Решение б/н Решение по делу №49 о нарушении антимонопольного законодател... от 8 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело №49

Резолютивная часть решения оглашена 16.09.2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 25.09.2015 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Пашкова Н.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Колесникова Ж.В.- старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело №49 возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42 а, г. Ставрополь, 355037) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ГУП СК «Крайтеплоэнерго» на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по факту ограничения поставки природного газа на котельные.

Ставропольским УФАС России проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по прекращению поставки газа на объект ГУП СК «Крайтеплоэнерго» осуществляющего снабжение горячей водой добросовестных плательщиков, имеются признаки нарушения п.4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного и было возбуждено дело №49 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела представитель ГУП СК «Крайтеплоэнерго» пояснил следующее.

В адрес ГУП СК «Крайтеплоэнерго» в мае 2015 г. поступило предупреждающее письмо от ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» №07-02-1685 от 12.05.2015 г. о введении ограничения с 19.05.2015 г. поставок газа по заключенным договорам поставки газа на 50%, в случае неоплаты задолженности, возникшей у ГУП СК «Крайтеплоэнерго» за газ до 16.05.2015 г.

Письмом от 25.05.2015 г. №07-02-1968 ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» повторно известило ГУП СК «Крайтеплоэнерго» о том, что с 10-00 часов 27.05.2015 г. будет введено ограничение поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» уже на 100 %.

Постановлением Правительства РФ №1 от 05.01.1998 г. «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» (далее Порядок) предусмотрен соответствующий порядок такого прекращения и ограничения подачи энергетических ресурсов, в том числе газа.

Действующим законодательством предоставлено право энергоснабжающей организации вводить ограничение режима и прекращение потребления, но при этом установлена обязанность соблюдать определенную процедуру.

Пунктом 6 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам толивно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в адрес ГУП СК «Крайтеплоэнерго» не поступало предложений о заключении соответствующего соглашения по подаче ресурса добросовестным плательщикам коммунальных услуг.

ГУП СК «Крайтеплоэнерго» указывает на то, что особенность разводки системы горячего водоснабжения в большинстве многоквартирных домов не позволяет ввести ограничение или отключение неплательщиков без получения доступа непосредственно в принадлежащее ему помещение, что в современных условиях практически невозможно реализовать.

В связи с тем, что техническая возможность отключения только неплательщиков топливно-энергетических ресурсов у ГУП СК «Крайтеплоэнерго» отсутствовала, ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не имел законных оснований для прекращения поставки газа всем потребителям.

При рассмотрении дела представитель ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» пояснил следующее – между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ГУП СК «Крайтеплоэнерго» в целом по Ставропольскому краю заключено 38 договоров поставки природного газа (далее - договоры).

Согласно договоров ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» обязуется поставлять природный газ, а ГУП СК «Крайтеплоэнерго» обязуется принимать и оплачивать газ.

ГУП СК «Крайтеплоэнерго» условия договоров поставки газа надлежащим образом не исполняло, ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» было вынуждено пойти на крайние меры - ограничение поставки газа.

На момент введения ограничений предприятие имело задолженность в размере более 246 миллионов рублей.

В соответствии с пунктом 3.3 договора «поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставку газа Покупателю и не несет за это ответственность в следующих случаях: неоднократного (два и более периода платежа) нарушения сроков оплаты за поставляемый газ (под нарушением сроков оплаты Стороны понимают полное или частичное отсутствие оплаты за газ в сроки, указанные в пункте 5.5 настоящего Договора).

Возможность прекращения или ограничения подачи энергии (поставки газа) юридическому лицу, являющемуся абонентом по договору энергоснабжения или покупателем по договору поставки, не выполняющему обязанности по оплате, предусмотрена статьей 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162.

Порядок реализации указанного права определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №1 «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов».

В соответствии с пунктом 6 Порядка ограничения (прекращения) подачи энергоресурсов в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

ГУП СК «Крайтеплоэнерго» не предпринимало мер по заключению вышеупомянутого соглашения для обеспечения бесперебойного поступления тепловой энергии потребителям, не имеющим задолженности.

Между тем, ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» направляло ГУП СК «Крайтеплоэнерго» письмо от 24.04.2015 №07-02-1494 с предложением определить объем природного газа, необходимого для выработки тепловой энергии абонентам, добросовестно осуществляющих обязательства по оплате теплоэнергии, в целях заключения соответствующего соглашения.

ГУП СК «Крайтеплоэнерго» информацию для заключения соглашения не представило.

Между тем, ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» запрашивало у ГУП СК «Крайтеплоэнерго» информацию о добросовестных потребителях с целью определения лимита газа, необходимого для производства тепловой энергии для таких абонентов.

Введение ограничений поставки природного газа в отношении ГУП СК «Крайтеплоэнерго» было осуществлено в соответствии с пунктами 3, 4 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №1.

О предстоящем 19.05.2015 ограничении поставки природного газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» было уведомлено не менее чем за сутки письмом 12.05.2015 №07-02-1685. О введении 27.05.2015 ограничения поставки природного газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» было уведомлено не менее чем за сутки письмом от 25.05.2015 №07-02-1968.

По результатам проведенных мероприятий ограничению подверглись 338 котельных, из которых 326 котельных являются сезонными и на момент введения ограничения потребление природного газа на них уже не осуществлялось. По 12 котельным впоследствии была возобновлена поставка газа в объемах, необходимых для обеспечения горячего водоснабжения населению.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» ввело ограничение поставки природного газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» в рамках договорных отношений, а также в соответствии с действующим законодательством.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ИНН - 2635048440) осуществляет поставку и реализацию природного газа на территории Ставропольского края.

Услуги по поставке и реализации природного газа не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами).

Поскольку ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» является единственным поставщиком природного газа на территории Ставропольского края, предприятие занимает доминирующее положение и включено в реестр хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - реестр), по позиции «поставка и реализация природного газа» с долей на рынке > 50 % в географических границах Ставропольского края. В соответствии с п. 3.11 административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного - приказом ФАС России от 25.05.2012 №345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) не требуется, в случае если соблюдаются в совокупности, следующие условия:

- хозяйствующий субъект включен в реестр;

- хозяйствующий субъект включен в реестр с долей более пятидесяти процентов;

- доминирующее положение включенного в реестр хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в реестр.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ГУП СК «Крайтеплоэнерго» заключены договоры поставки газа (далее - договора).

В соответствии с пунктом 3.3 договора «поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставку газа Покупателю и не несет за это ответственность в следующих случаях:

- неоднократного (два и более периода платежа) нарушения сроков оплаты за поставляемый газ (под нарушением сроков оплаты Стороны понимают полное или частичное отсутствие оплаты за газ в сроки, указанные в пункте 5.5 настоящего Договора);

При этом поддержание необходимых параметров теплоносителя для теплоснабжения и горячего водоснабжения населения, объектов социального назначения, собственных технологических нужд Покупатель обеспечивает за счет использования альтернативных газу видов топлива, если использование альтернативных видов топлива предусмотрено установленным топливным режимом Покупателя.

Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается Поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия».

По состоянию на 12 мая 2015 года сумма задолженности ГУП СК «Крайтеплоэнерго» не изменилась и составила 246389563,17 руб.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» письмом «Об ограничении поставки природного газа» от 12.05.2015 года №07-02-1685 уведомило ГУП СК «Крайтеплоэнерго» о прекращении поставки газа в размере 50 %.

Письмо ГУП СК «Крайтеплоэнерго» было получено 12.05.2015 года.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» письмом «Об ограничении поставки природного газа» от 25.05.2015 года №07-02-1968 уведомило ГУП СК «Крайтеплоэнерго» о прекращении поставки газа в размере 100 %.

Письмо ГУП СК «Крайтеплоэнерго» было получено 25.05.2015 года, за вх. 1293.

По результатам проведенных мероприятий ограничению подверглись 338 котельных, из которых 326 котельных являются сезонными и на момент введения ограничения потребление природного газа на них уже не осуществлялось.

По 12 котельным впоследствии была возобновлена поставка газа в объемах, необходимых для обеспечения горячего водоснабжения населению, что подтверждается следующими актами.

Актом 46 от 04.06.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 100 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» на котле Братск М 1 шт. по адресу г. Ипатово ул. Орджоникидзе, 123а (котельная №2111).

Актом 45 от 04.06.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 100 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» на котле Факел Г 1 шт. по адресу г. Ипатово ул. Гагарина 106 б (котельная №2117).

Актом 22 от 27.05.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 100 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» на котле Е 1/9 – 1шт., Факел Г/КСУМ1 - 2 шт. по адресу г. Ипатово ул. Гагарина 106 б.

Актом 44 от 27.05.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 100 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» на котле Братск 1 Г-2 шт., КСВ-1,0 – 1 шт. по адресу г. Ипатово ул. Орджоникидзе, 123А.

Актом от 27.05.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 100 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» котел КСБ-1,86-5 шт., ТВГ-0,75 – 1 шт. по адресу г. Изобильный, ул. Ленина, 17 котельная 20-04.

Актом от 27.05.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 100 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» котел КВА 2,0-1 шт., ВК-21 – 1 шт. по адресу г. Изобильный, ул. Красноармейская, 69 котельная 20-05.

Актом от 27.05.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 100 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» котел КВА 100 ГН-3 шт. по адресу г. Изобильный, ул. Промышленная, 1 а котельная 20-26.

Актом от 29.05.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 80 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» котел КВС 1,86-3 шт., котел ТВГ-1,5 – 1 шт. по адресу г. Изобильный, пер. Ленина, 17 котельная 20-04.

Актом от 29.05.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 78 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» котел КВА 2,0-1 шт., ВК-21 – 1 шт. по адресу г. Изобильный, ул. Красноармейская, 69 котельная 20-05.

Актом от 29.05.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 66 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» котел КВА 100 ГН-3 шт. по адресу г. Изобильный, ул. Промышленная, 1 а котельная 20-26.

Актом от 27.05.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 100 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» котел КВР-1,16-100 1 шт., котел ТВГ0,5 – 2 шт. по адресу г. Минеральные Воды, ул. Пушкина, 64 а котельная 26-09.

Актом от 27.05.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 100 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» котел ТВГ-0,75 2 шт., котел Е-1,0/9 1 шт. по адресу котельная 23.

Актом от 27.05.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 100 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» кот. 15-23 по адресу с. Каменная Балка ул. Квартальная, 8.

Актом от 27.05.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 100 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» кот. 15-29 по адресу г. Благодарный, ул. Вокзальная, 33.

Актом от 27.05.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 50 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» котельная г. Ессентуки, ул. Пятигорская, 121.

Актом от 27.05.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 50 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» котельная с. Винсады ул. Подгорная.

Актом №33/05 от 27.05.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 50 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» котельная с. Краснокумская, ул. Кирпичная, 26.

Актом №34/05 от 27.05.2015 об ограничении (прекращении) поставки газа был зафиксирован факт произведенного 50 % ограничения прекращения поставки газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» котельная с. Краснокумская, ул. Тополиновая ул. Хохлова, 1а.

Письмом 03.06.2015 года №07-02-2141 ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» возобновила поставку газа на следующие котельные.

- котельная №2111 (Ставропольский край, Ипатовский район, г.Ипатово, ул.,Орджоникидзе, 123 А);

- котельная №2117 (Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Гагарина,-106 Б).

По факту выполненных работ оформлены акты.

Следовательно, 04.06.2015 поставка газа на указанные объекты ГУП СК «Крайтеплоэнерго» не осуществлялась.

Письмом 29.05.2015 года №07-01-2051 ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» возобновила поставку газа на следующие котельные.

- котельная №2004 (Ставропольский край, Изобильненский район, г.Изобильный, пер. Ленина,17);

- котельная №2005 Промбаза новая (Ставропольский край, Изобильненский район, г. Изобильный, ул. Красноармейская, 69);

- котельная №2026 (Ставропольский край, Изобильненский район,
г.Изобильный, ул. Промышленная 1а, ПМК-20);

По факту выполненных работ оформлены акты.

Следовательно, с 27.05.2015 года по 29.05.2015 года поставка газа на указанные объекты ГУП СК «Крайтеплоэнерго» не осуществлялась.На момент рассмотрения дела представителями ГУП СК «Крайтеплоэнерго» указано, что поставка газа осуществляется только на 12 котельные, остальные котельные не функционируют, на них стоят пломбы поставщика, что не отрицалось представителями ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее Закон №69-ФЗ) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как: навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки; создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа; сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания монопольно высоких цен.

В соответствии со ст. 29 Закона №69-ФЗ в целях обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения и работающих на газовом топливе организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по координации взаимодействия указанных систем, в том числе: организация - собственник системы газоснабжения и организация - собственник системы электро- и теплоснабжения заключают долгосрочный договор поставки электрической и тепловой энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электро- и теплогазоснабжения с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые газ, электрическую и тепловую энергию.

Согласно п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Пунктом 5 Правил поставки газа в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. №162 определено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

 Пунктом 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Согласно ст. 25 Закона №69-ФЗ на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162, поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В такой перечень в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 №364 входят финансируемые за счет средств федерального бюджета организации, обеспечивающие безопасность государства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок №1), который определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).

В пункте 6 Порядка №1 предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

По смыслу указанного положения организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями.

Учитывая, что обязанность по заключению таких соглашений носит взаимный характер, газоснабжающие организации при поступлении соответствующей информации и предложений со стороны контрагентов обязаны принимать меры к согласованию лимитов поставки энергоресурсов, обеспечивая тем самым исполнение теплоснабжающими организациями своих обязательств перед конечными потребителями, не имеющими задолженности по оплате оказанных услуг.

Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в решении от 12.09.2012 №ВАС-9586/12 наличие соглашения между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов, в частности, на получение коммунальных услуг.

По смыслу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции состав правонарушения по злоупотреблению доминирующим положением имеет место не только тогда, когда доказан факт ущемления интересов третьих лиц, но и в случаях, когда создается угроза наступления таких последствий.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрен разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354).

При этом прекращение поставки газа (топлива) ресурсоснабжающей организации не предусмотрено в качестве основания для такого приостановления или ограничения. Напротив, пунктом 121 Правил №354 предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Таким образом, полное прекращение поставки газа ресурсоснабжающей организации и, как следствие, лишение данной организации возможности осуществлять подогрев воды для предоставления услуг горячего водоснабжения и отопления уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг.

В то же время спор двух хозяйствующих субъектов, каждый из которых занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным абонентам, независимо от наличия либо отсутствия соглашения об обеспечении подачи топливно-энергетических ресурсов.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.02.2012, согласно которой действия организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

В настоящем случае возникший между обществом и ГУП СК «Крайтеплоэнерго» конфликт, связанный с неоплатой газа, в силу повышенной социальной ответственности, которую несут организации-монополисты, мог быть урегулирован сторонами в рамках переговорного процесса, либо в рамках судебного гражданско-правового спора о взыскании задолженности за поставленные ресурсы и последующего принудительного исполнения судебного решения.

Вместо этого ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» полностью прекратило поставку газа на котельные ресурсоснабжающей организации со ссылкой на отсутствие актуальной информации по добросовестным абонентам.

В ходе анализа документов управлением не установило наличие соглашения между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ГУП СК «Крайтеплоэнерго», до прекращения поставки газа, но в рассматриваемом случае факт прекращения поставки газа имеет место.

Однако совершение ГУП СК «Крайтеплоэнерго» действий по непредоставлению актуальной информации в отсутствие доказательств о том, что все абоненты ресурсоснабжающей организации перестали оплачивать коммунальные услуги, само по себе не является основанием для полного прекращения поставки газа.

Право на жилище (и вытекающее из него право на получение коммунальных услуг) является безусловным, что означает обязанность газоснабжающей организации поставлять топливно-энергетические ресурсы на котельные ресурсоснабжающей организации даже при условии, что количество абонентов, исправно оплачивающих коммунальные услуги, равняется одному.

Следовательно, оснований для прекращения поставки газа у ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», в виду недостижения согласия с ГУП СК «Крайтеплоэнерго» по введению ограничения на объекты ГУП СК «Крайтеплоэнерго» не имеется.

Пунктом 4 части 4 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по факту прекращения поставки природного газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» с 27 мая 2015 года, установлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42 а, г. Ставрополь, 355037) нарушившим пункт 4 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту прекращения поставки природного газа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» 27 мая 2015 года и 04.06.2015 года.

Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42 а, г. Ставрополь, 355037) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в срок до 01.10.2015 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем соблюдения порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №1 при прекращении поставки газа.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны