Решение №026/05/28-1239/2020 част 7 статьи 5 и пункт 2 части 2 статьи 28 Федерального зак... от 26 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

по делу № 026/05/28-1239/2020 о нарушении законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

26 октября 2020 года                                                                                    г. Ставрополь

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…> – председатель Комиссии, заместитель руководителя                                                      управления; <…> - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; <…>- член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 026/05/28-1239/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях ООО «ЮСК-Ставрополь» /355000, г. Ставрополь, ул. Мира, 278, корп.Д, пом.55  ИНН 2634091795, КПП 263401001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 26.02.2015 за ОГРН 11152651004351/ нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителя  ООО «ЮСК-Ставрополь» -<…> (доверенность б/н от 24.07.2020г.) ООО «ЮСК-Ставрополь», надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80080653503505)

                                                                   

У  С  Т  А  Н  О  В  И  Л  А:

 

В ходе осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены  нарушения законодательства о рекламе.

28.05.2020г. в городе Ставрополе на ул. Лермонтова, в районе дома №250 на щите наружной рекламы зафиксирована реклама следующего содержания: «6.1% ЮСК Ипотека по льготной ставке.955-444».

В вышеуказанной рекламе присутствует одно из условий ипотечного кредитования (процентная ставка – 6.1%), остальные условия, влияющие на стоимость оказания соответствующей финансовой услуги (срок ипотечного кредитования, сумма ипотечного кредита и др.) указаны мелким шрифтом и не читаемы без специальных приспособлений.

Согласно представленным документам в нижней части рекламы указан следующий текст на 13 строках: « С 12.05.2020 по 30.06.2020г. в рамках программы кредитования сбербанка «Госпрограмма 2020» можно приобрести квартиру на первичном рынке у юридического лица, как на стадии строительства, так и готовое жилье от застройщика по ставке от 6.1% годовых на срок кредита от 12 до 240 месяцев у наименование партнера, при условии проведении сделки с услугой» электронная регистрация права собственности», а также оформления страхования жизни и здоровья заемщика в аккредитованных ПАО Сбербанк компаниях. При отказе заемщика от страхования жизни и здоровья процентная ставка увеличивается до 7.1 % годовых. Первоначальный взнос от 20% от стоимости кредитуемого жилого помещения. В случае не предоставления документов, подтверждающих финансовое состояние и занятость первоначальный взнос от 50%. Минимальная сумма кредита -300 тыс. руб. максимальный размер кредита до 8 000 000 руб.- при покупке жилья в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области; до 3 000 000 руб. при покупке жилья в других регионах. Валюта –рубли РФ. При отказе заемщика от услуги «электронная регистрация права собственности» процентная ставка увеличивается до 6.4% годовых. Дополнительные расходы: страхование жизни и здоровья заемщика, страхование и оценка объекта недвижимости, оформляемого в залог (тарифы зависят от индивидуальных особенностей заемщика). Нотариальное заверение документов, направление документов на гос. Регистрацию ДДУ в электронном виде. Услуга «Электронная регистрация права собственности» оказывается обществом с ограниченной ответственностью «Центр недвижимости от сбербанка» (ОГРН 1157746652150, Адрес: 121170, г. Москва, Кутузовский проспект, д.32 к.1, www.domclick.ru, далее –ООО «ЦНС»), входит в группу компаний ПАО «Сбербанк», обеспечение по кредиту- залог кредитуемого или иного жилого помещения. Итоговая сумма кредита определяется индивидуально, на основании оценки платежеспособности и обеспечения заемщика. Банк вправе отказать в выдаче кредита без объяснения причин. Изменение условий- банком в одностороннем порядке. Подробнее об условиях кредитования, необходимых документах и ограничениях на www.sberbank.ru.реклама. ПАО «Сбербанк». Генеральная лицензия банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе", реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»‚ рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

       В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных   частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" несет рекламодатель.

Согласно полученной информации (договор аренды №114 от 18.03.2019г.,  приложение №1 от 25.03.2019, №2 от 01.05.2019г, №3 от 01.06.2019г., №5 от 25.06.2019г., акт от 25.06.2019, приложение №7 от 25.07.2019, акт от 25.07.2019, приложение №10 от 28.08.2019, приложение №11 от 12.09.2019, приложение №14 от 29.10.2019, акт от 29.10.2019, приложение №156 от 25.11.2019,акт от 25.11.2019, приложение №18 от 2312.2019, акт от 23.12.2019, приложение №19 от 24.01.2020, акт от 24.01.2020, приложение №22 от 28.02.2020, акт от 28.02.2020, приложение №23 от 26.03.2020, приложение №24 от 26.03.2020, акт от 26.03.2020, ат от 24.04.2020 плат/поручение №536 от 25.05.2020, плат. Поручение №445 от 30.04.2020, плат. поручение №314 от 26.03.2020, платежное поручение №212 от 02.03.2020, платежное поручение №66 от 24.01.2020,, платежное поручение №1596 от 24.12.2020, платежное поручение №1541 от 06.12.2019, платежное поручение №1486 от 28.11.2019, платежное поручение №1475 от 27.11.2019, платежное поручение №1380 от 30.10.2019, платежное поручение №1273 от 04.10.2019, платежное поручение №1149 от 16.09.2019, платежное поручение №1147 от 16.09.2019, договора оказания услуг №107 от 11.12.2018 с приложениями) рекламодателем указанной рекламы является ООО «ЮСК-Ставрополь» /355000, г. Ставрополь, ул. Мира, 278, корп.Д, пом.55  ИНН 2634091795, КПП 263401001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 26.02.2015 за ОГРН 11152651004351/.

     В адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные объяснения ООО «ЮСК-Ставрополь» (вх. № 5624 от 07.08.2020) по делу №026/05/28-1239/2020, в которых Общество сообщает, что в рекламе банковских услуг по программе ипотечного кредитования, размещенной на щите наружной рекламы содержит все основные условия оказания услуг, предусмотренные п.2 ч.2 ст.28 ФЗ « О рекламе», в том числе срок ипотечного кредитования и сумму ипотечного кредита и иные условия влияющие на сумму доходов и расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Рассматриваемая реклама представляла собой рекламу на щите наружной рекламы формата 3х6 м.

Исходя из рекламного макета, представленного ООО «ЮСК-Ставрополь», соотношение сторон составляет 288мм х 145мм=41760; высота цифр, которыми указана процентная ставка 6,1%, составляет 30 мм; высота букв мелкого шрифта, расположенного в нижней части рекламы, составляет 2мм. Пропорция для рекламного щита 3*6м будет составлять ≈ 1:21.

Таким образом, на рекламном щите 3*6м высота цифр, которыми указана процентная ставка 6,1%, составляет 630мм(63 см); высота букв мелкого шрифта, расположенного в нижней части рекламы, составляет 42мм(4 см2мм).

Необходимо отметить‚ что данная реклама распространяется посредством наружной рекламы. Технические характеристики данной рекламной конструкции создают возможность демонстрировать объект на значительном визуальном расстоянии, и информация указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы, в которой содержатся условия предоставления кредита не доведена до потребителей, в связи со следующими особенностями ее размещения:

- данная реклама, являясь наружной, была размещена вдоль дороги, направлена на импульсное восприятие потребителями;

- реклама была представлена на обозрение 24 часа в сутки, то есть освещенность в разное время суток различная;

- значительный объем (13 строк) существенной информации указан мелким шрифтом размером -4,2 см;

-потребители, проезжающие на автотранспорте  и пешеходы, проходящие по тротуару, рекламную информацию воспринимают сбоку.

 Совокупность указанных особенностей распространения рекламы, лишает возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст, в котором указано только одно из условий предоставления финансовой услуги - ставка  по ипотеке  от 6.1 % годовых, которая указана размером 63 см.

Из вышесказанного следует вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать ее.

Информация, указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы, является существенной, так как ее отсутствие вводит в заблуждение потребителей, умышленно создает об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует действительности.

То обстоятельство, что в Законе не прописан размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителя.

        Согласно Протоколу № 16 Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и секции по рынку банковских услуг Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг при ФАС РФ от 4 октября 2007 г., размер и способ доведения до потребителей сведений об условиях предоставления кредита в рекламе должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на стоимость кредита, воспринимается потребителями указанным образом.

        Информация об условиях предоставления финансового продукта – ипотеки, имеет решающее значение при выборе рекламируемой услуги, а значит должна быть должным образом доведена до потребителей рекламы.

Отсутствие существенной информации либо отображение в малодоступной форме вводит потребителя в заблуждение относительно условий предоставления рекламируемой финансовой услуги.

Согласно пункта 28 Постановления от 08.10.12 №58 Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать требования предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается, или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

По смыслу названных норм Закона № 38-ФЗ нормативно установленный запрет призван оградить потребителей рекламы от негативного искаженного восприятия рекламируемых финансовых услуг, условий их оказаний, а значит, такая информация должна быть должным образом доведена до потребителей рекламы.

Таким образом, в рекламе ООО «ЮСК-Ставрополь» /355000, г. Ставрополь, ул. Мира, 278, корп.Д, пом.55  ИНН 2634091795, КПП 263401001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 26.02.2015 за ОГРН 11152651004351/ допущены нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р  Е  Ш  И  Л  А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «ЮСК-Ставрополь» /355000, г. Ставрополь, ул. Мира, 278, корп.Д, пом.55  ИНН 2634091795, КПП 263401001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 26.02.2015 за ОГРН 11152651004351/, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и пункт 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО «ЮСК-Ставрополь» /355000, г. Ставрополь, ул. Мира, 278, корп.Д, пом.55  ИНН 2634091795, КПП 263401001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 26.02.2015 за ОГРН 11152651004351/ предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 27.10.2020. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   

 

Председатель Комиссии                                                                <…>

 

Члены Комиссии                                                                            <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны