе этикетки, колпачок.

Приобретаемая ООО «НПО Пятигорье» минеральная вода со скважины № 47 (в объеме 1012,2 куб.м.) бутилировалась под наименованием «Ессентуки № 17».   Объем реализованной продукции за 1 квартал 2018г. составляет 144,4 тыс. бут., выручка б/з НДС составляет 1521,3 тыс. руб., с НДС 1795,09 тыс. руб.

Кроме того, согласно информации, указанной на приобретенной 15.08.2018г. бутылке,  послужившей основанием для возбуждения данного дела, следует, что она была изготовлена 28.04.2018. В рамках рассмотрения дела, доверенный представитель ООО «НПО Пятигорье» не смог дать пояснения по факту наличия в гражданском обороте минеральной воды «Ессентуки № 17», произведенная ООО «НПО Пятигорье» 28.04.2018г.

Сотрудниками Ставропольского УФАС России в ООО «Ставропольские городские аптеки 7»/355029, г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 436/ была приобретена бутылка минеральной воды «Ессентуки № 17», произведенной ООО «НПО Пятигорье» 22.11.2018г., факт приобретения подтверждается кассовым чеком № 9 от 21.03.2019г.

 

Реализация минеральной воды «Ессентуки № 17, скважина 47» осуществлялась ООО «НПО Пятигорье» на территории Ставропольского края.

Обозначение «Ессентуки № 17» является зарегистрированным наименованием места происхождения товара (НМТП). Правообладателем данного НМПТ является ряд хозяйствующих субъектов: ООО «ТЭСТИ» (свидетельство № 23/58), ООО «Кавказская здравница» (23/45), ОАО «КАВМИНКУРОРТРЕСУРСЫ» (свидетельство № 23/53), ООО Универсальный завод розлива минеральной воды «Аква-Вайт» (23/27), ООО «Завод минеральных вод Октябрь-А» (свидетельство № 23/37), ООО «Ессентукский Пивзавод» (свидетельство № 23/41), ЗАО «Водная компания «Старый источник» (свидетельство № 23/44), ООО «Объединенная Водная Компания» (свидетельство № 23/55), ООО «Гейзер» (свидетельство 23/16), ООО «Аква-Премиум» (свидетельство 23/33), ООО «Элита-Минерал групп» (свидетельство 23/48), ООО «Объединённая водная компания» (свидетельство 23/54), ООО УЗРМВ «Аква Вайт» (свидетельство 23/26), ООО «Славяновская» (свидетельство 23/35 и 23/36).

У ООО «НПО Пятигорье» отсутствуют документы, дающие право на использование зарегистрированного наименования места происхождения товара «Ессентуки № 17».

 

Минеральная вода под наименованием «Ессентуки № 17» (скважина № 47) разливается ООО «НПО Пятигорье» из скважины № 47, расположенной в пределах Нагутского месторождения минеральных вод, в то время как минеральная питьевая лечебная вода «Ессентуки № 17» являющаяся опорным гидрохимическим типом (группа ХХП ГОСТа 13273-88 «Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые») добывается на Ессентукском месторождении минеральных вод, расположенном на расстоянии 36 км от Нагутского месторождения и не имеющего с ним общих границ.  Таким образом, заявленное обозначение наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной воды «Ессентуки № 17» (скважина № 47) из скважины № 47 Нагутского месторождения не соответствует географическому признаку места расположения водозаборов. Близость по классификационным признакам (состав и бальнеологические свойства) минеральной воды из скважины № 47 Нагутского месторождения к опорному типу «Ессентуки № 17» Ессентукского месторождения позволяет рассматривать минеральную воду Нагутского месторождения только в качестве аналога Ессентукского месторождения по лечебному действию.

Вольное использование НМПТ «Ессентуки № 17» не обусловленное содержанием заключений компетентных органов, является незаконным и способно ввести потребителей в заблуждение в отношении особых свойств минеральной воды, которые лежат в основе НМПТ.

Использование НМПТ «Ессентуки № 17» для индивидуализации товара, имеющего иное место происхождения и обладающее иными свойствами, является незаконным и дает необоснованное конкурентное преимущество по отношению к производителям, осуществляющим розлив минеральной воды «Ессентуки № 17» из скважин Ессентукского месторождения.

Нагутское месторождение минеральных вод, является самостоятельным месторождением, когда как в свидетельстве на право использование НМПТ «Ессентуки № 17» указано Ессентукское месторождение.

Приведенные выше сведения об особых свойствах минеральных вод и местах их производства свидетельствуют о различии между особыми свойствами минеральной воды и местом производства, указанных в свидетельстве на право использование НМПТ «Ессентуки № 17» и минеральной воды, произведенной и реализуемой ООО «НПО Пятигорье» из скважины № 47 Нагутского месторождения.

Предлагая к продаже минеральную воду со скважины №47 Нагутского месторождения ООО «НПО Пятигорье» вводит в заблуждение потребителей относительно места производства товара (Ессентукское месторождение) и особых свойств товара, что приводит к смешению с деятельностью субъектов- конкурентов и с товарами ими произведенными.

  В силу положений пункта 1 статьи 1519 и статьи 1537 ГК РФ, правообладателю принадлежит исключительное право использования наименования места происхождения товара, а также право его защиты от неправомерного использования третьими лицами.

В соответствии со статьей 1225 ГК РФ, следует, что результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, которым предоставляется правовая охрана, являются наименования мест происхождения товара.

В соответствии с частью 1 статьи 1517 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1516 ГК РФ, наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии частью 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории РФ в том числе: незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Таким образом, действия ООО «НПО Пятигорье» /357361, Предгорный район, село Винсады, ул. Промышленная, д. 2, «3»/ связанные с введением в гражданский оборот товара – минеральной воды «Ессентуки № 17» являются актом недобросовестной конкуренции, так как направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности перед конкурентами и способны нанести убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам путем перераспределения спроса на товарном рынке минеральной воды в пользу контрафактного товара.

 

По результатам рассмотрения дела 17.04.2019 Комиссией Ставропольского УФАС России было принято решение:

  1. Признать ООО «НПО Пятигорье» /357361, Предгорный район, село Винсады, ул. Промышленная, д. 2, «3», ИНН 2618022635, КПП 261801001, ОГРН 1172651007242/нарушившим статью 14.6  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать ООО «НПО Пятигорье» /357361, Предгорный район, село Винсады, ул. Промышленная, д. 2, «3», ИНН 2618022635, КПП 261801001, ОГРН 1172651007242/ предписание о прекращении нарушения  статьи 14.6  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение изготовлено в полном объеме 29.04.2019 г.

 

В соответствии с частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ, недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 51 Конституции, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной

 

антимонопольной службы по Ставропольскому краю

      

Золина Г.В.______________________________________________________________

               

      Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

с протоколом ознакомлен.

Права и обязанности разъяснены.

________________________________________________________________________

 

Подпись лица, привлекаемого к

административной ответственности

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Копию настоящего протокола получил

________________________________________________________________________

 

Отметка об отказе в получении копии протокола

Связанные организации

Связанные организации не указаны