Определение №5 КПК «СК-Гранд» /356420, Ставропольский край, Благодарненский... от 24 января 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ №5

 

24 января 2019 года                                                                                       г. Ставрополь

 

Председатель Комиссии Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя управления Золина Галина Владимировна, рассмотрев материалы о распространении  Кредитным потребительским кооперативом «СК-Гранд» (КПК «СК-Гранд») /356420, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Ленина, 172/1, ИНН 1655217630, КПП 260501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 06.07.2011 за ОГРН 1111690045026/ рекламы с признаками нарушения рекламного законодательства,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Ставропольского УФАС России поступило обращение Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации по факту распространения ненадлежащей рекламы КПК «СК-Гранд».

В ходе проверки фактов, изложенных в обращении, Ставропольским УФАС России были выявлены признаки нарушения Федерального закона «О рекламе».

В октябре 2018 года по адресу Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Ленина, д. 172/1 размещался рекламный штендер и баннер следующего содержания: «Кредитный потребительский кооператив СК-Гранд Выдача займов под материнский капитал Оформление сделок с недвижимостью любой сложности Вклады под 12.2% годовых Юридические услуги по сделкам с недвижимостью».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», реклама − информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Исходя из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», следует, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.2009 №190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный потребительский кооператив – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципе в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

Деятельность кредитного кооператив состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператив (пайщиков) посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном Федеральным законом от 18.07.2009 №190-ФЗ «О кредитной кооперации», иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива.

Исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц на основании статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» принадлежит банку.

Таким образом, кредитный кооператив не обладает правом привлекать во вклады денежные средства граждан. Следовательно, указанная в рекламе информация «Вклады под 12.2%» является недостоверной. Данная информация вводит граждан в заблуждение относительно услуг, оказываемых организацией. Также в рекламе указана процентная ставка, и отсутствуют иные условия оказания соответствующей услуги.

Кроме того, реклама займов под материнский капитал согласно рекламному законодательству относится к финансовым услугам и регулируется статьей 28. Помимо специальных требований, установленных данной статьей, реклама займа с использованием материнского капитала должна быть достоверной и добросовестной. Материнский капитал может быть использован только на цели, прямо предусмотренные Федеральным законом РФ от 29 декабря 2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Таким образом, реклама с указанием «Выдача займов под материнский капитал» является ненадлежащей, вводящей потребителей в заблуждение, так как она не содержит всех условий использования материнского капитала. В таком случае у потребителя рекламы может возникнуть неверное впечатление, что в обмен на сертификат, дающий право на использование семейного капитала, можно получить займ на любые нужды.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»‚ ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) рекламы лицо.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28, пунктом 2 части 3 статьи 5 и частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является Кредитный потребительский кооператив «СК-Гранд» (КПК «СК-Гранд») /356420, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Ленина, 172/1, ИНН 1655217630, КПП 260501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 06.07.2011 за ОГРН 1111690045026/.

Таким образом, в действиях КПК «СК-Гранд» усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 «О рекламе», выразившиеся в распространении рекламы, которая содержит несоответствующие действительности сведения,  а также рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о всех условиях использования материнского капитала, и о всех условиях оказания финансовой услуги, что тем самым вводит потребителя в заблуждение.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20,21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 5 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать, участвующим в деле лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - КПК «СК-Гранд» /356420, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Ленина, 172/1, ИНН 1655217630, КПП 260501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 06.07.2011 за ОГРН 1111690045026/.

3. Назначить дело № 5 к рассмотрению на 13 февраля 2019 года на 11 часов 30 минут по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина 384, Ставропольское УФАС России, каб. 302.

4. КПК «СК-Гранд» представить в срок до 11 февраля 2019 года

- учредительные документы КПК «СК-Гранд»;

- условия выдачи займов под материнский капитал (представить копию типового договора);

- типовой договор, заключаемый с потребителем на открытие «вклада» под 12.2% годовых;

- копии документов (договоры с приложением, рекламные макеты, документы об оплате и др.), на изготовление и (или) распространение вышеуказанного рекламного материала.

- письменные объяснения по факту допущенного нарушения.

Копии всех документов и материалов должны быть заверены подписью директора и печатью КПК «СК-Гранд».

За непредставление в срок требуемой информации или представление сведений в неполном объеме или в искаженном виде предупреждаю Вас об ответственности в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Назначить время и место составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 КоАП: 13 февраля 2019 года в 11 часов 30 минут по адресу:  г. Ставрополь, ул. Ленина 384, Ставропольское УФАС России, каб. 302.

Явка представителя КПК «СК-Гранд» для составления и подписания протокола об административном правонарушении обязательна (при себе иметь документ, удостоверяющий личность). В случае неявки указанного лица без уважительных причин протокол об административном правонарушении может быть составлен в его отсутствие. Неявка указанного лица будет рассматриваться как отказ от своих прав, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               Г.В. Золина

Связанные организации

Кредитного потребительского кооператива «СК-Гранд» (КПК «СК-Гранд»)
ИНН 1655217630, ОГРН 1111690045026