Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 113 В ОТНОШЕНИИ ОАО «СТАВРОП... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

(по делу № 113)
26 февраля 2010 года, город Ставрополь
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе, рассмотрев дело № 113, возбужденное в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 –ФЗ «О защите конкуренции»;
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <…> на действия ОАО «Ставропольгоргаз» по факту необоснованного отказа от заключения договора на подключение к системе газоснабжения жилого дома по ул. ……….
 
Управлением было возбуждено дело № 113 в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 –ФЗ «О защите конкуренции».
 
В процессе рассмотрения дела, изучив материалы дела, представленные сторонами, и заслушав доводы сторон, комиссия по рассмотрению дела № 113 о нарушении антимонопольного дела пришла к выводу, что в действиях ОАО «Ставропольгоргаз» дополнительно усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
 
На основании изложенного, в целях всестороннего и полного рассмотрения дела в части нарушения ОАО «Ставропольгоргаз» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», а также предоставления сторонам по делу права на защиту законных прав и интересов и в соответствии с частями 1,5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией было вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 113.
 
В процессе рассмотрения дела № 113 законный представитель ОАО «Ставропольгоргаз» по существу рассматриваемого дела пояснил следующее. Согласно пунктам 6, 7 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от09.07.2007 № 360, договор о подключении заключается в простой письменной форме в 2-х экземплярах – по одному для каждой из сторон, при этом оферта (предложение заключить договор) не может быть отправлена заказчиком исполнителю ранее получения заказчиком технических условий, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение таких условий.
 
В соответствии с пунктом 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
 
Пунктом 17 указанных Правил предусмотрено, что в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей (сетевой) организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения.
 
25.12.2009 в ОАО «Ставропольгоргаз» обратился <…> с заявлением о выдаче разрешения на газификацию домовладения по адресу …………….. Письмом от 04.02.2009 № 272 заявителю было предложено представить в клиентский отдел ОАО «Ставропольгоргаз» документы, необходимые для решения вопроса о выдаче технических условий с учетом требований пунктов 6 и 17 указанных Правил. Подключение жилого дома № …. по ул. ……… возможно к существующему газопроводу среднего давления диаметром 219 мм, находящемуся на балансе ОАО «Ставропольгоргаз», а также к существующему газопроводу среднего давления диаметром 160 мм, построенному за счет средств граждан <…> и <…> и переданному на баланс ОАО «Ставропольгоргаз» на основании их заявления. Согласно условиям заключенного договора № 28 от 24.08.2006 о передаче газопроводов, разрешение на подключение к газопроводу в течение 5 лет с момента заключения договора выдается <…> и <…>. Указанный договор заключен с соблюдением требований действующего законодательства. ОАО «Ставропольгоргаз» письмом от 04.02.2009 № 272 <…> не было оказано в заключении договора на подключение, не навязаны невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора условия, а выполнены требования Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Это не единственное лицо, кому давались такие разъяснения, и объекты подключались к данному газопроводу.
 
С учетом изложенного, ОАО «Ставропольгоргаз» считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» - навязывание невыгодных условий.
 
Заявитель, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение не явился.
 
Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:
 
ОАО «Ставропольгоргаз» осуществляет услуги сетевого газоснабжения: эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт внутридомовых газопроводов и газового оборудования на территории города Ставрополя. Других организаций на рынке нет. Услуги сетевого газоснабжения не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами). Поскольку ОАО «Ставропольгоргаз» является единственным в городе Ставрополе поставщиком услуг сетевого газоснабжения, предприятие занимает доминирующее положение и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «Услуги сетевого газоснабжения: эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт внутридомовых газопроводов и газового оборудования» с долей на рынке >65% в географических границах г. Ставрополя.
 
<…>, являясь застройщиком ИЖС, обратился в ОАО «Ставропольгоргаз» с заявлением о разрешении подключения к газопроводу среднего давления, расположенного в ……….. В своем ответе от 04.02.2009 № 272, подписанном исполнительным директором ОАО «Ставропольгоргаз» сообщило, что собственниками указанного газопровода являются <…> и <…>. Далее ОАО «Ставропольгоргаз» указал, что, для решения вопроса о выдаче технических условий необходимо предоставить в клиентский отдел ОАО «Ставропольгоргаз» пакет документов, согласно установленного в письме перечня, первым пунктом которого было разрешение от основного абонента (<…> и <…>) на подключение к газопроводу среднего давления в ………. После предоставления указанных в письме документов, ОАО «Ставропольгоргаз» рассмотрит вопрос о выдаче технических условий на газификацию жилого дома по ул. …………..
 
В ответе ОАО «Ставропольгоргаз» пояснило, что подключение жилого дома № …. по улице ……………. возможно к существующему газопроводу среднего давления диаметром 219 мм, находящемуся на балансе ОАО «Ставропольгоргаз, а также к существующему газопроводу среднего давления диаметром 160 мм, построенному за счет средств граждан <…> и <…> и переданного на баланс общества на основании их заявления». Согласно приложенным к ответу ОАО «Ставропольгоргаз» копиям заявления <…> и <…> и договора № 28 от 24.08.2006 газопровод среднего давления общей протяженностью 2394 пм, расположенный в 531 квартале г. Ставрополя, безвозмездно передается на баланс ОАО «Ставропольгоргаз». На сегодняшний день, собственником, с момента подписания договора о передаче газораспределительной сети, является ОАО «Ставропольгоргаз» однако, разрешение на подключение к газопроводу, в течение пяти лет, с момента подписания договора, выдается только с разрешения основных абонентов - <…> и <…> с целью компенсации понесенных ими затрат.
 
Согласно акта приемки законченного строительством объекта газоснабжения и договора № 28 от 24.08.2009, ОАО «Ставропольгоргаз» принимает на баланс газопроводы, расположенные в …………... Таким образом, ОАО «Ставропольгоргаз» является собственником указанного газопровода.
 
На основании пункта 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83: «Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.
 
Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы».
 
В своем ответе заявителю <…> ОАО «Ставропольгоргаз» допустило нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», включив в перечень документов, необходимых для получения технических условий для газификации домовладения, пункт, в котором содержится требование о предоставлении разрешения от основного абонента на подключение к газопроводу среднего давления в 531 квартале (Круподеров В.В. и Тарасенко А.А.), необоснованно посчитав их основными абонентами в силу пункта 17 Правил.
 
Однако, пункт 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 указывает, что в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей (сетевой) организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения.
 
Так как газопровод принадлежит на праве собственности ОАО «Ставропольгоргаз», даже если застройщики газопровода являются потребителями соответствующего вида ресурсов, обладателями иного вещного права, предусмотренного Гражданским кодексом РФ, то для выдачи технических условий <…> не требуется согласие <…> и <…> ОАО «Ставропольгоргаз» поскольку они не являются собственниками газопровода и следовательно не подпадают под понятие основного абонента. Соответственно, ссылка ОАО «Ставропольгоргаз» на указанный пункт Правил, в обоснование своих действий по навязыванию невыгодных условий, является необоснованной, а требование ОАО «Ставропольгоргаз» представить разрешение от якобы «основных абонентов» - <…> и <…> для выдачи технических условий на подключение к газопроводу среднего давления является неправомерным.
 
Ссылка ОАО «Ставропольгоргаз» на условие договора № 28 от 24.08.2006 о передаче газопроводов, в котором предусмотрено, что разрешение на подключение к газопроводу в течение 5 лет с момента заключения договора выдается <…> и <…> является также незаконной и необоснованной.
 
В соответствие с пунктом 3 статьи 308 ГК РФ – Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашениями сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.
 
Таким образом, ГК РФ не допускает возможности заключения соглашений, договоров, устанавливающих обязанности для третьих лиц, не являющихся стороной в обязательстве. Данный договор, в нарушение требований пунктов 9, 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (т.е. уже действовавших на момент заключения договора) возлагает обязанности для третьих лиц получить разрешение у прежних владельцев газопровода и, тем самым, ограничивает права и законные интересы третьих лиц по сравнению с правами, императивно закрепленными в вышеуказанных Правилах.
 
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года   № 135 –ФЗ «О защите конкуренции» «запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)» Факт нарушения, в действиях ОАО «Ставропольгоргаз», пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года   № 135 –ФЗ «О защите конкуренции» подтверждается материалами дела.
 
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
 
РЕШИЛА:
 
1.  Признать ОАО «Ставропольгоргаз» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года   № 135 –ФЗ «О защите конкуренции».
 
2. Выдать ОАО «Ставропольгоргаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: из письма № 272 от 04.02.2009 года исключить требование представления разрешения от основного абонента на подключение к газопроводу среднего давления. Об исполнении предписания сообщить в срок до 01.04.2010 года.
 
Председатель Комиссии:
                                                                          
Члены Комиссии:                                                                                   
 
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
 
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
 
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
 
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ № 16
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства
        
26 февраля 2010 года, город Ставрополь
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135 –ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 26 февраля 2010 года по делу № 113 о нарушении ОАО «Ставропольгоргаз» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 - ФЗ «О защите конкуренции»
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
ОАО «Ставропольгоргаз»:
 
1. Прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: прекратить действия, выраженные в навязывании невыгодных условий по договору
 
2. Устранить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: из письма № 272 от 04.02.2009 года исключить требование представления разрешения от основного абонента на подключение к газопроводу среднего давления в …………. (<…>,<…>)
 
В срок до 01 апреля 2010 года сообщить об исполнении настоящего Предписания.
 
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
 
Примечание: за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с действующим законодательством, коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.
 
Председатель Комиссии 

Члены Комиссии:             

Связанные организации

Связанные организации не указаны