Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предус... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»

Дело №54-18.1

16.12.2013 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии – Сапунов Д.Н. заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Члены комиссии:

Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Лазебный А. Ю. – ведущий специалист эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

В присутствии представителей:

- от ООО СХП «Волна» <……> - директора ООО СХП «Волна» и <……> представителя по доверенности.

- от Министерства сельского хозяйства Ставропольского края <……> и <……> по доверенности.

Рассмотрев жалобу ООО СХП «Волна» (вх. №03/12655 от 05.12.2013 г.) на действия Министерства сельского хозяйства Ставропольского края при проведении конкурса 25.11.2013 г. на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыболовства,

УСТАНОВИЛА:

В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО СХП «Волна» (вх. №03/12655 от 05.12.2013 г.) на действия Министерства сельского хозяйства Ставропольского края при проведении конкурса 25.12.2013 г. на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыболовства,

Заявитель указывает, что Министерством сельского хозяйства Ставропольского края на основании приказа №449 от 22.10.2013 г. был объявлен конкурс на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыболовства на вновь образованных участках. Министерством неправомерно было включено в перечень участвующих в конкурсе, прудов, находящиеся на балансе ООО СХП «Волна» с 1978 года:

- лот №1 - пруд №5 на реке Каменка, пл. 8 га.;

- лот №2 – пруд «Сельмаш» на реке Каменка пл. 10 га.;

- лот №3 – пруд №7 на реке Каменка пл. 17 га.;

- лот №4 – пруд №8 на реке Каменка пл. 29 га.;

- лот №5 – пруд №9 на реке Каменка 25 га.;

- лот №9 - пруд №21 на реке Терновка, пл. 29 га.;

- лот №10 – пруд №22 на реке Терновка, пл. 9 га.;

- лот №22 – пруд «Кононенко-1» на реке Тугулук, пл. 12 га.;

- лот №23 – пруд «Кононенко-2» на реке Тугулук пл. 3 га.;

По мнению заявителя, вышеуказанные действия нарушают требования антимонопольного законодательства, просит признать действия организатора торгов незаконными по включению принадлежащих ООО СХП «Волна» прудов в лоты №1,2,3,4,5,9,10,22,23 проводимого на основании приказа №449 от 22.10.2013 г. конкурса и отменить результаты проводимого конкурса.

2. Представителями ООО СХП «Волна» были поддержаны в полном объеме доводы о неправомерности действий организатора торгов, изложенные в жалобе.

Представителями Министерства сельского хозяйства Ставропольского края были представлены материалы в опровержение доводов заявителя, а именно что данные торги проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона №166-ФЗ от 20.12.2004 года «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 года №136.

3. Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее:

Согласно информационного сообщения, размещенного на официальном сайте http://www.mshsk.ru/, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, на основании приказа №449 от 22.10.2013г. был объявлен конкурс на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыбоводства на вновь образованных участках.

При этом Министерство сельского хозяйства Ставропольского края, включило в перечень участвующих в конкурсе, предоставляемых в аренду вновь образуемых рыбопромысловых участков, пруды, находящиеся на балансе ООО СХП «Волна» с 1978 года:

- Лот №1 – Пруд №5 на реке Каменка, пл. 8 га.

- Лот №2 – Пруд «Сельмаш» на реке Каменка пл.10га.

- Лот №3 – Пруд №7 на реке Каменка пл.17 га.

- Лот №4 – Пруд №8 на реке Каменка пл.29 га.

- Лот №5 – Пруд №9 на реке Каменка пл.25 га.

- Лот №9 – Пруд №21 на реке Терновка, пл.29 га.

- Лот №10 – Пруд №22 на реке Терновка, пл.9 га.

- Лот №22 – Пруд «Кононенко-1» на реке Тугулук, пл. 12 га.

- Лот №23 – Пруд «Кононенко-2» на реке Тугулук, пл. 3 га.

Данный факт подтверждается следующими обстоятельствами.

ООО СХП «Волна» является универсальным правопреемником, образованного еще в 1978 году на основании решения райисполкома Труновского района от 30.11.78 №371 и приказа МСХ РСФСР №470 от 04.05.79 районного межхозяйственного предприятия «Труновское» по рыбоводству с целями увеличения производства рыбы и продажи ее государству, освоения существующих водоемов для рыбоводства и строительства новых рыбоводных прудов, строительства жилых и производственных зданий.

Основными видами деятельности, как это отражено в выписке из ЕГРЮЛ ООО СХП «Волна», являются товарное рыбоводство, т.е. товарное производство рыбной продукции, оптовая и розничная торговля рыбной продукцией.

ООО СХП «Волна» включено Министерством Сельского хозяйства Ставропольского края в перечень организаций Труновского района Ставропольского края занимающихся выращиванием рыбы и реализацией её населению. Обществу ежегодно доводятся Минсельхозом края планы по производству рыбной продукции, и оно ежегодно отчитывается в их реализации.

Выступая правопреемником СХП «Волна» АОЗТ, ООО СХП «Волна» получила в бессрочное (постоянное пользование) земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 1486,7 га.

Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством выданным Комитетом по земельной реформе Труновского района №75 от 01.03.1993г.

С введением в действие Земельного кодекса РФ, земли принадлежащие ООО СХП «Волна» были уточнены, размежеваны и поставлены на кадастровый учет.

Во исполнение требований земельного законодательства, общество приобрело в аренду принадлежащие ему земли на праве постоянного бессрочного пользования земли в долгосрочную аренду.

Так, администрацией Труновского муниципального района Ставропольского края на основании постановления от 12.11.2010г. №685-п по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения №62 от 12.11.2010г. в ООО СХП «Волна» были переданы «Земли сельскохозяйственного назначения» общей площадью 9003040 кв.м. сроком на 30 лет.

Земли, переданные по договору аренды состоят из трех земельных участков:

Участок площадью 300465 кв.м., кадастровый номер <...> :05:042607:2, категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, местоположение земельного участка: Ставропольский край, р-н Труновский, с.Донское, разрешенное использование для сельскохозяйственного назначения;

Участок площадью 4913249 кв.м., кадастровый номер <...> :05:0:558, категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, местоположение земельного участка: Ставропольский край, р-н Труновский, с.Донское, разрешенное использование для сельскохозяйственного назначения;

Участок площадью 3789326 кв.м., кадастровый номер <...> :05:0:559, категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, местоположение земельного участка: Ставропольский край, р-н Труновский, с.Донское, разрешенное использование для сельскохозяйственного назначения.

По акту приема-передачи земельного участка от 12.11.2010г. данные земельные участки приняты ООО СХП «Волна» и с указанного периода времени по настоящее время, используются в хозяйственной деятельности общества для осуществления товарного рыбоводства.

На указанных выше земельных участках расположены 14 прудов.

Договор аренды земель сельскохозяйственного назначения №62 от 12.11.2010г. прошел проверку на соответствие действующему законодательству и был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 30.12.2010г. за №26-26-34/039/2010-329.

Согласно представленных документов, ООО СХП «Волна», не имеет задолженности по арендным платежам. Нарушений режима землепользования и пользования объектами товарного рыбоводства не установлено, что подтверждается результатами проверок официальных органов приобщенных к материалам настоящего дела.

Так же Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, что договор аренды не расторгался, земли из собственности муниципального образования: Труновского муниципального района Ставропольского края в Федеральную собственность или в собственность Ставропольского края не передавались.

Выделение водных объектов из земельных участков, используемых в хозяйственной деятельности ООО СХП «Волна» произведено не было». Этот вопрос с обществом и муниципальным образованием администрацией Труновского муниципального района Ставропольского края не согласовывался.

ООО СХП «Волна» продолжает вносить арендную плату за всю площадь земель принятых по договору аренды, в том числе и за земли находящиеся под водными объектами.

Комиссия Ставропольского УФАС отмечает, что правом на предоставление земельных участков в собственность, в постоянное бессрочное пользование в период 1991-1993 гг. обладали именно местные органы власти у управления.

Согласно действовавшего на тот момент законодательства, а именно Земельным кодексом РСФСР от 25.04.1991г. №1103-1, вопросами концепции Земельной реформы, порядком приватизации государственного и муниципального имущества, реорганизацией сельскохозяйственных предприятий занимались Федеральные органы власти (т.е. вопросы стратегии). Вопросами упорядочивания и регулирования проведения этих преобразований в пределах Субъектов Федерации (вопросами тактики) занимались региональные органы власти. Вопросами непосредственного оформления документов и регистрацией занимались местные органы власти.

В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991г. №1103-1, в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставлялись колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.

Статьей 20 ЗК РСФСР от 25.04.1991г. №1103-1, в компетенцию районных (городских, в административном подчинении которых находится район) Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений входило:

1) предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьями 23, 58 и 59 настоящего Кодекса;

2) регистрация права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков;

При этом на основании ст. 31 Земельного Кодекса РФ, Документами, удостоверяющие право на земельный участок (право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком) удостоверялись государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.

Таким образом, органы местного самоуправления обладали правом заключения договоров на приватизацию земель, предоставления их в постоянное бессрочное пользование и оформление аренды не только в отношении муниципальной, но и государственной (Федеральной, региональной) собственности.

Так же Комиссией Ставропольского УФАС России отметено, что водные правоотношения в указанный период времени регламентировались требованиями Водного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 30.06.1972)

Так статьей 28 ВК РСФСР 1972г. Органами, предоставлявшими водные объекты в обособленное пользование являлись:

Исполнительные комитеты районных, городских Советов народных депутатов предоставляют в обособленное пользование замкнутые (непроточные) водоемы, находящиеся в пределах территории района, города.

Согласно Статьи 29 ВК РСФСР 1972 г. Право водопользователей на обособленное пользование водным объектом удостоверялись государственными актами на право водопользования, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов.

Формы актов устанавливаются Советом Министров РСФСР.

Статья 31 ВК РСФСР 1972г. Специальное водопользование на замкнутых (непроточных) водоемах, расположенных на территории района, города, а также на ручьях и суходолах, осуществляется на основании разрешений, выдаваемых исполнительными комитетами соответствующих районных, городских Советов народных депутатов.

Поэтому предоставление земельного участка с находящимися на нем прудами в постоянное бессрочное пользование ООО СХП «Волна» Труновской районной администрацией полностью соответствует действующему законодательству РФ.

В связи с изменением земельного законодательства, изменился также подход к предоставлению земельных участков в постоянное бессрочное пользование и порядку переоформления прав на них владельцев таких участков.

Так в соответствии с ч.ч.1 и 3 ст.20 ЗК РФ 2001г.

1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

3. Однако право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

В тоже время, статьей 3 закона РФ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации», установлена обязанность Юридических лиц, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.

Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В отношении земельных участков находящихся в аренде у ООО СПК «Волна», необходимо отметить, что по территории их проходят линии электропередачи, дороги, трубопроводы. Поэтому переоформление данных участков может быть осуществлено не в 2010 году, а до 1 января 2015 года.

Таким образом Комиссия отмечает что, при условии того, что на территории земельных массивов находятся пруды относящиеся к Федеральной собственности, в отношении этих объектов режим постоянного бессрочного пользования у ООО СПК «Волна» сохраняется вплоть до 2015 года.

На основании вышеизложенного Комиссия Ставропольского УФАС пришла к выводу о том, что выступая организатором проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыбоводства на вновь образованных участках Министерство сельского хозяйства Ставропольского края, выставляя на конкурс используемые в рыбоводческой деятельности ООО СХП «Волна», пруды (водные объекты), нарушило требования о независимости объекта аренды, выставляемого для проведения конкурса от прав требования третьих лиц, в данном случае в отношении прав требования законного арендатора водоемов – ООО СХП «Волна».

В соответствии требованиями действующего законодательства, организатором торгов, к конкурсной документации должно быть приложено доказательство о сформированности данных участков.

Так должны быть определены не только поверхность водоема, но и часть земельного участка необходимого для водоохраны водного объекта, подъездные пути, место для размещения имущества пользователя, должны быть, как ранее указано, согласованы эти действия с муниципальными органами власти, учитывая тот факт, что участок окружен землями сельхозназначения.

Данное требование установлено статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а именно в рамках информационного взаимодействия, орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о водных объектах направляет в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.

Организатором торгов, Министерством сельского хозяйства СК, в том случае если участки были вновь сформированы, не были представлены указанные сведения.

Так же Министерством не было обосновано обстоятельство того, что на вновь сформированных в 2013 году участках имеют место быть гидротехнические сооружения, построенные рыбоводческим хозяйством ООО СПК «Волна» еще в 70-е – 80-е годы 20 столетия и используемые им в своей хозяйственной деятельности в настоящий момент.

5. Комиссия Ставропольского УФАС России, исследовав доводы сторон, а так же проанализировав конкурсную документацию, установила, что действия Министерства сельского хозяйства Ставропольского края противоречат требованиям действующего законодательства по причине выставления на торги объектов (прудов), используемых в рыбоводческой деятельности ООО СХП «Волна», тем самым нарушив требования о независимости объекта аренды, выставляемого для проведения конкурса от прав требования третьих лиц, в данном случае в отношении прав требования законного арендатора водоемов – ООО СХП «Волна». Договор аренды вышеупомянутого имущества не расторгался, земли из собственности муниципального образования: Труновского муниципального района Ставропольского края в Федеральную собственность или в собственность Ставропольского края не передавались. Выделение водных объектов из земельных участков, используемых в хозяйственной деятельности ООО СХП «Волна» произведено не было и данный вопрос с обществом и муниципальным образованием администрацией Труновского муниципального района Ставропольского края не согласовывался, следовательно у Министерства Сельского хозяйства Ставропольского края отсутствовали законные основания для выставления на конкурс вышеупомянутых объектов.

Согласно, части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 17 и пунктом 20 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО СХП «Волна» (вх. №03/12655 от 05.12.2013 г.) на действия Министерства сельского хозяйства Ставропольского края при проведении конкурса 25.11.2013 г. на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыболовства - обоснованной.

2. Выдать организатору конкурса Министерству сельского хозяйства Ставропольского края обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, а именно:

- аннулировать конкурс, назначенный на 25.12.2013 г. на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыболовства по лотам №№1,2,3,4,5,9,10,22,23.

- аннулировать протоколы, составленные в ходе проведения конкурса назначенного на 25.11.2013 г. на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыболовства по лотам №№1,2,3,4,5,9,10,22,23.

3. Установить срок исполнения предписания до 25 декабря 2013 года.

Министерству сельского хозяйства Ставропольского края об исполнении предписания сообщить в течение трех дней с момента исполнения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны