Постановление №433 Постановление о наложении штрафа по делу об администрати... от 10 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №443
6 августа 2014г.
г. Ставрополь
Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенький О.Л.,
рассмотрев материалы административного дела № 443, возбужденного 23.07.2014 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении ПОСТ «МЫ» /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии Председателя правления Потребительского общества социального творчества «Мы» <……>,
УСТАНОВИЛ:
10.04.2014 в адрес Ставропольского УФАС России поступило заявление гражданина по поводу ненадлежащей наружной рекламы «Соцпрограмма Мы-Раздолжнитель», распространенной в городе Ставрополе по ул. Тухачевского (вх. № 3694 от 10.04.2014).
В ходе проверки фактов, изложенных в указанном заявлении, Ставропольским УФАС России было установлено, что с 10.03.2014 по настоящее время в городе Ставрополе по ул. Тухачевского 9 на щите наружной рекламы (3*6м) распространяется следующая реклама: «Нечем платить кредиты? Законный перерыв на 3-5 мес., снижение платежей в 3-5 раз т. 59-60-59 соцпрограмма Мы – «Раздолжнитель»».
09.06.2014 в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные объяснения ПОСТ «МЫ» на запрос № 05/5738, в которых Общество указывает, что при оказании помощи пайщикам используется предоставление им вексельного займа от ООО «Крэдит Биллбэнк», поверенным которого на основании безвозмездного договора поручения № А26 от 27.01.2014 является ПОСТ «МЫ». Общество указало, что ПОСТ «МЫ» не оказывает каких-либо услуг и не дает рекламы в понятиях Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Кроме того, Общество указало, что «снижение платежей в 3-5 раз» обусловлено низкой процентной ставкой (5-10%) и длительным сроком предоставления займа (10-15 лет); «законный перерыв на 3-5 мес.» обусловлен нормами Гражданского кодекса (ст.ст. 451, 452) и законодательства о судебном и исполнительном производстве (вх. № 6842 от 09.06.2014).
На сайте ООО «Крэдит Биллбэнк» (http://lowbro.ru) размещена Программа оздоровления заемщика «Раздолжнитель», которая состоит из двух самостоятельных услуг:
1) «Абонемент должника». В рамках данной услуги заёмщик проводит процедуры правового оздоровления и защиты от нецивилизованных нападок кредиторов.
С помощью «Абонемента должника» можно:
- защититься от навязываемых коллекторами и кредиторами форм урегулирования вопросов по оплате проблемной задолженности,
- обжаловать действия кредиторов нарушающих банковскую тайну распространяющих Ваши персональные данные,
- попытаться провести досудебное урегулирование с кредитором возможности изменения условий кабального кредитного договора на основании статьи 451 ГК РФ или иных норм ГК РФ,
- подать исковые заявления в суды с просьбой о расторжении непосильных кредитных договоров,
- получить консультации о порядке взаимоотношений с кредиторами и приставами на после судебной стадии.
Рекомендуемая цена «Абонемента должника»: 20 000 рублей (цена не зависит от числа проблемных кредитных договоров и суммы вексельного займа, числа приобретаемых в заём ценных бумаг).
2) «Вексельный займ». Финансовая услуга, оказываемая клиенту в целях предоставления ему в заём расчётно- финансового инструмента (векселя), в целях управления своей задолженностью.
Вексельный займ выдаётся исключительно Заёмщикам, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) испытывающим существенные трудности в оплате своих задолженностей у других Кредиторов (статья 451 ГК РФ). Под задолженностями понимаются необеспеченные потребительские и (или) предпринимательские займы и кредиты в Банках и МФО.
Вексельный займ выдаётся по упрощённой процедуре в рамках программы «Раздолжнитель». Заёмщик заключая договор вексельного займа тем самым гарантирует своё соответствие к вышеизложенным требованиям, а так же требованиям, указанным в персональной оферте Компании.
Сумма займа: от 100.000 рублей до 600.000 рублей (по одному договору).
Срок займа: от 1 года до 15 лет, с правом досрочного погашения.
Процентная ставка: от 5% до 15 % годовых. Процентная ставка устанавливается индивидуально в зависимости от предоставленного обеспечения.
Документы, необходимые для получения вексельного займа, в том числе, - Решение суда о взыскании с Клиента по просроченным кредитам (займам) суммы долга и (или) договор с Компанией о приобретении «Абонемента должника».
В спорной рекламе отсутствует информация о том, за счет чего происходит «снижение платежей в 3-5 раз» и «законный перерыв на 3-5 мес.».
Фактически потребителю предоставляются две услуги – выдача вексельного займа на более выгодных условиях от существующего кредита; юридические услуги «Абонемент должника».
Кроме того, одним из документов, необходимым для получения вексельного займа, является Решение суда о взыскании с Клиента по просроченным кредитам (займам) суммы долга и (или) договор с Компанией о приобретении «Абонемента должника».
Данная информация является существенной, так как ее отсутствие вводит в заблуждение потребителей, умышленно создает об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует действительности.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из анализа содержания спорной рекламы, а также из письменных объяснений ПОСТ «МЫ» вх. № 6842 от 09.06.2014 вытекает, что в Общество предоставляет финансовые услуги на исключительных условиях и гарантирует снижение платежей в 3-5 раз, а также законный перерыв по выплате уже существующего кредита.
Однако Общество не представило документального подтверждения информации, указанной в спорной рекламе - «законный перерыв на 3-5 мес.», «снижение платежей в 3-5 раз».
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с безвозмездным договором поручения № А26 от 27.01.2014, ПОСТ «МЫ» обязуется от имени и за счет ООО «Крэдит Биллбэнк» совершать юридические и иные действия, связанные с продажей ООО «Крэдит Биллбэнк» вексельных займов по программе «Раздолжнитель».
Таким образом, спорная реклама по своей сути является рекламой финансовой услуги по предоставлению вексельного займа ООО «Крэдит Биллбэнк».
В спорной рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частями 3,7 статьи 5, частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем вышеуказанной рекламной продукции является ПОСТ «МЫ» /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ (на основании договора аренды № 00011296 от 26.02.2014).
На рассмотрении дела Председатель правления ПОСТ «МЫ» <……> заявил, что не согласен с допущенным нарушением Федерального закона «О рекламе», представил письменные объяснения исх. № 0208/01 от 02.08.14.
В письменных объяснения исх. № 0208/01 от 02.08.14 ПОСТ «МЫ» указывает, что спорная реклама была размещена по инициативе Председателя правления ПОСТ «МЫ» <……> без должного согласования с Советом.
ПОСТ «МЫ» по смыслу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» является субъектом, в интересах которого непосредственно распространялась указанная реклама.
Неисполнение сотрудником организации требований законодательства, при исполнении своих служебных обязанностей, не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины юридического лица и освобождающим данную организацию от ответственности.
Заключая трудовой договор, предприятие является участником правоотношений как в гражданско-правовом, так и в публично-правовом смысле и оно обязано обеспечить соблюдение закона при осуществлении им хозяйственной деятельности.
Таким образом, ПОСТ «МЫ» является самостоятельным субъектом правовой ответственности и отвечает за ненадлежащее исполнение своих обязанностей его работниками.
Более того, в соответствии с пунктом 3 статьи 2.1 КоАП, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В письменных объяснения исх. № 0208/01 от 02.08.14 ПОСТ «МЫ» указывает, что не было извещено о времени и месте рассмотрения дела, состоявшегося 23.07.2014.
Указанный довод несостоятелен по следующим основаниям.
Определение о возбуждении дела № 51 по признакам нарушения рекламного законодательства исх. № 05/7626 от 25.06.2014, в котором содержалось время и место его рассмотрения, а также время и место возможного составления протокола об административном правонарушении, было получено 09.07.2014 сотрудником ПОСТ «МЫ» - <……> (уведомление о вручении почтового отправления № 35500376011595).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ПОСТ «МЫ» <……> является одним из учредителей потребительского общества.
Таким образом, ПОСТ «МЫ» было надлежащим образом уведомлено как о времени и месте рассмотрения дела № 50 по признакам нарушения рекламного законодательства, так и о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В письменных объяснения исх. № 0208/01 от 02.08.14 ПОСТ «МЫ» указывает, что Ставропольским УФАС России были проигнорированы разъяснения исх. № 1406/01 от 02.06.2014.
Данный довод ПОСТ «МЫ» не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
09.06.2014 в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные объяснения ПОСТ «МЫ» исх. № 1406/01 от 02.06.2014 на запрос № 05/5738 Ставропольского УФАС России, которые были приобщены к материалам дела и указаны в определении о возбуждении дела № 51 по признакам нарушения рекламного законодательства, в решении по делу № 51 по признакам нарушения рекламного законодательства, в протоколе об административном правонарушении № 251 (вх. № 6842 от 09.06.2014).
В письменных объяснения исх. № 0208/01 от 02.08.14 ПОСТ «МЫ» указывает, что не осуществляет предпринимательскую деятельность, таким образом, информация, размещенная в городе Ставрополе по ул. Тухачевского 9 на щите наружной рекламы, не является рекламой.
Указанный довод несостоятелен по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
Информация «Нечем платить кредиты? Законный перерыв на 3-5 мес., снижение платежей в 3-5 раз т. 59-60-59 соцпрограмма Мы – «Раздолжнитель», указанная на щите наружной рекламы, отвечает законодательному определению «реклама», приведенному в статье 3 ФЗ «О рекламе», поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на формирование интереса к предлагаемым ПОСТ «МЫ» услугам, поддерживает интерес к объекту рекламирования, способствуя его продвижению на рынке.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
Содержание рекламы – это ее внутреннее наполнение, смысл информации, образный ряд, качество и манера изображения. Рекламодатель - профессионал. Это обязывает его к знанию всех законов и требований к построению рекламного сюжета и виду используемого материала. Именно рекламодатель, являющийся изготовителем или продавцом товара, осведомлен о свойствах и качестве товара и он сам одобряет содержание рекламы.
Исходя из этого, законодательство устанавливает презумпцию вины рекламодателя по отношению к другим субъектам рекламной деятельности (рекламопроизводителю и рекламораспространителю) при нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.
Таким образом, в первую очередь именно рекламодатель обязан предоставить для последующего распространения рекламы надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям законодательства о рекламе, в том числе пункту 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
Более того, в соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ПОСТ «МЫ» /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/.
Неосуществление предпринимательской деятельности, не освобождает ПОСТ «МЫ» от соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Таким образом, ПОСТ «МЫ» /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ допущены нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившиеся в распространении рекламы, которая содержит несоответствующие действительности сведения о том, что Общество предоставляет (является посредником) финансовые услуги на исключительных условиях и гарантирует снижение платежей в 3-5 раз, а также законный перерыв по выплате уже существующего кредита; в которой отсутствует часть существенной информации о том, за счет чего происходит «снижение платежей в 3-5 раз» и «законный перерыв на 3-5 мес.», при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы; в которой отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
ПОСТ «МЫ» имело возможность не нарушать требования законодательства о рекламе, однако не приняло всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства.
Совершенное ПОСТ «МЫ» административное правонарушение в виде нарушения законодательства о рекламе посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы.
В данном случае несоответствие рекламы ПОСТ «МЫ» требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы потребителей на получение полной и достоверной информации о «соцпрограмме Мы – «Раздолжнитель»».
Должностным лицом учтено следующее смягчающее административную ответственность ПОСТ «МЫ» обстоятельство:
- Общество впервые привлекается к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе», статьями 2.1, 4.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ПОСТ «МЫ» /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ нарушившим пункт 2 части 3 статьи 5, часть 7 статьи 5, часть 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
Назначить ПОСТ «МЫ» /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ наказание в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере ста одной тысячи рублей (101.000).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются по следующим реквизитам:
«Получатель» - УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, ГРКЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000. Код доходов бюджета 161 1 16 26000 01 6000 140. Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе.
В трехдневный срок со дня уплаты, ПОСТ «МЫ» надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю надлежащим образом заверенные копии платежных документов об уплате штрафа.
В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, примет решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.