Решение б/н Решение Решение по делу №60 о нарушения антимонопольного зак... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

13 ноября 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела №60 о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

председателя Комиссии, заместитель руководителя Ставропольского УФАС России Сапунова Д.Н.,

Членов комиссии:

Яковлева Д.В.– начальника отдела контроля органов власти и соблюдения и антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Гритчина И. Н. – заместителя начальника отдела контроля органов власти и соблюдения и антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Волошиной О.В. – государственного инспектора отдела контроля органов власти и соблюдения и антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,

в присутствии представителя МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» <***> по доверенности №19 от 18.07.2012г., представителя администрации города Пятигорска <***> по доверенности от 17.07.2012г., представителя

администрации города Пятигорска <***> по доверенности от 14.08.2012г.,

рассмотрев дело №60, возбужденное 29.06.2012 года по признакам нарушения Администрацией города Пятигорска и МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» части 3 статьи 15 и статьи 16 Федерального закона 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило коллективное обращение жителей пос. Первомайский г. Минеральные Воды с жалобой на действия администрации МУП «Пятигорскпассажиравтотранс», а именно на не надлежащую организацию работы по продаже билетов для проезда в транспорте пригородного сообщения.

После рассмотрения данного обращения заявителю был дан ответ, о том, что указанная ситуация не подпадает под полномочия антимонопольного органа, и основания для применения Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

В ходе рассмотрения данного обращения Ставропольским УФАС России был сделан запрос в МУП «Пятигорскпассажиравтотранс», в результате изучения которого было установлено, что руководитель администрации города Пятигорска Ставропольского края утвердил Постановление от 31.01.2008 года №360 «Об обеспечении безопасности пассажиров и упорядочивания работы общественного транспорта на территории площади Верхнего рынка по улице Мира города Пятигорска» посредством которого МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» наделяется функцией осуществления организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и выполнения диспетчерских работ, что является нарушением антимонопольного законодательства. Определением от 29.06.2012 было возбуждено дело №60 о нарушении Федерального закона «О защите конкуренции» по признакам нарушения Администрацией города Пятигорска и МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» части 3 статьи 15 и статьи 16 Федерального закона 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела №60 представители администрации города Пятигорска пояснили следующее:

Учредителем муниципального унитарного предприятия «Пятигорскпассажиравтотранс» в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 08.12.2003 №169-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» является Администрация города Пятигорска в лице МУ «Управление имущественных отношений города Пятигорска».

В силу ст. 2 указанного федерального закона МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» является коммерческой организацией.

При этом МУП «Пятигорскпассажиравтотранс», как муниципальное унитарное предприятие не выполняет полномочий органа местного самоуправления, так как для выполнения управленческих функций органа местного самоуправления, согласно ст. 120 ГК РФ ОМС создаются муниципальные учреждения, то есть некоммерческие организации.

Управленческие функции Администрации города Пятигорска по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа осуществляются самой Администрацией (в составе Управления экономического развития администрации города Пятигорска функционирует отдел транспорта и связи).

Таким образом, совмещения и смешения функций органа местного самоуправления и коммерческого предприятия в деятельности МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» не имеется. Это также подтверждается тем, что указанное предприятие осуществляет свою деятельность по перевозке пассажиров на городских маршрутах по результатам открытого конкурса, в котором оно принимало участие наравне с другими субъектами коммерческой деятельности.

Администрация города Пятигорска осуществляет установленные ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" функции по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Данные вопросы отнесены законом к вопросам местного значения городского округа.

В рамках, решения указанных вопросов местного значения Администрация города Пятигорска как орган местного самоуправления осуществляет организацию транспортного обслуживания населения в пределах полномочий, установленных федеральным и краевым законодательством.

В частности, для создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, транспортное обслуживание на городских автобусных маршрутах осуществляется перевозчиками на основании договоров, заключенных по результатам конкурса, проводимого администрацией города Пятигорска.

Закон не содержит понятия «пригородных пассажирских перевозок». Законодатель оперирует понятием пассажирских перевозок, осуществляемых на маршрутах межмуниципального сообщения.

Согласно Закону Ставропольского края от 8 февраля 2010 года №5-кз «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае» и Постановлению Правительства Ставропольского края от 13 июля 2010 г. №212-п «Об утверждении правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых на маршрутах межмуниципального сообщения в Ставропольском крае» органы местного самоуправления обладают отдельными полномочиями в сфере организации указанных перевозок. В частности органы местного самоуправления вправе инициировать открытие новых, изменение и закрытие существующих маршрутов, а также внесение изменений на действующем маршруте. Также органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному органу сведения, необходимые для принятия указанных выше решений.

Администрация города  Пятигорска не наделяла МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» функциями контроля над другими перевозчиками. Подобные действия со стороны органа местного самоуправления были бы недопустимыми и превышающими полномочия последнего.

Постановления администрации города Пятигорска призваны организовать и упорядочить пропуск автомобилей на территорию Верхнего рынка города Пятигорска, повысить контртеррористическую защищенность объектов транспорта, понудить всех перевозчиков выполнять требования нормативно-правовых актов в области пассажирских перевозок.

Также тексты истребованных постановлений администрации города Пятигорска не содержат фраз и словосочетаний о наделении МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» какими-либо функциями контроля над другими перевозчиками.

Таким образом, считают, что в действиях Администрации города Пятигорска и МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» не содержится нарушений Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На рассмотрении дела представитель МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» пояснил следующее:

Остановочный пункт «Верхний рынок» города Пятигорска является местом остановки транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок городского и пригородного сообщения, оборудованным для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств и не является автовокзалом.

МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» обеспечивает деятельность перевозчиков, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки по маршрутной сети пригородных межмуниципальных автобусных маршрутов Ставропольского края на автостанции «Верхний рынок» на основании Сертификата соответствия №ДСАТ RU. МТ.26 ОС 059 ПП 0504 в том числе организована продажа билетов для проезда в пригородном межмуниципальном сообщении в кассах остановочного пункта «Верхний рынок».

В соответствии с пунктом 2.4.2. приложения к Правилам организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых на маршрутах межмуниципального сообщения в Ставропольском крае, утвержденных постановлением правительства Ставропольского края от 13.07.2010 г. №212-п перевозчик обязан в течении 10 дней после вступления в силу договора на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршруте межмуниципального сообщения заключить договор на билетно-кассовое обслуживание, диспетчерское сопровождение и использования линейных сооружений с владельцами остановочных пунктов.

Однако из 28 перевозчиков осуществляющих перевозку пассажиров на маршрутах межмуниципального сообщения с АС «Верхний рынок» договор на билетно-кассовое обслуживание, диспетчерское сопровождение и использования линейных сооружений заключили только 10 перевозчиков. Не соблюдение перевозчиками условий договора на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршруте межмуниципального сообщения значительно осложняет выполнение требований по оказанию соответствующих услуг.

«Правила организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых на маршрутах межмуниципального сообщения в Ставропольском крае» разработаны в соответствии с Законом Ставропольского края "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае" и определяют требования к организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Ставропольского края, утверждены Постановлением Правительства Ставропольского края от 13 июля 2010 г. №212-п и являются обязательными к исполнению.

МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» создано в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и осуществляет деятельность, предусмотренную Уставом, зарегистрированным 21 июля 2003года (с последующими дополнениями и изменениями).

Основными видами деятельности МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред.1) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. №454-ст) (с изменениями №2/2011, 3/2011) являются: 60.21.11 - Внутригородские автомобильные (автобусные) перевозки подчиняющиеся расписанию, 60.11.12- Межмуниципальные автобусные перевозки подчиняющиеся расписанию.

Между МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» и уполномоченным органом - Министерством транспорта Ставропольского края заключен договор на организацию транспортного обслуживания, форма которого предусмотрена подпунктом 4 пункта 5.1 «Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых на маршрутах межмуниципального сообщения в Ставропольском крае», разработанными в соответствии с Законом Ставропольского края "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае".

Пункт 2.4.2 указанного договора предусматривает обязанность перевозчика «в течение 10 дней после вступления в силу настоящего договора самостоятельно заключить договор на билетно-кассовое обслуживание, диспетчерское сопровождение и использование линейных сооружений с владельцами остановочных пунктов, имеющими договор с Заказчиком».

Постановление руководителя администрации города-курорта Пятигорска от 31 января 2008 г. №360 "Об обеспечении безопасности пассажиров и упорядочивании работы общественного транспорта на территории площади Верхнего рынка по улице Мира города Пятигорска" принято в соответствии с вышеуказанными актами и налагает на МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» дополнительные обязанности в части обеспечения установленного законодательством порядка при организации работы пассажирского транспорта.

Исполнение МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» вышеуказанных мероприятий на остановочном пункте «Верхний рынок» требует несения дополнительных расходов:

установление шлагбаумов;

приобретение программного обеспечения и пластиковых карт;

содержание работников;

расходы на уборку и благоустройство территории;

оборудование диспетчерской.

Однако выполнение вышеназванных мероприятий является необходимой мерой для обеспечения эффективного транспортного обслуживания и безопасности при осуществлении перевозок.

Кроме того, в соответствии с пунктом 47 «Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации», утвержденных Первым заместителем Министра транспорта РФ А.П. Насоновым 29.09.97г. «билеты на проезд в автобусах пригородных маршрутов продаются кондукторами или водителями, а на остановочных пунктах маршрута, где организована кассовая продажа билетов, - кассирами, а также кассами - автоматами. Предварительная продажа билетов на проезд пассажиров в автобусах пригородных маршрутов производится билетными кассирами на остановочных пунктах маршрутов, а также в других пунктах через специально уполномоченных на то лиц».

Постановление руководителя администрации города-курорта Пятигорска от 31 января 2008 г. №360 "Об обеспечении безопасности пассажиров и упорядочивании работы общественного транспорта на территории площади Верхнего рынка по улице Мира города Пятигорска" не содержит запрещенных ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» норм, которые приводили бы к ограничению или устранению конкуренции. Кроме того, в вышеуказанном Постановлении не содержится ничего, что позволяло бы сделать вывод о наделении МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» функциями контроля остальных перевозчиков.

В настоящее время МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» обеспечивает беспрепятственный пропуск автомобильного транспорта на остановочном пункте «Верхний рынок» при наличии законных оснований, а также организует надлежащее санитарное состояние проезжей части и остановочного пункта.

Также на рассмотрение комиссии были представлены пояснения представителя Министерства транспорта Ставропольского края:

Договор от 24 декабря 2008 г. №308 «Об обеспечении регулярных пассажирских маршрутных перевозок», заключенный между министерством промышленности, энергетики, транспорта и связи Ставропольского края (далее - министерство) и МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» (далее - Договор) заключен в 2008 году. Договор не пролонгировался и не продлевался отдельными соглашениями. Таким образом, срок действия Договора истёк 31 декабря 2009 года.

На основании вышеизложенного, просят прекратить производство по делу №60 в отношении министерства транспорта Ставропольского края.

Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив материалы дела и заслушав доводы сторон, установила следующее:

В соответствии с положениями Устава от 21.07.2003 года МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» создано по решению учредителя, которым является муниципальное образование города Пятигорск в лице Управления имущественных отношений администрации города Пятигорска Ставропольского края путем учреждения на основании распоряжения начальника Управления имущественных отношений Администрации г. Пятигорска от 04.04.2005 года №17 и зарегистрировано в администрации г. Пятигорска.

Согласно пункту 6.3 Устава Муниципального унитарного предприятия города Пятигорска Ставропольского края «Пятигорскпассажиравтотранс»: «директор предприятия организует выполнение решений собственника имущества предприятия, полностью ему подотчетен».

Следовательно, любые рекомендации администрации города Пятигорска носят обязательный характер.

Постановлением руководителя администрации города Пятигорска Ставропольского края от 31.01.2008 года №360 «Об обеспечении безопасности пассажиров и упорядочивания работы общественного транспорта на территории площади Верхнего рынка по улице Мира города Пятигорска» МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» рекомендовано: «обеспечить организацию на улице Мира г. Пятигорска пункта пропуска автомобильного транспорта на территорию площади Верхнего рынка с установкой автоматического шлагбаума и системы видеонаблюдения проезжающих транспортных средств; доступ на территорию площади Верхнего рынка автомобильного транспорта, осуществляющего на законной основе общественные автомобильные перевозки; доступ на территорию площади Верхнего рынка транспорта физических и юридических лиц, осуществляющих законную предпринимательскую деятельность на площади Верхнего рынка, а также их контрагентов на договорной основе; беспрепятственный доступ транспортных средств лиц, имеющих в собственности жилые помещения, а также зарегистрированных (проживающих) на территории площади Верхнего рынка по улице Мира, а также спецтранспорта коммунальных аварийных и специальных служб, милиции, пожарной охраны, скорой помощи; должное санитарное состояние проезжей части и остановочных пунктов на площади Верхнего рынка по улице Мира; работу диспетчерской МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» на автостанции Верхний рынок на улице Мира».

В последствии Постановлением руководителя Администрации города Пятигорска Ставропольского края от 16.06.2008г. за №3057 «О внесении дополнений в постановление руководителя администрации города Пятигорска от 31.01.2008г. №360 «Об обеспечении безопасности пассажиров и упорядочивания работы общественного транспорта на территории площади Верхнего рынка по улице Мира города Пятигорска», было внесено изменение в абзаце 3 п. 1 слова «доступ на территорию» заменить словосочетанием «беспрепятственный доступ на территорию».

Данное Постановление противоречит положениям Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» по следующим причинам:

Вышеуказанное Постановление содержит подпункты, в которых говорится о том, что МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» рекомендовано обеспечить доступ на территорию площади Верхнего рынка автомобильного транспорта, осуществляющего на законной основе общественные автомобильные перевозки, а также беспрепятственный доступ на территорию площади Верхнего рынка транспорта физических и юридических лиц, осуществляющих законную предпринимательскую деятельность на площади Верхнего рынка, а также их контрагентов на договорной основе.

При этом оснований у МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» на проверку законности, либо не законности осуществления предпринимательской деятельности, в том числе осуществление перевозок физическими и юридическими лицами или наличие договоров у контрагентов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке, не имеется. Проверка законности осуществления предпринимательской деятельности, является не чем иным как выполнение контроля, что является полномочиями Администрации города Пятигорска, которые возложены на муниципальное предприятие не законно.

Следует заметить, что полномочия органов местного самоуправления определяются, как Уставом города Пятигорск, так и краевым и федеральным законодательством и действуют в границах муниципального образования.

Согласно п.7 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Ставропольского края от 08.02.2010 года №5-кз «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае» в соответствии с Федеральным законодательством организация транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в границах муниципальных образований Ставропольского края осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края самостоятельно.

При этом комиссия Ставропольского УФАС России не ставит под сомнение исполнение вышеуказанных функций местным органом самоуправления как таковых, в частности установку шлагбаума, контроль въезда и выезда, осуществление диспетчерских функций. Администрация города Пятигорска сама в праве выбирать способ их исполнения и исполнителя, однако в данном случае функции исполнителя были преданы хозяйствующему субъекту, который, по сути, является конкурентом по отношению к другим хозяйствующим субъектам или частным предпринимателям, также являясь перевозчиком.

Таким образом, данные полномочия, возложенные на МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» фактически переданы посредством издания Постановления №360 от 31.01.2008 «Об обеспечении безопасности пассажиров и упорядочивания работы общественного транспорта на территории площади Верхнего рынка по улице Мира города Пятигорска» администрацией города Пятигорск, и являются одной из функций органов самоуправления.

В Постановлении от 31.01.2008 года №360 пункт о выполнении диспетчерского обслуживания, фактически делегировал МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» право на осуществление контроля за межмуниципальными перевозками.

В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 13 июля 2010 года №212-п «Об утверждении правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых на маршрутах межмуниципального сообщения в Ставропольском крае» Организация транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на маршрутах межмуниципального сообщения осуществляется органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным в сфере транспорта (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган осуществляет мероприятия по предоставлению перевозчику права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в случаях, предусмотренных законодательством Ставропольского края, на основании договора на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршруте межмуниципального сообщения, заключенного между перевозчиком и уполномоченным органом.

Администрация г.Пятигорска в силу закона наделена полномочиями организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в границах муниципальных образований Ставропольского края. На основании вышеупомянутого Распоряжения МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» заключал договоры с перевозчиками. Предметом договора являлось регулирование взаимоотношений предприятия с перевозчиками в процессе осуществления перевозок автомобильным транспортом пассажиров и багажа в пригородном и междугородном сообщении. Данные полномочия могли быть делегированы только органом исполнительной власти Ставропольского края.

В силу ч.ч. 1 и 3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий. Запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Поскольку МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» создано согласно Уставу «в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли», следовательно, указанное учреждение является хозяйствующим субъектом.

В материалах дела имеется договор №127 от 15.02.2010г. заключенный Министерством промышленности, энергетике, транспорта и связи Ставропольского края с МУП «Пятигррскпассажиравтотранс»на выполнение перевозок автомобильным транспортом в междугороднем, пригородном(межрайонном) сообщении на территории Ставропольского края по маршрутам: «Пятигорск, АС В.Рынок – х.Садовый, АП» №109А; «Лермонтов, АП- Пятигорск, АС В.Рынок – Суворовская, АП» №104 Д,»Пятигрск – в.Рынок – Георгиевск, АВ» №108 Г; «Лермонтов, АП – Пятигорск, ЖДВ» №112 Д.

Также в материалах дела имеется договор №1 от 24.01.2011г. транспортного обслуживания населения города Пятигорска на городских автобусных маршрутах с перечнем маршрутов: Железнодорожный вокзал г. Пятигорска - Провал; Верхний рынок-поселок Горячеводский; Верхний рынок - х.Казачий; Трамвайный парк – микрорайон Белая Ромашка - Верхний рынок- улица Первомайская—Трамвайный парк; Верхний рынок - переулок Малиновского; Верхний рынок- улица Новая; Верхний рынок-микрорайон Водник; Железнодорожный вокзал города Пятигорска- улица - Пожарского Верхний рынок; Верхний рынок-улица Пестова; Железнодорожный вокзал города Пятигорска- улица Пожарского – Верхний рынок; Верхний рынок-улица Георгиевская; Верхний рынок – Сады; микрорайон Белая Ромашка - Верхний рынок- Госпиталь ВОВ; Верхний рынок - Станица Константиновская; Верхний рынок - поселок Энергетик; микрорайон Бештау -Верхний рынок - Сады; Верхний рынок – Сады; Верхний рынок - поселок Нижнеподкумский; микрорайон Бештау – улица Георгиевская; Железнодородный вокзал города Пятигорска – улица Георгиевская; Верхний рынок – улица Комарова – Нефтебаза; Верхний рынок – улица Садовая; Верхний рынок – улица Сергеева; поселок Новый - улица Георгиевская; микрорайон Бештау – рынок Руслан; остановка Кооперативная – Сады.

Данные договоры свидетельствуют о том, что МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом, согласно предоставленных договоров находящихся в материалах дела, как в междугороднем, пригородном (межрайонном) сообщении, заключенном с Министерством промышленности, энергетики, транспорта и связи СК, так и на городских автобусных маршрутах заключенный с Администрацией города Пятигорск. Также в материалах дела имеются договоры о совместной деятельности по осуществлению перевозок пассажиров, как в муниципальном образовании, так и на межмуниципальном уровне.

Следовательно, МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» является конкурентом, для перевозчиков, которые осуществляют свою деятельность на территории г.Пятигорска и прилегающих межмуниципальных маршрутах.

МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» регулирует допуск автотранспорта осуществляющего перевозки автомобильным транспортом пассажиров и багажа в пригородном и междугородном сообщении на территорию площади Верхнего рынка по улице Мира города Пятигорска. Значит само будучи перевозчиком, предприятие наделено определенными контрольными функциями в отношении индивидуальных предпринимателей или хозяйствующих субъектов, которые также осуществляют пассажирские и транспортные перевозки на территории г.Пятигорска.

В тоже время МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» осуществляя организацию транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и выполняя диспетчерские работы, совмещает функции органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.

Между МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» и другими перевозчиками было заключено 10 договоров на регулирование взаимоотношений Предприятия с Перевозчиком в процессе осуществления перевозок автомобильным транспортом пассажиров и багажа в пригородном и междугородном сообщении по маршрутам: Пятигорск-Прохладный, Пятигорск-Георгиевск, Пятигорск-х.Кирова, 223Б Пятигорск-АС В.Рынок- Мин.Воды АВ по различным графикам.

Данный договор содержит следующие пункты:

2.1Предприятие обязуется:

2.1.1. В соответствии с результатами анализа пассажиропотока и его миграции, согласно действующему законодательству, вносить предложения по изменению расписаний существующих маршрутов и открытию новых.

2.1.3 Обеспечивать диспетчерское руководство в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа, согласно технологическому процессу. Контролировать соблюдение водителем расписания движения автобусов. Производить отметки в путевых листах о времени фактического прибытия автобуса и его отправления штампов и о колличе5стве отправленных пассажиров по каждому рейсу с обязательной подписью работника Предприятия.

2.1.7. При выявлении нарушений водителями режима труда и отдыха, при обнаружении опьянения (в том числе остаточного) снимать автобус с маршрута, считая рейс сорванным.

2.1.8. Осуществлять контроль за соблюдением требований по экипировке, санитарному состоянию, норм вместимости транспортных средств Перевозчика, наличием документации, необходимой для осуществления перевозки.

Комиссия Ставропольского УФАС России просила предоставить подтверждение законности включения данных пунктов в договор, однако МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» объясняет это свободным волеизъявлением сторон. В обоснования своих действий по созданию диспетчерской службы и по заключению договоров с другими перевозчиками на осуществление перевозок автомобильным транспортом пассажиров и багажа в пригородном и междугородном сообщении МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» ссылается на договор от 24.12.2008г. №308 «Об обеспечении регулярных пассажирских маршрутных перевозок» заключенный между МУП «Пятигорскпассажиравтортранс» и Министерством промышленности, энергетики, транспорта и связи Ставропольского края, которое в последствии было реорганизовано в Министерство транспорта Ставропольского края.

В связи с этим Министерство транспорта Ставропольского края было привлечено ответчиком по данному делу. В своих пояснениях Министерство указало, что вышеуказанный договор не пролонгировался и не продлевался отдельными соглашениями. Таким образом, срок действия договора от 24.12.2008г. №308 истёк 31 декабря 2009 года, поэтому полномочий на осуществление такого рода деятельность не имелось у МУП «Пятигорскпассажиравтотранс». Исходя из чего, дело в отношении Министерства транспорта Ставропольского края было прекращено.

МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» фактически осуществляет, как функции организации пассажирских перевозок, регулирования перевозочной деятельности и диспетчерского управления, что является составной частью полномочий органов исполнительной власти края, а не муниципального уровня, тем самым наделялось функциями органов исполнительной власти края, осуществляя контроль за межмуниципальными перевозками, что не допустимо.

Таким образом, посредством Постановления руководителя администрации города Пятигорска Ставропольского края от 31.01.2008 года №360 администрация города Пятигорска Ставропольского края наделило хозяйствующий субъект контрольными полномочиями, как на муниципальные, так и на межмуниципальные перевозки, на что не имело права.

Статья 16. Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» содержит в себе запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции

 Следовательно, в действиях администрации города Пятигорска Ставропольского края и МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» по изданию Постановления от 31.01.2008 года №360 установлены нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно – осуществления Управления имущественных отношений администрации города Пятигорска Ставропольского края и МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» соглашений недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с положениями Устава от 21.07.2003 года МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли. Одним из осуществляемых видов деятельности является осуществление перевозок пассажиров и грузов на городских, пригородных, междугородных маршрутах.

Следовательно, МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» является перевозчиком, которого администрация города Пятигорска наделяет функциями контроля над другими перевозчиками, чем ставит его в привилегированное положение перед другими, при этом еще и получая прибыль как учредитель данного предприятия.

С учетом изложенного, в действиях Администрацией г.Пятигорска и МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» установлены факты нарушения части 3 статьи 15 и ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», 

РЕШЕНИЕ:

1. Признать Администрацию г.Пятигорска нарушившей часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в издании Постановления руководителем администрации города Пятигорска Ставропольского края от 31.01.2008 года №360 «Об обеспечении безопасности пассажиров и упорядочивания работы общественного транспорта на территории площади Верхнего рынка по улице Мира города Пятигорска», которое наделяет МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» функцией органов местного самоуправления.

2. Признать Администрацию г.Пятигорска и МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в соглашении Администрации г.Пятигорска и МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» направленном на ограничение конкуренции и создании преимущественных условий и осуществления хозяйственной деятельности для МУП «Пятигорскпассажиравтотранс»

3. Выдать предписание Администрации г.Пятигорска: отменить Постановление руководителя администрации города Пятигорска Ставропольского края от 31.01.2008 года №360 «Об обеспечении безопасности пассажиров и упорядочивания работы общественного транспорта на территории площади Верхнего рынка по улице Мира города Пятигорска».

4. Выдать предписание МУП «Пятигорскпассажиравтотранс» внести изменения в договоры, предметом которых является регулирование взаимоотношений с Перевозчиками в процессе осуществления перевозок автомобильным транспортом пассажиров и багажа в пригородном и междугородном сообщении, путем исключения из договоров, пунктов 2.1.1, 2.1.3, 2.1.7, 2.1.8, которые противоречат Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Перевозчикам, с которыми заключены договоры, отослать уведомление о возможности внесения изменений в договоры, путем исключения из них пунктов 2.1.1, 2.1.3, 2.1.7,2.1.8.

Срок исполнения предписания три месяца со дня его получения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны