Решение б/н Решение по делу №5 о нарушении антимонопольного законодатель... от 6 июля 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу №5 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации
3 мая 2012 года
г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Тахенький О.Л. - председатель Комиссии, зам. руководителя управления;
Силичев М.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;
Рябенко Е.В. - член Комиссии, ведущий специалист – эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело №5 по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
в присутствии:
Представителя ЗАО «ГУТА - Страхование» <***> по доверенности от 20.12.2011 №77 АА 4224526.
В отсутствии представителя ООО «Росгосстрах». В адрес Ставропольского УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя компании. ООО «Росгосстрах» уведомлено о месте и времени рассмотрения дела (уведомление о вручении почтового отправления №35503849043680).
УСТАНОВИЛА:
В адрес Ставропольского УФАС России поступило заявление ЗАО «ГУТА-Страхование» по вопросу недобросовестной конкуренции ООО «Росгосстрах». Нарушение выразилось в следующем.
Заявитель и ООО «Росгосстрах» принимали участие в открытом конкурсе на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств при запросе котировок, проведенном комитетом Ставропольского края по государственному заказу (заказчик государственное казенное учреждение «Противопожарная и аварийно – спасательная служба Ставропольского края»).
По мнению заявителя ООО «Росгосстрах» предоставило недостоверные сведения о цене контракта. Несмотря на установленные страховые тарифы, обязательные к применению всеми страховщиками, ООО «Росгосстрах» предложило необоснованно низкую цену контракта, рассчитанную в нарушение порядка, предусмотренного ст. 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 №40-ФЗ.
В результате данных действий ООО «Росгосстрах» получило необоснованное конкурентное преимущество и стало победителем открытого конкурса на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО).
На рассмотрении дела представитель ЗАО «ГУТА - Страхование» поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Комиссия Ставропольского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела пришла к следующим выводам.
1. ЗАО «ГУТА – Страхование» имеет лицензию от 05.06.2007 С№182077 на осуществление страхования. В соответствии с уставом, предметом деятельности общества является страхование: обеспечение посредством аккумулирования страховых платежей и выплат сумм по страховым обязательствам, возникшим в различных сферах их деятельности. Общество имеет филиал в городе Ставрополе.
ООО «Росгосстрах» имеет лицензию от 07.12.2009 С №097750. Основной целью ООО «Росгосстрах» является осуществление всех видов страхования, перестрахования и получение прибыли. Общество имеет филиал в Ставропольском крае.
Таким образом, ЗАО «ГУТА – Страхование» и ООО «Росгосстрах» являются по смыслу статьи 4 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» конкурентами.
2. Заказчиком открытого конкурса по отбору страховой организации для осуществления ОСАГО владельцев транспортных средств является государственное казенное учреждение «Противопожарная и аварийно – спасательная служба Ставропольского края».
Конкурс проводился комитетом Ставропольского края по государственному заказу. Информация о конкурсе была размещена на сайте: www.zakupki.gov.ru.
В конкурсной документации был указан перечень и характеристика транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности.
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 498 552,00 руб.
Согласно протоколу №0121200002811008032-1 от 13 января 2012 года, к участию в запросе котировок было допущено 4 страховые компании – ООО «Росгосстрах», ЗАО «ГУТА-Страхование», СОАО «ВСК» и СОАО «Ингосстрах».
В соответствии с приложением №4 к Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 13.01.2012 №заявок на участие в открытом конкурсе №0121200002811008032-1, победителем конкурса было признано ООО «Росгосстрах», предложившее цену государственного контракта ниже остальных участников 303 724 рублей 96 копеек (начальная максимальная цена лота 498 552,00 руб.).
3. В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
В соответствии с частью 6 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».
Следовательно, страховая премия по парку транспортных средств заказчика при применении базовых ставок и установленных коэффициентов у всех страховщиков должна быть одинаковой. Занижение стоимости страховой премии по ОСАГО владельцев транспортных средств заказчика является нарушением Федерального закона от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».
Из представленных в Ставропольское УФАС России расчетов страховых премий по данному конкурсу следует, что при расчете страховой премии для запроса котировок, проведенного заказчиком, ООО «Росгосстрах» занизило суммы страховых премий по следующим транспортным средствам:
Перечень транспортных средств подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности с доступом к управлению транспортными средствами неограниченного количества лиц (СМ Приложение)
Занижение обществом страховой премии привело к занижению цены государственного контракта, в результате чего общество получило преимущество перед другими участниками и стало победителем конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Таким образом, ООО «Росгосстрах» допущена недобросовестная конкуренция, которая выразилась в нарушении порядка расчета страховых премий, что привело к уменьшению цены контракта и получению преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг. Действия ООО «Росгосстрах» причинили (либо могли причинить) убытки конкурентам, которые лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить клиента в лице управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Росгосстрах» нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. В связи с тем, что государственный контракт по результатам запроса котировок заключен, не выдавать предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Решение изготовлено в полном объеме 04.05.2012 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.