Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 1 В ОТНОШЕНИИ ОАО «СТАРОДУБС... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

(по делу № 1)
11 марта 2010 года, город Ставрополь
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 1 в отношении ОАО «Стародубский элеватор» по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
Установила:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ООО «Парижская Коммуна» с жалобой на действия ОАО «Стародубский элеватор» (далее – Общество), выразившиеся в необоснованном повышении цен на оказываемые элеватором услуги. В ходе камеральной проверки, проведенной по данному обращению, были получены материалы и документы, по итогам анализа которых установлены факты, свидетельствующие о нарушении Обществом требований пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Указанные материалы в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» послужили основанием для возбуждения Ставропольским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства.
 
На рассмотрение дела, представитель ОАО «Стародубский элеватор», представил письменные объяснения по существу рассматриваемого дела и пояснил следующее. Цены на услуги ОАО «Стародубский элеватор» согласовывались с контрагентами в добровольном двустороннем порядке и в большинстве случаев устанавливались ниже расценок, установленных действующими маркетинговыми политиками. Контрагенты выбирали в качестве делового партнера ОАО «Стародубский элеватор», руководствуясь экономической выгодой именно потому, что на предприятии действовали самые низкие расценки на оказываемые услуги. Дифференциация расценок с различными контрагентами осуществлялась в рамках обычаев делового оборота (статья 5 ГК РФ), сложившихся в данной местности, исходя из обоюдовыгодных экономических соображений, обусловленных как долговременным плодотворным сотрудничеством с рядом из них, так и различными объемами размещаемых на хранение зернопродуктов, что оговаривается разделом 4 «Порядок определения цен на оказываемые услуги» маркетинговой политики ОАО «Стародубский элеватор» на заготовку урожая на соответствующий год, разработанной в соответствии со статьями 1 и 421 ГК РФ, определяющими свободу договорных отношений.
 
Изучив представленные доказательства, заслушав доводы ОАО «Стародубский элеватор», комиссией Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.
 
1. ОАО «Стародубский элеватор» приказом Ставропольского УФАС России от 14.10.2002 года № 142 (изм. 28.01.2009 года № 19) включено в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Буденовского района Ставропольского края с долей на рынке услуг по хранению зерна (ОКПД 63.12.13) более 50%.
 
2. Приказом генерального директора ОАО «Стародубский элеватор» от 01.06.2008 года № 50а утверждена маркетинговая политика, в соответствии с которой (пункт 4.4) устанавливаются базовые цены на оказываемые элеватором услуги. Указанным пунктом маркетинговой политики также предусматривается предоставление стандартных скидок для сельхозтоваропроизводителей. В то же время, пунктом 4.5 маркетинговой политики допускается возможность предоставления отдельным клиентам индивидуальных скидок. При предоставлении индивидуальных скидок учитываются:
- долговременное положительное сотрудничество с клиентом;
- стратегическая важность клиента для ОАО «Стародубский элеватор»;
- особо крупный объем размещаемых на хранение зернопродуктов.
Решение по предоставлению стандартных и индивидуальных скидок принимает Генеральный директор при заключении договора с клиентом.
 
3. Частью 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
 
Комиссия отмечает, что закрепленные в пункте 4.5 маркетинговой политики условия применения индивидуальных скидок не отвечают критериям экономической и технологической обоснованности, ввиду отсутствия понятной методики их применения.
 
Так, критерий «стратегическая важность клиента» в силу своих свойств не имеет количественного выражения, а какой-либо механизм его объективной оценки и применения в маркетинговой политике не прописан.
 
Критерии «долговременное положительное сотрудничество» и «особо крупный объем размещаемых на хранение зернопродуктов» имеют количественное выражение, однако из маркетинговой политики невозможно установить, какой объем зернопродуктов и в течение какого времени необходимо хранить на элеваторе, чтобы получить право на предоставление скидок, предусмотренных тарифной политикой.
 
Кроме того, маркетинговой политикой не установлено, в каком размере могут предоставляться указанные в пункте 4.5 скидки.
 
Соответственно, генеральный директор ОАО «Стародубский элеватор», принимая решения о предоставлении индивидуальных скидок, имеет возможность произвольно толковать указанные критерии, применяя их по-разному к различным контрагентам, что влечет за собой необоснованное ущемление прав и законных интересов одних предприятий и создание преимущественных условий для других. Указанный вывод подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами. Так, в ряде случаев Обществом при заключении договоров допускалось установление различных расценок на одни и те же услуги.
 
4. Приказом генерального директора ОАО «Стародубский элеватор» от 22.06.2009 года № 76/1, были утверждены расценки на оказание услуг элеватора по хранению зерна урожая 2009 года. При этом в ряде договоров с контрагентами Обществом установлены расценки, существенно отличающиеся от утвержденных названным приказом.
 
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при осуществлении своей хозяйственной деятельности ОАО «Стародубский элеватор» устанавливает различные расценки на оказываемые предприятием услуги для различных контрагентов (и даже для одних и тех же контрагентов). При этом как объяснениями генерального директора предприятия, так и имеющимися документами подтверждается, что данные расценки устанавливаются по договоренности сторон и не обусловлены экономическими или технологическими особенностями оказываемых услуг.
 
Заключение договоров с контрагентами на разных условиях приводит к ограничению конкуренции между клиентами ОАО «Стародубский элеватор», создавая для некоторых из них конкурентные преимущества в виде льготных тарифов, и вынуждая других нести повышенные расходы в связи с применяемыми к ним более высокими тарифами. Данные расходы сказываются на себестоимости и приводят к повышению цены реализации продукции, что ставит данные предприятия в заведомо невыгодное экономическое положение и лишает возможности конкурировать на равных условиях с другими субъектами, к которым со стороны элеватора применяются более льготные тарифы.
 
5. В представленных в ходе рассмотрения дела объяснениях ОАО «Стародубский элеватор» указывает, что указанные договоры заключались в добровольном двустороннем порядке, руководствуясь обоюдной экономической выгодой и на основании положений гражданского кодекса, допускающих свободу договора. Комиссия отмечает, что данное заявление подтверждает факт произвольного установления Обществом различных цен на оказываемые услуги.
 
6. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар.
 
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что ОАО «Стародубский элеватор», занимая доминирующее положение на рынке услуг по хранению зерна, при заключении договоров допускало экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на оказываемые услуги. Обществом в ходе рассмотрения дела доказательства обратного не представлены.
 
Таким образом, ОАО «Стародубский элеватор», устанавливая при заключении договоров хранения различные расценки на свои услуги, допустило нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 10, 23, 39, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
 
Решила:
 
1. Признать ОАО «Стародубский элеватор» нарушившим требования пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
2. Выдать ОАО «Стародубский элеватор» предписание о прекращении нарушения требований пункта 6 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:
 
2.1 ОАО «Стародубский элеватор» не допускать установления экономически, технологически и иным образом не обоснованных скидок (наценок) на оказываемые услуги;
 
2.2 В случае установления скидок в зависимости от экономических, технологических или иных критериев, обеспечить их применение в равной степени и в равном размере ко всем субъектам, соответствующим установленным критериям.
 
Об исполнении предписания сообщить в течение двух месяцев с момента получения решения и предписания.
 
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
 
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
 
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
 
Председатель комиссии
 
Члены комиссии
 
 
 
Предписание № 27
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства
 
11 марта 2010 года, город Ставрополь
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 25.03.2010 года по делу № 1 о нарушении ОАО «Стародубский элеватор» пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
Предписывает:
 
1. ОАО «Стародубский элеватор» не допускать установления экономически, технологически и иным образом не обоснованных скидок (наценок) на оказываемые услуги;
 
2. В случае установления скидок в зависимости от экономических, технологических или иных критериев, обеспечить их применение в равной степени и в равном размере ко всем субъектам, соответствующим установленным критериям.
 
Об исполнении предписания сообщить в течение двух месяцев с момента получения.
 
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
 
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
 
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
 
Председатель комиссии
 
Члены комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны