Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предус... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»

Дело №55-18.1

16.12.2013 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии – Сапунов Д.Н. заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Члены комиссии:

Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Лазебный А. Ю. – ведущий специалист эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

В присутствии представителей:

- от ООО СХП «Волна» <……> - директора ООО СХП «Волна» и <……> представителя по доверенности.

- от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края <……> и <……> по доверенности.

Рассмотрев жалобу ООО СХП «Волна» (вх. №03/12655 от 05.12.2013 г.) на действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края при организации аукциона №169, назначенного на 19.12.13 г. и аукциона №170, назначенного на 19.12.2013 г.

УСТАНОВИЛА:

В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО СХП «Волна» (вх. №03/12655 от 05.12.2013 г.) на действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края при организации аукциона №169, назначенного на 19.12.13 г. и аукциона №170, назначенного на 19.12.2013 г.

Заявитель указывает, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды СК было объявлено о проведении двух аукционов: аукцион №169, назначенный на 19.12.13 г., в качестве лота №1 которого по приобретению права заключения договора водопользования акваторией водного объекта – реки Тугулук, площадью 0,062 кв.км., указан пруд, расположенный на землях, арендованных ООО СХП «Волна» и аукцион №170, назначенный на 19.12.13 г., в качестве лота №1 которого по приобретению права заключения договора водопользования акваторией водного объекта – реки Тугулук, площадью 0,10 кв.км., указан пруд, расположенный на землях арендованных ООО СХП «Волна». Оба пруда заявленные в качестве лотов, расположены на земельном участке, которые находятся в аренде ООО СХП «Волна» с конца 1970 г. по настоящее время (последний заключенный договор аренды 12.11.2010г.).

2. Представителями ООО СХП «Волна» были поддержаны в полном объеме доводы о неправомерности действий организатора торгов, изложенные в жалобе. ООО СХП «Волна» является титульным владельцем водных объектов (прудов), выставленных в качестве лотов на аукционе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыбоводства на вновь образованных участках проводимого на основании приказа Министерства сельского хозяйства Ставропольского края №449 от 22.10.2013г. Пруды, заявленные качестве лотов, на аукционах, назначенных на 19.12.2013г. расположены на земельном участке площадью 300465 кв.м., кадастровый номер <...> :05:042607:2, который находится в аренде ООО СХП «Волна» с конца 1970 г. по настоящее время (последний заключенный договор аренды 12.11.2010г.).

Заявитель просит в своей жалобе признать незаконными действия организатора аукциона Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по объявлению аукционов: №169 назначенного на 19.12.2013г. и №170 назначенного на 19.12.2013г., а также об отмене проведения аукционов №169 назначенного на 19.12.2013г. и №170 назначенного на 19.12.2013г. назначенных организатором аукциона Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

Представителями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по сути жалобы были представлены следующие доводы.

 В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство), утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 02 июля 2012 года №221 - п и ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) органом, уполномоченным по предоставлению водных объ­ектов или их частей, находящихся в федеральной собственности в пользова­ние на основании договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование на территории Ставропольского края является министерство.

В соответствии со ст. 31 ВК РФ сведения о водных объектах, находя­щихся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальных образований, физических или юридических лиц, и использо­вании этих объектов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях со­держатся в государственном водном реестре (далее - ГВР). Органом, уполно­моченным на ведение ГВР на территории Ставропольского края является от­дел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления (далее -КБВУ).

По информации КБВУ участок акватории, с географическими коорди­натами: Т-1 - 45°24'10,0" с.ш., 42°03'54,9" в.д.; Т-2 -45°24*06,5" с.ш., 42°03'55,8" в.д.; Т-3 - 45°24*02,Г с.ш., 42°04'00,Г в.д.; Т-4 -45°24'03,3М с.ш., 42°03'48,5" в.д.; Т-5 - 45°24'07,5" с.ш., 42°03'49Д" в.д.; Т-6 -45°24'09,3" с.ш., 42°03'51Д" в.д., является поверхностным водным объектом, расположен на водотоке реки Тугулук. Река Тугулук входит в состав единой гидрографиче­ской сети бассейна реки Егорлык (Донской бассейновый округ) и, согласно ст. 8 ВК РФ, находится в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Соответственно участок акватории, расположенный на водо­токе реки Тугулук, также отнесен к федеральной собственности.

По данным ГВР водопользователей в границах рассматриваемого уча­стка акватории не установлено. Сведений о морфологических и морфометри-ческих характеристиках участка акватории в ГВР не содержится (копия письма от 09.09.2013 №07-12/514 прилагается).

Участок акватории водного объекта, с географическими координатами: Т-1 - 45024'29,3" с.ш., 42°03'33,6" в.д.; Т-2 -45°24'31,3" С.Ш, 42°03,47,2" в.д.; Т-3 - 45°24'21,3" с.ш.,42°03'54,5" в.д.; Т-4 -45°24'20,0" с.ш, 42°03'58,8" в.д, Т-5 - 45°24,13,6" с.ш, 42о03'55,4м в.д.; Т-6 -45°24'22,0" с.ш, 42"03'34,1 "в.д, яв­ляется поверхностным водным объектом и расположен на водотоке реки Ту­гулук. Река Тугулук входит в состав единой гидрографической сети бассейна реки Егорлык (Донской бассейновый округ) и, согласно ст. 8 ВК РФ, нахо­дится в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Соответственно указанный участок акватории, расположенный на водотоке реки Тугулук, также отнесен к федеральной собственности.

По данным ГВР водопользователей в границах рассматриваемого уча­стка акватории не установлено. Сведений о морфологических и морфометрических характеристиках участка акватории в ГВР не содержится.

3. Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее:

В соответствии с представленной документацией, ООО СХП «Волна» является универсальным правопреемником, образованного еще в 1978 году на основании решения райисполкома Труновского района от 30.11.78 №371 и приказа МСХ РСФСР №470 от 04.05.79 районного межхозяйственного предприятия «Труновское» по рыбоводству с целями увеличения производства рыбы и продажи ее государству, освоения существующих водоемов для рыбоводства и строительства новых рыбоводных прудов, строительства жилых и производственных зданий.

Основными видами деятельности, как это отражено в выписке из ЕГРЮЛ ООО СХП «Волна», являются товарное рыбоводство, т.е. товарное производство рыбной продукции, оптовая и розничная торговля рыбной продукцией.

ООО СХП «Волна» включено Министерством Сельского хозяйства Ставропольского края в перечень организаций Труновского района Ставропольского края занимающихся выращиванием рыбы и реализацией её населению. Обществу ежегодно доводятся Минсельхозом края планы по производству рыбной продукции, и оно ежегодно отчитывается в их реализации.

На балансе общества находятся гидротехнические сооружения, которые в совокупностью с акваторией прудов используются им в товарном рыбоводстве начиная с момента создания прудов и гидротехнических сооружений (70-е – 80-е годы 20 века).

Постановлением Шестнадцатого арбитражного Апелляционного суда Российской Федерации по делу №А63-8901/2012 от 04 марта 2013 года, (7 абз. стр. 4) установлен факт того, что в 1982 году межхозяйственным предприятием «Труновское» по рыбоводству было осуществлено строительство и ввод в эксплуатацию спорных объектов, что подтверждается кадастровым паспортом объекта от 25.05.2011.

Так же Комиссией Ставропольского УФАС России отмечено, что водные правоотношения в указанный период времени регламентировались требованиями Водного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 30.06.1972)

Так статьей 28 ВК РСФСР 1972г. Органами, предоставлявшими водные объекты в обособленное пользование являлись:

Исполнительные комитеты районных, городских Советов народных депутатов предоставляют в обособленное пользование замкнутые (непроточные) водоемы, находящиеся в пределах территории района, города.

Согласно Статьи 29 ВК РСФСР 1972 г. Право водопользователей на обособленное пользование водным объектом удостоверялись государственными актами на право водопользования, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов.

Формы актов устанавливаются Советом Министров РСФСР.

Статья 31 ВК РСФСР 1972г. Специальное водопользование на замкнутых (непроточных) водоемах, расположенных на территории района, города, а также на ручьях и суходолах, осуществляется на основании разрешений, выдаваемых исполнительными комитетами соответствующих районных, городских Советов народных депутатов.

Поэтому предоставление земельного участка с находящимися на нем пру-дами в постоянное бессрочное пользование ООО СХП «Волна» Труновской районной администрацией полностью соответствует действующему законодательству РФ.

Согласно ведомости инвентаризации прудов и водоемов в Труновском районе Ставропольского края, пруды, выставленные на аукцион №169 и №170 находятся на балансе ООО СХП «Волна». Кроме этого, Распоряжением Правительства СК от 17.03.2004 г. №102 – рп, был утвержден договор долгосрочного пользования водными объектами – р. Каменка, р. Терновка, р. Тугулук с ООО СХП «Волна».

ООО СХП «Волна», выступая правопреемником СХП «Волна» АОЗТ, получила в бессрочное (постоянное пользование) земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 1486,7 га.

Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством выданным Комитетом по земельной реформе Труновского района №75 от 01.03.1993г.

С введением в действие Земельного кодекса РФ, земли принадлежащие ООО СХП «Волна» были уточнены, размежеваны и поставлены на кадастровый учет.

Во исполнение требований земельного законодательства, общество приобрело в аренду принадлежащие ему земли на праве постоянного бессрочного пользования земли в долгосрочную аренду.

Представленной документацией подтверждается тот факт, что администрацией Труновского муниципального района Ставропольского края на основании постановления от 12.11.2010г. №685-п по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения №62 от 12.11.2010г. в ООО СХП «Волна» были переданы «Земли сельскохозяйственного назначения» общей площадью 9003040 кв.м. сроком на 30 лет.

Земли, переданные по договору аренды состоят из трех земельных участков:

Участок площадью 300465 кв.м., кадастровый номер <...> :05:042607:2, категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, местоположение земельного участка: Ставропольский край, р-н Труновский, с.Донское, разрешенное использование для сельскохозяйственного назначения;

Участок площадью 4913249 кв.м., кадастровый номер <...> :05:0:558, категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, местоположение земельного участка: Ставропольский край, р-н Труновский, с.Донское, разрешенное использование для сельскохозяйственного назначения;

Участок площадью 3789326 кв.м., кадастровый номер <...> :05:0:559, категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, местоположение земельного участка: Ставропольский край, р-н Труновский, с.Донское, разрешенное использование для сельскохозяйственного назначения.

По акту приема-передачи земельного участка от 12.11.2010г. данные земельные участки приняты ООО СХП «Волна» и с указанного периода времени по настоящее время, используются в хозяйственной деятельности общества для осуществления товарного рыбоводства.

На указанных выше земельных участках расположены 14 прудов.

Договор аренды земель сельскохозяйственного назначения №62 от 12.11.2010г. прошел проверку на соответствие действующему законодательству и был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 30.12.2010г. за №26-26-34/039/2010-329.

Задолженности по арендным платежам не имеется. Нарушений режима землепользования и пользования объектами товарного рыбоводства допущено не было, что подтверждается результатами проверок официальных органов прилагаемых в дело.

Договор аренды не расторгался, земли из собственности муниципального образования: Труновского муниципального района Ставропольского края в Федеральную собственность или в собственность Ставропольского края не передавались.

Выделение водных объектов из земельных участков, используемых в хозяйственной деятельности ООО СХП «Волна» произведено не было». Этот вопрос с обществом и муниципальным образованием администрацией Труновского муниципального района Ставропольского края не согласовывался.

ООО СХП «Волна» продолжает вносить арендную плату за всю площадь земель принятых по договору аренды, в том числе и за земли находящиеся под водными объектами.

Выступая организатором проведения аукционов на водопользование (под рекреацию), Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в:

Аукционе №169, назначенном на 19.12.2013г. В качестве лота №1 по приобретению права заключения договора водопользования акваторией водного объекта – реки Тугулук, площадью 0,062 кв. км, в Труновском районе, указало пруд, расположенный на землях арендованных ООО СХП «Волна», который используется под товарное рыбоводство.

В аукционе №170, назначенном на 19.12.2013г. В качестве лота №1 по приобретению права заключения договора водопользования акваторией водного объекта – реки Тугулук, площадью 0,10 кв. км, расположенного в Труновском районе, также указало пруд, расположенный на землях арендованных ООО СХП «Волна», который используется под товарное рыбоводство.

Оба пруда заявленных в качестве лотов, на аукционах, назначенных на 19.12.2013г. расположены на земельном участке площадью 300465 кв.м., кадастровый номер <...> :05:042607:2, который как было указано выше находится в аренде у ООО СХП «Волна».

При этом Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не учло, что Министерство сельского хозяйства Ставропольского края на основании приказа №449 от 22.10.2013г. объявило конкурс на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыбоводства на вновь образованных участках.

В качестве лотов - №22 и №23 указала – Пруд «Кононенко-1» на реке Тугулук, пл. 12 га. и – Пруд «Кононенко-2» на реке Тугулук, пл. 3 га.

Эти водные объекты выставляемые для водопользования (под рекреацию) дублируют водные объекты выставляемые в качестве лотов для товарного рыбоводства при проведении торгов Министерством сельского хозяйства Ставропольского края при проведении конкурса 25.11.2013 г. на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края.

Кроме того, выставляя на аукцион используемые в рыбоводческой деятельности ООО СХП «Волна», пруды (водные объекты), Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не только нарушило требования ч.2 ст.12 ВК РФ, выставляемого для проведения аукциона от прав требования третьих лиц, в данном случае в отношении прав требования законного владельца водоемов – ООО СХП «Волна», но также не учло требования Водного кодекса РФ от 03.06.2006 года №74-ФЗ.

Согласно подпункта 10 пункта 3 статьи 11 ВК РФ, не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для рыболовства, товарного рыбоводства.

Также, исходя из содержания частей 1 и 2 статьи 38 ВК РФ, не могут предоставляться в совместное водопользование водные объекты вне зависимости от того кто является их собственником (физические или юридические лица, государство или муниципалитеты), если они предоставлены для осуществления товарного рыбоводства.

На основании вышеизложенного Комиссия Ставропольского УФАС пришла к выводу о том, что выступая организатором проведения аукциона на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыбоводства на вновь образованных участках Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выставляя на аукцион используемые в рыбоводческой деятельности ООО СХП «Волна», пруды (водные объекты), нарушило требования о независимости объекта аренды, выставляемого для проведения аукциона от прав требования третьих лиц, в данном случае в отношении прав требования законного арендатора водоемов – ООО СХП «Волна».

В соответствии с требованиями действующего законодательства, организатором торгов, к конкурсной документации должно быть приложено доказательство о сформированности данных участков.

Так должны быть определены не только поверхность водоема, но и часть земельного участка необходимого для водоохраны водного объекта, подъездные пути, место для размещения имущества пользователя, должны быть, как ранее указано, согласованы эти действия с муниципальными органами власти, учитывая тот факт, что участок окружен землями сельхозназначения.

Так же Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не было обосновано обстоятельство того, что на вновь сформированных в 2013 году участках имеют место быть гидротехнические сооружения, построенные рыбоводческим хозяйством ООО СПК «Волна» еще в 70-е – 80-е годы 20 столетия и используемые им в своей хозяйственной деятельности в настоящий момент.

5. Комиссия Ставропольского УФАС России, исследовав доводы сторон, а так же проанализировав аукционную документацию, установила, что действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края противоречат требованиям действующего законодательства по причине выставления на аукцион объектов (прудов), используемых в рыбоводческой деятельности ООО СХП «Волна», тем самым нарушив требования о независимости объекта аренды, выставляемого для проведения аукциона от прав требования третьих лиц, в данном случае в отношении прав требования законного арендатора водоемов – ООО СХП «Волна». Договор аренды вышеупомянутого имущества не расторгался, земли из собственности муниципального образования: Труновского муниципального района Ставропольского края в Федеральную собственность или в собственность Ставропольского края не передавались. Выделение водных объектов из земельных участков, используемых в хозяйственной деятельности ООО СХП «Волна» произведено не было и данный вопрос с обществом и муниципальным образованием администрацией Труновского муниципального района Ставропольского края не согласовывался, следовательно у Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края отсутствовали законные основания для выставления на аукцион вышеупомянутых объектов.

Согласно, части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 17 и пунктом 20 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО СХП «Волна» (вх. №03/12655 от 05.12.2013 г.) на действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края при организации аукциона №169, назначенного на 19.12.13 г. и аукциона №170, назначенного на 19.12.2013 г. - обоснованной.

2. Выдать организатору аукциона Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, а именно:

- аннулировать аукцион №169 проводимого Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края назначенного на 19.12.2013 года.

- аннулировать аукцион №170 проводимого Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края назначенного на 19.12.2013 года.

3. Установить срок исполнения предписания до 25 декабря 2013 года.

Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края об исполнении предписания сообщить в течение трех дней с момента исполнения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны