Заключение №026/01/17-88/2021 часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ ... от 25 февраля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 026/01/17-88/2021

 

25 февраля 2021 года                                                                     город Ставрополь

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Д. Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. –начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Дзыба А.З. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,

Рассмотрев дело № 026/01/17-88/2021 возбужденное в отношении управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, выразившиеся в неразмещении информации о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в непроведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами,

На рассмотрении дела представитель управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки не прибыл.

  Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            Ставропольским УФАС России в целях контроля за соблюдением требований  антимонопольного законодательства, при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации, был направлен запрос в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки о представлении сведений по проведению данных конкурсных процедур.

           В соответствии с ч. 13 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение 20 дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.

Согласно Решения совета г. Ессентуки от 30.09.2014 № 105 «Об утверждении Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки» организация и проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом относится к функциям управления.

           Согласно информации представленной управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки с 2018 года было выдано 50 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства.

         Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

В соответствии с п. 10.10 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает:

  •  определение временного интервала исследования;
  •  определение предмета торгов.

В целях проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы:

- Жилищный кодекс Российской Федерации;

- Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6.02.2006 № 75 (с изменениями от 21.12.2018);

- материалы антимонопольного расследования;

          - классификаторы и иные нормативно-правовые акты.

          Определение временного интервала исследования:

Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В соответствии с материалами антимонопольного расследования выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту непроведения открытых конкурсов по отбору организации для управления многоквартирными домами города Ессентуки в период с 2018 по 2020 год.

           Согласно информации, представленной управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки, с 2018 года было выдано 50 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства, также согласно представленной информации управление не проводило в 2018 - 2020 году конкурсы по отбору управляющих организаций, для вышеназванных многоквартирных домов.

В соответствии с ч. 13 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение 20 дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.

Учитывая цели исследования, временной интервал исследования товарного рынка будет 2018-2020гг.

Определение предмета торгов:

           В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

         В соответствии с частью 13 статьи 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной дея­тельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого кон­курса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Ин­тернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого изве­щения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый кон­курс.
         Таким образом, орган местного самоуправления обязан проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартир­ным домом после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.

Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки не проводило в 2019 - 2020 году конкурсы по отбору управляющих организаций.

На основании вышеизложенного определение предмета торгов в данном исследовании не возможно.

Предмет торгов в случае их проведения (согласно Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом) - отбор управляющей организации для управления многоквартир­ным домом после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.

Согласно письменных пояснений управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки в 2018-2020 г. конкурсы по отбору управляющей организации указанных в списке многоквартирных домов, в соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управлением не проводились в связи с отсутствием сведений о вводе в эксплуатацию многоквартирных домов.

Изучив материалы дела и объяснения управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, комиссия установила следующее.

Согласно информации представленной управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки с 2018 года было выдано 50 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства.

В силу части 13 статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети Интернет и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 названной статьи открытый конкурс.

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

    Согласно пункту 3 Правил № 75 конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

    В силу пункта 39 Правил № 75 в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

 Таким образом, единственным основанием для непроведения открытого конкурса после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома является реализация права собственников по выбору способа управления многоквартирным домом и выбору организации в качестве управляющей организации, на момент проведения конкурса.

Отсутствие сведений о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов в управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки не означает, что не проведение конкурса по отбору управляющей организации правомерно.

 Разрешения на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства, на территории города Ессентуки выдаются управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки.

Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки и управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, являются структурными подразделениями администрации города Ессентуки. Внутренние организационные проблемы юридического лица не могут в данном случае рассматриваться в качестве уважительных причин, для неисполнения органом местного самоуправления обязанностей прямо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации.

В тоже время исходя из материалов дела видно, что на момент когда управления обязано было проводить открытый конкурс собственниками помещений в МКД не были реализованы права по выбору способа управления и выбору организаций в качестве управляющей организации.

 

Местоположение объекта строительства

Дата ввода МКД в эксплуатацию

Окончательная дата размещения извещения

(21-й день после ввода в эксплуатацию)

Дата заключения договора управления

1

ул. Орджоникидзе, дом 88

09.02.2018г.

02.03.2018г.

17.09.2018г.

2

ул. Предгорная, дом 12

26.02.2018г.

19.03.2018г.

01.08.2018г.

3

ул. Орджоникидзе, дом 88, корпус 1

26.02.2018г.

19.03.2018г.

22.10.2018г.

4

ул. Иглина, дом 17, корпус 3

12.02.2018г.

05.03.2018г.

01.06.2018г.

5

ул. Предгорная, дом 18

26.04.2018г.

18.05.2018г.

01.09.2018г.

6

ул. Никольская, дом 21, корпус 3,4

03.05.2018г.

24.05.2018г.

23.07.2018г.

7

ул. Баталинская, дом 23

24.05.2018г.

14.06.2018г.

19.06.2020г.

8

ул. Пушкина, дом 12, корпус 3

30.10.2018г.

20.11.2018г.

30.03.2018г.

9

ул. Пятигорская, дом 9/1

22.05.2019г.

13.06.2019г.

05.08.2019г.

10

пер. Мельничный, 20а

11.12.2019г.

09.01.2020г.

01.06.2020г.

11

пер. Мельничный, 20а, корпус 1        

11.12.2019г.

09.01.2020г.

01.06.2020г.

12

пер. Мельничный, 20а, корпус 2        

11.12.2019г.

09.01.2020г.

01.03.2020г.

13

пер. Мельничный, 20а, корпус 3        

11.12.2019г.

09.01.2020г.

01.06.2020г.

14

пер. Мельничный, 20а, корпус 5        

11.12.2019г.

09.01.2020г.

01.06.2020г.

15

пер. Мельничный, 20а, корпус 7        

11.12.2019г.

09.01.2020г.

01.03.2020г.

16

пер. Мельничный, 20а, корпус 4        

11.12.2019г.

09.01.2020г.

01.06.2020г.

17

пер. Мельничный, 20а, корпус 4/1     

11.12.2019г.

09.01.2020г.

01.03.2020г.

18

пер. Мельничный, 20а, корпус 7        

11.12.2019г.

09.01.2020г.

01.03.2020г.

19

ул. Очаровательная, дом 10, корпус 4

13.12.2019г.

09.01.2020г.

01.02.2020г.

20

ул. Очаровательная, дом 10, корпус 5

13.12.2019г.

09.01.2020г.

01.02.2020г.

21

ул. Ермолова, дом 98/1

20.03.2020г.

10.04.2020г.

01.05.2020г.

22

ул. Янтарная, дом 27

23.04.2020г.

15.05.2020г.

18.08.2020г.

23

ул. Кленовая Роща, дом 10

18.05.2020г.

08.06.2020г.

01.09.2020г.

 

 Из представленной таблицы видно, что договоры управления многоквартирными домами были заключены в течение от 2 месяцев до 1 года, с даты выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию.

  Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 № ГКПИ09-830 абзац первый пункта 39 Правил признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

  Таким образом, в вышеуказанных случаях управление обязано был провести конкурс, так как собственниками многоквартирных домов в течение двадцати дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, не были выбраны способы управления многоквартирными домами и не было реализации способа управления в установленном порядке (заключение договоров).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением законодательно установленных случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

        Таким образом, действия управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки по непроведению открытых конкурсов привели к ограничению конкуренции, поскольку управлением не были созданы условия для развития конкуренции и состязательности между управляющими компаниями, на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами.

         Вышеуказанные действия (бездействия) управления приводят к тому, что собственники МКД самостоятельно должны искать управляющие компании. В свою очередь в ходе торгов могут быть выявлены компании, которое будут готовы предложить более выгодные предложения для собственников, снизив размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, предоставив больший перечень услуг и работ.

         На основании части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

          Тем самым, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки,  не разместив информацию о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не организовав проведение конкурсных процедур предусмотренных ЖК РФ, допустило нарушение требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

                На основании вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу, что в действиях управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки имеются нарушения части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                              Д. Н. Сапунов

 

 

Члены комиссии:                                                                                          И.Н. Гритчин

 

                                                                                                                               А.З. Дзыба

Связанные организации

Связанные организации не указаны