Предупреждение №ГЗ/2729/23 Предупреждение № 5 от 24 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 5

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило заявление <...> по вопросу правомерности начисления объемов газа за январь 2023 года, поставленного на объект газоснабжения, расположенного по адресу г. Благодарный.

По фактам, изложенным в заявлении, управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю было проведено антимонопольное расследование, в результате которого установлено следующее.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (далее - поставщик) и <...> (далее - покупатель) заключен договор поставки газа от 17.10.2022 (далее - договор).

В соответствии с условиями договоров поставка газа осуществляется в точку подключения: нежилое здание г. Благодарный.

Расчеты производились по показаниям узла учета газа, состоящего из счетчика ВК-G4 ETe; корректора ВК-G4 ETe.

Межповерочный интервал (далее - МПИ) счетчика ВК-G4 ETe и корректора ВК-G4 Ete в составе данного узла учета газа (далее - УУГ) составляет 8 лет. Последняя поверка УУГ осуществлена 25.11.2020. Соответственно, срок поверки не истек.

В тоже время при проведении проверки состояния указанного узла учета газа поставщик в акте от 27.01.2023 б/н пришел к выводу о его неисправности в связи с фиксацией превышения расхода газа выше максимального допустимого значения. Исходя из изложенного, Поставщик посчитал, что узел учета газа являлся неисправным и произвел начисления за газ по мощности газоиспользующего оборудования с 01.01.2023. Кроме того, в связи с превышением договорных объемов поставки газа при расчете поставленных объемов был применен коэффициент 1,5, применяемый при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором в соответствии с пунктом 17 Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (ред. от 19.03.2020) "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации".

Кроме того, ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» посчитало, что Покупателем газа не представлено достаточных доказательств, подтверждающих признание узла учета пригодным к применению и соответствующим метрологическим требованиям.

В связи с вышеизложенным, в период с 01.01.2023 по 31.01.2023 в соответствии с условиями договора произведены начисления за газ по мощности газоиспользующего оборудования.

Нормы действующего законодательства в области газоснабжения, в частности п. 23 Правил поставки газа, позволяют газоснабжающей организации производить расчет объема потребленного газа исходя из проектной мощности газопотребляющих установок, в случае неисправности или отсутствии средств измерений.

Исходя из системного толкования приведенных норм права, газоснабжающая организация должна установить факт неисправности расчетного прибора учета.

Сам по себе факт фиксации превышения расхода газа при отсутствии доказательств влияния на достоверность учета показаний расхода газа и при доказанности соответствия устройства установленным стандартам не является основанием для применения условий договора о расчетном методе определения количества поставленного газа. В соответствии с проведенным расследованием установлено, что МПИ УУГ не истек, доказательств его неисправности не представлено.

К схожим выводам приходят суды, рассматривая аналогичные споры, связанные с безучетным потреблением электрической энергии.

Так, в Определении Верховного суда РФ от 01.11.2016 г. N 306-ЭС16-14243 по делу N А12-40634/2015 установлено следующее: "Принимая во внимание изложенное, составление акта о безучетном потреблении в соответствии с положениями Правил N 442, не является безусловным основанием для применения к потребителю особого порядка расчета, предусмотренного для случаев безучетного потребления, ввиду недоказанности совершения потребителем, действий направленных на вмешательство в работу прибора учета, равно как действий, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии".

Что касается вопроса о возможности применения п. 17 Правил поставки газа в связи с превышением лимита газопотребления, согласованного в договоре поставки газа, то управлением установлено следующее.

В данном случае, для установления обстоятельств допущения перерасхода газа специальных норм, ни законом, ни договором не предусмотрено, запретов не имеется, ввиду чего применительно к вышеприведенной норме возможно доказывание фактически принятого абонентом количества энергии (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.02.2016 N Ф06-5480/2016 по делу N А12-10286/2015 Требование: О взыскании задолженности по государственному контракту на поставку газа, процентов за пользование чужими денежными средствами. Обстоятельства: В ходе проверки приборов учета покупателя был выявлен факт эксплуатации данных приборов по истечении межповерочного срока. Покупатель не оплатил стоимость потребленного в спорный период газа. Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку установлено, что поставщиком неверно определен объем потребленного покупателем газа, размер процентов снижен).

Материалами расследования подтверждается, что фактически принятый объем газа в спорный период не превысил лимит газопотребления, согласованного в договоре поставки газа.

При этом в конкретном рассматриваемом случае имеет место сохранность пломб, установленных на счетчике ВК-G4 ETe и корректоре ВК-G4 ETe, сведений о нарушении в его работе в спорный период не имеется, ввиду чего, фактически в спорный период счетчик газа находился в рабочем состоянии и его сведения могут быть использованы для определения наличия либо отсутствия обстоятельств перерасхода газа в январе 2023 года.

Исходя из изложенного, у АО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» отсутствовали правовые основания производить расчет поставленного газа за январь 2023 года, исходя из мощности газоиспользующего оборудования по причине неподтвержденного превышения максимально допустимого расхода газа, определенного узлом учета газа ВК-G4 ETe.

В ходе проведенного анализа рынка услуг по поставке и реализации природного сетевого газа ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» занимает доминирующее положение с долей на рынке 100% на территории Ставропольского края, в том числе в Благодарненском городском округе Ставропольского края.

Частью 3 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Учитывая вышеизложенное, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженных в направлении письма от 23.07.2020 исх. № 10-03-06/7776, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Ставропольское УФАС России, предупреждает ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» о необходимости прекращения указанных действий и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, в течение 10 дней с момента получения настоящего предупреждения, путем расчета поставленного (оттранспортированного) газа с учетом показаний узла учета газа и без применения коэффициента 1,5, применяемого при перерасходе газа за период поставки газа с 01.01.2023 по 31.01.2023.

О выполнении предупреждения сообщить в Ставропольское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны