Решение б/н Решение по делу №5 о нарушении антимонопольного законодатель... от 13 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело №5

11.02.2015 года

город Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Д. Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены Комиссии:

Томиленко С. Ю. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Волошина О. В. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

При участии представителей Министерства экономического развития Ставропольского края – <……> (заместитель министра) и <……> (доверенность №46 от 30.12.2014 года).

Рассмотрев дело №5, возбужденное в отношении Министерства экономического развития Ставропольская края (355000, г. Ставрополь, ул. Ленина, 293, ИНН-2634083314; ОГРН-1082635017926) по признакам нарушения пунктов 3, 5, 8, 10 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в издании письма №МЭР-01/34 от 13.01.2015 года,

УСТАНОВИЛА:

В Ставропольское УФАС России поступило обращение электронного периодического издания «Ведомости» по вопросу проверки правомерности указаний, данных от имени Министерства экономического развития Ставропольского края органам исполнительной власти Ставропольского края о необходимости перевода денежных средств на расчетные счета крупнейших российских банков (ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Банк Москвы», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Альфа-банк»).

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается:

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

8) создание дискриминационных условий;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Следовательно, в действиях Министерства экономического развития Ставропольского края имеются признаки нарушения пунктов 3, 5, 8, 10 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», указанные основания послужили поводом для возбуждения дела №5 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Представители Министерства экономического развития Ставропольского края пояснили, что в целях обеспе­чения сохранности бюджетных средств, размещенных на расчетных счетах, используемых государственными унитарными предприятиями, казенными учреждениями, а также акционерными обществами, имеющими в уставном капитале долю собственности Ставропольского края более 50 процентов (да­лее - государственные организации), руководителям органов исполнитель­ной власти Ставропольского края поручено принять меры по переводу де­нежных средств вышеуказанными государственными организациями на расчетные счета шести крупнейших российских банков по показателю величины чистых активов (ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Газ­промбанк», ОАО «Банк Москвы», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Альфа­банк») (далее - протокольно поручение). В сложной экономической ситуации в конце 2014 года, обусловленной падением курса рубля и нестабильностью на финансовых рынках, министер­ством был проведен анализ размещения остатков денежных средств на рас­четных счетах государственных организаций. Было установлено, что 93% ос­татков денежных средств государственных организаций находятся на расчет­ных счетах в вышеперечисленных шести российских банках, которые играют важную роль в экономике Ставропольского края, имея наибольший вклад среди банков в ее развитие. Оставшиеся 7% остатков денежных средств государственных органи­заций находились в десятке других кредитных организаций, в том числе в тех, которые не входят даже в ТОП-100 российских банков. Вместе с тем, за последние пять лет в Ставропольском крае закрылось 14 кредитных органи­заций (с учетом филиалов) в основном мелких и средних банков, тем самым в сегодняшних условиях может создаться ситуация, угрожающая сохранению бюджетных средств, находящихся на расчетных счетах государственных ор­ганизаций в небольших банках. Кроме того, органам исполнительной власти Ставропольского края бы­ло поручено принять меры по переводу денежных средств (имущества), раз­мещенных только на расчетных счетах государственных организаций. Рабо­ты с банками по депозитным счетам и ведению зарплатных проектов данное протокольное поручение не касалось. В данных направлениях работа про­должается в прежнем режиме. В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 26.12.1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью общества, за исключением во­просов, отнесенных Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров, в соответствии с нормами статьи 65 Федерального закона от 26.12.1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах», вхо­дит в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) акцио­нерного общества. Таким образом, при принятии в рамках своей компетенции общим соб­ранием акционеров и (или) советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества решения о переводе акционерным обществом де­нежных средств из одного кредитного учреждения в другое, исполнитель­ный орган акционерного общества, в соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах», должен организовать выполнение такого решения. Реализация акционером (в рассматриваемом случае Ставропольским краем, как владельцем более 50 процентов акций) предусмотренных законо­дательством Российской Федерации прав в отношении имущества акционер­ного общества, не нарушает нормы пунктов 3, 5, 8 и 10 части 1 ста­тьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите кон­куренции».

Изучив имеющиеся материалы дела, проанализировав доводы сторон, Комиссия отмечает следующее.

Письмом Министерства экономического развития Ставропольского края от 13.01.2015 года №МЭР-01/34 (за подписью заместителя министра <……>), указано, органам исполнительной власти Ставропольского края поручено принять меры по переводу денежных средств государственных унитарных предприятий, казенных учреждений, а также акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю собственности Ставропольского края более 50 процентов, на расчетные счета шести крупнейших российских банков по показателю величины чистых активов (ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Банк Москвы», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Альфа-банк»).

Указанным письмом руководителям органов исполнительной власти Ставропольского края предписано представить информацию об исполнении данного поручения в срок до 28.01.2015 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, услуги по открытию и ведению банковских счетов являются товаром в понимании Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» и образуют отдельный товарный рынок, на котором действуют множество хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются:

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

8) создание дискриминационных условий;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Факт направления в органы исполнительной власти Ставропольского края письма Министерства экономического развития Ставропольского края от 13.01.2015 года №МЭР-01/34 свидетельствует о наличии нарушения вышеуказанных норм закона.

В частности, данным письмом ограничиваются права предприятий, подведомственных органам исполнительной власти Ставропольского края, на заключение договоров открытия и ведения банковских счетов с большинством кредитных организаций.

Также письмом Министерства экономического развития Ставропольского края приобретатели банковских услуг ограничены в выборе хозяйствующих субъектов, предоставляющих данные услуги.

Кроме этого, рассматриваемым письмом созданы дискриминационные условия для всех кредитных организаций на территории Ставропольского края (за исключением шести крупнейших российских банков по показателю величины чистых активов – ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Банк Москвы», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Альфа-банк»), поскольку в результате императивных указаний Министерства все организации (за исключением вышеперечисленных) лишаются даже теоретической возможности претендовать на право оказания банковских услуг для широкого круга предприятий и организаций, находящихся в ведомственном подчинении органов государственной власти Ставропольского края.

Наконец, анализируемые действия Министерства являются указанием о приобретении товара (банковских услуг) у конкретных поставщиков – ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Банк Москвы», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Альфа-банк». Тем самым для данных организаций обеспечиваются более выгодные условия осуществления хозяйственной деятельности, выражающиеся в гарантированном спросе на оказываемые услуги по открытию и ведению банковских счетов со стороны организаций, получивших соответствующее указание Министерства.

Согласно информации с сайта Центрального банка РФ (http://www.cbr.ru/credit/colist.asp?find=&how=name&bl=&pl=&cs=&rgn=43) на территории Ставропольского края осуществляют деятельность 42 кредитных организаций. Указание на необходимость использовать только 6 указанных банков ограничивает конкуренцию на товарном рынке банковских услуг.

С учетом того, что указанная информация попала в средства массовой информации, то клиенты банков (как юридические, так и физические лица) могут сделать вывод о том, что Правительство Ставропольского края (или Российской Федерации) знает больше о финансовом состоянии российской экономики, в связи с чем, также перевести свои денежные средства на расчетные счета в 6 указанных банков.

Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Министерства экономического развития Ставропольского края имеет место факт нарушения пунктов 3, 5, 8, 10 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ссылки Министерства экономического развития Ставропольского края на Федеральный закон от 26.12.1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» комиссией отклоняются, так как в соответствии частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на акционерные общества, имеющими в уставном капитале долю собственности Ставропольского края более 50 процентов, распространяются все требования Федерального закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в том числе на закупку банковских услуг только в соответствии с положением о закупках, действующим на данном акционерном обществе. Данные требования также распространяются на государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В связи с тем, что одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение нарушения антимонопольного законодательства (часть 3 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»), Ставропольское УФАС России обязано учитывать данные требования законодательства.

Ссылки Министерства экономического развития Ставропольского края на Федеральный закон от 14.11.2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» комиссией также отклоняются, так как согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется в том числе и за счет доходов унитарного предприятия от его деятельности.

Согласно части 2 статьи 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, унитарные предприятия вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами, в том числе выбирать поставщика банковских услуг.

Кроме того, комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь подпунктом «Е» пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, путем размещения на официальном сайте Министерства экономического развития Ставропольская края (www.stavinvest.ru) информации об отзыве письма №МЭР-01/34 от 13.01.2015 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

1) Признать в действиях Министерства экономического развития Ставропольская края (355000, г. Ставрополь, ул. Ленина, 293, ИНН-2634083314; ОГРН-1082635017926) факт нарушения требований пунктов 3, 5, 8, 10 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в издании письма №МЭР-01/34 от 13.01.2015 года, в котором указано, что органам исполнительной власти Ставропольского края поручено принять меры по переводу денежных средств государственных унитарных предприятий, казенных учреждений, а также акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю собственности Ставропольского края более 50 процентов, на расчетные счета шести крупнейших российских банков по показателю величины чистых активов (ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Банк Москвы», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Альфа-банк»).

2) Выдать Министерству экономического развития Ставропольская края обязательное для исполнения Предписание об осуществлении действий, направленных на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- Отозвать письмо №МЭР-01/34 от 13.01.2015 года.

- Разместить на официальном сайте Министерства экономического развития Ставропольская края (www.stavinvest.ru) информацию об отзыве письма №МЭР-01/34 от 13.01.2015 года.

3) Министерству экономического развития Ставропольская края направить в Ставропольское УФАС России письмо об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов в срок до 27.02.2015 года.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны