Заключение №026/01/17-1974/2019 пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.200... от 5 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 026/01/17-1974/2019

 

 05 июня 2020 года                                                                          город Ставрополь

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Д. Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Лазебный А.Ю. – главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,

Рассмотрев дело № 026/01/17-1974/2019 возбужденное в отношении Администрации Кировского городского округа Ставропольского края (357300, г. Новопавловск, пл. Ленина, 1, ИНН 2609024844) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При участии представителей Администрации Кировского городского округа Ставропольского края по средством системы (программы) «Видеомост».

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступила жалоба ООО «ГеоВерсум» на действия заказчика – Администрации Кировского городского округа Ставропольского края, в которых указано, что при проведении электронного конкурса №0121200004719001153 в действиях Администрации Кировского городского округа Ставропольского края имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе проведения анализа вышеуказанных материалов, в также по итогам проведенного антимонопольного расследования, в действиях Администрации Кировского городского округа Ставропольского края были выявлены признаки  нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем, было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 026/01/17-1974/2019.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

В соответствии с п. 10.9 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает:

  • определение временного интервала исследования;
  • определение предмета торгов;

1. Временной интервал.

 Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В связи с тем, что нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» наблюдается при проведении соответствующего конкурса, то за временной интервал исследования целесообразно принять период проведения этого конкурса.

В соответствии с информацией о процедуре закупки №0121200004719001153, дата начала подачи заявок – 15.11.2019; дата окончания приема заявок – 10.12.2019. Таким образом, временной интервал исследования: 15.11.2019 – 10.12.2019.

2. Предмет торгов.

В соответствии с конкурсной документацией открытых конкурсов №0121200004719001153, наименование объекта закупки - Выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Создание системы градостроительного планирования, обеспечивающей устойчивое развитие территории Кировского городского округа Ставропольского края, в том числе подготовка Генерального плана и Правил землепользования и застройки Кировского городского округа Ставропольского края, проектов программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктур Кировского городского округа Ставропольского края".

В ходе рассмотрения дела представители Администрации Кировского городского округа Ставропольского края пояснили следующее.

В документации Критерий № 3 «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» содержит 10 показателей оценки. Предметом оценки по данному критерию выступает предложение участника закупки по степени детализации и проработанности предложений участника закупки по выполнению работы в соответствии с описанием объекта закупки, в части представления научно-исследовательских и проектно-планировочных методов, практических подходов, нормативно-методических обоснований и подходов участника конкурса к решению поставленных задач. По данному критерию оценивается эффективность, детализация, полнота описания методологии и технология выполнения работы. Максимальное количество баллов присваивается заявке того участника закупки, который представил в своей заявке на участие в конкурсе наилучшие условия в части описания методологии и технологии выполнения работ в соответствии с содержанием показателя «Качество работ», остальным заявкам будут присвоены баллы соответственно пропорционально уменьшению степени возможности практического применения содержащихся в них условий. Оценка по данному критерию, а также оценка по каждому показателей данного критерия производится согласно шкале предельных величин значимости показателей оценки. Максимальная оценка в баллах по показателю - 100 баллов. В связи с тем, что к каждому конкретному количеству баллов приведена расшифровка содержания и объема предоставления информации по научно-исследовательской работе, требования Правил оценки заявок не нарушаются заказчиком.

Оценка заявок по нестоимостному критерию № 3 «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» производится в соответствии с установленными в документации о закупке показателями и шкалой интервалов (в соответствии с пунктом 10 Правил), присвоенное количество баллов корректируется соответствующим коэффициентом значимости критерия (пункт 29 Правил).

Таким образом, ни Закон № 44-ФЗ, ни Правила оценки заявок не содержат иных требований к порядку установления критериев оценки заявок. Заказчик считает, что исполнил требования законодательства о контрактной системе при разработке и внесении изменений в конкурсную документацию.

Изучив материалы дела и объяснения представителей администрации Кировского городского округа Ставропольского края, комиссия установила следующее.

 30 сентября 2019 года в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещения о проведении Администрацией Кировского городского округа Ставропольского края открытого конкурса № 0121200004719001153  на выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Создание системы градостроительного планирования, обеспечивающей устойчивое развитие территории Кировского городского округа Ставропольского края, в том числе подготовка Генерального плана и Правил землепользования и застройки Кировского городского округа Ставропольского края, проектов программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктур Кировского городского округа Ставропольского края".

 В конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.

В качестве показателей оценки критерия № 3  «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» заказчиком предусмотрено 10 показателей оценки (3.1.1 – 3.1.10), в том числе согласно таблице:

 

 

3.1.1.

Введение:

Описание актуальности темы НИР и значимости НИР:

0 баллов – актуальность не раскрыта и/или не соответствует теме НИР, практическая значимость не указана и/или приводится в общих выражениях.

3 балла – аргументировано раскрыта актуальность темы НИР для территории Ставропольского края, приводятся конкретные результаты практической значимости НИР;

5 баллов – полностью и аргументировано раскрыта актуальность темы НИР для территории Кировского городского округа Ставропольского края, приводятся конкретные результаты практической значимости НИР.

 

 

 

5 баллов

 

 

 3.1.10

Методология выполнения НИР:

0 баллов – описание методологии и технологии выполнения НИР, наличие обоснованных путей и методов решения задач и получения результатов отсутствуют и/или  копирует (повторяет) текст описания объекта закупки;

15 баллов - описание методологии и технологии выполнения работ без учета региональной специфики территории выполнения работ или если в описании не представлены предложения участника закупки о применении эффективных и современных методов и технологий выполнения работ;

30 баллов – неподробное описание методологии и технологии выполнения работ с учетом региональной специфики территории выполнения работ, наличие предложений участника закупки о применении эффективных и современных методов и технологий выполнения работ, а также описания системы контроля качества работ, являющихся объектом закупки;

50 баллов - подробное описание методологии и технологии выполнения работ с учетом региональной специфики территории выполнения работ, наличие предложений участника закупки о применении  эффективных и современных методов и технологий выполнения работ, а также описания системы контроля качества работ, являющихся объектом закупки.

 

 

50 баллов

 

Как видно из представленной таблицы, для оценки предложений участников закупки заказчиком предполагается использование ряда показателей 3.1.1, 3.1.10, однако порядок оценки данных показателей не определен. Конкурсная документация не содержит каких-либо ссылок, разъясняющих как именно происходит оценка заявок по критериям  «аргументировано раскрыта актуальность темы НИР», «полностью и аргументировано раскрыта актуальность темы НИР», «подробное описание методологии», «неподробное описание методологии» и т.д.

При отсутствии понятной методики начисления балов по показателю 3.1.1 претенденту, может быть начислено как 0, так и 5 баллов.

Так же, отсутствует понятная методика начисления баллов по показателю 3.1.10. В данном случае претенденту, может быть начислено как 15, так и 50 баллов. Возможность получения от 15 до 50 баллов является важным обстоятельством при определении победителя конкурса.

Вышеуказанные критерии неизмеримы. Конкурсная документация на оказание услуг по выполнению научно-исследовательской работы по теме: "Создание системы градостроительного планирования, обеспечивающей устойчивое развитие территории Кировского городского округа Ставропольского края, в том числе подготовка Генерального плана и Правил землепользования и застройки Кировского городского округа Ставропольского края, проектов программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктур Кировского городского округа Ставропольского края" не предусматривает порядок применения установленных критериев оценки заявок, что позволяет организатору торгов оценить их произвольно и субъективно.

Соответственно организатор открытого конкурса имел возможность манипулировать итогами конкурса произвольно оценивая заявки участников, одной присваивая 15 баллов, а другой 50 баллов, что фактически гарантирует победу того участника, в победе которого заинтересован организатор торгов.

Отсутствие порядка расчета баллов, определения значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе конкурсной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Таким образом, включение в документацию о торгах неизмеримых требований к участникам закупки, приводит к произвольному трактованию таких требований организатором торгов при оценке заявок участников.

Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

   Пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

           Тем самым, Администрация Кировского городского округа Ставропольского края, утвердив конкурсную документацию, содержащую неизмеримые критерии оценки заявок участников допустило нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Доводы ответчика,  о том, что разработанная конкурсная документация  полностью соответствует требованиям действующего законодательства   отклоняются комиссией, поскольку в ходе рассмотрения дела ответчиком не представлены  доказательства того, что любой потенциальный участник торгов может заранее рассчитать сколько баллов будет ему присвоено и какие документы нужно представить в составе заявки, чтобы получить максимальное количество балов. 

                На основании вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу, что в действиях Администрации Кировского городского округа Ставропольского края (357300, г. Новопавловск, пл. Ленина, 1, ИНН 2609024844) установлен факт нарушения пункта  2 части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                              Д. Н. Сапунов

 

Члены комиссии:                                                                                      И.Н. Гритчин

 

                                                                                                                      А.Ю. Лазебный

Связанные организации

Связанные организации не указаны