Заключение №026/01/17-88/2021 часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ ... от 25 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 026/01/17-88/2021
25 февраля 2021 года город Ставрополь
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии – Сапунов Д. Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;
Члены Комиссии:
Гритчин И.Н. –начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Дзыба А.З. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,
Рассмотрев дело № 026/01/17-88/2021 возбужденное в отношении управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, выразившиеся в неразмещении информации о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в непроведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами,
На рассмотрении дела представитель управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки не прибыл.
Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
У С Т А Н О В И Л А:
Ставропольским УФАС России в целях контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства, при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации, был направлен запрос в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки о представлении сведений по проведению данных конкурсных процедур.
В соответствии с ч. 13 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение 20 дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.
Согласно Решения совета г. Ессентуки от 30.09.2014 № 105 «Об утверждении Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки» организация и проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом относится к функциям управления.
Согласно информации представленной управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки с 2018 года было выдано 50 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства.
Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).
В соответствии с п. 10.10 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает:
- определение временного интервала исследования;
- определение предмета торгов.
В целях проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы:
- Жилищный кодекс Российской Федерации;
- Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6.02.2006 № 75 (с изменениями от 21.12.2018);
- материалы антимонопольного расследования;
- классификаторы и иные нормативно-правовые акты.
Определение временного интервала исследования:
Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.
В соответствии с материалами антимонопольного расследования выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту непроведения открытых конкурсов по отбору организации для управления многоквартирными домами города Ессентуки в период с 2018 по 2020 год.
Согласно информации, представленной управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки, с 2018 года было выдано 50 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства, также согласно представленной информации управление не проводило в 2018 - 2020 году конкурсы по отбору управляющих организаций, для вышеназванных многоквартирных домов.
В соответствии с ч. 13 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение 20 дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.
Учитывая цели исследования, временной интервал исследования товарного рынка будет 2018-2020гг.
Определение предмета торгов:
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с частью 13 статьи 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс.
Таким образом, орган местного самоуправления обязан проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.
Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки не проводило в 2019 - 2020 году конкурсы по отбору управляющих организаций.
На основании вышеизложенного определение предмета торгов в данном исследовании не возможно.
Предмет торгов в случае их проведения (согласно Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом) - отбор управляющей организации для управления многоквартирным домом после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.
Согласно письменных пояснений управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки в 2018-2020 г. конкурсы по отбору управляющей организации указанных в списке многоквартирных домов, в соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управлением не проводились в связи с отсутствием сведений о вводе в эксплуатацию многоквартирных домов.
Изучив материалы дела и объяснения управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, комиссия установила следующее.
Согласно информации представленной управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки с 2018 года было выдано 50 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства.
В силу части 13 статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети Интернет и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 названной статьи открытый конкурс.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 3 Правил № 75 конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу пункта 39 Правил № 75 в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Таким образом, единственным основанием для непроведения открытого конкурса после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома является реализация права собственников по выбору способа управления многоквартирным домом и выбору организации в качестве управляющей организации, на момент проведения конкурса.
Отсутствие сведений о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов в управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки не означает, что не проведение конкурса по отбору управляющей организации правомерно.
Разрешения на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства, на территории города Ессентуки выдаются управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки.
Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки и управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, являются структурными подразделениями администрации города Ессентуки. Внутренние организационные проблемы юридического лица не могут в данном случае рассматриваться в качестве уважительных причин, для неисполнения органом местного самоуправления обязанностей прямо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации.
В тоже время исходя из материалов дела видно, что на момент когда управления обязано было проводить открытый конкурс собственниками помещений в МКД не были реализованы права по выбору способа управления и выбору организаций в качестве управляющей организации.
№ |
Местоположение объекта строительства |
Дата ввода МКД в эксплуатацию |
Окончательная дата размещения извещения (21-й день после ввода в эксплуатацию) |
Дата заключения договора управления |
1 |
ул. Орджоникидзе, дом 88 |
09.02.2018г. |
02.03.2018г. |
17.09.2018г. |
2 |
ул. Предгорная, дом 12 |
26.02.2018г. |
19.03.2018г. |
01.08.2018г. |
3 |
ул. Орджоникидзе, дом 88, корпус 1 |
26.02.2018г. |
19.03.2018г. |
22.10.2018г. |
4 |
ул. Иглина, дом 17, корпус 3 |
12.02.2018г. |
05.03.2018г. |
01.06.2018г. |
5 |
ул. Предгорная, дом 18 |
26.04.2018г. |
18.05.2018г. |
01.09.2018г. |
6 |
ул. Никольская, дом 21, корпус 3,4 |
03.05.2018г. |
24.05.2018г. |
23.07.2018г. |
7 |
ул. Баталинская, дом 23 |
24.05.2018г. |
14.06.2018г. |
19.06.2020г. |
8 |
ул. Пушкина, дом 12, корпус 3 |
30.10.2018г. |
20.11.2018г. |
30.03.2018г. |
9 |
ул. Пятигорская, дом 9/1 |
22.05.2019г. |
13.06.2019г. |
05.08.2019г. |
10 |
пер. Мельничный, 20а |
11.12.2019г. |
09.01.2020г. |
01.06.2020г. |
11 |
пер. Мельничный, 20а, корпус 1 |
11.12.2019г. |
09.01.2020г. |
01.06.2020г. |
12 |
пер. Мельничный, 20а, корпус 2 |
11.12.2019г. |
09.01.2020г. |
01.03.2020г. |
13 |
пер. Мельничный, 20а, корпус 3 |
11.12.2019г. |
09.01.2020г. |
01.06.2020г. |
14 |
пер. Мельничный, 20а, корпус 5 |
11.12.2019г. |
09.01.2020г. |
01.06.2020г. |
15 |
пер. Мельничный, 20а, корпус 7 |
11.12.2019г. |
09.01.2020г. |
01.03.2020г. |
16 |
пер. Мельничный, 20а, корпус 4 |
11.12.2019г. |
09.01.2020г. |
01.06.2020г. |
17 |
пер. Мельничный, 20а, корпус 4/1 |
11.12.2019г. |
09.01.2020г. |
01.03.2020г. |
18 |
пер. Мельничный, 20а, корпус 7 |
11.12.2019г. |
09.01.2020г. |
01.03.2020г. |
19 |
ул. Очаровательная, дом 10, корпус 4 |
13.12.2019г. |
09.01.2020г. |
01.02.2020г. |
20 |
ул. Очаровательная, дом 10, корпус 5 |
13.12.2019г. |
09.01.2020г. |
01.02.2020г. |
21 |
ул. Ермолова, дом 98/1 |
20.03.2020г. |
10.04.2020г. |
01.05.2020г. |
22 |
ул. Янтарная, дом 27 |
23.04.2020г. |
15.05.2020г. |
18.08.2020г. |
23 |
ул. Кленовая Роща, дом 10 |
18.05.2020г. |
08.06.2020г. |
01.09.2020г. |
Из представленной таблицы видно, что договоры управления многоквартирными домами были заключены в течение от 2 месяцев до 1 года, с даты выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 № ГКПИ09-830 абзац первый пункта 39 Правил признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, в вышеуказанных случаях управление обязано был провести конкурс, так как собственниками многоквартирных домов в течение двадцати дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, не были выбраны способы управления многоквартирными домами и не было реализации способа управления в установленном порядке (заключение договоров).
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением законодательно установленных случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Таким образом, действия управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки по непроведению открытых конкурсов привели к ограничению конкуренции, поскольку управлением не были созданы условия для развития конкуренции и состязательности между управляющими компаниями, на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами.
Вышеуказанные действия (бездействия) управления приводят к тому, что собственники МКД самостоятельно должны искать управляющие компании. В свою очередь в ходе торгов могут быть выявлены компании, которое будут готовы предложить более выгодные предложения для собственников, снизив размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, предоставив больший перечень услуг и работ.
На основании части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Тем самым, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, не разместив информацию о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не организовав проведение конкурсных процедур предусмотренных ЖК РФ, допустило нарушение требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу, что в действиях управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки имеются нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Председатель Комиссии: Д. Н. Сапунов
Члены комиссии: И.Н. Гритчин
А.З. Дзыба