Заключение №026/01/17-1974/2019 пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.200... от 5 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 026/01/17-1974/2019
05 июня 2020 года город Ставрополь
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии – Сапунов Д. Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;
Члены Комиссии:
Гритчин И.Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Лазебный А.Ю. – главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,
Рассмотрев дело № 026/01/17-1974/2019 возбужденное в отношении Администрации Кировского городского округа Ставропольского края (357300, г. Новопавловск, пл. Ленина, 1, ИНН 2609024844) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
При участии представителей Администрации Кировского городского округа Ставропольского края по средством системы (программы) «Видеомост».
Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступила жалоба ООО «ГеоВерсум» на действия заказчика – Администрации Кировского городского округа Ставропольского края, в которых указано, что при проведении электронного конкурса №0121200004719001153 в действиях Администрации Кировского городского округа Ставропольского края имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе проведения анализа вышеуказанных материалов, в также по итогам проведенного антимонопольного расследования, в действиях Администрации Кировского городского округа Ставропольского края были выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем, было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 026/01/17-1974/2019.
Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).
В соответствии с п. 10.9 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает:
- определение временного интервала исследования;
- определение предмета торгов;
1. Временной интервал.
Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.
В связи с тем, что нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» наблюдается при проведении соответствующего конкурса, то за временной интервал исследования целесообразно принять период проведения этого конкурса.
В соответствии с информацией о процедуре закупки №0121200004719001153, дата начала подачи заявок – 15.11.2019; дата окончания приема заявок – 10.12.2019. Таким образом, временной интервал исследования: 15.11.2019 – 10.12.2019.
2. Предмет торгов.
В соответствии с конкурсной документацией открытых конкурсов №0121200004719001153, наименование объекта закупки - Выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Создание системы градостроительного планирования, обеспечивающей устойчивое развитие территории Кировского городского округа Ставропольского края, в том числе подготовка Генерального плана и Правил землепользования и застройки Кировского городского округа Ставропольского края, проектов программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктур Кировского городского округа Ставропольского края".
В ходе рассмотрения дела представители Администрации Кировского городского округа Ставропольского края пояснили следующее.
В документации Критерий № 3 «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» содержит 10 показателей оценки. Предметом оценки по данному критерию выступает предложение участника закупки по степени детализации и проработанности предложений участника закупки по выполнению работы в соответствии с описанием объекта закупки, в части представления научно-исследовательских и проектно-планировочных методов, практических подходов, нормативно-методических обоснований и подходов участника конкурса к решению поставленных задач. По данному критерию оценивается эффективность, детализация, полнота описания методологии и технология выполнения работы. Максимальное количество баллов присваивается заявке того участника закупки, который представил в своей заявке на участие в конкурсе наилучшие условия в части описания методологии и технологии выполнения работ в соответствии с содержанием показателя «Качество работ», остальным заявкам будут присвоены баллы соответственно пропорционально уменьшению степени возможности практического применения содержащихся в них условий. Оценка по данному критерию, а также оценка по каждому показателей данного критерия производится согласно шкале предельных величин значимости показателей оценки. Максимальная оценка в баллах по показателю - 100 баллов. В связи с тем, что к каждому конкретному количеству баллов приведена расшифровка содержания и объема предоставления информации по научно-исследовательской работе, требования Правил оценки заявок не нарушаются заказчиком.
Оценка заявок по нестоимостному критерию № 3 «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» производится в соответствии с установленными в документации о закупке показателями и шкалой интервалов (в соответствии с пунктом 10 Правил), присвоенное количество баллов корректируется соответствующим коэффициентом значимости критерия (пункт 29 Правил).
Таким образом, ни Закон № 44-ФЗ, ни Правила оценки заявок не содержат иных требований к порядку установления критериев оценки заявок. Заказчик считает, что исполнил требования законодательства о контрактной системе при разработке и внесении изменений в конкурсную документацию.
Изучив материалы дела и объяснения представителей администрации Кировского городского округа Ставропольского края, комиссия установила следующее.
30 сентября 2019 года в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещения о проведении Администрацией Кировского городского округа Ставропольского края открытого конкурса № 0121200004719001153 на выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Создание системы градостроительного планирования, обеспечивающей устойчивое развитие территории Кировского городского округа Ставропольского края, в том числе подготовка Генерального плана и Правил землепользования и застройки Кировского городского округа Ставропольского края, проектов программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктур Кировского городского округа Ставропольского края".
В конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
В качестве показателей оценки критерия № 3 «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» заказчиком предусмотрено 10 показателей оценки (3.1.1 – 3.1.10), в том числе согласно таблице:
3.1.1. |
Введение: Описание актуальности темы НИР и значимости НИР: 0 баллов – актуальность не раскрыта и/или не соответствует теме НИР, практическая значимость не указана и/или приводится в общих выражениях. 3 балла – аргументировано раскрыта актуальность темы НИР для территории Ставропольского края, приводятся конкретные результаты практической значимости НИР; 5 баллов – полностью и аргументировано раскрыта актуальность темы НИР для территории Кировского городского округа Ставропольского края, приводятся конкретные результаты практической значимости НИР.
|
5 баллов |
3.1.10 |
Методология выполнения НИР: 0 баллов – описание методологии и технологии выполнения НИР, наличие обоснованных путей и методов решения задач и получения результатов отсутствуют и/или копирует (повторяет) текст описания объекта закупки; 15 баллов - описание методологии и технологии выполнения работ без учета региональной специфики территории выполнения работ или если в описании не представлены предложения участника закупки о применении эффективных и современных методов и технологий выполнения работ; 30 баллов – неподробное описание методологии и технологии выполнения работ с учетом региональной специфики территории выполнения работ, наличие предложений участника закупки о применении эффективных и современных методов и технологий выполнения работ, а также описания системы контроля качества работ, являющихся объектом закупки; 50 баллов - подробное описание методологии и технологии выполнения работ с учетом региональной специфики территории выполнения работ, наличие предложений участника закупки о применении эффективных и современных методов и технологий выполнения работ, а также описания системы контроля качества работ, являющихся объектом закупки.
|
50 баллов |
Как видно из представленной таблицы, для оценки предложений участников закупки заказчиком предполагается использование ряда показателей 3.1.1, 3.1.10, однако порядок оценки данных показателей не определен. Конкурсная документация не содержит каких-либо ссылок, разъясняющих как именно происходит оценка заявок по критериям «аргументировано раскрыта актуальность темы НИР», «полностью и аргументировано раскрыта актуальность темы НИР», «подробное описание методологии», «неподробное описание методологии» и т.д.
При отсутствии понятной методики начисления балов по показателю 3.1.1 претенденту, может быть начислено как 0, так и 5 баллов.
Так же, отсутствует понятная методика начисления баллов по показателю 3.1.10. В данном случае претенденту, может быть начислено как 15, так и 50 баллов. Возможность получения от 15 до 50 баллов является важным обстоятельством при определении победителя конкурса.
Вышеуказанные критерии неизмеримы. Конкурсная документация на оказание услуг по выполнению научно-исследовательской работы по теме: "Создание системы градостроительного планирования, обеспечивающей устойчивое развитие территории Кировского городского округа Ставропольского края, в том числе подготовка Генерального плана и Правил землепользования и застройки Кировского городского округа Ставропольского края, проектов программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктур Кировского городского округа Ставропольского края" не предусматривает порядок применения установленных критериев оценки заявок, что позволяет организатору торгов оценить их произвольно и субъективно.
Соответственно организатор открытого конкурса имел возможность манипулировать итогами конкурса произвольно оценивая заявки участников, одной присваивая 15 баллов, а другой 50 баллов, что фактически гарантирует победу того участника, в победе которого заинтересован организатор торгов.
Отсутствие порядка расчета баллов, определения значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе конкурсной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).
Таким образом, включение в документацию о торгах неизмеримых требований к участникам закупки, приводит к произвольному трактованию таких требований организатором торгов при оценке заявок участников.
Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
Пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Тем самым, Администрация Кировского городского округа Ставропольского края, утвердив конкурсную документацию, содержащую неизмеримые критерии оценки заявок участников допустило нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доводы ответчика, о том, что разработанная конкурсная документация полностью соответствует требованиям действующего законодательства отклоняются комиссией, поскольку в ходе рассмотрения дела ответчиком не представлены доказательства того, что любой потенциальный участник торгов может заранее рассчитать сколько баллов будет ему присвоено и какие документы нужно представить в составе заявки, чтобы получить максимальное количество балов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу, что в действиях Администрации Кировского городского округа Ставропольского края (357300, г. Новопавловск, пл. Ленина, 1, ИНН 2609024844) установлен факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Председатель Комиссии: Д. Н. Сапунов
Члены комиссии: И.Н. Гритчин
А.Ю. Лазебный