Решение №37 Решение по делу №37 о нарушении антимонопольного законодател... от 14 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №37 о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена – 19.12.2017 года

Решение изготовлено в полном объеме –10.01.2018 года

 город Ставрополь

Комиссия Управления ФАС России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Д.Н., руководитель Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Лазебный А.Ю. – ведущий специалист эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Хаджебиеков Р.Ш. – ведущий специалист эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

В присутствии представителей:

<……> - от Администрации города-курорта Кисловодска по доверенности.

<……> - директора ЗАО «Автоколонна 1721»,

<……> - представителя ЗАО «Автоколонна 1721» по доверенности

ИП <……> – лично

Рассмотрев материалы дела №37, возбужденного в отношении Администрации города-курорта Кисловодска по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», что выразилось в установлении требований в конкурсной документации, ограничивающих круг потенциальных участников торгов

УСТАНОВИЛА:

В Ставропольское УФАС России от ЗАО «Автоколонна 1721», поступила жалоба на действия администрации города-курорта Кисловодска - организатора конкурса от 19 сентября 2017 года на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального образования города-курорта Кисловодска по нерегулируемым тарифам.

В ходе рассмотрения указанной жалобы установлено следующее.

Извещением от 09.08.2017 года администрация города-курорта Кисловодска объявила о проведении конкурса года на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального образования города-курорта Кисловодска по нерегулируемым тарифам.

Согласно извещения, на торги выставлено 2 лота:

Лот№1: маршруты №№1,3,6,7,7А,8,14,15,16,19,21,24 – общее количество автобусов - 64 единиц.

Лот№2: маршруты №№10,11,12,13,18,20,23,25,26,27,28 – общее количество автобусов - 60 единиц.

Таким образом, потенциальные участники торгов должны иметь на праве собственности или на ином законном основании транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении, соответствующие требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство, либо принять на себя обязательство по приобретению указанных транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией.

Укрупнение лотов в конкурсной документации могло привести к сокращению количества хозяйствующих субъектов, имеющих возможность принять участие в конкурсе.

Таким образом, сформированные таким образом лоты необоснованно ставят в преимущественное положение отдельные хозяйствующие субъекты, что указывало на признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Ввиду вышеизложенного, на основании Приказа Ставропольского УФАС России №2158 от 23.10.2017 года было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации города-курорта Кисловодска по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

В целях анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства №37.

Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В связи с тем, что нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» наблюдается при проведении аукциона, то за временной интервал исследования целесообразно принять период проведения торгов.

Извещение о проведении торгов было размещено организатором торгов на сайте администрации города-курорта Кисловодск по адресу www.kislovodsk-kurort.org 09.08.2017.

Согласно сообщению о проведении конкурса дата начала срока подачи заявок – 10.08.2017 (10-00 по московскому времени), дата окончания срока подачи заявок – 11.09.2017 (17:00 по московскому времени), срок подписания протокола о результатах конкурса – 19.09.2017.

Следовательно, временной интервал исследования: 10.08.2017 – 19.09.2017.

В соответствии с документацией открытого аукциона, предметом аукциона является право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального образования города-курорта Кисловодска Ставропольского края по нерегулируемым тарифам.

Анализ проводился по результатам проведения торгов, следовательно состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах включает в себя лиц, подавших заявки на участие в данном аукционе.

В соответствии с документацией открытого аукциона, организатором аукциона является администрация города-курорта Кисловодск.

В соответствии протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе единственным участником открытого аукциона:

по лоту №1 было простое товарищество (ОАО «ПАТП-2», ООО «Георгий», ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>), которое признано победителем конкурса по лоту №1;

по лоту №2 – ИП <……>, признанный победителем по лоту№2.

Исследовав материалы настоящего дела, проведя антимонопольное расследование, Комиссия Ставропольского УФАС России установила следующее.

В соответствии с Постановлением администрации города-курорта Кисловодска от 287.07.2017 №741 «О проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального образования города-курорта Кисловодска Ставропольского края по нерегулируемым тарифам», извещением от 09.08.2017 года администрация города-курорта Кисловодска объявила о проведении конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального образования города-курорта Кисловодска по нерегулируемым тарифам.

Согласно извещения, на торги выставлено 2 лота:

Лот№1: маршруты №№1,3,6,7,7А,8,14,15,16,19,21,

Лот№2: маршруты №№10,11,12,13,18,20,23,25,26,27,28

В соответствии с представленными Администрацией материалами, основанием для проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального образования города-курорта Кисловодска Ставропольского края по нерегулируемым тарифам стали основания, которые отражены в документе планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального образования города-курорта Кисловодска Ставропольского края на период с 2016 по 2030 годы», а именно судебное решение Кисловодского городского суда от 18 августа 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением от 24 ноября 2015 года, срок действия которого подведение итогов нового открытого конкурса (19 сентября 2017 года), а так же заявления предпринимателей и ОАО «ПАТП-2» о расторжении договоров по соглашению сторон.

Представленные заявления были рассмотрены управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска и подписаны соглашения о расторжении договоров на право осуществления пассажирских перевозок, взамен которых в соответствии с 220-ФЗ выданы свидетельства на право перевозок на 03 месяца, то есть до 04 октября 2017 года. Копии указанных заявлений представлены в материалы настоящего дела.

Изучив Материалы дела, исследовав доводы сторон Комиссия Ставропольского УФАС России установила следующее.

Относительно довода заявителя о неправомерности действий Администрации города-курорта Кисловодск в части перехода регулярных перевозок на нерегулируемые тарифы, Комиссия Ставропольского УФАС России определила следующее.

Документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

Статьей 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что наряду с указанными в части 1 статьи 14 указанного Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

 Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

В силу статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N220-ФЗ, изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.

В соответствии с Документом Планирования регулярных перевозок муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального образования города-курорта Кисловодска утвержденным Постановлением администрации города-курорта Кисловодска от 22.11.2016 №1289, с изменениями от 21 июля 2017 года №715, в 2016-2030 гг., (Приложение №3), наряду с регулярными перевозками по регулируемым тарифам, так же установлены регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

Таким образом, документом Планирования регулярных перевозок муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального образования города-курорта Кисловодска установлена возможность осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам, следовательно нарушений в части перехода маршрутов с регулируемых на нерегулируемые тарифы не установлено.

Комиссия Ставропольского УФАС России исследовав обстоятельства формирования лотов, на предмет их укрупнения влекущего признаки ограничения конкуренции неопределенного круга перевозчиков, установила следующее.

ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в 2013 году был проведен анализ пассажиропотока в г. Кисловодск, по результатам которого был составлен Научно-технический отчет о выполнении муниципального контракта №100 от 11 января 2013 г. «Проведение обследования пассажиропотоков на маршрутной сети городского пассажирского транспорта города - курорта Кисловодска и обработке данных по результатам обследования пассажиропотоков в 2013 году» (далее - Отчет).

Согласно представленных материалов и пояснений, Администрация, при формировании лотов на рассматриваемый конкурс основывалась на вышеуказанный научно-технический отчет.

Исследовав указанный Отчет, Комиссия Ставропольского УФАС России отмечает, что распределение по лотам маршрутов произведено исходя из среднего количества пассажиров в сутки на каждом маршруте.

По лоту №1 – 788 пассажиров

По лоту №2 – 737 пассажиров

Каждый лот включает в себя ряд маршрутов с пассажиропотоком до 500 пассажиров в сутки, до 1000 пассажиров в сутки и в каждый лот включены маршруты с пассажиропотоком более 1000 пассажиров в сутки, а именно по лоту №1- 4 маршрута, по лоту №2 – 3 маршрута.

Действия по объединению в один лот рентабельных и нерентабельных маршрутов совершаются с целью обеспечения силами перевозчика - победителя обслуживания маршрутной сети, право обслуживания которой он обрел по результатам торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Исходя из вышеприведенной нормы закона, организатор торгов вправе выставить на открытый конкурс как один, так и несколько маршрутов одновременно.

Статьей 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что участник открытого конкурса должен иметь на праве собственности или на ином законном основании транспортные средства, соответствующие требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принять на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией.

Нормами Федерального закона от 13.07.2015 N220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что участниками конкурса на право осуществления перевозок могут являться индивидуальные предприниматели, юридические лица, а так же простые товарищества перевозчиков.

Таким образом, законодателем определено, что при подаче заявки на конкурс, претендент может и не иметь на праве собственности или праве аренды транспортных средств для осуществления перевозок, а так же участвовать в конкурсе как простое товарищество, объединившись предпринимателями и юридическими лицами, для обеспечения соблюдения условий конкурсной документации.

На основании материалов дела, Комиссия Ставропольского УФАС России пришла к выводу об отсутствии фактических обстоятельств которые могли повлечь ограничения круга потенциальных участников рассматриваемого конкурса.

Так же Комиссия Ставропольского УФАС России отмечает, что ЗАО «Автоколонна 1721» по маршрутам №7 и №21 осуществляло перевозки на основании договоров б/н от 29.01.2015года. Пунктом 4.1 договоров установлено, что договор заключен на 5 лет и действует с 29.01.2015 года до подведения итогов следующего конкурса.

Пунктом 4.2 Договоров установлено, что договоры могут прекратить свое действие до наступления срока установленного в пункте 4.1 по основаниям установленным действующим законодательством и настоящими договорами.

Таким образом, ввиду проведения уполномоченным органом конкурса, в том числе по указанным маршрутам, период срока действия договора определяется датой подведения итогов конкурса - 19.09.2017 года в силу пунктов 4.1 и 4.2 Договоров от 26.01.2015 года.

В соответствии с материалами дела, ЗАО «Автоколонна 1721» заявку на рассматриваемый конкурс не подавало, при том, что Общество знало о проведении конкурса, следовательно, ЗАО «Автоколонна 1721» не являлось участником правоотношений возникших при проведении самого конкурса и процедура проведения конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального образования города-курорта Кисловодска по нерегулируемым тарифам не могла повлечь нарушение прав и интересов ЗАО «Автоколонна 1721», ввиду отсутствия в действиях общества намерения участия в конкурсной процедуре.

Таким образом, факт ограничения круга потенциальных участников конкурса не нашел подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела, ввиду того, что в рассматриваемом конкурсе приняли участие, в том числе, и те же перевозчики, что осуществляли перевозки на территории г. Кисловодск в предыдущие годы. Обстоятельства дела свидетельствуют, о возможности беспрепятственного участия в рассматриваемом конкурсе хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров на территории г. Кисловодск, следовательно, обстоятельства указывающие на ограничение круга потенциальных участников конкурса при проведении конкурса отсутствуют.

На основании изложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России отмечает, что включение в состав одного лота нескольких городских маршрутов, с учетом обстоятельств рассматриваемого дела само по себе не образует состав нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что дело №37 возбужденное в отношении Администрации города-курорта Кисловодска по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», что выразилось в установлении требований в конкурсной документации, ограничивающих круг потенциальных участников торгов, подлежит прекращению.

 На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

Производство по делу №37 возбужденное в отношении Администрации города-курорта Кисловодска по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», что выразилось в установлении требований в конкурсной документации, ограничивающих круг потенциальных участников торгов, прекратить, ввиду отсутствия в рассматриваемых действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны