Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 31 В ОТНОШЕНИИ ОАО «СТАВРОПО... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

(по делу № 31)
08 апреля 2010 года, город Ставрополь
        
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №31 по признакам нарушения ОАО «Ставропольэнергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции), 
 
УСТАНОВИЛА:
 
Основанием возбуждения дела в отношении ОАО «Ставропольэнергосбыт» послужило обращение в Ставропольское УФАС России жильцов дома №79 улицы Почтовая, г. Михайловска. В обращении указывалось на факт навязывания невыгодных условий при заключении договора энергоснабжения, а именно пункты 3.1.5 и 3.1.6 договора энергоснабжения, согласно которых на покупателя возлагается обязанность избрать уполномоченного представителя, представляющего интересы покупателя. При этом на представителя покупателя возлагаются обязанности снимать показания индивидуальных приборов учета и производить распределение объемов потребленной многоквартирным домом электрической энергии между жильцами. 
 
При рассмотрении дела представители жильцов дома 79, ул. Почтовая, г. Михайловска поддержали заявленные требования, считают включение в договор энергоснабжения пунктов 3.1.5 и 3.1.6 необоснованными, и так же считает действия ОАО «Ставропольэнергосбыт» по настаиванию включения данных пунктов в условия договора энергоснабжения не законными.   
 
При рассмотрении дела представитель ОАО «Ставропольэнергосбыт» пояснил следующее - жильцами общежития, расположенного по адресу: г. Михайловск, ул. Почтовая, 79, в соответствии с ч.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, избран способ управления многоквартирным домом – непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
 
21.01.2010 года ОАО «Ставропольэнергосбыт» направило в адрес жильцов общежития, расположенного по адресу: г. Михайловск, ул. Почтовая, 79, проекты (бланки) договоров энергоснабжения с целью их подписания. Согласно ст. 30 ЖК РФ бремя содержания имущества в многоквартирном доме несет собственник. В соответствии со ст. 164 ЖК РФ, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме, договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, заключаются на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров. Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от их имени в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме. Статьей 44 ЖК установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и к его компетенции относятся также вопрос о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Предложенные условия договора в части обязанности Покупателя избрания уполномоченного представителя, представляющего интересы покупателя в период учета исполнения обязательств по договору (снятия показаний с расчетных приборов учета, оформления актов первичного учета, распределение общего объема потребленной электрической энергии между собственниками многоквартирного дома и другие) полностью соответствуют вышеуказанным нормам права. Пункт 3.1.6 договора, так же соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 (далее Правила №307), Жилищному кодексу РФ. В предлагаемой редакции ОАО «Ставропольэнергосбыт» Договора, в целях облегчения обязанностей собственников и нанимателей помещений (квартир), потребители передают часть своих обязанностей по учету потребляемой энергии избранному ими представителю.
 
ОАО «Ставропольэнергосбыт» направило в адрес жильцов по адресу:  г. Михайловск, ул. Почтовая, 79 бланки договоров энергоснабжения. 03.02.2010 года от жильцов поступил акт разногласий по договорам энергоснабжения. Жильцами дома, расположенного по адресу: г. Михайловск, ул. Почтовая, 79 письмом от 08.02.2010 года исходящий номер <...> -7/59 разъяснена обязанность включения в проект договора оспариваемых пунктов. 17.03.2010 года в адрес ОАО «Ставропольэнергосбыт» поступило заявление от жильцов дома с согласием на заключение договора энергоснабжения в редакции ОАО «Ставропольэнергосбыт». Общим собранием жильцов, расположенного по адресу: г. Михайловск, ул. Почтовая, 79 избран уполномоченный представитель дома.
 
Таким образом, нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Ставропольэнергосбыт» по навязыванию невыгодных условий по договору энергоснабжения жильцам дома 79, ул. Почтовая, г. Михайловска не имеется.
        
Рассмотрев материалы дела, и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.
 
ОАО «Ставропольэнергосбыт» является энергосбытовой организацией, осуществляющей продажу электрической энергии потребителям Ставропольского края, в том числе населению.
 
ОАО «Ставропольэнергосбыт» в настоящее время является гарантирующим поставщиком. В соответствии с постановлением РЭК СК №23 от 16.10.2006 года для него определена зона деятельности на территории Ставропольского края. ОАО «Ставропольэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком в административных границах Ставропольского края, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности остальных гарантирующих поставщиков.
 
Географическая граница рассматриваемого рынка г. Михайловск.
 
Жильцы дома по улице Почтовая, 79, г. Михайловск технологически присоединены к электрическим сетям ОАО «Концерн Цитрон», которое в свою очередь, присоединено к сетям ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» -«Ставропольэнерго».
 
ОАО «Ставропольэнергосбыт» - является единственным поставщиком услуг электрической энергии для жильцов дома по ул. Почтовая, 79, г. Михайловска. Предприятие включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «поставка и реализация электрической энергии» с долей на рынке более 50% в географических границах Ставропольского края, а также в границах, определенных постановлением РЭК Ставропольского края от 16.10.2006 года №23.
 
Анализ фактических обстоятельств показал следующее.
 
ОАО «Ставропольэнергосбыт» письмом от 21.01.2010 года за № 015-5/20 направило в адрес жильцов дома расположенного по адресу: ул. Почтовая, 79, г. Михайловска (далее жильцы) бланки договоров энергоснабжения электрической энергии для заключения договоров с каждым из жильцов-собственников жилых помещений общежития. ОАО «Ставропольэнергосбыт» просило заполнить договора и вернуть в адрес ОАО «Ставропольэнергосбыт» для дальнейшего оформления. 
 
На представленный договор жильцами был составлен акт разногласий к договору энергоснабжения электрической энергии (для собственников многоквартирного дома, самостоятельно управляющих многоквартирным домом), которым пункты 3.1.5, 3.1.6 предлагалось исключить.
 
Пункт 3.1.5 содержит обязанность Покупателя избрать уполномоченного представителя, представляющего интересы покупателя в период исполнения обязательств по договору (снятия показаний с расчетных приборов учета, оформление актов первичного учета, распределение общего объема потребленной электрической энергии между собственниками многоквартирного дома и др.).
 
Факт избрания уполномоченного представителя подтверждается копией протокола общего собрания жильцов многоквартирного дома и наличием доверенности.
 
Пункт 3.1.6 содержит обязанность Покупателя ежемесячно на 00:00 часов 01 числа месяца, следующего за расчетным, снимать и тот же день передавать гарантирующему поставщику показания расчетных приборов учета:
 
- коллективного (общедомового) прибора учета с оформлением акта первичного учета, подписанного уполномоченным представителем Покупателя и сетевой организации (приложение №1а);
 
-индивидуального прибора учета с оформлением акта первичного учета, подписанного уполномоченным представителем Покупателя и сетевой организации (приложение №1б);
 
Обязанность по снятию и передаче показаний учета с составлением и оформлением соответствующих актов, а так же распределение общего объема потребленной электрической энергии между собственниками многоквартирного дома возлагается на уполномоченного представителя покупателя, что подтверждается решением общего собрания жильцов многоквартирного дома и доверенностью.
 
ОАО «Ставропольэнергосбыт» письмом от 08.02.2010 года №015-7/59 разъяснило следующее:
 
Переданный жильцам дома на согласование и подписание проект договора является типовым и разработан в соответствии с действующим законодательством РФ. Указанные пункты договора не противоречат действующему законодательству, а тем более не ущемляют права и свободы жильцов дома. Жилищным законодательством РФ установлена обязанность жильцов многоквартирного дома нести бремя его содержания, а пункты 3.1.5 и 3.1.6 содержат рациональный порядок исполнения данной обязанности, и применяется на территории РФ (для собственников многоквартирного дома, самостоятельно управляющих жилым домом).
 
По тексту акта разногласий: пункт 3.1.5 договора, предусматривающий обязанности Покупателя избрать уполномоченного представителя, соответствует статье 164 ЖК РФ; пунктом 3.1.6 договора, установлена обязанность и порядок оплаты потребленных коммунальных услуг, с использованием коллективных (общедомовых) и общеквартирных или индивидуальных приборов учета, что соответствует пункту 71 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики. В предлагаемой редакции договора, в целях облегчения обязанностей собственников и нанимателей помещений (квартир), потребители передают часть своих обязанностей по учету потребляемой энергии избранному ими представителю.
 
Комиссией установлено, что пункты 3.1.5 и 3.1.6 договора энергоснабжения противоречат действующему законодательству по следующим основаниям:
 
Так пункт 3.1.5 содержит обязанность Покупателя избрать уполномоченного представителя, представляющего интересы покупателя в период исполнения обязательств по договору (снятия показаний с расчетных приборов учета, оформление актов первичного учета, распределение общего объема потребленной электрической энергии между собственниками многоквартирного дома и др.).
 
Факт избрания уполномоченного представителя подтверждается копией протокола общего собрания жильцов многоквартирного дома и наличием доверенности.
 
Частью 3 статьи 164 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме. Данная норма носит диспозитивный характер, то есть норма определяет только право, а не обязанность жильцов многоквартирного дома. Следовательно, возлагать обязанность на покупателя по избранию уполномоченного представителя со стороны ОАО «Ставропольэнергосбыт» условиями заключаемого договора не обоснованно.
 
Пункт 3.1.6 содержит обязанность Покупателя ежемесячно на 00:00 часов 01 числа месяца, следующего за расчетным, снимать и в тот же день передавать гарантирующему поставщику показания расчетных приборов учета:
 
- коллективного (общедомового) прибора учета с оформлением акта первичного учета, подписанного уполномоченным представителем Покупателя и сетевой организации (приложение №1а);
 
-индивидуального прибора учета с оформлением акта первичного учета, подписанного уполномоченным представителем Покупателя и сетевой организации (приложение №1б);
 
Обязанность по снятию и передаче показаний учета с составлением и оформлением соответствующих актов, а также распределение общего объема потребленной электрической энергии между собственниками многоквартирного дома возлагается на уполномоченного представителя покупателя, что подтверждается решением общего собрания жильцов многоквартирного дома и доверенностью.
 
Пунктом 88 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года №530 (далее Правила розничных рынков) определено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящими Правилами и жилищным законодательством Российской Федерации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
 
Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленной на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
 
В силу части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
 
В соответствии с Правилами N 307, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
 
Согласно ч. 2 ст. 164 ЖК РФ и п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" данные договоры заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом от своего имени. Участниками этих договорных отношений являются собственники, с одной стороны, и ресурсоснабжающая организация - с другой.
 
Так как избрание уполномоченного представителя жильцов носит диспозитивную норму права, а так же представителями жильцов в заседании комиссии подтверждают отсутствие волеизъявления по выбору уполномоченного представителя жильцов, то и условие пункта 3.1.6 в части участи представителя жильцов при составлении акта первичного учета электрической энергии является недействительным.
 
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством Российской Федерации. В силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса условия публичного договора, не соответствующие обязательным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны. Заключение договоров ресурсоснабжения без соблюдения требований пункта 8 Правил является нарушением пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422, пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса и влечет последствия, предусмотренные статьями 166 - 168 и 180 Гражданского кодекса.
Действия ОАО «Ставропольэнергосбыт» по настаиванию включения данных пунктов договора, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части навязывания невыгодных условий по договору энергоснабжения, так как данные требования пунктов прямо не предусмотрены действующим законодательством.  
 
Руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
 
1.Признать ОАО «Ставропольэнергосбыт» нарушившим части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
2.Выдать ОАО «Ставропольэнергосбыт» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно в течении месяца со дня получения решения и предписания направить жильцам многоквартирного дома расположенного по адресу: ул. Почтовая, 79, г. Михайловск договор энергоснабжения электрической энергии (для собственников многоквартирного дома, самостоятельно управляющих жилым домом) совершив следующие действия:
 
- пункт 3.1.5 договора – исключить;
 
- из пункта 3.1.6 договора абзац два исключить;
 
- абзац 3 изложить в следующей редакции «индивидуального прибора учета с оформлением акта первичного учета, подписанного Покупателем»
 
- абзац 4 исключить.
 
Председатель Комиссии                                                                                  
 
Члены Комиссии:                                                                                   
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание: За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ №31
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства
 
08 апреля 2010 года                                                                       г. Ставрополь
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, Руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 08.04.2010 года по делу №31 о нарушении ОАО «Ставропольэнергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. ОАО «Ставропольэнергосбыт» в месячный срок с даты получения решения и предписания №31 от 08.04.2010 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в действиях ОАО «Ставропольэнергосбыт» по навязыванию невыгодных условий по договору энергоснабжения жителям многоквартирного дома по ул. Почтовая, 79, г. Михайловска, в части пунктов 3.15 и 3.1.6.
 
2. ОАО «Ставропольэнергосбыт» выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно в течении месяца со дня получения решения и предписания 31 от 08.04.2010 года направить жильцам многоквартирного дома расположенного по адресу: ул. Почтовая, 79, г. Михайловск договор энергоснабжения электрической энергии (для собственников многоквартирного дома, самостоятельно управляющих жилым домом) совершив следующие действия:
 
- пункт 3.1.5 договора – исключить;
 
- из пункта 3.1.6 договора абзац два исключить;
 
- абзац 3 изложить в следующей редакции «индивидуального прибора учета с оформлением акта первичного учета, подписанного Покупателем»
 
- абзац 4 исключить.
 
О выполнении настоящего Предписания сообщить в пятидневный срок с момента исполнения.
 
Председатель Комиссии                                                                                   
 
Члены Комиссии:                                                                                   
 
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
 
Примечание: За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны