Постановление №423 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 27 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №423

17 августа 2017 года

г. Ставрополь

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Сапунов Дмитрий Николаевич, рассмотрев протокол №247 от 04.08.2017 и материалы административного дела №423, возбужденного 13.07.2017 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении РНКО «Платежный Центр» (ООО) /630055, г. Новосибирск, ул. Шатурская, 2; ИНН 2225031594; КПП 540501001; ОГРН 1025400002968; зарегистрировано в качестве юридического лица 24.11.2002/ по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38 – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствии представителя РНКО «Платежный Центр» (ООО). Общество надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении №35500314100831.

УСТАНОВИЛ:

В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены признаки нарушения Федерального закона «О рекламе».

В апреле-мае 2017 года по адресу г. Ставрополь, пересечение улиц Пирогова и Тухачевского на рекламном баннере распространялась реклама следующего содержания: «Золотая Корона Денежные переводы 0%* +7 (495) 96 00 555 koronapay.com… Ростелеком Доступно в центрах продаж и обслуживания «Ростелеком…»

В нижней части данного рекламного баннера приводится дополнительная информация в качестве сноски мелким‚ сложно читаемым шрифтом следующего содержания: «Оператор платежной системы «Золотая Корона» - РНКО «Платежный Центр» (ООО), рег. номер <...> от 20.12.2012 г., лицензия ЦБ РФ №3166-К от 14.04.2014 г. *Тариф 0% действует на денежные переводы в страны СНГ и Дальнего Зарубежья с 17.03.2017 г., кроме стран: Киргизия, Таджикистан, Азербайджан. Комиссия округляется до целого рубля в сторону увеличения. С полным списком организаций, предоставляющих услугу денежных переводов в сервисе «Золотая Корона – денежные переводы», можно ознакомиться на сайте koronapay.com».

Данная реклама размещается на специальных рекламных конструкциях (щиты наружной рекламы форматом 3*6)‚ технические характеристики которых создают возможность демонстрировать объект на значительном визуальном расстоянии. Таким образом, объект рекламирования доступен для потребителя на значительном визуальном расстоянии.

Данная реклама адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к услуге – денежные переводы, осуществляемой в центрах продаж и обслуживания «Ростелеком».

Отсутствие существенной информации либо отображение в малодоступной форме вводит потребителя в заблуждение относительно условий данной услуги, а также того, кем предоставляется данная услуга денежных переводов. Вышеперечисленная информация‚ является существенной для потребителя.

Следовательно‚ информация‚ доведённая до потребителя на данном щите наружной рекламы форматом 3*6м мелким‚ сложно читаемым для потребителя шрифтом‚ в виде сноски‚ становится недоступной.

Таким образом‚ способ доведения необходимой в соответствии с рекламным законодательством информации в виде сноски мелким шрифтом‚ является ненадлежащим.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе", реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38 - ФЗ «О рекламе»‚ объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38 - ФЗ «О рекламе»‚ ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28 и частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является РНКО «Платежный Центр» (ООО) /630055, г. Новосибирск, ул. Шатурская, 2; ИНН 2225031594; КПП 540501001; ОГРН 1025400002968; зарегистрировано в качестве юридического лица 24.11.2002/.

24.07.2017 в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные объяснения РНКО «Платежный Центр», в которых общество сообщает, что рекламный баннер содержит информацию по предоставлению услуги по переводу и размер комиссии за оказание такой услуги, жирным шрифтом указан оператор по переводу денежных средств, который оказывает данную услугу потребителю. Данная услуга не имеет никаких дополнительных или скрытых комиссий, которые могут повлиять на сумму доходов или расходов потребителей, что полностью соответствует требования Закона о рекламе. Более того, в ознакомительных целях, чтобы потребитель понимал и увидел о наличии дополнительной информации для ознакомления, возле цифры «0%*» указана в крупном шрифте звездочка, которая также расположена внизу макета. Также Общество указывает, что с соответствии с пунктом 28 Постановления от 08.10.2012 г. №58 Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации размер шрифта в Рекламном баннере должен быть доступен обычному потребителю с нормальным зрением. Для расстояния 5 метров размеры знаков, доступные для чтения большинством людей, должны составлять 20-30мм. Размер шрифта букв в нижней части указанного рекламного баннера составляет 38мм. Следовательно, ознакомление с рекламной информацией не является затруднительным, и такую информацию нельзя признать отсутствующей (вх. №6111 от 24.07.2017).

Должностное лицо Ставропольского УФАС России изучив представленные РНКО «Платежный Центр» доводы и документы приходит к следующему выводу.

Согласно разъяснениям ВАС РФ, выраженных в пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Читаемость спорной информации должна оцениваться сугубо с позиции обычного потребителя обладающего средним зрением, воспринимающим рекламный баннер в различное время, с различных и самое главное доступных с позиции безопасности и правил дорожного движения мест обзора.

Согласно стандартному способу проверки зрения, по таблице Сивцева, следует, что человек с нормальным зрением должен распознавать верхний ряд букв (размер шрифта 70 мм) с расстояния 5 м. При том, что таблица выполнена на белом фоне буквами черного цвета, и при проверке зрения, таблица дополнительно подсвечена.

Спорный текст выполнен буквами размером 38 мм. Щит установлен в таком месте, где пешеход не может подойти вплотную к нему. Щит от пешеходной зоны отделяет проезжая часть (2 полосы). В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004: «При разметке дорог ширину полосы движения принимают с учетом категорий дорог согласно требованиям действующих строительных норм и правил. На дорогах, элементы поперечного профиля которых не соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил, ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3,00 м. Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений режима движения.

Соответственно расстояние от рекламного щита до кромки дороги не может быть меньше 5,5 метров. Даже без учета высоты расположения щита, дополнительного расстояния до пешеходной дорожки, освещенности, можно сделать вывод о невозможности прочтения шрифта размером 38 мм с расстояния более 5,5 метров человеку с нормальным зрением.

Вышеуказанная реклама размещалась между проезжими частями. Выполнена белыми буквами на голубом фоне. Реклама была представлена на обозрение 24 часа в сутки, то есть освещенность в разное время суток различная. Потребители, проезжающие на автотранспорте и пешеходы, проходящие по тротуару, рекламную информацию воспринимают сбоку. Щит от пешеходной зоны отделяет проезжая часть (2 полосы). Учитывая ширину дороги (2 полосы не менее 5,5 м), высоту расположения щита, дополнительное расстояние до пешеходной дорожки, освещенности, можно сделать вывод о невозможности прочтения мелкого шрифта человеку с нормальным зрением. Подойти ближе к рекламному щиту не представляется возможным, поскольку щит расположен на небольшом газоне между двумя проезжими частями. Пешеходный переход в том месте отсутствует, на тротуаре имеется ограждение от проезжей части. Таким образом, потребитель не может воспринять данную рекламную информацию, указанную мелким шрифтом. Следовательно, потребители рекламы не проинформированы об условиях данной акции, а также кем именно предоставляется данная услуга денежных переводов.

Общая площадь рекламного макета, представленного РНКО «Платежный Центр» на бумажном носителе формата А4 составляет 426‚24 кв. см. Высота шрифта информации об операторе Платежной системы «Золотая Корона» и условиях тарифа составляет менее 0,2 см. Высота шрифта словосочетания «Денежные переводы» - 10 см. Высота цифры «0%» составляет 6,5 см. Высота «звездочки», свидетельствующей о наличии сноски - 0,2 см. Высота шрифта информации об операторе Платежной системы «Золотая Корона» и условиях тарифа на рекламном щите составляет 3,8 см. С ближайшей доступной позиции с точки зрения безопасности и правил дорожного движения (пешеходная зона) – указанная информация оказывается совершенно недоступной для потребителя.

Таким образом, совокупность таких особенностей вышеуказанной рекламы, как: месторасположение, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написана информация о существенных условиях акции и о том, кем предоставляется услуга денежных переводов, указанная мелким сложно читаемым шрифтом, лишает возможности потребителей получить полный текст (информацию) делая доступным только основной текст: «Золотая Корона Денежные переводы 0%* +7 (495) 96 00 555 koronapay.com… Ростелеком Доступно в центрах продаж и обслуживания «Ростелеком»

Из вышесказанного следует вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать ее.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ.

Следовательно, способ доведения необходимой в соответствии с рекламным законодательством информации в виде сноски мелким шрифтом‚ является ненадлежащим.

Таким образом, в рекламе РНКО «Платежный Центр» допущены нарушения части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», выразившиеся в распространении банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности, умалчивающей об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица и без указания наименования лица, оказывающего соответствующие финансовые услуги, что вводит в заблуждение потребителей рекламы.

РНКО «Платежный Центр» имело возможность для соблюдения рекламного законодательства, однако не предприняло всех необходимых для этого мер.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Должностным лицом обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность РНКО «Платежный Центр», не установлено.

Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, содержит условия замены административного штрафа предупреждением.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

РНКО «Платежный Центр» не является субъектом малого и среднего предпринимательства, поэтому на РНКО «Платежный Центр» не распространяется действие части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28 и частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38 – ФЗ «О рекламе», статьями 2.1, 4.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать РНКО «Платежный Центр» (ООО) /630055, г. Новосибирск, ул. Шатурская, 2; ИНН 2225031594; КПП 540501001; ОГРН 1025400002968; зарегистрировано в качестве юридического лица 24.11.2002/ виновным в совершении нарушений части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38 – ФЗ «О рекламе».

Назначить РНКО «Платежный Центр» (ООО) /630055, г. Новосибирск, ул. Шатурская, 2; ИНН 2225031594; КПП 540501001; ОГРН 1025400002968; зарегистрировано в качестве юридического лица 24.11.2002/ наказание в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере ста одной тысячи рублей (101.000).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются по следующим реквизитам:

«Получатель» - УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, Отделение Ставрополь г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000. Код доходов бюджета 161 1 16 26000 01 6000 140. Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе по Постановлению №423 от 17.08.2017. УИН: 0319883112081800000905104.

В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, примет решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны