Решение №026/01/10-1992/2019 пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.200... от 31 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 января 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 31 января 2020 года                  г. Ставрополь

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии: - Сапунов Д.Н., заместитель руководителя управления;

Членов Комиссии:

Гритчин И.Н. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства

 

Пашкова Н.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № 026/01/10-1992/2019 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42 а, г. Ставрополь, ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) пункта 4 части 1 статьи  10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступила жалоба ООО «Рубас» на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по факту необоснованного отказа от опломбирования вновь установленного узла учета газа и отказа от пуска газа, расположенного по адресу: административное здание, АБЗ, Шпаковский р-н, х. Вязники, ул. Промышленная.

На основании приказа Ставропольского УФАС России от 18.11.2019 года № 1861 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», было возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства № 026/01/10-1992/2019.

 

В действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» усматриваются признаки нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Заключение об обстоятельствах дела №026/01/10-1992/2019 ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» было получено 10.01.2020 года, согласно почтового отправления 80085144497073.

До рассмотрения дела 30.01.2020 года возражений или иных документов по результатам изучения заключения об обстоятельствах дела №026/01/10-1992/2019 от ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ООО «Рубас» не поступало. 

При рассмотрении дела представитель ООО «Рубас» поддержал доводы, изложенные в заявлении.  Просили принять меры антимонопольного реагирования.

При рассмотрении дела представитель ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» пояснил следующее.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не совершало правонарушений антимонопольного законодательства предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи  10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», все действия по прекращению поставки газа ООО «Рубас» совершены в соответствии с Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245. На основании изложенного просили производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Установление доли ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» на рынке услуг по поставке газа проведено Ставропольским УФАС России в соответствии с регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённым приказом ФАС России от  25.05.2012 № 345 (далее – Регламент).

Согласно п. 3.3. Регламента руководством для проведения анализа рынка услуг по поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан является Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026 (далее – Порядок проведения анализа).

Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг  по поставке газа, в качестве исходной информации антимонопольным управлением использованы сведения, представленные:

- ООО «Рубас»;

- ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее Постановление №549);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» (далее Постановление №162);

- информация с официального сайта РТК  Ставропольского края о регулируемых предприятиях в сфере газоснабжения;

-информация, полученная управлением в рамках ранее проведенных исследований рынка услуг по поставке газа (анализы конкуренции на рынке поставки и реализации природного газа, проведенные управлением в 2015, 2016 и 2017 годах);

- иные материалы и нормативно-правовые акты.

         2. Временной интервал исследования товарного рынка

         Временной интервал исследования  рынка период с 01.01.2018 года по настоящее время.

         3. Продуктовые границы товарного рынка

         Продуктовые границы рассматриваемого рынка определены как, услуги по поставке и реализации  природного газа.

         4. Географические границы товарного рынка

  • границы рынка определены как, границы балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия  в городах и районах Ставропольского края, в том числе Шпаковский район.

         5.  Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

         ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по сведениям, размещенным на сайте РТК Ставропольского края (http://www.tarif26.ru/), является единственной организацией на территории Ставропольского края, осуществляющей поставку и реализацию природного сетевого газа.

         Покупателями  на рассматриваемом рынке является неограниченный круг потребителей газа: физические лица, промышленные, транспортные,  сельскохозяйственные, коммунально-бытовые и иные организации.

          6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов

Поскольку услуги  по поставке и реализации природного сетевого газа на территории Ставропольского края (в том числе Шпаковского района) в рассматриваемый временной интервал оказывало одно предприятие – ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», то доля ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» на нем составляет 100%.

         7. Уровень концентрации товарного рынка

В силу отсутствия конкуренции на рынке услуг поставки и реализации природного газа на территории Ставропольского края, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI равен 10000. Рынок относится к высококонцентрированному типу.

         8. Барьеры входа на товарный рынок

Барьеры труднопреодолимы.

         9. Определение хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), занимающих доминирующее положение на товарном рынке

На территории Ставропольского края (в том числе Шпаковского района)  доминирующее положение в границах балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения на рынке поставки и реализации природного газа с долей 100% занимает ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».  

         10. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» является единственным предприятием, осуществляющим деятельность на рынке услуг поставки и реализации природного сетевого газа на территории Ставропольского края (в том числе Шпаковского района), общество занимает доминирующее положение, обладает рыночным потенциалом и способно оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (услуги) на рынке поставки газа.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

  экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

  На основании изложенного был издан приказ Ставропольского УФАС России от 18 ноября 2019 года № 1861 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (355037, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 42а, ИНН 2635048440) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженных в несоблюдении требований, предъявляемых к уведомлению об ограничении поставки газа и отсутствию правовых оснований для введения ограничения.

Сторонами по делу были представлены письменные пояснения по факту возбужденного дела, которые были приобщены к материалам дела №  026/01/10-1992/2019.

В письменных пояснениях, представленных ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», общество нарушение не признало, указав на правомерность своих действий в связи с тем, что в результате проверок состояния и применения средств измерений учета газа ООО «Рубас», проведенных 20.08.2018 и 05.09.2018, поставщиком газа выявлены нарушения, выразившиеся в повреждении пломбы госповерителя на приборе учета. Поврежденные пломбы не выполняют функций по защите прибора учета от несанкционированного вмешательства.

Согласно п. 1.6. Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.12.2013г. № 961, узел учета, средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

На основании п. 3.9 Правил учета газа, при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.

Выявленные нарушения послужили основанием для расчета потребленного природного газа покупателю за период с 01 августа 2018 по 30 сентября 2018 по мощности неопломбированных газопотребляющих установок, в соответствии с п. 4.1 договора при неисправности узла учета газа. Наличие у покупателя просроченной задолженности по оплате за поставленный газ послужило причиной отказа в удовлетворении заявления ООО «Рубас» на возобновление поставки природного газа. На 28.11.2018, то есть на момент введения ограничения поставки газа, предусмотренном уведомлениями от 19.11.2018 №№ 331, 332, поставка газа ООО «Рубас» была уже прекращена по заявлению потребителя, повторное отключение потребителя не требовалось. Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» направлены на реализацию прав и обязанностей как поставщика газа, возложенных на него Правилами № 1245.

Заявитель, ООО «Рубас», поддержал доводы, изложенные в заявлении, указав на неправомерность действий ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», выразившиеся в отказе в пуске газа по причине сложившейся задолженности, по причине отсутствия задолженности по платежам. Задолженность, сформировавшаяся по причине расчета поставленного газа по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями, является спорной и неподтвержденной и ее не оплата не может являться безусловным подтверждением наличия обстоятельств, предусмотренных Правилами № 1245 для прекращения (не возобновления) поставки газа.

Комиссия Ставропольского УФАС России, рассмотрев материалы дела и доводы сторон, отмечает следующие обстоятельства по рассматриваемому делу.

         Между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (Поставщик) и ООО «Рубас» (Покупатель) заключены договоры поставки газа от 31.08.2017 № 23-1-0871/18 и от 31.08.2017 № 23-1-1103/18. Указанные договоры являются действующими, сторонами не расторгнуты.

         Учет объемов газа, поставляемых покупателю, осуществляется по принадлежащему ему узлу учета газа, в состав которого входит ротационный счетчик газа РСГ Сигнал - 80 - G160, зав. №03712, корректор Флоугаз-Т, зав. № 00177, датчик давления Мида-ПИ-51, датчик температуры ТСПТ-300, дифманометр на счетчике ДСП - 80, фильтр ФГ - 80.

         В состав газопотребляющего оборудования покупателя входит: ГБЛ-0,7 в количестве одной единицы, ГМГ-4м(мс) Энергокомплект в количестве одной единицы, БИГм 1-1 в количестве трех единиц, БИГм 1-2 в количестве трех единиц, БИГм 1-1 в количестве одной единицы. Перечень газоиспользующего оборудования  указан в приложении к договору № 23-1-0871/18 от 31.08.2017.

         Пунктом 4.3.1 договоров поставки газа установлено право поставщика газа осуществлять проверки правильности работы контрольно-измерительных приборов, входящих в состав узла учета газа. Результаты проверки оформляются актом проверки, который покупатель обязан подписать или выразить особое мнение к нему.

         В результате проверок состояния и применения средств измерений учета газа ООО «Рубас», проведенных 20.08.2018 и 05.09.2018, поставщиком газа были выявлены нарушения, выразившиеся в повреждении пломбы госповерителя на приборе учета. Поврежденные пломбы не выполняют функций по защите прибора учета от несанкционированного вмешательства.

         Выявленные ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» нарушения послужили основанием для расчета потребленного природного газа покупателю по мощности неопломбированных газопотребляющих установок за период с 01 августа 2018 по 30 сентября 2018.

         В последствии, 06 сентября 2018 года, ООО «Рубас» обратилось к поставщику с заявлением о приостановлении поставки газа в связи с неиспользованием газа для производства. По заявке покупателя, в связи с производственной необходимостью, 12.09.2018 поставка газа на объект газопотребления была прекращена, о чем составлен акт от 12.09.2018. Позднее, 19.06.2019, ООО «Рубас», после устранения причин, послуживших прекращению поставки газа, а именно демонтажа старого узла учета газа и установки нового, обратилось к поставщику газа с заявлением о возобновлении поставки газа.

         Однако письмом от 18.07.2019 исх. № 05/1545 ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» было отказано в возобновлении поставки газа в связи с наличием непогашенной задолженности по договору от 31.08.2017 № 23-1-0871/18 в размере 4 856 502,01 руб. и по договору поставки газа от 31.08.2017 № 23-1-1103/18 в размере 63 017,91 руб. Также было указано, что поставка газа будет возобновлена после оплаты сложившегося долга.

         Указанные действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» носят в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства в виду следующего.

         Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 г. № 1245 утверждены Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа (далее - Правила № 1245).

         Согласно пп. «г» п. 3 Правил № 1245 основанием для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев.

         В соответствии с пп. «е» п. 2 Правила №1245, одним из оснований для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

         Пунктом 7 Правил № 1245 предусмотрено, что полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.

         Пункт 8 Правил гласит, что Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.

         Как было установлено Комиссией, ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» было отказано в возобновлении поставки на объект заявителя в связи с не исполнением ООО «Рубас» обязательств по оплате поставляемого газа, допущенным потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев. Указанное обстоятельство послужило основанием для направления 19 ноября 2018 года в адрес ООО «Рубас» уведомления исх. № 331 от  19.11.2018 об 50 % ограничении с 28.11.2018 поставки газа, а также уведомления исх. № 332 от 19.11.2018 об 100% ограничении поставки газа с этой же даты, а именно с 28.11.2018.

         Как указывает поставщик газа задолженность сложилась за период с 01 августа 2018 по 30 сентября 2018 по договору от 31.08.2017 № 23-1-0871/18 в размере 3606149,98 руб. за август и за сентябрь 2018 года в размере 1290674 руб., в соответствии с п. 4.1 договора при неисправности узла учета газа.

         Аналогичная ситуация сложилась и по договору от 31.08.2017 № 23-1-1103/18, расчет по мощности неопломбированных газопотребляющих установок за август 2018 года составил 63331,05 руб, за сентябрь 2018 года — 52155,98 руб. за период с 01 августа 2018 по 30 сентября 2018.

         Наличие указанной задолженности является спорным фактом и разрешается в судебном порядке в рамках дел № А63-8432/2019 и № А63-14520/2019, то есть задолженность не является подтвержденной. Таким образом ее не оплата не может являться безусловным подтверждением наличия обстоятельств, предусмотренных Правилами № 1245, для прекращения (не возобновления уже прекращенной по инициативе потребителя) поставки газа.        

         Согласно акту № б/н от 12.09.2018 об ограничении (прекращении) поставки газа, поставка газа на объект ООО «Рубас» была прекращена 12.09.2018 по заявлению потребителя от 06.09.2018 по причине не использования газа в производстве. До момента самоограничения текущие платежи за поставленный газ поступали в соответствии с условиями договора. Материалами дела подтверждено, и ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не опровергнуто, что ООО «Рубас» осуществляло оплату текущих платежей с января 2018 года по 12 сентября 2019 года.

Пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрена возможность прекращения или ограничения подачи энергии (поставки газа) в случае ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств по договору, в том числе и в случаях неоплаты потребленной абонентами энергии.

Пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), предусмотрено полное прекращение поставки газа покупателям в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.

Исходя, из толкования пункта 34 Правил N 162 прекратить подачу газа можно только за неоплату фактически поставленного газа. Несвоевременное перечисление или неперечисление предварительной оплаты не является основанием к прекращению подачи газа (постановление Президиума ВАС РФ от 28 июля 2011 г. N 7734/08).

В соответствии с пунктом «е» пункта 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила N 1245) основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

Пунктом 3.3 договоров поставки газа №23-1-0871/18 и № 23-1-1103/18 от 31.08.2017 года заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ООО «Рубас» определено, что «поставщик имеет право ограничить и/или прекратить поставку газа покупателю и не несет за это ответственность в следующих случаях:

         - нарушения сроков оплаты поставленного газа, под которым Стороны понимают полное или частичное отсутствие оплаты за газ в сроки указанные в пункте 5.5 настоящего договора (но не ниже брони газопотребления, если она установлена в отношении Покупателя)».    Следовательно, стороны в условиях договора поставки предусмотрели основания для прекращения поставки газа.

В том числе  неоднократных нарушений сроков оплаты за поставляемый газ (под которым Стороны понимают полное или частичное отсутствие оплаты за газ в сроки указанные в пункте 5.5 настоящего договора). Из буквального толкования условий договора определено, что для прекращения поставки газа необходимо нарушение сроков оплаты за газ в сроки указанные в пункте 5.5 настоящего договора.

Пунктом 5.5 указанных договоров поставки газа предусмотрено, что покупатель оплачивает поставщику стоимость планируемых месячных поставок газа в следующем порядке (в % от стоимости планируемой месячной поставки газа, рассчитанной как произведение планируемого объема месячной поставки газа, указанного в подпункте 2.1.2 договора, и цены газа складывающейся из оптовой цены газа (без учета фактической калорийности газа) и ПСС, с учетом НДС):

- 35% стоимости планируемого платежа месячной поставки газа в срок до 18 числа поставки газа;

- 50 % от стоимости планируемой месячной поставки газа в срок до последнего числа месяца поставки газа.

Окончательный расчет за поставленный газ производится в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, и рассчитываются как разница между фактической стоимостью газа определенного в соответствии с  п. 5.4 Договора на основании товарной накладной на отпуск газа по форме ТОРГ-12 (газ), и ранее произведенными платежами.

         Кроме того, как следует из пункта 3 Правил поставки газа "расчетный период" - согласованный сторонами договора период, за который должен быть определен объем поставленного газа, произведены взаиморасчеты между поставщиком, газотранспортной, газораспределительной организациями и покупателем за поставленный газ. Расчетный период, согласованный сторонами, указывается в договоре.

         Учитывая пункт 3 Правил поставки газа, проведенный анализ договоров поставки газа, позволяет прийти к выводу, что в качестве расчетного периода сторонами согласован "истекший месяц", а именно 25 число месяца, следующего за месяцем поставки газа. При этом предусмотренный в договорах поставки газа порядок расчетов в несколько этапов, не отменяет согласованный расчетный период (месяц).

         Несвоевременное перечисление или неперечисление предварительной оплаты не является основанием к прекращению подачи газа. Данный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.07.2011 г. N 7734/08.

         Однако, исходя из материалов дела и вследствие вышеуказанного полным расчетным периодом для оплаты газа за август 2018 года будет 25.09.2018, за сентябрь — 25.10.2018. В то же время, материалами дела установлено, что расчет газа по мощности газопотребляющего оборудования был произведен с 01.08.2018 по 30.09.2018 года, однако при расчете поставщик газа не учел, что фактическое прекращение отбора было осуществлено ООО «Рубас» по собственной инициативе с 12.09.2018, а факт непригодности узла учета газа к расчетам был установлен актом от 20.08.2018.

На основании п. 3.9 Правил учета газа, при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.

Исходя из положения указанного пункта, расчет количества поданного газа поставщиком по проектной мощности газопотребляющих объектов должен был быть произведен с 20.08.2018 по 12.09.2018, в то время как ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» произвело расчет за два полных периода август и сентябрь 2018 года.

Материалами дела подтверждено, и ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не опровергнуто, что ООО «Рубас»  осуществляло оплату текущих платежей с января 2018 года по 12 сентября 2018 года по договорам поставки газа от 31.08.2017 № 23-1-0871/18 и № 23-1-1103/18. Таким образом, не оплата спорной задолженности в период, не превышающий более 2 и 3 периодов не может служить основанием для прекращения поставки газа, как частичной, так и полной, в соответствии с Правилами № 1245. Исходя из изложенного, у ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» отсутствовали правовые основания как для направления уведомлений об ограничении поставки газа, так и для дальнейшего ограничения (не возобновления по заявлению ООО «Рубас») поставки газа.

         Исходя из изложенного, материалами дела подтверждается тот факт, что в рассматриваемых обстоятельствах, у поставщика газа отсутствовали основания, как для частичного, так и для полного прекращения и дальнейшего не возобновления поставки газа, установленные пп. «е» п. 2 и пп. «г» п. 3 Правил № 1245, так как со стороны ООО «Рубас» не было допущено полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа в установленный срок более 2 и 3 раз в течение 12 месяцев.

         В то же время управлением было установлено, что поставщик газа направил 19 ноября 2018 года в адрес ООО «Рубас» уведомление исх. № 331 от  19.11.2018 об ограничении с 28.11.2018 поставки газа по договору от 31.08.2017 № 23-1-0871/18, а также уведомление исх. № 332 от 19.11.2018 об ограничении с 28.11.2018 поставки газа по договору от 31.08.2017 № 23-1-1103/18, с указанием о принятии решения сначала о 50% ограничении поставки газа, а затем и 100% с 28.11.2018 г.

         В соответствии с указанными уведомлениями об ограничении поставки газа, поставка газа на 50% и 100% должна была быть приостановлена одномоментно, то есть 28.11.2018. В то же время, как установлено материалами дела, направление указанных уведомлений и, как следствие, последующий отказ поставщика газа от возобновления поставки газа ООО «Рубас» является незаконным, необоснованным и прямо противоречит положениям Правил № 1245, предусматривающих основания для полного и частичного ограничения поставки газа, а именно - более двух и трех раз неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по оплате в течение 12 месяцев.

         Указанные действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» нарушают требования  Постановления Правительства РФ от 25.11.2016 г. № 1245 «Об утверждении Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа», в части  отсутствия правовых оснований для введения ограничения и не возобновления поставки газа ООО «Рубас».

Согласно пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», является нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42 а, г. Ставрополь, 355037, ИНН 2635048440, КПП 263550001, ОГРН 1022601943814) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в необоснованном прекращении поставки газа ООО «Рубас», ввиду того, что у ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не имелись основания для направления уведомления о прекращении поставки газа и прекращение поставки газа.
  2. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42 а, г. Ставрополь, 355037, ИНН 2635048440, КПП 263550001, ОГРН 1022601943814)  предписание о  прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем в течении 14 дней с момента  получения предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: путем возобновления поставки газа на объект ООО «Рубас» по заключенному договору поставки природного газа  №30-1-1103/18 от 31.08.2017 года.

 

Председатель Комиссии:                                                                              Д. Н. Сапунов

 Члены комиссии:                                                                                               И.Н. Гритчин

Н.Н. Пашкова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны