Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 45 В ОТНОШЕНИИ ОАО «СТАВРОПОЛЬЭНЕРГОСБЫТ» от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

(по делу № 45)
24 мая 2010 года, город Ставрополь
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №45 возбужденное в отношении ОАО «Ставропольэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
Основанием для возбуждения дела №45 послужило заявление ООО «Георгиевская Управляющая Компания» на неправомерные действия ОАО «Ставропольэнергосбыт», связанные с начислением оплаты за потребленную многоквартирными домами электрическую энергию, которая исчислялась исходя из показаний общедомовых приборов учета притом, что для других управляющих компаний и ТСЖ начисление производится собственникам квартир по показаниям индивидуальных приборов учета, а также на основании показаний прибора учета, установленного на места общего пользования.
 
Рассмотрение дела было назначено на 17.05.2010 года. Представители ООО «Георгиевская Управляющая Компания» на рассмотрения не прибыли, от них поступили письменные пояснения по факту возбужденного дела, и ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей ООО «ГУК». В связи с этим, Комиссией было принято решение о рассмотрении дела без участия представителей заявителя. В ходе рассмотрения дела возникла необходимость объявления перерыва в заседании до 09 часов 30 минут 24 мая 2010 года, о чем был уведомлен представитель ОАО «Ставропольэнергосбыт». ООО «ГУК» и ОАО «Ставропольэнергосбыт» было направлено определение об объявлении перерыва рассмотрения дела №45 о нарушении антимонопольного законодательства от 17.05.2010 года.  
 
До рассмотрения дела №45, 24 мая 2010 года от ОАО «Ставропольэнергосбыт» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ОАО «Ставропольэнергосбыт» (письмо от 21.05.2010 года №01-10/1376), аналогичное заявление поступило от ООО «Георгиевская Управляющая компания» (письмо от 20.05.2010 года №237).
 
Исходя из письменных пояснений ООО «Георгиевская Управляющая Компания» следует, что в соответствии с договором №506505 энергоснабжения электрической энергией от 01.11.2008 года заключенного между ООО «ГУК» и ОАО «Ставропольэнергосбыт» оплата потребленной электрической энергии осуществляет на основании счета-фактуры.  Учет потребленной электрической энергии производится на основе показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, что подтверждается счетами и актами приема передачи электроэнергии. Во всех многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «ГУК», установлены общедомовые приборы учета, расчет оплаты осуществляется по показаниям этих приборов учета. 23.09.2009 года ООО «ГУК» обратилось в ОАО «Ставропольэнергосбыт» с предложением о заключении договора энергоснабжения электрической энергией на нужды многоквартирных домов. На основании этого предложения дополнительным соглашением от 23.09.2009 года, редакция которого предложена ОАО «Ставропольэнергосбыт», были внесены изменения в действующий договор №506505 от 01.11.2008 года. Считая, что на момент заключения договор энергоснабжения электрической энергией является публичным, то есть с другими потребителями, находящимися с ООО «ГУК» в равных условиях, заключены договора на аналогичных условиях, ООО «ГУК» был подписан данный договор. Следует отметить, что ООО «ГУК» не могло обратиться в ОАО «Ставропольэнергосбыт» с предложением о заключении договора на иных условиях. В феврале 2010 года ООО «ГУК» стало известно, что к другим исполнителям коммунальных услуг применяется иной порядок оплаты за электрическую энергию.
 
При рассмотрении дела представитель ОАО «Ставропольэнергосбыт» пояснил следующее – в настоящее время между ОАО «Ставропольэнергосбыт» и товариществами собственников жилья города Георгиевска действуют договоры энергоснабжения электрической энергией (для исполнителей коммунальных услуг) в соответствии с которыми ТСЖ г. Георгиевска приобретают электрическую энергию для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги энергоснабжения, на общедомовые нужды (освещение и иного общего имущества в многоквартирном доме), а так же для компенсации потерь во внутридомовых электрических сетях.
 
Расчет за электрическую энергию производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307.  
 
Комиссия Ставропольского УФАС России рассмотрела имеющиеся материалы дела, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.
 
ОАО «Ставропольэнергосбыт» является энергосбытовой организацией, осуществляющей деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии по присоединенным к нему электрическим сетям. ОАО «Ставропольэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком и занимает доминирующее положение на рынке поставки и реализации электрической энергии в г. Георгиевске. ОАО «Ставропольэнергосбыт» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «поставка и реализация электрической энергии» с долей на рынке более 50 % в географических границах Ставропольского края, определенных постановлением РЭК Ставропольского края от 16.10.2006 года №23.
 
Анализ представленных материалов дела установил следующее.
 
До рассмотрения дела, в ответ на запросы Ставропольского УФАС России, ОАО «Ставропольэнергосбыт» были представлены договоры энергоснабжения заключенные в г. Георгиевске с исполнителями коммунальных услуг, а именно: ООО «Георгиевска Управляющая Компания», ООО «Трест жилищного хозяйства», ООО «Георгиевск – ЖЭУ», ТСЖ «Астория», ТСЖ «Наш Дом», ТСЖ «Кочубея, 28», ТСЖ «Керамик», ТСЖ «Фиалка», ТСЖ «Сатурн», ТСЖ «Чайка», ТСЖ «Литейщик», ТСЖ «Аленушка», ТСЖ «Планета-79», ТСЖ «Центр».
 
Все договоры, заключенные ОАО «Ставропольэнергосбыт» с вышеперечисленными исполнителями коммунальных услуг, заключены как типовые договоры энергоснабжения электрической энергией (для исполнителей коммунальных услуг). Однако многие из них различает предмет договора, который предполагает приобретение покупателем электрической энергии либо для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения и на общедомовые нужды, либо приобретение покупателем электрической энергии исключительно на общедомовые нужды.
 
Различие по данным договорам имеется и в приложение №4, которым определен перечень мест установки средств коммерческого учета электрической энергии, а следовательно и порядок расчетов между сторонами.  
 
Так в договоре между ООО «ГУК» и ОАО «Ставропольэнергосбыт» определено, что расчеты осуществляются на основании общедомовых приборов учета установленных в многоквартирных домах, согласно которых и выставляется счет на оплату потребленной электрической энергии.
 
В договорах заключенные с ТСЖ определены следующие условия:
 
По договору энергоснабжения электрической энергии №506793 от 30.06.2009 года, заключенного с ТСЖ «Астория», в графе наименование объекта/точка расчета указано - места общего пользования многоквартирного дома ул. Тронина, 8/1 45 квартирная пристройка). Счета-фактуры выставляют согласно установленного на данной точке поставки прибора учета, установленного только на места общего пользования.
 
По договору энергоснабжения электрической энергии №506441 от 01.08.2008 года, заключенного с ТСЖ «Планета-79», в графе наименование объекта/точка расчета указано - ТСЖ «Планета-79», в том числе собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме оплачивают электрическую энергию по индивидуальным приборам учета. Счет-фактура выставляется исходя из общего количества электрической энергии, потребленной по прибору учета, за разницей субабонентов, т.е. электрической энергии потребленной в квартирах многоквартирного дома. Оплата ТСЖ «Планета-79» осуществляется за места общего пользования и включает потери во внутридомовых электрических сетях.
 
По договору энергоснабжения электрической энергии №506825 от 01.12.2009 года заключенного с ТСЖ «Чайка» точкой учета является жилой многоквартирный дом ул. Однобокова, 21. Установлен общедомовой прибор учета.
 
По договору энергоснабжения электрической энергией №506115 от 02.04.2007 года, заключенного с ТСЖ «Наш Дом», точкой учета является ТСЖ «Наш Дом» и ТСЖ «Наш Дом» (резерв), в том числе собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, оплачивающие электроэнергию по индивидуальным приборам учета. Счет-фактура выставляется исходя из общего количества электрической энергии потребленной по прибору учета за вычетом субабонентов, потребляющих электрическую энергию в квартирах. Оплата ТСЖ «Наш Дом» осуществляется за места общего пользования и потери во внутридомовых электрических сетях.
 
Таким образом, при заключении типового договора разработанного ОАО «Ставропольэнергосбыт» для исполнителей коммунальных услуг применяется различные условия платежей и установлен различный предмет договора.
 
Управляющим компаниям и ТСЖ, в многоквартирных домах которых отсутствует общедомовой прибор учета, счета на оплату выставлялись на основании показаний прибора учета, установленного на места общего пользования. Собственники квартир производят оплату по показаниям индивидуальных приборов учета непосредственно гарантирующему поставщику. Кроме того, как неоднократно поясняли представители ОАО «Ставропольэнергосбыт», предметом договоров, заключенных со многими управляющими компаниями является приобретение электрической энергии для целей использования на общедомовые нужды, поэтому счета на оплату выставляются как разность показаний общедомового прибора учета и оплаченных показаний по индивидуальным приборам учета.
 
Ввиду того, что управляющие компании и ТСЖ города Георгиевска являются исполнителями коммунальных услуг, то в соответствии с п.89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г., исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды.
Следовательно, приобретение электрической энергии исполнителем коммунальных услуг исключительно для целей освещения мест общего пользования, и заключение гарантирующим поставщиком договора поставки электрической энергии не на весь объем, является нарушением действующего законодательства.
 
ООО «Георгиевская Управляющая Компания» производя оплату за электроэнергию, исходя из показаний общедомового прибора учета, поставлено в дискриминационные условия в сравнении с другими управляющими компаниями города, оплачивающими только объем электроэнергии учитываемый приборами учета, установленными исключительно на места общего пользования, при этом бремя потерь, имеющих место быть в сети на них не наложено.
 
Следует отметить, что ОАО «Ставропольэнергосбыт», как гарантирующий поставщик, обязан осуществлять заключение договоров энергоснабжения электрической энергией, соответствующих требованиям ст.426 ГК РФ. В данном случае анализ договоров проведенный Ставропольским УФАС России показал, что предмет договора, определяющий цель приобретения электрической энергии, для управляющих компаний и ТСЖ различен.
 
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создания дискриминационных условий. ОАО «Ставропольэнергосбыт» при заключении договоров энергоснабжения с одной категорией потребителей – исполнителями коммунальных услуг, применяет различный подход по взиманию платежей, а именно, одни оплачивают за весь объем потребленной электрической энергии в многоквартирном доме, другие покупатели только за места общего пользования, притом, что условиями договора не прописано право жильца напрямую оплачивать электрическую энергию ресурсоснабжающей организации. Данные действия напрямую нарушают требования пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции».
 
На основании изложенного, исследовав материалы дела, а также приняв во внимание тот факт, что ОАО «Ставропольэнергосбыт» добровольно устранило нарушение, заключив с ТСЖ новые договора энергоснабжения электрической энергией на весь объем потребляемой электрической энергии, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что дело в отношении ОАО «Ставропольэнергосбыт» подлежит прекращению, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. 
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
 
1.   Признать ОАО «Ставропольэнергосбыт» нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», в части создания дискриминационных условий по оплате за электрическую энергию ООО «Георгиевская управляющая компания» г. Георгиевск.
 
2.   В связи с тем, что ОАО «Ставропольэнергосбыт» добровольно устранило нарушения, указанные в пункте 1 результативной части данного решения, и его последствий, на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела №45 прекратить.
 
Председатель Комиссии                                                                                
 
Члены Комиссии:                                                                                            
 
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны