Решение №53 Решение по делу №53 о нарушения антимонопольного законодател... от 20 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №53 о нарушения антимонопольного законодательства

Резолютивная часть объявлена 11.08.2015 года

Полный текст решения изготовлен 24.08.2015 года            

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

Гритчин И.Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Долженко А.О. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

В присутствии представителя администрации муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края – главы Грачевского сельсовета <……>

Рассмотрев дело №53 возбужденное по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края (Ставропольский край, Грачевский район, с. Грачевка ул. Шоссейная, 29) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в административный регламент «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края» утвержденный Постановлением администрации муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края от 27.08.2013 года №205, пунктов, противоречащих действующему законодательству, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 мая 2015 года №578 на территории села Грачевка Грачевского района Ставропольского края по адресу: Ставропольский край, Грачевский район, с. Грачевка ул. Шоссейная, 29, была проведена проверка в отношении органов местного самоуправления села Грачевка.

Предметом проводимой проверки являлось соблюдение органами местного самоуправления муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края требований Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе проведения проверки установлено следующее.

Постановлением администрации муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края от 27.08.2013 года №205 утвержден административный регламент предоставления Муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края».

Согласно пункту 2.6 административного регламента, документы, указанные в перечне предоставляются заявителем самостоятельно.

Анализ административного регламента «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края» утвержденного Постановлением администрации муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края от 27.08.2013 года №205 показал, что в силу включения требований о предоставлении документов для предоставления муниципальной услуги - в данном случае выдача Градостроительного плана земельного участка, имеется возможность ограничения, устранения конкуренции, а так же является дополнительным административным барьером при осуществлении деятельности, как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц.

Согласно Административному регламенту обязанность предоставить документы, предусмотренные пунктом 2.6 указанного выше регламента, возложена на заявителя. Не предоставление вышеуказанных документов влечет отказ от предоставления муниципальной услуги, следовательно, хозяйствующему субъекту, обратившемуся за подготовкой и выдачей градостроительного плана земельного участка, будет отказано в предоставлении муниципальной услуги, что может повлиять на его хозяйственную деятельность и привести к ограничению или устранению конкуренции.

Для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно - правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица или юридического лица.

Таким образом, предъявление требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги, является нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

С учетом вышеизложенного в отношении администрации муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по факту нарушения ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 29 июля 2015года рассмотрение дела №53 было назначено на 11.08.2015г.

На рассмотрении дела представитель ответчика пояснил следующее.

Во исполнение Федерального закона от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", администрацией муниципального образования Грачевского сельсовета проект административного регламента «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края» был направлен в Прокуратуру Грачевского района Ставропольского края.

13 июля 2013 года №42-24-2013 Прокуратурой Грачевского района Ставропольского края в наш адрес была направлена Справка о результатах изучения проекта нормативно - правового акта, согласно которой указанный проект не противоречит действующему законодательству, принятие проекта входит в компетенцию администрации поселения, в связи, с чем препятствий для утверждения не имеется.

27 августа 2013 года №205 принято постановление администрации муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края.

Также сообщаем, что с 01 января 2015 года полномочия по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края переданы в администрацию Грачевского муниципального района Ставропольского края.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом Комиссия исходила из следующего:

Постановлением администрации муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края от 27.08.2013 года №205 утвержден административный регламент предоставления Муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края».

В соответствии с пунктом 2.6 для получения градостроительного плана земельного участка (далее ГПЗУ) к заявлению о выдаче (ГПЗУ) предоставляются следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя (подлинник и копия);

Документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (подлинник и копия);

Выданная не позднее, чем за один месяц до дня подачи заявления выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

Подлинник и копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей) или свидетельства о государственной регистрации лица (для юридических лиц);

Подлинник и копия документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здания, строения, сооружения;

Подлинник и копия технических паспортов на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке;

Технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (при наличии техусловий);

Подлинник и копия документов, удостоверяющих права на земельный участок;

Выданный не позднее, чем за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости, с приложением кадастровой выписки земельного участка с координатной привязкой или каталогом координат;

Исполнительная топографическая съемка земельного участка, выполненная кадастровым инженером (съемка с планшета в случае оформления документов для индивидуального жилищного строительства) и исполнительная топографическая съемка земельного участка, выполненная кадастровым инженером, в электронном виде (в случае оформления документов для объектов капитального строительства).

 Согласно пункту 2.6 административного регламента, документы, указанные в перечне предоставляются заявителем самостоятельно.

Анализ административного регламента «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края» утвержденного Постановлением администрации муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края от 27.08.2013 года №205 показал, что в силу включения требований о предоставлении документов для предоставления муниципальной услуги - в данном случае выдача Градостроительного плана земельного участка, имеется возможность ограничения, устранения конкуренции, а так же является дополнительным административным барьером при осуществлении деятельности, как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц.

Требования вышеуказанного Постановления противоречат федеральному законодательству по следующим причинам:

Частями 1, 2 Статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.

В соответствии с частью 17 статьи 46 (об особенностях подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа) Градостроительного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, которые регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Согласно Административному регламенту обязанность предоставить документы, предусмотренные пунктом 2.6 указанного выше регламента, возложена на заявителя. Не предоставление вышеуказанных документов влечет отказ от предоставления муниципальной услуги, следовательно, хозяйствующему субъекту, обратившемуся за подготовкой и выдачей градостроительного плана земельного участка, будет отказано в предоставлении муниципальной услуги, что может повлиять на его хозяйственную деятельность и привести к ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность по подготовке градостроительного плана земельного участка возложена на уполномоченный орган (федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления). В случае неправомерных действий (бездействия) уполномоченного органа лицо, обратившееся за государственной или муниципальной услугой, вправе обжаловать действие (бездействие) в установленном действующим законодательством порядке.

Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица или юридического лица.

Необходимо отметить, что вопрос предоставления документов необходимых для предоставлении муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка был предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации при разрешении спора о соответствии закону формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 №207. Верховный Суд Российской Федерации в решении от 14.05.2012 №АКПИ12-290 пришел к выводу, что в силу частей 1 и 2 статьи 44 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Верховный Суд Российской Федерации указал, что запрет требовать от заявителя предоставления документов распространяется на действия уполномоченных органов, однако не исключает возможность добровольного представления заявителем документов, принудительное истребование которых запрещено.

Данные выводы признаны законными и обоснованными Определением апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2012 №АПЛ12-449.

Иное толкование указанной правовой нормы вопреки выводам, изложенным в судебных актах Верховного Суда Российской Федерации, нарушает принцип обязательности и правовой определенности вступившего в законную силу судебного акта суда высшей судебной инстанции государства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Таким образом, предъявление требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги, является нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

Следовательно, принятие Постановления администрации муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края от 27.08.2013 года №205, которым утвержден административный регламент предоставления Муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края», включающего в себя, пункты, противоречащие действующему законодательству, является нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьями 22, 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось во включении в административный регламент «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края» утвержденный Постановлением администрации муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края от 27.08.2013 года №205, пунктов, противоречащих действующему законодательству, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Выдать администрации муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства, в связи с чем, привести в соответствие с действующим законодательством административный регламент «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края» утвержденный Постановлением администрации муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края от 27.08.2013 года №205.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны