Решение б/н Решение по делу №51 о нарушении антимонопольного законодател... от 11 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело №51

Резолютивная часть решения оглашена 20.08.2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 21.08.2015 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Пашкова Н.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Даценко Ю.А. – специалист 1 разряда информационно-аналитического отдела,

рассмотрев дело №51 возбужденное в отношении ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска (ул. Одесская, 3, г. Кисловодск, 357700), ОАО «Кисловодская сетевая компания» (ул. Одесская, 3, г. Кисловодск, 357700) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <……> на действия по отключению электрической энергии и выставлению долга за безучетное потребление электрической энергии.

По результатам проведенного антимонопольного расследования, управлением были установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции». На основании чего и было возбуждено дело №51 о нарушении антимонопольного законодательства.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица был привлечен <……>.

При рассмотрении дела присутствовал представитель <……> по доверенности <……>.

При рассмотрении дела представитель <……> указал на то, что не согласен с действиями ОАО «Кисловодская сетевая компания» по факту составления акта осмотра №С007232, так как о проводимой проверке заранее ни кто не был уведомлен и на составлении акта никто не присутствовал. О составленном акте узнали при получении уведомления о погашении задолженности. В виду того, что акт составлен с нарушением действующего законодательства, он не может быть положен в основу начисления задолженности и основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии, которая была восстановлена после привлечения работников Прокуратуры г. Кисловодска. Просит принять меры антимонопольного реагирования.

При рассмотрении дела представитель ОАО «Кисловодская сетевая компания» и ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска пояснили следующее – в соответствии с договором энергоснабжения №2888 от 09.08.2013г.: Гарантирующий поставщик обязуется подавать электрическую энергию (мощность) в точке (точках) поставки на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств Потребителя в пределах мощности, разрешенной технической документацией на присоединение и (или) актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, оказывать через привлеченные сетевые организации услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю, а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления электроэнергии (мощности), обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии (п. 1.1.).

01 мая 2015 года при установке общедомового прибора учета электрической энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Кисловодск, пр. Победы,92 ОАО «Кисловодская сетевая компания» была выявлена безучетная кабельная линия, идущая на территорию магазина «Пятерочка». При визуальном осмотре кабель подключен к изоляторам стены на вводе в дом, далее по забору проходит на территорию магазина.

Данный факт подтвердили жильцы многоквартирного дома, присутствовавшие при установке общедомового прибора учета электроэнергии, подписавшие акт: <……>

ГП имеет право проверять соблюдение Потребителем требований Основных положений, определяющих порядок учета электрической энергии, условий настоящего Договора, а также проводить проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления электрической энергии (2.2.5. договора энергоснабжения).

Причем ГП проверяет самостоятельно либо через сетевую организацию, уполномоченную на проведение проверок, в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г.

В соответствии с пунктом 195 Основных положений: Объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 приложения №3 к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением правительства РФ от 04.05.2012г.

Объем безучетного потребления электрической энергии был определен ОАО «КСК» с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 приложения №3 к Основным положениям.

ОАО «Кисловодская сетевая компания» произвела <……> расчет безучетно потребленной электроэнергии на сумму 146 656,09 руб. за период с мая 2014 года по 01 мая 2015 года, после потребителю была направлена копия акта о безучетной потребленной электроэнергии, вместе со счетом на оплату.

В связи с уточнением расчета безучетно потребленной электрической энергии в соответствии с законодательством РФ (периода расчета), 15 июня 2015 года предпринимателю <……> был направлен уточненный счет от 06 мая 2015 года на 146 253,21руб. (период расчета с 02 мая 2014 года по 01 мая 2015 года) и расчет задолженности на указанную сумму.

В соответствии с пунктом 5.5 договора энергоснабжения в обязанности потребителя входит: «В срок с 01 до 05 числа текущего месяца Потребитель получает у ГП авансовый счет на оплату электроэнергии, а в срок до 13-го числа месяца, следующего за расчетный - получает счет и счет-фактуру для окончательной оплаты за электрическую энергию.

В случае нарушения Потребителем обязанности предусмотренной настоящим пунктом, ответственность лежит на последнем, а указанные документы считаются предъявленными надлежащим образом и надлежащему лицу».

ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска утверждено Положение об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета с 01.01.2011 года с изменениями от 01.04.2014г., в соответствии с пунктом 25 которого: Стоимость безучетного потребления электрической энергии (мощности) в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности).

Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, объеме бездоговорного потребления определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV Основных положений.

Потребителю (покупателю) оформляется счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления, который должен содержать расчет стоимости бездоговорного потребления, и направляется его лицу, осуществившему бездоговорное потребление, способом, позволяющим подтвердить факт получения, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 настоящего документа.

Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.

При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.

Начисление доходов по пени в случае задержки оплаты за безучетное (бездоговорное) потребление электрической энергии также осуществляется после признания начисленных сумм пени и их оплаты».

Данное положение соответствует действующему законодательству РФ, а именно:

Пункту 3 статьи 250 Налогового Кодекса РФ: к внереализационным доходам относятся: в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных

28 мая 2015 года в отношении объекта, принадлежащего <……> (торгово-офисный центр - магазин «Пятерочка») ОАО «КСК» был введен режим ограничения потребления электрической энергии.

28 мая 2015 года в присутствии представителя прокуратуры города-курорта Кисловодска ОАО «Кисловодская сетевая компания» была осуществлена повторная проверка по факту выявленного безучетного потребления электроэнергии, в акте зафиксировано следующее: от многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кисловодск, пр. Победы,92 проходит безучетный кабель, который проложен по Вашему забору, на момент проверки кабель отрезан и скручен во дворе многоквартирного дома, хотя в ранее составленном акте было зафиксировано, что кабель проходил на территорию магазина «Пятерочка» без разрыва. Данный факт подтверждают и жильцы многоквартирного дома, присутствовавшие при составлении акта. <……> также присутствовал при составлении акта и отказался от подписи.

В этот же день по просьбе прокуратуры города Кисловодска данному потребителю было возобновлено электроснабжение.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.5 Порядка проведения анализа, определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей).

Географические границы рынка связаны с целью исследования. В данном случае целью проведения анализа (исследования) рынка услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии является выявление хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке, определение положения на указанном рынке выявленных хозяйствующих субъектов (в том числе доминирования хозяйствующих субъектов) в г. Кисловодск.

Географические границы рассматриваемого рынка должны соответствовать границам зон деятельности гарантирующих поставщиков, в соответствии с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Основные положения).

Постановлением Региональной энергетической комиссии Ставропольского края от 16.10.2006 №23 «О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Ставропольского края» (приложение 1) (далее – Постановление РЭК) утвержден перечень гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории края и согласованы границы зон их деятельности.

В соответствии с Постановлением РЭК на территории г. Кисловодск действует гарантирующий поставщик ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска.

Таким образом, географическими границами розничного рынка электроэнергии являются географические границы, закрепленные Постановлением РЭК Ставропольского края, границы зон деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска.

В соответствии с п.2 Основных положений субъектами розничных рынков являются участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; «потребитель» - потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд; «покупатель» - покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).

В соответствии с п.3 Основных положений субъектами розничных рынков являются: потребители; исполнители коммунальной услуги; гарантирующие поставщики; энергосбытовые организации; производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках; сетевые организации; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках (системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).

Потребителями услуг по приобретению электроэнергии являются: население Ставропольского края (граждане) и организации.

Исходя из вышесказанного, и на основании проведенных ранее Ставропольским УФАС исследований, поставщиками электроэнергии на розничном рынке г. Кисловодск являются гарантирующий поставщик (далее - ГП), ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска.

Рынок услуг реализации электрической энергии (мощности) в г. Кисловодске относится к высококонцентрированному типу.

ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в г. Кисловодске.

ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска обладает рыночным потенциалом и способно оказывать влияния на общие условия обращения товара (услуги) на рынке реализации электрической энергии в г. Кисловодске.

В действиях ОАО «Кисловодская сетевая компания» усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, в данном анализе рассматривается рынок по передаче электрической энергии.

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.5 Порядка проведения анализа, определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей).

Географические границы рынка связаны с целью исследования. В данном случае целью проведения анализа (исследования) рынка услуг передаче электрической энергии является выявление хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке, определение положения на указанном рынке выявленных хозяйствующих субъектов (в том числе доминирования хозяйствующих субъектов).

ОАО «Кисловодская сетевая компания» осуществляет свою деятельность по передаче электрической энергии в пределах балансовой принадлежности своих электрических сетей.

Таким образом, географическими границами товарного рынка будут являться географические границы балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Кисловодская сетевая компания».

ОАО «Кисловодская сетевая компания» осуществляет свою деятельность по передаче электрической энергии в сфере деятельности естественной монополии. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности своих электрических сетей, ОАО «Кисловодская сетевая компания» обладает рыночным потенциалом и может оказывать влияние на общие условия обращения товара (услуги) на рынке по передаче электрической энергии.

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

01.05.2015 года ОАО «Кисловодская сетевая компания» был составлен акт осмотра №С007232, согласно которого выявлено безучетное потребление электрической энергии.

В акте зафиксировано, что тип объекта жилой дом, потребитель не указан, №договора 2888/7791, адрес пр. Победы, 92, настоящий акт составлен контролерами –инспекторами службы сбыта электрической энергии ОАО «Кисловодская сетевая компания» г. Кисловодск <……> в присутствии потребителя или его представителя <……><……> <……> <……>.

В ходе проверки установлено, что при установке общедомового прибора учета был выявлен безучетный кабель ВВГ2х2,5мм медь идущий на территорию магазина «Пятерочка» договор №2888 <……> по адресу пр. Победы, 94.        

При визуальном осмотре кабель подключен к изоляторам стены на вводе в дом далее по забору следует на территорию магазина «Пятерочка». Доступ на территорию магазина обеспечен не был. В строке «Объяснение потребителя» указано слово отказался.

Акт подписан <……> <……><……><……>

ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска в адрес ИП <……> было направлено уведомление о погашении задолженности по акту, следующего содержания: «ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска доводит до Вас следующую информацию: 05.05.2015 года в результате проверки прибора учета на Вашем предприятии обнаружено нарушение (акт С007232), на основании которого Вам сделан перерасчет за потребленную электрическую энергию за период 01.05.2014 по 01.05.2015 года на сумму: 146656,09 рублей. Просим срочно явится по адресу ул. Губина 2а (каб. №6) для решения вопроса оплаты вышеуказанной задолженности. В противном случае будем вынуждены ввести ограничение режима потребления электрической энергии, в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

Уведомление было направлено заказным письмом, согласно реестра отправленных заказных писем от 11.05.2015 года, с индефикатором 35774686005814

Данное уведомление <……> было получено 21.05.2015.

28.05.2015 года согласно акта на объект <……> было введено ограничение режима потребления электрической энергии.

ОАО «Кисловодская сетевая компания» г. Кисловодска нарушен порядок составления и фиксации факта безучетного потребления электрической энергии у <……>.

 В силу пункта 193 Постановления Правительства РФ №193, при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представитель.

Собственник <……> при проведении проверки 01.05.2015 года не присутствовал, о проводимой проверке не знал, так как не был заранее уведомлен. При составлении акта присутствовали <……>, <……> и <……>, указанные как представители потребителя, при этом данный факт ничем не подтвержден.

В своих пояснениях ОАО «Кисловодская сетевая компания» данных при рассмотрении дела указано, что данные лица являются жителями соседнего дома, где происходила установка общедомового прибора учета, какое отношение они имеют к объекту <……> не указано и ничем не подтверждено.

Комиссией было установлено что, сетевая организация обеспечивает передачу электроэнергии от поставщика до потребителя, наделена полномочиями проводить проверки в помещениях потребителей, поэтому ОАО «Кисловодская сетевая компания» должно руководствоваться требованиями Постановления №442.

ОАО «Кисловодская сетевая компания» является сетевой организацией, обеспечивающей передачу электрической энергии абонентам гарантирующего поставщика (ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска).

Правила учета электрической энергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Основные положения).

Пунктом 173 Основных положений установлено, что проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией).

Результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В соответствии с пунктом 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные:

- о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;

- о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;

- о приборах учета на момент составления акта;

- о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;

- объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

- замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц.

ОАО «Кисловодская сетевая компания» не предоставило доказательств надлежащего уведомления потребителей о проведении проверки, на предмет соблюдения договорных условий, или присутствие его представителя.

В соответствии с пунктом 177 Основных положений в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.

При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет сетевой организации предложение об иных дате и (или) времени, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.

В случае недопуска потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) сетевой организации к расчетным приборам учета в согласованные дату и время сетевая организация повторно направляет потребителю (производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) уведомление с указанием даты и времени проведения проверки расчетных приборов учета, а также информацию о последствиях ее недопуска к таким приборам учета.

Однако, надлежащих доказательств уведомления потребителя – <……> за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки, о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета ОАО «Кисловодская сетевая компания» не представила.

Само по себе присутствие каких-то лиц на проверяемом объекте не свидетельствует о надлежащем и заблаговременном уведомлении потребителя о предстоящей проверке и не доказывает соблюдение процедуры уведомления о предстоящей проверке.

Таким образом, инструментальная проверка прибора учета и схемы учета на объекте <……> произведена с нарушением пункта 177 Основных положений, так как составлен акт без осмотра помещений и прибора учета потребителя.

Следовательно, действия ОАО «Кисловодская сетевая компания» по составлению акта о безучетном потреблении от 01.05.2015 года, не соответствуют действующему законодательству, что является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска в адрес <……> было направлено уведомление о погашении задолженности по акту, следующего содержания: «05.05.2015 года в результате проверки прибора учета на Вашем предприятии обнаружено нарушение (акт С007232), на основании которого Вам сделан перерасчет за потребленную электрическую энергию за период 01.05.2014 по 01.05.2015 года на сумму: 146656,09 рублей. Просим срочно явится по адресу ул. Губина 2а (каб. №6) по решению вопроса оплаты вышеуказанной задолженности. В противном случае будем вынуждены ввести ограничение режима потребления электрической энергии, в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

Направлению уведомления предшествовало выставление счета №2888 от 06.05.2015 года.

Информации подтверждающей получение счета ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска не представлено, следовательно отправной точкой получения информации потребителем о наличии у него задолженности является уведомление о погашении задолженности по акту.

Уведомление было направлено заказным письмом, согласно реестра отправленных заказных писем от 11.05.2015 года, с индефикаторым номером 35774686005814.

Данное уведомление <……> было получено 21.05.2015.

Следовательно, с данного момента и наступает срок по оплате за электрическую энергию.

В тоже время ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска в обосновании своих действий определило наличие задолженности по акту осмотра №С007232 от 01.05.2015 года. В то время как основанием для оплаты долга является акт о наличии безучетного потребления электрической энергии и выставленный на его основании счет. При этом счет и акт были получены потребителем с указанием на введение ограничения режима потребления с 28.05.2015 года, только 21.05.2015 года, что лишает права потребителя на защиту своих прав и законных интересов, так как не оставляет времени на оспаривание счета.

ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска не представлены доказательства, то, что потребитель согласился с выставленной задолженностью.

Следовательно, у ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска не имелось основания для введения процедуры ограничения режима потребления электрической энергии, так как задолженность не подтверждена, в том числе актом сверки взаиморасчетов, а так же на момент направления уведомления у гарантирующего поставщика не наступило основания для введения ограничения режима потребления электрической энергии, так как информация о наличии задолженности была направлена вместе с уведомлением о введении ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии.

Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. №442 были утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Подпунктом б) пункта 2 данных Правил предусмотрено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям и выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии.

Ограничение режима потребления вводится:

а) в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", в подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются, а в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка (далее - инициатор введения ограничения) на основании его (ее) письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию, указанную в пункте 5 настоящих Правил.

Инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения:

а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;

б) основания введения ограничения режима потребления;

в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю);

г) сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения);

д) сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.

Частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно.

При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя).

Техническая возможность частичного ограничения режима потребления с центров питания исполнителя (субисполнителя) отсутствует в случае, если ограничение режима потребления в требуемом объеме возможно осуществить только путем отключения всех объектов электросетевого хозяйства, питающих энергопринимающие устройства потребителя, что приведет к ограничению режима потребления ниже заданного уровня частичного ограничения и (или) уровня аварийной и (или) технологической брони, а отключение части питающих потребителя объектов электросетевого хозяйства не приведет к требуемому ограничению режима потребления.

В случае невыполнения потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, если при этом отсутствует техническая возможность сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) с центров питания исполнителя (субисполнителя), то исполнитель (субисполнитель) вводит полное ограничение режима потребления в сроки, указанные в настоящих Правилах. Потребитель (за исключением граждан-потребителей) обязан возместить убытки, возникшие вследствие этого у инициатора введения ограничения, у исполнителя (субисполнителя) (а в случае, если было нарушено электроснабжение потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, то указанный потребитель обязан также возместить убытки, возникшие у таких потребителей).

Полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства.

Частью 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее Федеральный закон №135-ФЗ) установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доказательств наличия оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии на объекте <……> ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска не представлено.             

Исходя из положений части 7 ст. 38 «Об электроэнергетике», при применении Гарантирующим поставщиком Порядка ограничения, им должно быть обеспечено соблюдение принципов и требований, перечисленных в указанном Федеральном законе и, соответственно, Порядок ограничения должен применяться Гарантирующим поставщиком в части, не противоречащей требованиям Федерального закона №35-ФЗ.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска по введению полного ограничения режима потребления электрической энергии на объекте <……> нарушают пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ОАО «Кисловодская сетевая компания» (ул. Одесская, 3, г. Кисловодск, 357700) нарушившей часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту составления акта безучетного потребления электрической энергии объектом, принадлежащим <……>, с нарушением процедуры, предусмотренной действующим законодательством.

Признать ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска (ул. Одесская, 3, г. Кисловодск, 357700) нарушившей часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту введения ограничения режима потребления электрической энергии на объекте, принадлежащим <……>.

Выдать ОАО «Кисловодская сетевая компания» (ул. Одесская, 3, г. Кисловодск, 357700) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в срок до 20.09.2015 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем соблюдения п. п. 192 - 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ №442 от 04 мая 2012 года, при составлении актов, а так же отзыва акта осмотра №С007232 от 01.05.2015 года.

Выдать ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска (ул. Одесская, 3, г. Кисловодск, 357700) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в срок до 20.09.2015 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем прекращения действий направленных на ограничение или прекращения поставки электрической энергии потребителю <……> в нарушение Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ №442 от 04 мая 2012 года.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны