Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №026/01/10-694/2022 от 20 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №026/01/10-694/2022

20 мая 2022 года                    город Ставрополь

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии: - Сапунов Д.Н., заместитель руководителя управления;

Членов Комиссии:

Пашкова Н.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;

Дзыба А.З. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело №026/01/10-694/2022 по признакам нарушения ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» (355041, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 300, ИНН 2632047085, КПП 263501001, ОГРН 1022601972909) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

На заседании присутствовали:

Представитель ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» <***> по доверенности 01/22 от 29.12.2021 года и <***> по доверенности от 20.12.2021 года №04/22.

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение жителей СОНТ «Ягодка» г. Нефтекумск на действия по необоснованному отключению электрической энергии добросовестных плательщиков.

На основании приказа Ставропольского УФАС России от 14.04.2022 года №604 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», было возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства №026/01/10-694/2022.

В действиях ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» усматриваются признаки нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Для рассмотрения дела необходимо определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке услуг по поставке по поставке электрической энергии.

Анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) в г. Нефтекумске проводится в целях установления доли ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», в связи с рассмотрением Ставропольским УФАС России обращения СОНТ «Ягодка» на действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по факту введения ограничения режима потребления электрической энергии.

В действиях ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», усматриваются признаки нарушения части 4 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее Порядок проведения анализа).

В качестве источников исходной информации для проведённого исследования товарного рынка использованы сведения:

- Региональной тарифной комиссии Ставропольского края; ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро»; СОНТ «Ягодка»;

- данные ранее проведенных антимонопольными органами исследований состояния конкуренции на рынке реализации электрической энергии (мощности);

- классификаторов и иных нормативно-правовых актов.

Для целей данного исследования с учетом требований п. 2.2 Порядка проведения анализа необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Временным интервалом товарного рынка будет 2021 год.

Согласно п. 3.1 Порядка проведения анализа, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

– предварительное определение товара;

– выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

– определение взаимозаменяемых товаров.

Исходя из условий договора от 01.03.2016 №141, заключенного между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и СОНТ «Ягодка» Гарантирующий поставщик ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» осуществляет продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывает услуги по передаче электрической энергии услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю (СОНТ «Ягодка»), а Потребитель оплачивает потребляемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в порядке, предусмотренном настоящим договором.

В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2014) – ОКВЭД в настоящее время имеется позиция:

- торговля электроэнергией, код - 35.14.

В соответствии с п.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147 ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся: услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

 К конкурентным видам деятельности относится: производство (генерация) электроэнергии; сбыт электроэнергии; ремонтные и сервисные функции.

Центральным субъектом розничного рынка является гарантирующий поставщик, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенным в границах его зоны деятельности. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе устанавливаются региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

 Все остальные продавцы электроэнергии свободны в заключении договоров с потребителями, т.е., если такие продавцы и покупатели не договорятся по всем условиям поставки, то договор не будет заключен и обязать таких продавцов к заключению договора будет нельзя. Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику.

Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что продуктовые границы рассматриваемого рынка – услуги по продаже (поставке) электрической энергии (мощности) на розничном рынке энергосбытовыми компаниями.

Поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.

Электрическая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Учитывая изложенное, использование метода «тест гипотетического монополиста» является нецелесообразным и неприменимым к розничным рынкам электрической энергии.

В данном анализе рассматривается розничный рынок электрической энергии (мощности).

В соответствии с целями проведения исследования географическими границами товарного рынка будут являться границы зоны деятельности ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», закрепленные Постановлением РТК Ставропольского края в г. Нефтекумске.

В соответствии с п.2 Основных положений субъектами розничных рынков являются участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; «потребитель» - потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд; «покупатель» - покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).

В соответствии с п.3 Основных положений субъектами розничных рынков являются: потребители; исполнители коммунальной услуги; гарантирующие поставщики; энергосбытовые организации; производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках; сетевые организации; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках (системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).

Потребителями услуг по приобретению электроэнергии являются: население г. Нефтекумска (граждане) и организации.

Поставщиками электроэнергии на розничном рынке в г. Нефтекумске является гарантирующий поставщик ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро».

Расчет объема электрической энергии за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и доли ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» производится на основании объема продаж (поставок) в натуральном выражении (млн. кВт.ч).

Объемы реализации электроэнергии потребителям Ставропольского края и доли хозяйствующих субъектов (энергоснабжающих организаций) в географических границах края приведены в таблице 1.

Таблица 1

Объемы реализации электроэнергии (мощности) ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» в городе Нефтекумске в 2021 году

№п/п

Наименование ХС

Наименование товара, работ, услуг

Объем реализации млн. кВт. Ч

Доля ХС (%)

Географические границы товарного рынка

1

 

ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

36,83

100

В границах, определенных постановлением РТК Ставропольского края от 22.08.2016 г. №30/1

 

Рынок розничной реализации электрической энергии в г. Нефтекумске высококонцентрированный, индекс рыночной концентрации HHI >2000.

Рынок относится к высококонцентрированному типу.

Исследуемый рынок характеризуется труднопреодолимыми барьерами.

В соответствии с п. 12.1 Порядка проведения анализа доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется на основании статьи 5 Закона о защите конкуренции.

ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности).

Проведенная реформа электроэнергетики Российской Федерации, предусматривает создание конкурентной среды в системе розничных рынков электроэнергии, что позволит собственникам жилья и объектам коммунального назначения выбирать ту энергосбытовую организацию, которая сможет обеспечить приемлемые тарифы на электроэнергию.

На сегодняшний день розничный рынок реализации (продажи) электроэнергии, в г. Нефтекумске является высококонцентрированным и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и СОНТ «Ягодка» заключен договор энергоснабжения от 01.03.2016 №141 (далее - договор), условиями которого предусмотрена обязанность товарищества в оплате обязательств за потребленную электрическую энергию. Оплата производится путем перечисления средств на расчетный счет, а также наличными средствами в кассе филиала предприятия.

СОНТ «Ягодка» имеет задолженность за поставленную электрическую энергию. Наличие задолженности подтверждается исполнительными листами, выданными на основании решений Арбитражного суда Ставропольского края. На сегодняшний день задолженность потребителя перед ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» составляет 1019869,36 руб.

Проанализировав взаимоотношения между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и СОНТ «Ягодка» и иными лицами проживающих на территории садового товарищества по оплате за электрическую энергию можно установить следующую картину поступления денежных средств, а именно:

на 01.01.2021 года согласно акта сверки взаиморасчетов за январь2021- декабрь 2021 год задолженность составила 545708 рублей 10 копеек.

За январь 2021 года согласно акта приема передачи электроэнергии 319 был выставлен счет на 10088,74 руб. В феврале поступила сумма на 31941 рублей.

За февраль 2021 года согласно акта приема передачи электроэнергии 598 был выставлен счет на 99430,74 руб. В марте поступила сумма оплаты на 38579 рублей.

За март 2021 года согласно акта приема передачи электроэнергии 1238 был выставлен счет на 91265,94 руб. В апреле поступила сумма оплаты на 86447,15 рублей.

За апрель 2021 года согласно акта приема передачи электроэнергии 1958 был выставлен счет на 53649,54 руб. В мае поступила сумма оплаты на 45894,5 рублей.

За май 2021 года согласно акта приема передачи электроэнергии 2412 был выставлен счет на 95348,34руб. В июне поступила сумма оплаты на 63910,96 рублей.

За июнь 2021 года согласно акта приема передачи электроэнергии 3013 был выставлен счет на 127203,34 руб. В июне поступила сумма оплаты на 46664 рублей.

За июль 2021 года согласно акта приема передачи электроэнергии 4096 был выставлен счет на 53649,54 руб. В августе поступила сумма оплаты на 88558 рублей.

За август 2021 года согласно акта приема передачи электроэнергии 4498 был выставлен счет на 123256,54 руб. В сентябре поступила сумма оплаты на 73541,68 рублей.

За сентябрь 2021 года согласно акта приема передачи электроэнергии 4984 был выставлен счет на 75287,74 руб. В октябре поступила сумма оплаты на 72729,02 рублей.

За октябрь 2021 года согласно акта приема передачи электроэнергии 5857 был выставлен счет на 92289,34 руб. В ноябре поступила сумма оплаты на 38727,88 рублей.

За ноябрь 2021 года согласно акта приема передачи электроэнергии 6204 был выставлен счет на 95932,54 руб. В декабре поступила сумма оплаты на 35889 рублей.

При этом, оплата за электрическую энергию поступала как от садового общества, так и напрямую от физических лиц.

Следовательно, данный факт подтверждает, что со стороны как неопределенных членов СОНТ «Ягодка», так и лиц проживающих на территории СОНТ «Ягодка» поступали денежные средства в счет оплаты за электрическую энергию.

Частью 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ определено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Электроснабжение садово-огороднического некоммерческого товарищества «Ягодка» осуществляется от ВЛ-6 кВ Ф-640 от ПС 110/10/6 кВ «Нефтекумская», находящейся в хозяйственном ведении филиала ГУП СК «Ставэлектросеть» г. Нефтекумск и от трансформаторной подстанции 6/0,4 кВ мощностью 250 кВА № 77, распределительных сетей  0,4 кВ, находящиеся на балансе СОНТ «Ягодка».

Договор на электроснабжение №141 от 01.03.2016 г. заключен с гарантирующим поставщиком - Филиал ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» г. Нефтекумск.        

В рамках исполнения обязательств Филиала ГУП СК «Ставэлектросеть» г. Нефтекумск по договору №44/20 от 27.04.2020 года «На оказание услуг по введению ограничения (возобновлению) режима потребления электрической энергии» ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», в соответствии с п.п. 1.1,4.1.1,4.1.2 указанного договора, на основании поступившего 18.01.2022г. уведомления Филиала ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» г. Нефтекумск о необходимости введения ограничения режима потребления, 26.01.2022 года в 14 часов 40 минут произведено ограничение режима потребления электрической энергии СОНТ «Ягодка», путем отключения вводного        автоматического выключателя в РУ-0,4 кВ трансформаторной подстанции №77, находящейся в собственности СОНТ «Ягодка».

В соответствии с п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Правила), ограничение режима потребления электрической энергии вводится в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения, в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

По состоянию на 23.12.2021 задолженность СОНТ «Ягодка» составила 920451,28 руб., что превышает объем потребления электрической энергии в товариществе в среднем за 9 месяцев.

В соответствии с п. 8 Правил, уведомление потребителя о введении ограничения осуществляется любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом. Учитывая изложенное, филиалом ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» г. Нефтекумск в адрес товарищества было направлено посредством почтового отправления уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии от 23.12.2021, которое получено председателем СОНТ «Ягодка» 29.12.2021г.

Уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления в филиал ГУП СК «Ставэлектросеть» г. Нефтекумск направлено 05.01.2022г.

На территории СОНТ «Ягодка» расположены 25 участков, собственниками которых осуществлено технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, находящихся на балансе ГУП СК «Ставэлектросеть», а также заключены договоры энергоснабжения с предприятием. Электроснабжение указанных потребителей не приостанавливалось.

26.01.2022 года, согласно акта №1 о введении ограничения режима потребления электрической энергии в 14-40 ГУП СК «Ставэлектросеть» произвело отключение электрической энергии: было произведено отключение вводного автомата в РУ 0,4 кВ и установлена пломба 40x0011583; 40x0011584.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации №35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Абзацем 3 части 1 статьи 38 Закона №35-ФЗ установлено, что запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).

Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 (далее - Правила №442), устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных настоящими Правилами случаях.

Пунктом 48 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 (далее - Основные положения N 442), определено, что гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Пунктом 2 Правил №442 определено, что ограничение режима потребления вводится при наступлении указанных обстоятельств, в том числе: б) нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности); возникновение у членов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений и граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению.

Таким образом, основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии является наличие задолженности за поставленную электрическую энергию.

Пунктом 4 Правил №442 предусмотрено, что ограничение режима потребления вводится по инициативе: а) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта "б" пункта 2 Правил; в(1)) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения, либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце шестом подпункта "б" пункта 2 Правил.

Как следует из пункта 3 Правил №442 ограничение режима потребления, за исключением вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "з" и "и" пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства сетевой организации или иного лица, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики этого потребителя.

Соответственно, запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон №217-ФЗ) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства; имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное). СНТ, заключая договор энергоснабжения, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества.

Товарищество в силу положений Закона о СНТ осуществляет функции эксплуатационной организации в части электроснабжения применительно к возведенным на земельных участках жилым строениям садоводов, выступает посредником в отношениях между гражданами-садоводами и энергоснабжающей организацией. Услуги оказываются гражданам-членам садоводческого товарищества для удовлетворения их коммунально-бытовых нужд, решения задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Применительно к рассматриваемым правоотношениям потребителями электроэнергии следует рассматривать каждого отдельного гражданина-садовода, чье принимающее устройство присоединено к общей электросети товарищества.

Пунктом 30 Основных положений №442 предусмотрено, что в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

В правоотношениях с поставщиком электроэнергии товарищество не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества, поскольку прямые договоры заключены не со всеми гражданами-членами товарищества.

Между тем, поскольку осуществление товариществом организационной деятельности с целью обеспечения электроснабжения возведенных на земельных участках жилых строений дачников, не противоречит правовой природе товарищества как организации граждан, созданной для удовлетворения их потребностей, связанных с владением, пользованием дачными земельными участками, а договор энергоснабжения между товариществом и обществом является действующим, и прямые договоры заключены не всеми владельцами участков, расположенных в пределах территории товарищества, то товарищество, выступая в договоре энергоснабжения СНТ в интересах членов товарищества, является лицом, обязанным оплачивать стоимость электроэнергии, потребленной членами товарищества и гражданами, не заключившими прямые договоры с обществом.

Как следует из пункта 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.02.2012, действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.

Организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.

Действия энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.

Принимая во внимание вышеизложенное, ограничение режима потребления независимо от его вида, предусмотренного Правилами №442 (полного ограничения путем временного прекращения подачи электрической энергии (мощности) потребителю или частичного ограничения способами сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности), либо прекращения подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца, либо - по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя), в случае не обеспечения поставки электрической энергии другим добросовестным потребителям без ограничения режима их потребления (применительно к настоящему делу - конечным потребителям - садоводам, не относящихся к неплательщикам, т.е. к субъектам, указанным в абзаце втором подпункта "б" пункта 2 Правила), противоречит закону, а потому - исключается.

Согласно абзацам 1, 3 пункта 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

В материалах дела отсутствуют доказательства реализации соответствующих организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя-неплательщика (СНТ) при одновременном обеспечении поставки электрической энергии другим добросовестным потребителям, не имеющим задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и исполняющим иные предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства, энергопринимающие устройства которых подключены к сети потребителя-неплательщика, то есть, без ограничения их режима энергопотребления, до осуществления которых (организационно-технических мер) ограничение режима потребления не вводится, равно как и доказательств соглашения между ответчиком и СНТ об обеспечении и их способах подачи энергетических ресурсов добросовестным потребителям. Поскольку доказательства, подтверждающие наличие у членов СОНТ «Ягодка» задолженности по оплате за поставленную электроэнергию, так же как и доказательства достигнутого между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и СОНТ «Ягодка» соглашения об обеспечении подачи энергетических ресурсов добросовестным потребителям в материалы расследования не представлены, следовательно полное ограничение режима потребления электроэнергии, введенное в отношении СОНТ «Ягодка», противоречит пункту 1 статьи 38 Закона №35-ФЗ и Правил ограничения режима потребления электроэнергии.

Следовательно, введение ограничения режима потребления осуществлено в основной точке подключения СОНТ «Ягодка», без учета подключенных к сетям садовых домиков, что указывает на отсутствие в действиях ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» соблюдения прав и законных интересов добросовестных плательщиков.

Согласно пункта 4 части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», являются нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» имеет место нарушение пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

А.З. Дзыба

Связанные организации

Связанные организации не указаны