Постановление №508 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 10 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №508

09 октября 2015г.

г. Ставрополь

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Галина Владимировна,

рассмотрев материалы административного дела №508, возбужденного 04.09.2015 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении КПК «Центральная сберкасса» /420124, г. Казань, ул. Чистопольская, 61 А, 1560; ИНН 1658148311, КПП 165801001, ОГРН 1131690045552, зарегистрирован в качестве юридического лица 04.07.2013/ по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38 – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителя КПК «Центральная сберкасса» гр. <……> (доверенность №99 от 06.08.2015). О времени и месте рассмотрения административного дела №508 КПК «Центральная сберкасса» извещен надлежащим образом (уведомление о вручении телеграммы №113/41),

УСТАНОВИЛ:

В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов было выявлено нарушение Федерального закона «О рекламе».

В газете «Восьмерочка» (№8 от 22 мая 2015 года, стр. 3) была опубликована реклама КПК «Центральная сберкасса» («20 мая в г. Ставрополе открылся филиал кредитного потребительского кооператива «Центральная сберкасса». КПК «Центральная сберкасса» принимает сбережения под 24% годовых…»).

1) Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2009 №190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством: 1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном указанным Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива; 2) размещения указанных в пункте 1 данной части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей. Аналогичные положения закреплены в Уставе Кооператива.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой услугой является услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. При этом в силу пункта 6 названной статьи в перечень указанных финансовых организаций включен и потребительский кооператив.

Рекламное объявление Кооператива информирует о предоставлении финансовых услуг (предоставление займов, прием личных сбережений). При этом в рекламе отсутствует указание на то, что финансовые услуги предоставляются только членам кооператива (пайщикам). Вместе с тем условием получения займа в КПК «Центральная сберкасса» является членство в кооперативе, что предполагает уплату вступительного, паевого и других взносов.

Информации о том, что финансовые услуги предоставляются только членам кооператива (пайщикам), может повлиять на принятие потенциальным потребителем решения о получении займа в данной организации, либо о внесении своих сбережений.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

2) В спорной рекламе указано только одно из условий предоставления финансовой услуги (размещение сбережений) – размер процентной ставки (24% годовых). Размер минимальной суммы отсутствует. В соответствии с Протоколом №10 внеочередного заседания правления КПК «Центральная сберкасса» минимальная сумма приема личных сбережений под 24% годовых составляет 50.000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламной продукции является КПК «Центральная сберкасса» /420124, г. Казань, ул. Чистопольская, 61 А, 1560; ИНН 1658148311, КПП 165801001, ОГРН 1131690045552, зарегистрирован в качестве юридического лица 04.07.2013/ (на основании договора на рекламное обслуживание №15/15 от 06.05.2015).

Таким образом, КПК «Центральная сберкасса» допущены нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», выразившиеся в распространении рекламы финансовых услуг, в которой отсутствует часть существенной информации об условиях предоставления финансовых услуг, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы; в которой указаны только некоторые из условий оказания финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

В ходе рассмотрения административного дела №508 представитель КПК «Центральная сберкасса» гр. <……> заявила, что Общество признает допущенное нарушение рекламного законодательства. Заявила, что нарушение произошло по невнимательности.

22.09.2015 в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные объяснения КПК «Центральная сберкасса» на определение о возбуждении административного дела №508, в которых Общество указывает, что размещенная на стр. 3 газеты «Восьмерочка» статья не является рекламой. Кроме того, Кооператив указывает, что потенциальный потребитель имеет право обратиться в Кооператив с заявлением на получение финансовой услуги, однако факт его обращения не несет в себе обязанности по вступлению в Кооператив. Подробные условия получения услуг разъясняются потенциальному потребителю при обращении либо по телефону, указанному в статье. КПК «Центральная сберкасса» представил копию Уведомления о постановке на налоговый учет обособленного подразделения в г. Ставрополе (вх. №9734 от 22.09.2015).

Указанные доводы несостоятельны по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38 - ФЗ «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Размещенная на стр. 3 информация «20 мая в г. Ставрополе открылся филиал кредитного потребительского кооператива «Центральная сберкасса». КПК «Центральная сберкасса» принимает сбережения под 24% годовых…» является рекламой, поскольку она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – КПК «Центральная сберкасса» и непосредственно к финансовым услугам, оказываемым Кооперативом, поддерживает интерес и способствует продвижению Кооператива на рынке.

Таким образом, спорная информация, размещенная на стр. 3 газеты «Восьмерочка» (№8 от 22 мая 2015 года), является рекламой и на нее распространяются требования Федерального закона «О рекламе», в том числе части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28.

В спорной рекламе отсутствуют сведения о том, что рекламируемыми услугами могут воспользоваться только члены Кооператива.

В данном случае несоответствие рекламы КПК «Центральная сберкасса» требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы потребителей на получение информации о круге лиц, которые могут воспользоваться услугами Кооператива, что представляет собой существенную угрозу охраняемым правом общественным интересам, поскольку несоответствие рекламы КПК «Центральная сберкасса» требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» может повлечь неблагоприятные финансовые последствия для потребителей, которые воспользуются рекламируемым предложением.

Рекламное объявление Кооператива информирует о предоставлении финансовых услуг (предоставление займов, прием личных сбережений). При этом в рекламе отсутствует указание на то, что финансовые услуги предоставляются только членам кооператива (пайщикам). Вместе с тем условием получения займа в КПК «Центральная сберкасса» является членство в кооперативе, что предполагает уплату вступительного, паевого и других взносов.

Таким образом, довод КПК «Центральная сберкасса» о соответствии рекламы требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в связи с тем, что факт обращения потребителя не несет в себе обязанности по его вступлению в Кооператив, является необоснованным.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Таким образом, довод КПК «Центральная сберкасса» о соответствии рекламы требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в связи с тем, что подробные условия получения услуг разъясняются потенциальному потребителю при обращении либо по телефону, указанному в статье, является необоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

КПК «Центральная сберкасса» имел возможность не нарушать требования законодательства о рекламе, однако не принял всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства.

Общественные отношения, связанные с рекламой финансовых услуг, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования в финансовой сфере. Посягательство на них всегда несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на финансовое положение человека.

Должностным лицом учтены следующие смягчающие административную ответственность КПК «Центральная сберкасса» обстоятельства:

- Кооператив впервые привлекается к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства;

- раскаяние Кооператива.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38 – ФЗ «О рекламе», статьями 2.1, 4.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать КПК «Центральная сберкасса» /420124, г. Казань, ул. Чистопольская, 61 А, 1560; ИНН 1658148311, КПП 165801001, ОГРН 1131690045552, зарегистрирован в качестве юридического лица 04.07.2013/ виновным в совершении нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38 – ФЗ «О рекламе».

Назначить КПК «Центральная сберкасса» /420124, г. Казань, ул. Чистопольская, 61 А, 1560; ИНН 1658148311, КПП 165801001, ОГРН 1131690045552, зарегистрирован в качестве юридического лица 04.07.2013/ наказание в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере ста одной тысячи рублей (101.000).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются по следующим реквизитам:

«Получатель» - УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, Отделение Ставрополь г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000. Код доходов бюджета 161 1 16 26000 01 6000 140. Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе по Постановлению №508 от 09.10.2015.

В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, примет решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны