Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы по ст. 18.1 Закон... от 10 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№52-18.1-2015

03.07.2015 года

город Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – Никитин Сергей Иванович, руководитель Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Томиленко Сергей Юрьевич – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Долженко Анастасия Олеговна – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

При участии представителя КОД «Страж» ООО – <……> (доверенность от 03.07.2015 года).

При участии представителей Северо-Кавказский банка ОАО «Сбербанк России» – <……> (доверенность №СКБ-09/611 от 19.05.2014 года), <……> (доверенность №СКБ-09/845 от 26.06.2014 года) и <……> (доверенность №СКБ-09/846 от 26.06.2014 года).

Рассмотрев жалобу КОД «Страж» ООО на действия организатора торгов при проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору организаций оказывающих услуги централизированной охраны устройств самообслуживания и объектов банка с использованием технических средств охраны в 2015 году для нужд Северо-Кавказского банка ОАО «Сбербанк России» (извещение №СКБ2015-0006 (АО) от 05.03.2015 года), руководствуясь пунктами 16, 20, 23 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

УСТАНОВИЛА:

В Ставропольское УФАС России поступила жалоба КОД «Страж» ООО на действия Северо-Кавказского банка ОАО «Сбербанк России» – организатора открытого аукциона в электронной форме по выбору организаций оказывающих услуги централизированной охраны устройств самообслуживания и объектов банка с использованием технических средств охраны в 2015 году для нужд Северо-Кавказского банка ОАО «Сбербанк России» (извещение №СКБ2015-0006 (АО) от 05.03.2015 года).

Заявитель указывает на нарушения порядка организации и проведения торгов, а именно, по мнению заявителя, организатор аукциона неправомерно затягивал подведение итогов аукциона, ООО ЧОП «Сова» неправомерно принимало участие в аукционе, так как обладает пневматическим оружием, а также, по мнению заявителя, организатор конкурса неправомерно признал аукцион несостоявшемся.

Данная жалоба в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» принята к рассмотрению, информация о поступлении жалобы размещена на сайте www.stavropol.fas.gov.ru

Рассмотрение жалобы было назначено на 03.07.2015 года на 10 часов 00 минут.

На рассмотрении жалобы представитель КОД «Страж» ООО поддержал доводы, изложенные в жалобе. Указал что Северо-Кавказским банком ОАО «Сбербанк России» нарушен порядок проведения торгов.

Представители Северо-Кавказского банка ОАО «Сбербанк России» пояснили, что в соответствии с требованиями Положения о закупках Банк в порядке возрастания ценовых предложений рассмотрел все три заявки участников по лоту №1 и принял решение о несоответствии всех заявок закупочной документации. В результате отсутствия победителя закупки электронный аукцион был признан несостоявшимся (предложение о заключении договора ни одному из участников направлено не было). В связи с необходимостью дополнительного времени для проверки соответствия всех поданных заявок участников по указанным лотам срок подведения итогов закупки неоднократно продлевался. Продление срока подведения итогов закупки осуществлялось в соответствии с пунктами 7.2.4 и 7.2.5 Положения о закупках ОАО «Сбербанк России» (далее Положение о закупках). Банк вправе по собственной инициативе принять решение о внесении изменений в Документацию и Извещение о проведении электронного аукциона (в том числе и о дате подведения его итогов). В результате проверки заявок участников по лоту №1 проводимого аукциона все заявки были признаны не соответствующими закупочной документации. В соответствии с пунктом 2.2 Требований к квалификации Участников аукциона Приложения №1 и группе 4 «Письмо Участника. Квалификационные документы» Приложения №2 к аукционной документации каждый участник должен был предоставить копии действующих разрешений МВД на ношение соответствующего оружия. В представленных заявках участников по лоту №1 закупки копии указанных документов отсутствовали. Более того, на момент окончания приема заявок участников (14.04.2015 года) в заявке участника КОД «СТРАЖ» ООО отсутствовали не только копии разрешений на ношение и использование оружия, но и копия разрешения на хранение и использование оружия. Банк правомерно признал аукцион несостоявшимся на основании пунктов 9.5.1 - 9.5.3 Положения о закупках. Действия ОАО «Сбербанк России», как организатора торгов, являются абсолютно законными, не нарушают основополагающие принципы действующего законодательства. Порядок организации и проведения закупки Банком не был нарушен.

Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив имеющиеся материалы дела, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Протоколом Конкурсной комиссии №10/24-02-2015-4 от 24.02.2015 года была утверждена документация по проводимому электронному аукциону. В процессе проведения данной закупки на основании Уведомления Ставропольского УФАС России от 18.03.2015 года о рассмотрении жалобы КОД «СТРАЖ» ООО проведение электронного аукциона было приостановлено. После признания жалобы необоснованной, проведение закупки было возобновлено (продлены сроки подачи заявок и подведения итогов). Согласно условиям аукционной документации Банком проводилась закупка по 4-м лотам:

лот №1: централизованная охрана УС Кабардино-Балкарского отделения №8631 ОАО «Сбербанк России»;

лот №2: централизованная охрана объектов банка и обособленных помещений Калмыцкого отделения №8579 ОАО «Сбербанк России»;

лот №3: централизованная охрана объектов банка Чеченского отделения №8643 ОАО «Сбербанк России»;

лот №4: централизованная охрана УС Чеченского отделения №8643 ОАО «Сбербанк России».

Согласно закупочной документации с внесенными в нее изменениями время и дата проведения аукциона была установлена в 11:00 (время московское) 15.04.2015 года, дата подведения итогов аукциона - 30.04.2015 года.

Протоколом №29/28-04-2015-11 от 28.04.2015 года, руководствуясь пунктом 7.2 Положения о закупках ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 года №2348, дата подведения итогов продлена до 20.05.2015 года.

Протоколом №32/19-05-2015-1 от 19.05.2015 года, руководствуясь пунктом 7.2 Положения о закупках ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 года №2348, дата подведения итогов продлена до 04.06.2015 года.

Протоколом №37/04-06-2015-3 от 04.06.2015 года, руководствуясь пунктом 7.2 Положения о закупках ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 года №2348, дата подведения итогов продлена до 24.06.2015 года.

Согласно Протокола №41/23-06-2015-2 от 23.06.2015 года места распределились следующим образом.

1 место – ООО ЧОО «СОВА». Цена 4 790 328,00 рублей;

2 место – КОД «СТРАЖ» ООО. Цена 4 795 142,40 рублей;

3 место – ООО «СТРАЖ» КОД. Цена 4 809 585,60 рублей.

Все представленные заявки признаны несоответствующими требованиям аукционной документации, а именно отсутствуют копии действующих разрешений МВД на ношение соответствующего оружия.

На основании пункта 9 Положения о закупках ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 года №2348, открытый аукцион для выбора организаций, оказывающих услуги централизованной охраны устройств самообслуживания и объектов банка с использованием технических средств охраны в 2015 году для нужд Северо-Кавказского банка ОАО «Сбербанк России» (извещение №СКБ2015-0006 (АО) от 05.03.2015 года) по лоту №1 признан несостоявшимся и принято решение провести новый электронный аукцион.

Проанализировав Положение о закупках ОАО «Сбербанк России», Аукционную документацию и поступившие заявки Комиссия отмечает следующее.

1) Указание КОД «СТРАЖ» ООО на необоснованное продление даты подведения итогов аукциона, Комиссией признается обоснованным.

Порядок внесения изменений в Извещение о закупке и Документацию определен частью 7.2. Положения о закупках ОАО «Сбербанк России», в которой указано, что:

- Банк по собственной инициативе или на основании запроса Участника вправе принять решение о внесении изменений в Документацию и Извещение о проведении электронного аукциона (пункт 7.2.4. Положения о закупках ОАО «Сбербанк России»),

- Изменения, вносимые в Извещение о закупке и Документацию, размещаются Банком на сайте Банка и официальном сайте в течение 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений (пункт 7.2.5. Положения о закупках ОАО «Сбербанк России»),

- В зависимости от характера изменений, внесенных в Документацию, по решению Банка может быть продлен срок окончания подачи Заявок. В случае проведения открытого конкурса или электронного аукциона новый срок окончания подачи конкурсных Заявок должен быть установлен не ранее 15 календарных дней со дня размещения изменений на сайтах (пункт 7.2.6. Положения о закупках ОАО «Сбербанк России»).

Проанализировав указанные пункты, Комиссия отмечает, что продление срока окончания подачи Заявок является возможным последствием от внесения изменений в Документацию, а не основанием. Положение о закупках ОАО «Сбербанк России» и Аукционная документация не содержит каких-либо иных оснований для продления срока подведения итогов аукциона. Таким образом, у ОАО «Сбербанк России» отсутствовали законные основания для продления срока подведения итогов аукциона.

Следовательно, открытый аукцион для выбора организаций, оказывающих услуги централизованной охраны устройств самообслуживания и объектов банка с использованием технических средств охраны в 2015 году для нужд Северо-Кавказского банка ОАО «Сбербанк России» (извещение №СКБ2015-0006 (АО) от 05.03.2015 года) по лоту №1 проведен с нарушением части 7.2. Положения о закупках ОАО «Сбербанк России».

2) Указание КОД «СТРАЖ» ООО на необоснованное признание аукциона не состоявшимся, Комиссией также признается обоснованным.

Порядок подведения итогов электронного аукциона определен частью 9.5. Положения о закупках ОАО «Сбербанк России», в которой указано, что:

- Банк рассматривает заявки Участников, подтвердивших свои ценовые предложения, в порядке возрастания предложенной в ходе Торгов цены (пункт 9.5.1. Положения о закупках ОАО «Сбербанк России»),

- В ходе рассмотрения заявки Банк принимает решение о соответствии Участника электронного аукциона и предлагаемой им Продукции требованиям, установленным Документацией (пункт 9.5.2. Положения о закупках ОАО «Сбербанк России»),

- Рассмотрение заявок производится до выявления первой заявки, для которой установлено соответствие Участника и предлагаемой им Продукции требованиям Банка (пункт 9.5.3. Положения о закупках ОАО «Сбербанк России»),

- На основании рассмотрения заявок Банк составляет и подписывает Протокол подведения итогов электронного аукциона, в котором указывает решение, принятое в отношении каждой рассмотренной заявки, и размещает его на сайте Банка, сайте Оператора ЭТП и официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня его подписания. В случае проведения электронного аукциона с ограниченным количеством Участников протокол подведения итогов электронного аукциона направляется средствами ЭТП Участникам, чьи заявки были рассмотрены Банком (пункт 9.5.4. Положения о закупках ОАО «Сбербанк России»),

- Банк направляет Участнику, в отношении заявки которого принято решение о соответствии Участника и предлагаемой им Продукции требованиям Документации, предложение о заключении договора. Для заключения договора Участник обязан в течение 3 рабочих дней со дня получения указанного предложения предоставить оригиналы или нотариально заверенные копии документов, поданных им в электронном виде в составе заявки на участие в электронном аукционе (пункт 9.5.5. Положения о закупках ОАО «Сбербанк России»),

- В случае непредставления документов, Банк повторно рассматривает заявки в порядке, предусмотренном п. 9.5.1-9.5.5, исключая из рассмотрения заявку Участника, не предоставившего документы (пункт 9.5.6. Положения о закупках ОАО «Сбербанк России»).

Проанализировав указанные пункты, Комиссия отмечает, что часть 9.5. Положения о закупках ОАО «Сбербанк России» не содержит порядка действий заказчика в случае если все заявки были отклонены. Согласно пункта 9.5.6. Положения о закупках ОАО «Сбербанк России» в случае признания заявки не соответствующей, остальные заявки повторно рассматривается в порядке пунктов 9.5.1-9.5.5 Положения о закупках ОАО «Сбербанк России». То есть часть 9.5. Положения о закупках ОАО «Сбербанк России» не доработана и не содержит такого основания для признания аукциона несостоявшимся, как отклонение всех заявок.

Следовательно, принятие решения о признании аукциона несостоявшимся на основании пунктов 9.5.1-9.5.3 Положения о закупках ОАО «Сбербанк России», зафиксированное в Протоколе №41/23-06-2015-2 от 23.06.2015 года, противоречит требованиям части 9.5. Положения о закупках ОАО «Сбербанк России».

3) Указание КОД «СТРАЖ» ООО на то, что Аукционная документация содержит противоречивые требования к комплекту предоставляемых документов, а именно перечня разрешений на ношение, хранение, использование соответствующего оружия, Комиссией также признается обоснованным.

Согласно Протокола №41/23-06-2015-2 от 23.06.2015 года все заявки были признаны не соответствующими закупочной документации. В соответствии с пунктом 2.2 Требований к квалификации Участников аукциона Приложения №1 и группе 4 «Письмо Участника. Квалификационные документы» Приложения №2 к аукционной документации каждый участник должен был предоставить копии действующих разрешений МВД на ношение соответствующего оружия.

Пунктом 2.2 Приложения №1 Аукционной документации определено, что участнику необходимо наличие действующих разрешений МВД на ношение, хранение, использование соответствующего оружия.

Пунктом 7 Группы 4 Приложения №2 Аукционной документации определено, что претендент должен предоставить копии разрешений на ношение, хранение, использование соответствующего оружия.

Вопросы, связанные с оружием, регламентируются Федеральным законом от 13.12.1996 года №150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 года №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему»).

Согласно статьи 9 Федерального закона от 13.12.1996 года №150-ФЗ «Об оружии» приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации.

В развитие комментируемой статьи МВД России были изданы следующие документы:

- Приказ МВД России от 14.05.2012 года №508 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой»;

- Приказ МВД России от 26.04.2012 года №366 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему»;

- Приказ МВД России от 11.05.2012 года №501 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов»;

- Приказ МВД России от 25.04.2012 года №360 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему»;

- Приказ МВД России от 23.04.2012 года №355 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему».

Перечисленные Административные регламенты определяют сроки и последовательность действий (административных процедур) должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов МВД России по выдаче соответствующей лицензии.

Таким образом, Комиссия отмечает, что с учетом большого количества лицензий, общая формулировка используемая заказчиком, а именно «предоставить копии разрешений на ношение, хранение, использование соответствующего оружия», вводит круг потенциальных участников в заблуждение относительно конкретных документов, которые необходимо приложить к заявке, а также дает возможность аукционной комиссии трактовать и применять его произвольно.

Согласно пункта 4 части 1 статья 3 Федерального закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» одним из основных принципов закупки является отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Следовательно, установленная Северо-Кавказским банком ОАО «Сбербанк России» общая формулировка о необходимости «предоставления копий разрешений на ношение, хранение, использование соответствующего оружия» без указания на конкретные документы противоречит нормам пункту 4 части 1 статьи 3 и пункту 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Кроме того, по результатам изучения Аукционной документации, а именно пункта 2.1. «Общие требования к участникам аукциона», Комиссия выделяет такое требование как «Отсутствие фактов предъявления к ОАО «Сбербанк России» претензий со стороны контролирующих, правоохранительных, фискальных, надзорных и судебных органов (в том числе возбуждение судебных, административных, уголовных и иных дел; выдача решений, предписаний, представлений и иных актов государственного реагирования) в отношении правомерности пользования Банком продукции/товаров, ранее поставленных Участником.».

Наличие вышеуказанных фактов является основанием для отклонения заявки претендента на основании пункта 5.4. Аукционной документации.

Таким образом, Северо-Кавказский банк ОАО «Сбербанк России» ставит условие, что если претендент хоть раз предъявлял (или предъявит в будущем) к банку претензию, в том числе подаст жалобу в антимонопольный орган на порядок проведения торгов в рамках Федерального закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», то заявка данной организации будет отклоняться в последующих торгах. Требование не зависит от обоснованности или необоснованности претензий и последовавших последствий.

Согласно пункта 2 части 1 статья 3 Федерального закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» одним из основных принципов закупки является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия приходит к выводу, что данное требование является дискриминационным и необоснованно ограничивает конкуренцию между участникам закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статья 3 Федерального закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

С учетом вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России приходит к выводу, что при проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору организаций оказывающих услуги централизированной охраны устройств самообслуживания и объектов банка с использованием технических средств охраны в 2015 году для нужд Северо-Кавказского банка ОАО «Сбербанк России» (извещение №СКБ2015-0006 (АО) от 05.03.2015 года) организатором были допущены ряд нарушений требований действующего законодательства, а именно пунктов 2, 4 части 1 статья 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Таким образом, жалоба КОД «СТРАЖ» ООО – обоснованна.

На основании изложенного, руководствуясь частями 16, 20, 23 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу КОД «СТРАЖ» ООО на действия организатора торгов при проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору организаций оказывающих услуги централизированной охраны устройств самообслуживания и объектов банка с использованием технических средств охраны в 2015 году для нужд Северо-Кавказского банка ОАО «Сбербанк России» (извещение №СКБ2015-0006 (АО) от 05.03.2015 года) – обоснованной.

2) Признать в действиях Северо-Кавказского банка ОАО «Сбербанк России» факт нарушения требований пунктов 2, 4 части 1 статья 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3) Признать в действиях Северо-Кавказского банка ОАО «Сбербанк России» факт нарушения требований пунктов 7.2.4.-7.2.6., 9.5.1-9.5.6 Положения о закупках ОАО «Сбербанк России».

4) В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» выдать Северо-Кавказскому банку ОАО «Сбербанк России» обязательное для исполнения предписание – аннулировать итоги открытого аукциона в электронной форме по выбору организаций оказывающих услуги централизированной охраны устройств самообслуживания и объектов банка с использованием технических средств охраны в 2015 году для нужд Северо-Кавказского банка ОАО «Сбербанк России» (извещение №СКБ2015-0006 (АО) от 05.03.2015 года). При необходимости конкурс провести повторно.

В соответствии с пунктом 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны