Решение №50 Решение по делу №50 о нарушении антимонопольного законодател... от 12 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело №50                                                                                                                                                                        

Резолютивная часть решения оглашена 14 сентября 2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 25 сентября 2015 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №50 в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

членов Комиссии:

Пашкова Н.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Колесникова Ж.В. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

рассмотрев материалы дела №50, возбужденного в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (355037, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 42а, ИНН 2635048440) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном отказе от заключения договора поставки газа в домовладение, расположенное по адресу: 355012, г. Ставрополь, СНТ «Восточное», ул.12 линия, дом 163 к системе газоснабжения, в присутствии заявителя <……>, представитель ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по доверенности №01-0169 от 25.05.2015 <……>.

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило <……> (355012, г. Ставрополь, СТ «Восточное», ул.12 линия, дом 163) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по факту отказа от заключения договора поставки газа в домовладение, расположенное по адресу: 355012, г. Ставрополь, СНТ «Восточное», ул.12 линия, дом 163 к системе газоснабжения.

Ставропольским УФАС России проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено следующее.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (355037, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 42а, ИНН 2635048440) приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 08.12.2000 №190 (изм. от 20.12.2007 №219, от 30.09.2010 №631/26, от 15.06.2011 №387/26) включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции: «поставка и реализация природного газа», код по ОКВЭД – 52, 40.22, 51.51.4 с долей на рынке >50% в географических границах Ставропольского края. Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» является субъектом антимонопольного реагирования.

В действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» были установлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Ставропольским УФАС России было выдано предупреждение №10 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Предупреждением управление информировало о необходимости прекращения указанных действий и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, в течение 30 дней с момента получения настоящего предупреждения, путем направления проекта договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд с <……> на домовладение, расположенное по адресу: 355012, г. Ставрополь, СТ «Восточное», ул. 12 линия, дом 163.

В ответе от 24.06.2015 исх. №03-2483 ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» сообщило об отсутствии оснований для заключения договора поставки газа с <……>.

Таким образом, предупреждение №10 не было исполнено. В связи с вышеизложенным было возбуждено дело в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по признакам нарушения п. 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела <……> поддержал доводы жалобы, изложенные в заявлении, просит принять меры антимонопольного реагирования, направленные на устранение нарушения законных прав и интересов.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» нарушение не признало, указав на следующие обстоятельства.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и СНТ «Восточное» заключен договор поставки газа в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги №33-Н-0140/13 от 01.01.2013.

Данным договором урегулированы взаимоотношения по поставке природного газа в целях предоставления Исполнителем (СНТ «Восточное») коммунальной услуги находящимся на территории СНТ «Восточное» потребителям, в том числе в домовладение, расположенное по адресу: 355012, г. Ставрополь, СНТ «Восточное», ул. 12 линия, дом 163.

В силу законодательства РФ садовые товарищества приравнены к категории исполнителей коммунальных услуг. То есть садоводческое объединение является для его членов исполнителем коммунальных услуг, а для энергоснабжающей организации абонентом в силу закона. Данный вывод основан на применении к отношениям между садоводческим некоммерческим объединением и его членами по аналогии правовых норм, регулирующих отношения между гражданами, проживающими в многоквартирных жилых домах, и жилищными кооперативами либо товариществами собственников жилья.

Таким образом, взаимоотношения между потребителями (членами СНТ) и исполнителем коммунальных услуг (садовое товарищество) регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ №354 от 04.05.2012 года (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с пунктами 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг «предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами».

Анализ пунктов 9, 10 Правил предоставления коммунальных услуг позволяет сделать вывод, что если собственниками не выбран непосредственный способ управления общим имуществом, то заключение договора на предоставление коммунальных услуг осуществляется потребителями с исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией, товариществом, кооперативом).

В свою очередь, в соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

В силу специфики, отношения между садоводческим некоммерческим объединением и его членами регулируются Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Согласно статьям 1, 6 Федерального закона от 15.04.98 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Таким образом, деятельность ответчика по приобретению природного газа в целях ее передачи гражданам - членам товарищества - не противоречит положениям указанного закона.

При таких обстоятельствах, в виду наличия действующего договора поставки газа от 01.01.2013 №33-Н-0140/13 между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и СНТ «Восточное», а также того, что СНТ «Восточное» выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг по отношению к членам садового товарищества, у <……> отсутствуют правовые основания требовать заключения индивидуального договора поставки природного газа с ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».

В ранее данных в УФАС по СК объяснениях (от 24.06.2015 №03-2483) ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» указывало, что <……> может заключить индивидуальный договор поставки газа только при наличии непосредственного присоединения собственного газопровода к газораспределительным сетям ресурсоснабжающей организации. В ином случае поставка газа <……> осуществляется через исполнителя коммунальных услуг - СНТ «Восточное».

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет поставку и реализацию природного газа в Ставропольском крае. Услуги газоснабжения не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами). В Ставропольском крае ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» осуществляет покупку и поставку сетевого природного газа. Других организаций на рынке нет. ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» является единственным в Ставропольском крае поставщиком сетевого природного газа. Предприятие занимает доминирующее положение и включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %.

Управлением было установлено, что заявителю, на праве общей долевой собственности, принадлежит 1/2 садового дома пригодного для постоянного проживания, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, СТ «Восточное», ул. 12 линия, дом 163, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.08.2009 года сделана запись регистрации №26-26-12/078/2009-615, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26 – АЗ 828383 от 21.03.2012 года.

В настоящее время поставка газа в садовый дом по адресу: г. Ставрополь, СНТ «Восточное», ул. 12 линия, дом 163 осуществляется согласно договора №33-Н-0140113, а оплата за газ производится по реквизитам ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» с обязательным указанием в платежном документе назначения платежа: оплата за газ по договору №33-Н-0140113. Договор №33-Н-0140113 заключен между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и СНТ «Восточное». Таким образом, оплата за потребленный газ осуществляется заявителем через посредника в виде СНТ «Восточное».

Между заявителем и ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан не заключен.

Действующим законодательством, а именно Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (ред. от 14.11.2014) "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", установлено, что потребитель для осуществления технологического присоединения на поставку природного газа и заключения договора на поставку газа вправе обратиться не только к собственнику сетей, но и к газораспределительной организации напрямую и газораспределительная организация не вправе отказывать в заключении договора на поставку газа. В своем заявлении от 02.03.2015 года в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заявитель просил заключить договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан садового дома, расположенного по адресу г. Ставрополь, СНТ «Восточное», ул. 12 линия, дом 163.

Однако, ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в ответе на данное заявление от 30.03.2015 года №07-03-1057 отказало в заключении договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, ссылаясь на требования ст. 539 ГК РФ указывая на то, что законных оснований для заключения индивидуальных договоров поставки газа у общества нет.

Пункт 13 Постановления Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа от заключения договора, к которым причины указанные обществом не относятся.

Исходя из материалов дела и согласно пояснениям ответчика по рассматриваемому делу отказ ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» основан на том, что к заявлению <……> приложены документы, которые не могут являться основанием для заключения договора поставки газа. Договор №17-1-16514 от 01 марта 2011 г. и приложение №1 к Акту разграничения балансовой принадлежности газопроводов не могут быть рассмотрены ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в качестве документов, являющихся основанием для заключения договора поставки, в связи с тем, что собственником газораспределительных сетей по ним является СНТ «Восточное».

Отсутствие у заявителя вышеуказанных документов является, согласно п. 13 Правил поставки, утвержденных Постановлением Правительства РФ №549 от 21 июля 2008 года основанием для отказа в заключении договора.

Общество указало, что в сложившейся ситуации, заявителю, для заключения договора поставки газа с ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», необходимо получить разрешение ОАО «Ставропольгоргаз» на отсоединение от газораспределительных сетей, принадлежащих СНТ «Восточное», осуществить перегазификацию объекта и, как следствие, необходимо заключить с ОАО «Ставропольгоргаз» договор на техническое обслуживание газопровода и получить там же Акт об определении границ раздела собственности с указанием принадлежности газопровода и приложением плана газопровода.

Между тем согласно п. 13 Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (с изменениями и дополнениями) основаниями для отказа от заключения договора являются:

а) отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель-гражданин приобретает газ для газоснабжения домовладения;

б) отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты;

в) отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа;

г) предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.

Данный перечень носит императивный, закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию.

Кроме того, Комиссией установлено и подтверждается материалами дела, 01 марта 2011 года между заявителем и ОАО «Ставропольгоргаз» был заключен договор №17-1-16514 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение, действие которого согласно п. 8.2. договора продлено по настоящее время. В качестве приложения к указанному договору был приложен акт разграничения балансовой принадлежности газопроводов от 01.03.2011 года.

Следовательно, оснований предусмотренных в пункте 13 Правил 549 для отказа в заключение договора поставки с физическими лицами у ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не имеется.

Исходя из материалов дела отказ ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» основан на том, что земельный участок заявителя расположен на территории садоводческого товарищества, поэтому поставка газа должна осуществляться в рамках заключенного договора поставки газа, заключенного с СНТ «Восточное», как с исполнителем коммунальной услуги.

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ) садоводческое некоммерческое товарищество (потребительский кооператив, партнерство) представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Согласно статье 17 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, дачное некоммерческое партнерство (товарищество) является юридическим лицом.

Членами СНТ посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. При этом под имуществом общего пользования понимается имущество, предназначенное для обеспечения в пределах границ некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения, в том числе в газоснабжение.

Граждане, учредившие своим добровольным объединением СНТ, осуществляют все последующие действия, направленные на удовлетворение своих потребностей, в статусе членов, входящих в объединение граждан, создавших садоводческое некоммерческое товарищество, решение вопросов в котором осуществляется через соответствующие органы управления.

В соответствии с подпунктами 11, 12 пункта 2 части 19 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ член СНТ обязан:

- выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;

- соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

Также комиссия считает необходимым отметить, что в соответствии с Уставом садоводческого некоммерческого партнерства «Восточное», а именно пунктами 4.2 и 4.3 лица, вступающие в Товарищество, принимаются в его члены очередным общим собранием членов Товарищества, для чего предоставляют копию документа на земельный участок и заявление о приеме в члены товарищества, в результате выдается членская книжка.

В материалах дела имеются письменные пояснения председателя СНТ «Восточное», на запрос от 04.09.2015 исх. №03/9073, согласно которых <……> не является членом СНТ.

Следовательно, оснований предусмотренных в пункте 13 Правил 549 для отказа в заключении договора поставки с физическими лицами у ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не имеется.

В материалы дела представлены копии платежных документов (чеки-ордера), подтверждающие оплату <……> потребленного газа непосредственно поставщику – ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».

Договор газоснабжения согласно статье 426 ГК РФ является публичным договором и отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. Соответственно ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» обязано заключить договор водоснабжения с каждым, кто обратится.

Необходимо отметить, что ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» занимает доминирующее положение на рынке поставки и реализации природного газа в границах Ставропольского края, другие организации, которые могут поставлять газ Абонентам отсутствуют, в связи с чем они обязаны заключить договор газоснабжения с каждым обратившимся. Тем более, что ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и <……>, в соответствии со ст. 307 ГК РФ, уже состоят в фактических отношениях и лишь необходимо их письменное оформление.

Следовательно, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по отказу <……> в заключении договора поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд имеются признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, 39.1, частями 1 – 4 статьи 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (355037, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 42а, ИНН 2635048440) нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованного отказа <……> от заключения договора поставки газа в домовладение, расположенное по адресу: 355012, г. Ставрополь, СНТ «Восточное», ул.12 линия, дом 163 к системе газоснабжения

2. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (355037, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 42а, ИНН 2635048440) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем, в течение 30 дней с момента получения настоящего предписания направить <……> проект договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд на домовладение, расположенное по адресу: 355012, г. Ставрополь, СНТ «Восточное», ул. 12 линия, дом 163.

Об исполнении предписания сообщить в течение 3-х дней с момента исполнения.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны