Решение б/н Решение по делу №33 о нарушении антимонопольного законодател... от 29 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело №33

г. Ставрополь

Резолютивная часть решения оглашена 22 мая 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 03 мая 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: – Сапунов Д.Н., заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- Гритчин И.Н., начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;

- Хаджебиеков Р.Ш., государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

- Козко И.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства

рассмотрев дело №33 по признакам нарушения ГУП СК «Крайтеплоэнерго» (г.Ставрополь, ул. Доваторцев, 44-а, 355037, ИНН 2635060510) п.10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия  

УСТАНОВИЛА:

Прокуратурой края проведена проверка по фактам нарушений прав граж­дан при начислении ГУП СК «Крайтеплоэнерго» платы за коммунальные услу­ги.

Установлено, что в декабре 2013 года Нефтекумским филиалом ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» (далее - ГУП СК «Крайтеплоэнерго») в нарушение требований ст. 157 Жилищного кодекса Рос­сийской Федерации, п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собст­венникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых до­мов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, расчет оплаты коммунальных услуг по отоплению и горяче­му водоснабжению произведен не на основании общедомовых приборов учета потребления коммунальных ресурсов, а на основании самостоятельно рассчи­танных объемов потребления тепловой энергии и горячей воды, что повлекло за собой увеличение предъявленной к оплате стоимости коммунальных ресурсов примерно на 40-50 %, вызвало массовое не довольство граждан, что получило огласку в средствах массовой информации.

По результатам проведенной проверки 21.01.2014 прокуратурой Нефтекумского района внесено представление руководителю Нефтекумского филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго», по результатам рассмотрения которого жителям Нефтекумского района произведен перерасчет на сумму 1 949 684 рублей, ви­новному должностному лицу объявлен выговор.

В ходе проверки аналогичные нарушения установлены в деятельности Буденовского, Минераловодского, Новоалександровского, Советского филиалов ГУП СК «Крайтеплоэнерго». По результатам рассмотрения внесенных Буденовским, Георгиевским, Минераловодским межрайонными прокурорами представлений выполнен перерасчет на сумму 14 452 124,34 руб. Аналогичные представления прокуроров Советского и Красногвардейского районов находят­ся на рассмотрении. При этом на основании представления прокурора Красно­гвардейского района выполнен перерасчет на сумму 15 266 рублей.

На основании вышеизложенного, было возбуждено дело по признакам нарушения п.10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Представители ГУП СК «Крайтеплоэнерго» на рассмотрении дела пояснили следующее.

Начисление платы за коммунальные услуги по отоплению до декабря 2013г. производилось в соответствии со ст. 157 ЖК РФ по показаниям приборов учета по формуле 3 Приложения 2 к Правилам «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 6 мая 2011 года, а при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления по формуле 2 Приложения 2 к Правилам «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 6 мая 2011 года №354.

Особенность начисления платы за отопление за декабрь 2013 г. заключалась в определении даты окончания расчетного периода. Пунктом 37 Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 6 мая 2011 года - расчетным периодом установлен календарный месяц, т.е. период с первое по последнее число месяца. В то же время подпунктом «е» п.31 тех же Правил определены сроки снятия показаний общедомовых приборов учета с 23  по 25 число текущего месяца.

Очевидно, что указанные пункты противоречат друг другу. Невозможно рассчитать плату за полный календарный месяц, используя показания приборов учета на 25 число. В то же время пунктами 1, 6 ст. 15 Федерального закона «Об бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. №402-ФЗ установлена отчетная дата 31 декабря. В связи с этим в целях полного отражения доходов от реализации тепловой энергии в отчетном году и по совокупности указанных норм права, при начислении платы за отопление за декабрь 2013г. были использованы данные приборного учета на 31 декабря 2013г. В результате продолжительность расчетного периода в декабре 2013г. составила в среднем 36 дней ( с 26 ноября по 31 декабря), поскольку в предыдущие расчетные месяцы при начислении платы за отопление использовались данные приборного учета с 23 - по 25 число текущего и предыдущего месяцев.

При расчете платы за отопление за январь 2014г. продолжительность расчетного периода была принята в среднем 25 дней (с 1 по 25 января) т.е. на 6 дней меньше календарного месяца, а в платежных документах была размещена дополнительная разъяснительная информация о том, что начисление платежей за отопление в декабре 2013г. за период с 26 по 31 декабря были в полном объеме учтены при определении платы за январь 2014г. В последующие месяцы при расчете платы за отопление используются данные приборного учета с 23 - по 25 число текущего и предыдущего месяцев (акты первичного учета и потребления тепловой энергии прилагаются).

Снятие показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии и начисление платы за коммунальные услуги по отоплению с 1 января 2014г. и по настоящее время производится в строгом соответствии с Правилами «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 6 мая 2011 года.

Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России пришла к следующим выводам:

ГУП СК «Крайтеплоэнерго» является организацией предоставляющей услуги теплоснабжения в границах балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия в Андроповском, Благодарненском, Георгиевском (кроме г. Георгиевска), Изобильненском (кроме п. Солнечнодольск), Ипатовском, Красногвардейском, Левокумском, Минераловодском, Нефтекумском, Новоалександровском, Новоселицком, Петровском, Предгорном за исключением городов: Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, п. Иноземцево, п. Капельница), Советском, Труновском, Шпаковском районах, в г. Ставрополь (часть Юго-Западного района). Таким образом, ГУП СК «Крайтеплоэнерго» г. Ставрополя, является субъектом антимонопольного реагирования.

ГУП СК «Крайтеплоэнерго» с долей более 50%, в границах Ставропольского края, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положение хозяйствующих. В этой связи и на основании ч.1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») ГУП СК «Крайтеплоэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения на территории Ставропольского края.

В связи с этим на деятельность ГУП СК «Крайтеплоэнерго» на указанном рынке распространяются ограничения, установленные статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающие запрет на злоупотребления доминирующим положением, в том числе, путем осуществления действий, способных ущемить интересы других лиц.

В соответствии с пунктом 10 частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться нарушения, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно пп. «е» п.31 Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 6 мая 2011 года – энергоснабжающая организация обязана при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

В течении 2013 года до декабря месяца, начисления платы за отопление ГУП СК «Крайтеплоэнерго» осуществлялись в соответствии с пп. «е» п.31 Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 6 мая 2011 года, начисления производились по показаниям общедомового прибора учета с 25 числа предыдущего месяца по 25 число текущего месяца.

Комиссией установлено, что ГУП СК «Крайтеплоэнерго» в декабре 2013 производило начисление объема потребления тепловой энергии за период с 25.12.2013 по 31.12.2013 включительно, исходя не из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а из ожидаемых объемов потребления тепловой энергии, то есть потребовало плату за фактически не потребленную собственниками жилых помещений тепловую энергию, тем самым нарушив Правила «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 6 мая 2011 года о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.Комиссия отмечает, что такой способ противоречит пп. «е» п.31 Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 6 мая 2011 года.

Следовательно, ГУП СК «Крайтеплоэнерго» нарушило пп. «е» п.31 Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 6 мая 2011 года.

П.10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает злоупотребление хозяйствующем субъектом доминирующем положением, а именно нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Соответственно, изменив порядок начисления оплаты за тепловую энергию в декабре 2013 года, ГУП СК «Крайтеплоэнерго» нарушило п.10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При расчете платы за отопление за январь 2014 года продолжительность расчетного периода была принята в среднем 25 дней (с 1 по 25 января), то есть на 6 дней меньше календарного месяца, так как за декабрь было начислено с 26 ноября по 31 декабря.

Согласно имеющихся материалов дела установлено, что в январе 2014 года ГУП СК «Крайтеплоэнерго» был произведен перерасчет для всех абонентов, в связи с излишними начисленными суммами в декабре 2013 года, следовательно, допущенное нарушение в настоящее время устранено и ГУП СК «Крайтеплоэнерго» приняло меры для устранения последствий допущенного нарушения, в связи с чем, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 39.1, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» (г.Ставрополь, ул. Доваторцев, 44-а, 355037, ИНН 2635060510) нарушившим п.10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативно правовыми актами порядка ценообразования.

2. Производство по делу прекратить, ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны