Решение №б/н пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006... от 13 августа 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 06 августа 2020 г.    

Решение изготовлено в полном объеме 13 августа 2020 год                    г. Ставрополь

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии: - Сапунова Д.Н., заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Колесниковой Ж.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Акининой И.Б. - ведущего специалиста-эксперта информационно-аналитического отдела Ставропольского УФАС России;

рассмотрев материалы дела № 026/01/10-1359/2020, возбужденного в отношении СПК «Владимировский» (357970, Ставропольский край, с. Владимировка, ул. Ив. Лыхова, 12, ИНН 2613009359) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженного в установлении монопольно высокой цены на услуги по отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций,

в присутствии представителей СПК «Владимировский» по доверенности <…….>

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю во исполнение поручения ФАС России от 21.05.2020 № ПЗ/42746/20 о проведении проверки действий элеваторов, расположенных на территории Ставропольского края, на предмет соблюдения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления монопольно высокой цены предоставляемых услуг по хранению и отгрузке зерна, а также навязывания условий договора, невыгодных для контрагента либо не относящихся к предмету договора; необоснованного установления различных тарифов; создания дискриминационных условий и т.д., при заключении договоров хранения зерна с хозяйствующими субъектами - покупателями зерна из интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции (далее – ЗФИФ).

В рамках исполнения поручения было установлено, что наряду с еще четырьмя хозяйствующими субъектами, на территории Ставропольского края хранение ЗФИФ осуществляет СПК «Владимировский» (далее – кооператив, ответчик).

В ходе изучения документов, полученных в отношении СПК «Владимировский», установлено следующее.

Производственным кооперативом в соответствии с приказом от 20.06.2019 № 30 утверждено и введено в действие положение о маркетинговой политике (далее – положение).

В соответствии с пунктом 3.1. положения тарифы СПК «Владимировский» формируются до начала следующего зернового года на основании экономических расчетов. Тарифы СПК «Владимировский» на предоставляемые клиентам услуги устанавливаются исходя из калькуляций себестоимости, выполненных на основе затратного метода ценообразования с учетом установленного уровня рентабельности.

При формировании тарифов по отдельным видам услуг допускается применение ставок ниже себестоимости в случае, если обеспечивается установленный уровень рентабельности всего комплекса услуг (допускается перераспределение доходности между тарифами).

Базовые тарифы по всем видам элеваторных услуг, а также базовые значения всех видов скидок и условия их применения (категории клиентов, объем завоза и пр.) на каждый зерновой год утверждаются общим собранием не позднее, чем за 10 дней до начала зернового года и вводятся приказом Председателя. Действие приказа распространяется в равной степени на всех клиентов СПК «Владимировский». Таким образом, производственным кооперативом утвержден единый подход к порядку ценообразования.

В то же время в соответствии с предоставленными сведениями о хозяйствующих субъектах, купивших зерно в рамках товарных интервенций, СПК «Владимировский» оказывает услуги по отгрузке разным контрагентам по разным тарифам. Так для ООО «КФХ Агат», ООО «Компания «Март» стоимость данной услуги составила 650,0 руб/тонна, в то время как для ООО «Ставропольский бройлер» и АО «Макфа» - 950,0 руб/тонна.

При этом согласно данных мониторинга цен на отгрузку 1 тонны зерна, применяемых на территории края наиболее крупными элеваторами, стоимость данной услуги находится в пределах от 214 до 386 рублей за 1 тонну.

Таким образом, как максимальная (950 рублей), так и минимальная (650 рублей) цена за услугу по отгрузке зерна, применяемая СПК «Владимировский», имеют признаки монопольно высокой цены, поскольку значительно превышают расценки на аналогичные услуги, сформировавшиеся в условиях конкуренции на сопоставимых товарных рынках, что свидетельствует о признаках нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление и поддержание монопольно высокой цены на товар).

В действиях СПК «Владимировский» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление и поддержание монопольно высокой цены на товар).

         В связи с изложенным был проведен анализ рынка услуг хранения и отгрузки зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций.

Установление доли СПК «Владимировский» на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна государственного интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, в рамках товарных интервенций было проведено Ставропольским УФАС России в соответствии с регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государ­ственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимоно­польного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённым приказом ФАС России от  25.05.2012 № 345 (далее – Регламент).

 Согласно п. 3.3. Регламента руководством для проведения анализа рынка услуг по хранению и отгрузке зерна государственного интервенционного фонда на территории Ставропольского края  яв­ляется Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и за­регистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026 (далее – Порядок проведения анализа).

Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг  по хранению и отгрузке  зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, в рамках товарных интервенций, в качестве исходной информации антимонопольным управлением ис­пользованы следующие нормативные правовые акты, материалы и документы:

- Федеральный Закон  № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»;

 - Федеральный закон № 264-ФЗ от 29.12.2006 « О развитии сельского хозяйства»;

- постановление Правительства РФ от 05.10.2016 № 1003 (ред. от 25.09.2018) «Об утверждении Правил приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Российской Федерации, в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации»;

- распоряжение Правительства РФ от 04.10.2018 № 2134-р «О реализации на внутреннем российском рынке и (или) на экспорт в 2018-2019 годах пшеницы, ржи и ячменя фуражного из запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции»;

- правила организованных торгов АО НТБ по реализации сельскохозяйственной продукции из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции от 11.04.2018 г.;

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2004 № 14-ст (ред. от 10.07.2018);

 - поручение  ФАС России от 21.05.2020 № ПС/44110/20;

 - информация, полученная от  СПК «Владимировский» письмом вх. от 03.06.2020 №04/992 э.;

- итоги проведенного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по хранению и отгрузке зерна государственного интервенционного фонда на территории Ставропольского края (По жалобе ООО «Кубань-Агро-Сервис», на действия ООО «Старомарьевский ХПП» по вопросу установления монопольно высокой цены на услугу по отгрузке зерна государственного интервенционного фонда);

- материалы, собранные в рамках деятельности по реализации специализации Ставропольского УФАС России (тема специализации: «Рынок услуг по хранению зерна»);

- иная информация.

Временной интервал исследования товарного рынка.

В соответствии с информацией, представленной письмом  ФАС России от 21.05.2020 № ПС/44110/20 о результатах проведенных АО «Национальная товарная биржа» (далее АО «НТБ») с 05 апреля по 14 мая 2020 года торгов по реализации зерна из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции победителями торгов на зерно, находящееся на хранении СПК «Владимировский»,   признано ООО «Ставропольский бройлер», АО «МАКФА», ООО Компания «Март» и ООО «Крестьянское Фермерское Хозяйство Агат».

По данным, предоставленным СПК «Владимировский», 15.04.2020 года были проведены торги по приобретению зерна интервенционного фонда, находящегося на хранении на элеваторе, после чего с победителями торгов были заключены договоры  комплексной услуги по отгрузке зерна с обособленного хранения.

Принимая во внимание, что возможное нарушение со стороны СПК «Владимировский», произошло  в апреле 2020 года с момента заключения договоров с победителями торгов и поскольку предприятие предоставило только один договор  комплексной услуги по отгрузке зерна с обособленного хранения №19 ,заключенный с ООО «Ставропольский бройлер»,  17 апреля 2020 года, а  отгрузка приобретенного зерна интервенционного фонда, элеватором может в настоящее время продолжаться, то временной интервал исследования товарного рынка охватывает период с 17 апреля 2020 года (даты подписания договора) по настоящее время.

Поскольку нарушение носит длящийся характер, то за временной интервал исследования принимаем период с 17.04.2020 года по настоящее время (дату написания анализа).

Продуктовые границы товарного рынка.

Продукция, приобретенная в рамках государственных закупочных интервенций, составляет запасы федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции (далее – федеральный интервенционный фонд).

Размещение запасов интервенционного фонда и организация их количественной и качественной сохранности, на основании пункта 16 Правил, осуществляется государственным агентом, отобранным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее —  Агент).

Для закупки на оказание агентских услуг по приобретению сельскохозяйственной продукции в процессе проведения государственных закупочных интервенций, реализации сельскохозяйственной продукции из федерального интервенционного фонда, организации хранения и страхования запасов  федерального интервенционного фонда, обеспечения количественной и качественной сохранности продукции, а также иных юридически значимых действий, Минсельхозом России  Агентом признано Акционерное общество «Объединенная зерновая компания (далее - АО «ОЗК»), с которым заключен государственный контракт от 30.11.2016 № 625/18-ГК.

В соответствии с пунктом 16 Правил в целях организации хранения запасов федерального интервенционного фонда Агент проводит конкурсный отбор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение запасов федерального интервенционного фонда (далее – Хранители), с которыми заключает договоры хранения на срок до 3 лет.

Таким образом, следуя установленной законодательством схеме приобретения ЗГИФ, каждый отобранный Минсельхозом России хранитель обладает исключительными полномочиями на хранение и отгрузку ЗГИФ. Дополнительно следует учесть, что ни агент (АО «ОЗК») ни покупатель ЗГИФ после оформления договора купли-продажи, в котором определено, что зерно передается покупателю именно на складе конкретного хранителя, не могут выбрать иного хранителя ЗГИФ.

Товаров (услуг) взаимозаменяемых услугам по хранению и отгрузке ЗГИФ не существует.

Услугу по хранению и отгрузке ЗГИФ, приобретенного на биржевых торгах, осуществляет непосредственно СПК «Владимировский» на основании заключенных договоров купли-продажи между АО «ОЗК» и победителями торгов.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2004 № 14-ст (ред. от 10.07.2018) деятельность по хранению и отгрузке зерна классифицируется в разделе Н Транспортировка и хранение, классом 52. Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность.

Рассматриваемый вид услуг представляет самостоятельную группировку, которая включает услуги по приемке, хранению, подработке, сушке и отгрузке зерна.

Услугу по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда в рамках товарных интервенций, осуществляет непосредственно Ответственный хранитель, у которого зерно находится на хранении на основе договоров, заключенных между ним и хозяйствующими субъектами, приобретавшими зерно из запасов интервенционного фонда.

Без отгрузки зерна потребитель не сможет вывезти зерно с элеватора.  

С учетом особенностей регулирования отношений, связанных с формированием, размещением, использованием зерна федерального интервенционного фонда, продуктовыми границами анализируемого товарного рынка являются услуги по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда в рамках товарных интервенций, и размещенного у ответственного хранителя на  элеваторе СПК «Владимировский».

Географические границы товарного рынка.

Покупатели зерна на бирже из федерального интервенционного фонда в рамках товарных интервенцийявляются: ООО «Ставропольский бройлер», АО «МАКФА», ООО Компания «Март» и ООО «Крестьянское Фермерское Хозяйство Агат», в силу заключенных с Агентом  договоров купли-продажи зерна, имеют возможность получить свой товар только у Ответственного хранителя, определенного в договоре - СПК «Владимировский», географическими границами товарного рынка является территория, ограниченная границами элеватора СПК «Владимировский».

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Продавцами услуг на данном рынке являются хранители ЗГИФ, отобранные Минсельхозом России на конкурсной основе. В установленных географических границах в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка в качестве продавца действует единственный хозяйствующий субъект - СПК «Владимировский».  Управлением установлено, что СПК «Владимировский» состоит в группе лиц с ООО «Элеватор Кубани» (ИНН 2337035075) и ООО «Новоурожайненское» (ИНН 2613009574).

Покупателями интервенционного фонда зерна, хранящегося на элеваторе СПК «Владимировский», по данным,  предоставленным обществом и ФАС России, являются: ООО «Ставропольский бройлер», АО «МАКФА», ООО Компания «Март» и ООО «Крестьянское Фермерское Хозяйство Агат».

Уровень концентрации товарного рынка.

В силу отсутствия конкуренции на рынке услуг по хранению и отгрузке  зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, в рамках товарных интервенций индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 10000.

Рынок относится к высококонцентрированному типу.Б

Барьеры входа на товарный рынок.

Вход на исследуемый рынок новых хозяйствующих субъектов невозможен, так как услуга по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда в рамках товарных интервенций, и размещенного у ответственного хранителя в силу законодательно установленных особенностей регулирования отношений на рассматриваемом товарном рынке может быть оказана только СПК «Владимировский».

Определение хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

В соответствии со ст. 5 п. 2.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  СПК «Владимировский» занимает доминирующее положение на исследуемом товарном рынке.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

ООО «Ставропольский бройлер», АО «МАКФА», ООО Компания «Март» и ООО «Крестьянское Фермерское Хозяйство Агат», являясь победителями торгов, не могут сменить хранителя после  оформления договора купли-продажи, в котором определено, что зерно передается покупателю именно на складе конкретного хранителя, не могут выбрать иного хранителя ЗГИФ, в рассматриваемом анализе это - СПК «Владимировский».

Проведенный анализ рынка показал, что в установленный временной интервал исследования, в установленных продуктовых и географических границах товарного рынка СПК «Владимировский» занимает доминирующее положение на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда в рамках товарных интервенций и размещенного у ответственного хранителя.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

  На основании изложенного издан приказ Ставропольского УФАС России от 11 июня 2020 года № 1064 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении СПК «Владимировский» (357970, Ставропольский край, с. Владимировка, ул. Ив. Лыхова, 12, ИНН 2613009359) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженного в установлении монопольно высокой цены на услуги по отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций.

Определением от 25.06.2020 к участию в рассмотрении дела № 026/01/10-1359/2020 в качестве заинтересованного лица было привлечено ОАО «Объединенная зерновая компания» (далее – ОАО «ОЗК», общество, заинтересованное лицо).

Сторонами по делу были представлены письменные пояснения по факту возбужденного дела, которые были приобщены к материалам дела 026/01/10-1359/2020.

В письменных пояснениях, представленных СПК «Владимировский», кооператив нарушение не признал, указав на правомерность своих действий ввиду следующего.

СПК «Владимировский» осуществляет хранение только ЗФИФ на основании договоров хранения от 17.12.2014 № 643/14 и от 29.09.2015 №  448/14, заключенных с ОАО «ОЗК». На весь объем хранимого зерна (15 390 тонн) в 2020 году было заключено 6 договоров купли-продажи с 4 хозяйствующими субъектами: АО «Макфа», ООО «КФХ Агат», ООО «Ставропольский бройлер» и ООО «Компания «Март». В дальнейшем между СПК «Владимировский» и указанными субъектами были заключены договоры на приемку, подработку, сушку, хранение и отгрузку с/х культур (с АО «Макфа» от 17.04.2020 № 18, ООО «КФХ Агат» от 21.04.2020 № 23 и ООО «Компания «Март» от 17.04.2020 № 21) и договор комплексной услуги № 19 по отгрузке зерна от 17.04.2020 с ООО «Ставропольский бройлер». В соответствии с приложением № 1 к указанным договорам указанным обществам на ряду с услугой хранения и переоформления, оказывается комплексная услуга элеватора по отгрузке зерна.

Комплексная услуга элеватора по отгрузке зерна включает в себя переоформление зерна федерального интервенционного фонда в обычную продукцию, снятие всех пломбировочных устройств получение от ПАО Россельхозбанк отраслевой формы ЗПП-13, проведение работ по перемещению и принудительному активному вентилированию через сушилку, подготовку формирования отгрузочной партии, отгрузка в автотранспорт. Указанный комплекс услуг необходим при обособленном хранении ЗФИФ. Обособленное хранение это отдельное хранение сельскохозяйственной продукции, которая не может быть обезличена. Данная продукция занимает полностью один склад, который полностью пломбируется поклажедателем. В комплексной услуге не предоставляется возможным выделить или исключить какие-либо работы, включенные в нее. Получить услугу по отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда без оказания комплексной услуги невозможно, так как зерно должно быть приведено в соответствие с ГОСТ. 

ОАО «ОЗК» в письменных пояснениях указало следующее.

По состоянию на 01.01.2020 на ответственном хранении в СПК «Владимировский» находилось 15 390 тонн зерна федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции (далее - ЗФИФ).

По состоянию на 25.06.2020 в рамках проведения товарных интервенций 2020-2021 гг. из СПК «Владимировский» был реализован весь объем ЗФИФ.

АО «ОЗК» осуществляет контроль за исполнением условий договора хранения путем проведения плановых и внеплановые проверок количественно-качественных сохранности ЗФИФ. В период с 01.01.2019 по 25.06.2020 в СПК «Владимировский» было проведено 6 (шесть) плановых проверок, по результатам которых в указанный период фактов утраты или порчи ЗФИФ выявлено не было.

На основании вышеизложенного, комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пришла к выводу, что в действиях  СПК «Владимировский» имеет место нарушение пункта 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем, было вынесено заключение об обстоятельствах дела от 17.07.2020 и направлено всем сторонам по делу. Пояснений или замечаний по вынесенному заключению в адрес управления от СПК «Владимировский» не поступило. На рассмотрении дела представители кооператива нарушение признали и выразили готовность устранить нарушение.

Комиссия Ставропольского УФАС России, рассмотрев материалы дела и доводы сторон, приходит к выводу о наличии в действиях кооператива факта нарушения антимонопольного законодательства и отмечает следующие обстоятельства по рассматриваемому делу.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю во исполнение поручения ФАС России от 21.05.2020 № ПЗ/42746/20 о проведении проверки действий элеваторов, расположенных на территории Ставропольского края, на предмет соблюдения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления монопольно высокой цены предоставляемых услуг по хранению и отгрузке зерна, а также навязывания условий договора, невыгодных для контрагента либо не относящихся к предмету договора; необоснованного установления различных тарифов; создания дискриминационных условий и т.д., при заключении договоров хранения зерна с хозяйствующими субъектами  - покупателями зерна из интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции (далее – ЗФИФ).

В рамках исполнения поручения было установлено, что наряду с еще четырьмя хозяйствующими субъектами, на территории Ставропольского края хранение ЗФИФ осуществляет СПК «Владимировский» (далее – кооператив, ответчик).

В ходе изучения документов, полученных в отношении СПК «Владимировский», установлено следующее.

СПК «Владимировский» осуществляет хранение только ЗФИФ на основании договоров хранения от 17.12.2014 № 643/14 и от 29.09.2015 №  448/14, заключенных с ОАО «ОЗК». На весь объем хранимого зерна (15 390 тонн) в 2020 году было заключено 6 договоров купли-продажи с 4 хозяйствующими субъектами: АО «Макфа», ООО «КФХ Агат», ООО «Ставропольский бройлер» и ООО «Компания «Март». В дальнейшем между СПК «Владимировский» и указанными субъектами были заключены договоры на приемку, подработку, сушку, хранение и отгрузку с/х культур (с АО «Макфа» от 17.04.2020 № 18, ООО «КФХ Агат» от 21.04.2020 № 23 и ООО «Компания «Март» от 17.04.2020 № 21) и договор комплексной услуги № 19 по отгрузке зерна от 17.04.2020 с ООО «Ставропольский бройлер». В соответствии с приложением № 1 к указанным договорам указанным обществам оказываются услуги хранения (первые два месяца) 70 руб/тонна, хранение с третьего месяца 90 руб/тонна, переоформление 7 руб/тонна и комплексная услуга элеватора по отгрузке зерна в размере 950 руб/тонна для АО «Макфа», ООО «Ставропольский бройлер» и 650 руб/тонна для ООО «Компания «Март», ООО «КФХ Агат».

Расчет тарифов на оказание комплексной услуги осуществляется на основании плановых затрат, а также с учетом запланированной прибыли и НДС. В соответствии с приказом № 35 от 01.06.2019 утверждены действующие тарифы на хранение и отгрузку зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда: хранение (первые два месяца) 70 руб/тонна, хранение с третьего месяца 90 руб/тонна, переоформление 7 руб/тонна и комплексная услуга элеватора по отгрузке зерна с обособленного хранения автотранспортом в размере 950 руб/тонна.

Производственным кооперативом в соответствии с приказом от 20.06.2019 № 30 утверждено и введено в действие положение о маркетинговой политике (далее – положение).

Пунктом 3.1. положения установлено, что тарифы СПК «Владимировский» формируются до начала следующего зернового года на основании экономических расчетов. Тарифы СПК «Владимировский» на предоставляемые клиентам услуги устанавливаются исходя из калькуляций себестоимости, выполненных на основе затратного метода ценообразования с учетом установленного уровня рентабельности.

При формировании тарифов по отдельным видам услуг допускается применение ставок ниже себестоимости в случае, если обеспечивается установленный уровень рентабельности всего комплекса услуг (допускается перераспределение доходности между тарифами).

3.2. Стоимость услуг фиксируется в рублях РФ, за каждую принятую, очищенную, просушенную, хранящуюся, отгруженную и переваленную метрическую тонну зерновых грузов, а также продуктов переработки зерна. Допускается дифференциация ставок на элеваторные услуги в зависимости от вида зерновых культур с учетом особенностей технологического процесса. Одновременно СПК может устанавливать стоимость дополнительных услуг (определение качества, взвешивание, услуги грузоотправителя и др.) в рублях РФ с учетом НДС по ставке 20%.

3.3. Базовые тарифы по всем видам элеваторных услуг, а также базовые значения всех видов скидок и условия их применения (категории клиентов, объем завоза и пр.) на каждый зерновой год утверждаются общим собранием не позднее, чем за 10 дней до начала зернового года и вводятся приказом Председателя. Действие приказа распространяется в равной степени на всех клиентов СПК «Владимировский».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В антимонопольном законодательстве используются два метода определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара:

1) метод сопоставимых рынков;

2) затратный метод.

Согласно части 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Управлением при выявлении факта установления монопольно высокой цены на услугу по отгрузке был применен метод сопоставимых рынков. Так условия обращения товара, в данном случае услуги по отгрузке зерна из интервенционного фонда, являются едиными для всех элеваторов, в том числе условия доступа на товарный рынок, государственное регулирование, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.

Технология процесса отгрузки зерна из элеваторов, независимо от способа их хранения, является единой, единое тарифное регулирование, налогообложение также является единым для всех хозяйствующих субъектов. Деятельность элеваторов не подлежит государственной регистрации или лицензированию, в связи с чем, условия доступа на рынок доступны любому хозяйствующему субъекту, имеющему намерение оказывать рассматриваемый вид услуг.

Проведенный опрос элеваторов указал на отсутствие технических отличий в отгрузке как зерна, находящегося на общем (обезличенном) хранении, так и зерна, находящегося на обособленном хранении, а также отсутствия дополнительных затрат при отгрузке зерна с обособленного хранения. Кроме того об отсутствии каких-либо отличий в отгрузке зерна свидетельствует и пункт 4.5 договора хранения зерна, заключенного с ОАО «ОЗК».  Из чего следует, что рынки сопоставимы.

Таким образом, при определении действий СПК «Владимировский» как нарушение антимонопольного законодательства путем установления монопольной высокой стоимости на услуги по отгрузке зерна интервенционного фонда, был применен метод сопоставимых рынков.

Согласно данных мониторинга цен на отгрузку 1 тонны зерна, применяемых на территории Ставропольского края наиболее крупными элеваторами, стоимость данной услуги находится в пределах от 214 до 386 рублей за 1 тонну (таблица 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

наименование/дата

25.02.20

25.03.20

25.04.20

25.05.20

ОАО «Дивенский элеватор»

347,8

347,8

347,8

347,8

ОАО «Новопавловский элеватор»

320

320

320

320

АО «Элеватор» г.Буденновск

370

370

370

370

ОАО «Элеватор» с.Красногвардейское»

214

214

214

214

ОАО «Грачевский элеватор»

370

370

370

370

ООО МКХП «Минераловодский элеватор»

281,9

281,9

281,9

281,9

ОАО "Изобильныйхлебопродукт"

273

273

273

273

ОАО "Зерно" г. Георгиевск

348

348

348

348

ООО "АПХ Курсавский"

290

290

290

290

ООО "Агромаркет""

386,44

386,44

386,44

386,44

 

Таким образом, как максимальная (950 рублей), так и минимальная (650 рублей) цена за услугу по отгрузке зерна, применяемая СПК «Владимировский», имеют признаки монопольно высокой цены, поскольку значительно превышают расценки на аналогичные услуги, сформировавшиеся в условиях конкуренции на сопоставимых товарных рынках, что свидетельствует о признаках нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление и поддержание монопольно высокой цены на товар).

Исходя из материалов настоящего дела, было установлено, что услуга по отгрузке зерна представлена кооперативом как комплексная услуга.

Комплексная услуга элеватора по отгрузке зерна, согласно пояснениям кооператива, включает в себя переоформление зерна федерального интервенционного фонда в обычную продукцию, снятие всех пломбировочных устройств получение от ПАО Россельхозбанк отраслевой формы ЗПП-13, проведение работ по перемещению и принудительному активному вентилированию через сушилку, подготовку формирования отгрузочной партии, отгрузка в автотранспорт. Обосновывая расчет отгрузки зерна в качестве комплексной услуги, кооператив указывает на то, что указанный комплекс услуг необходим при обособленном хранении ЗФИФ. Обособленное хранение это отдельное хранение сельскохозяйственной продукции, которая не может быть обезличена. Данная продукция занимает полностью один склад, который полностью пломбируется поклажедателем.

В тоже время в материалы настоящего дела были представлены письменные пояснения АО «Изобильныйхлебопродукт», АО «Элеватор», осуществлявшим обособленное хранение зерна, в соответствии с которыми услуги элеваторов по отгрузке зерна представляет собой перемещение зерна из склада в элеватор для формирования отгрузочной партии и, при необходимости проводятся оздоровительные мероприятия.

Таким образом, технология отгрузки зерна не зависит от метода хранения, будь то обособленное или обезличенное хранение, что доказывает необоснованность включения дополнительных услуг в услугу по отгрузке зерна интервенционного фонда.

В соответствии со статьей 891 Гражданского Кодекса РФ хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. При отсутствии в договоре условий о таких мерах или неполноте этих условий хранитель должен принять для сохранения вещи также меры, соответствующие обычаям делового оборота и существу обязательства, в том числе свойствам переданной на хранение вещи, если только необходимость принятия этих мер не исключена договором.

Хранитель во всяком случае должен принять для сохранения переданной ему вещи меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.).

Таким образом, гражданским законодательством предусмотрена прямая обязанность хранителя обеспечить сохранность вещи, переданной ему на хранение. Кроме того, вещь должна быть передана поклажедателю в том виде, в которой была оставлена на хранение. Указанные нормы права не предусматривают возложение обязанности по обеспечению сохранности переданной вещи в том же виде и форме, в которой была передана на хранение, на поклажедателя. В рассматриваемом случае СПК «Владимировский» возлагает на поклажедателя, при передаче вещи – отгрузке зерна – обязанность по обеспечению ее сохранности, что является прямой его обязанностью и нарушением гражданского законодательства.

Пунктом 2.1.3 договоров комплексной услуги по отгрузке зерна, заключенных кооперативом с АО «Макфа», ООО «Ставропольский бройлер», ООО «Компания «Март», ООО «КФХ Агат», на хранителя возложена обязанность обеспечить количественную и качественную сохранность продукции в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Согласно пункту 3 Порядка учета зерна и продуктов его переработки, утвержденного приказом Росгосхлебинспекции от 08.04.2002 N 29 количественно - качественный учет ведется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по формам учетных документов зерна и продуктов его переработки, предусмотренным настоящим Порядком (приложение 1). Указанные в приложении формы предусматривают учет зерна по массе (количество), влажности и сорной примеси (качественные показатели).

При таких обстоятельствах, на хранителе, в силу статьи 891 Гражданского кодекса Российской Федерации, лежит обязанность обеспечить сохранность переданного на хранение зерна, как по массовым показателям, так и по качественным характеристикам.

         Резюмируя вышеуказанное, услуга по отгрузке зерна интервенционного фонда является самостоятельным видом услуги, технологически идентична услуге по отгрузке коммерческого зерна и для ее оказания отсутствует необходимость в предоставлении каких-либо дополнительных, необоснованных услуг.

Комиссия Ставропольского УФАС России считает необходимым отметить то обстоятельство, что порядок хранения ЗФИФ был определен договорами хранения от 17.12.2014 № 643/14 и от 29.09.2015 № 448/14 заключенными с ОАО «ОЗК». В соответствии с пунктом 1.2 указанных договоров, принятое Хранителем на хранение зерно интервенционного фонда должно в течение срока его хранения храниться и учитываться отдельно от зерна других фондов и/или других собственников зерна.

         В соответствии с пунктом 2.2.3. хранитель обязуется осуществлять прием и обеспечить количественно качественную сохранность зерна интервенционного фонда в соответствии с нормативно-технической документацией и Порядком учета зерна и продуктов его переработки, утвержденным приказом Государственной хлебной инспекции при правительстве Российской Федерации от 08.04.2002 № 29.

         Проводить, в том числе по требованию Агента, инвентаризацию зерна интервенционного фонда в порядке, установленном требованиями нормативных актов Российской Федерации.

         Пунктом 3.5 договоров предусмотрено, что в случае реализации Агентом зерна интервенционного фонда на условиях «франко-элеватор», объем реализованного зерна списывается с лицевого счета Агента и переписывается на лицевой счет нового собственника после подписания трехстороннего акта. Дата подписания данного акта сдачи-приемки зерна новому собственнику является датой прекращения обязанности Агента оплаты услуг Хранителя по договору.

         Пунктом 3.6 предусмотрено, что Хранитель обеспечивает выполнение требований нормативно-технической документации, определяющей порядок приема, закладки и хранения зерна.

         Пункт 4.1 договоров хранения предусматривает, что цена услуг по хранению устанавливается в размере 70 рублей за тонну хранимого зерна. Цена хранения включает в себя все расходы Хранителя по обособленному хранению (контроль качества, составление и выдача документов, перевес), расходы на обеспечение обособленного хранения (проверка количественно-качественной сохранности, подработка, сушка, перемещение и обеззараживание зерна), чрезвычайные расходы и вознаграждение Хранителя.

         Пункт 4.5 гласит, что возмещение затрат Хранителю, связанных с отгрузкой зерна интервенционного фонда, переданного Агентом новому собственнику, осуществляется за счет нового собственника. Стоимость услуг, предоставляемых Хранителем по отгрузке зерна новым собственником интервенционного зерна, должна соответствовать стоимости услуг по отгрузке другим получателям.

         В связи с изложенным в стоимость услуг по хранению включаются все услуги и затраты на них, включенные СПК «Владимировский» в состав комплексной услуги по обособленному хранению. Учитывая, что отгрузка зерна происходит в большинстве случаев в момент составления трехстороннего акта сдачи-приемки, то в этот момент зерно интервенционного фонда по условиям договора должно соответствовать всем техническим регламентам и ГОСТам и, как следствие, не подлежит какому-либо дополнительному вмешательству или подработке.

         Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России приходит к выводу, что завышение стоимости услуг по отгрузке зерна, вызвано, в том числе за счет включения в нее услуг прямо не предусмотренных технологией отгрузки, тем самым являющихся экономически не обоснованными и не влияющими на ее оказание.

  Кроме того, Комиссией Ставропольского УФАС установлено, что условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара. Так налогообложение, в частности ставка НДС в 2020 году по сравнению с 2019 годом осталась неизменной в размере 20%, рост тарифов на коммунальные услуги  не превысил 5%.

         Исходя из изложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России пришла к следующим выводам.

         Во-первых, все затраты СПК «Владимировский», связанные с хранением зерна по договору с ОАО «ОЗК», а именно контроль качества, составление и выдача документов, перевес, расходы на обеспечение обособленного хранения, проверка количественно-качественной сохранности, подработка, сушка, перемещение и обеззараживание зерна, чрезвычайные расходы и вознаграждение Хранителя, за весь период хранения возмещаются кооперативу в рамках указанных договоров. Что, в свою очередь, указывает на необоснованность повторного включения данных расходов в состав комплексной услуги по отгрузке зерна из обособленного хранения.

         Во-вторых, пунктом 4.5 договоров хранения от 17.12.2014 № 643/14 и от 29.09.2015 №  448/14 предусмотрено условие, что возмещение затрат Хранителю, связанных с отгрузкой зерна интервенционного фонда, переданного Агентом новому собственнику, осуществляется за счет нового собственника. Стоимость услуг, предоставляемых Хранителем по отгрузке зерна новым собственником интервенционного зерна, должна соответствовать стоимости услуг по отгрузке другим получателям. Таким образом, на кооператив возложена обязанность по обеспечению единой цены отгрузки для всех получателей зерна. Данный пункт договора был принят ответчиком без разногласий, что подтверждает его согласие с ним, однако кооперативом данное условие было проигнорировано.

Кроме того, СПК «Владимировский» экономически, технологически необоснованно установил многократно завышенную стоимость на отгрузку зерна, поставив ее в зависимость от формы хранения – обособленное, хотя технология отгрузки никаким образом от этого не зависит. Доказательств обратного кооперативом представлено не было.

         В-третьих, установленный приказом № 35 от 01.06.2019 действующий тариф на комплексную услугу элеватора по отгрузке зерна с обособленного хранения автотранспортом в размере 950 руб/тонна, а также тариф в размере 650 руб/тонна, установленный для ООО «КФХ Агат», ООО «Компания «Март» в договорах на приемку, подработку, сушку, хранение и отгрузку с/х культур, являются экономически необоснованными, так как значительно превышают расценки на аналогичные услуги, сформировавшиеся в условиях конкуренции на сопоставимых товарных рынках, условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, несоразмерны установленной цене услуги.

Указанные действия СПК «Владимировский» свидетельствуют о злоупотреблении им доминирующим положением путем установления монопольно высокой стоимости на услугу по отгрузке зерна приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций в размере 950 и 650 руб/тонна.

  Согласно пункта 1 части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Таким образом, действия СПК «Владимировский» являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50, 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать СПК «Владимировский» (357970, Ставропольский край, с. Владимировка, ул. Ив. Лыхова, 12, ИНН 2613009359) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в установлении монопольно высокой цены на услуги по отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций.
  2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем, в срок до 01 сентября 2020 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно:

2.1 Отменить приказ № 35 от 01.06.2019 «Об утверждении действующих тарифов на хранение и отгрузку зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда» в части стоимости, установленной на оказание комплексной услуги элеватора по отгрузке зерна с обособленного хранения автотранспортом в размере 950 рублей/тонна.

2.2 Рассчитать и установить экономически и технологически обоснованную стоимость услуги по отгрузке зерна, находящегося на обособленном хранении и приобретенного из федерального интервенционного фонда, без учета услуг, непосредственно не связанных с услугой по отгрузке, и не выше средней цены на услугу по отгрузке зерна, сформировавшейся на территории Ставропольского края.

 

Председатель Комиссии:                                                                              Д. Н. Сапунов

 Члены комиссии:                                                                              Ж.В. Колесникова

И.Б. Акинина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны