Постановление №640 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 26 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №640

«18» января 2016 года

город Ставрополь

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Сапунов Дмитрий Николаевич, рассмотрев протокол №399 от 01.12.2015 года и материалы дела об административном правонарушении №640, решение и предписание по делу №32, и решение и предписание по делу №51 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ОАО «Кисловодская сетевая компания» (ул. Одесская, 3, г. Кисловодск, 357736, ИНН 2628802730 КПП 262801001 ОГРН 1142651007619),

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю было рассмотрено дело №32,51 в отношении ОАО «Кисловодская сетевая компания». В результате рассмотрения дела Комиссия признала, что ОАО «Кисловодская сетевая компания» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции».

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, выразившиеся в составлении акта безучетного потребления электрической энергии на объекте, потребителей с нарушением процедуры, предусмотренной действующим законодательством.

Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства своим Решением от 15.06.2015 г. признала действия ОАО «Кисловодская сетевая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции».

ОАО «Кисловодская сетевая компания» осуществляет свою деятельность по передаче электрической энергии в пределах балансовой принадлежности своих электрических сетей.

Таким образом, географическими границами товарного рынка будут являться географические границы балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Кисловодская сетевая компания».

ОАО «Кисловодская сетевая компания» осуществляет свою деятельность по передаче электрической энергии в сфере деятельности естественной монополии. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности своих электрических сетей, ОАО «Кисловодская сетевая компания» обладает рыночным потенциалом и может оказывать влияние на общие условия обращения товара (услуги) на рынке по передаче электрической энергии.

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее. 26.12.2014 года ОАО «Кисловодская сетевая компания» был составлен акт №А000149 о нарушении схемы учета электрической энергии бытовым абонентом, согласно которого установлено наличие второго ввода в дом, минуя счетчик.

Жилой дом по адресу улица Шаумяна, 6 г. Кисловодска состоит из двух этажей, на каждом находятся по отдельной квартире. Всего в домовладении имеется две квартиры и два собственника. Согласно свидетельства о государственной регистрации право собственности 26-АИ 343079 <……> принадлежит общедолевая собственность 5/9. <……> принадлежит 2/9, согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности 26-АИ 843089.

<……> в связи со вступлением в брак сменила фамилию на <……>.

Между <……> и ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска, заключен договор энергоснабжения №44329. Объектом энергоснабжения является квартира 1, расположенная по адресу улица Шаумяна, 6 г. Кисловодска.

Между <……> и ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска, заключен договор энергоснабжения №44330. Объектом энергоснабжения является квартира 2, расположенная по адресу улица Шаумяна, 6 г. Кисловодска.

ОАО «Кисловодская сетевая компания» является сетевой организацией, обеспечивающей передачу электрической энергии абонентам гарантирующего поставщика (ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска).

Правила учета электрической энергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).

Пунктом 173 Основных положений установлено, что проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией).

Результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В соответствии с пунктом 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные:

- о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства №32 ОАО «Кисловодская сетевая компания» указала, что в силу того, что жилой дом, в котором расположен прибор учета электроэнергии, принадлежит потребителю <……> на праве собственности и является объектом с запирающимися дверями, только потребителем или его представителем мог быть обеспечен доступ в жилое помещение.

ОАО «Кисловодская сетевая компания» не предоставило доказательств надлежащего уведомления потребителей о проведении проверки, на предмет соблюдения договорных условий.

В соответствии с пунктом 177 Основных положений в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.

При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет сетевой организации предложение об иных дате и (или) времени, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.

В случае недопуска потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) сетевой организации к расчетным приборам учета в согласованные дату и время сетевая организация повторно направляет потребителю (производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) уведомление с указанием даты и времени проведения проверки расчетных приборов учета, а также информацию о последствиях ее недопуска к таким приборам учета.

Однако, надлежащих доказательств уведомления потребителя – <……> и <……> за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки, о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета ОАО «Кисловодская сетевая компания» не представила.

Само по себе присутствие каких-то лиц на проверяемом объекте не свидетельствует о надлежащем и заблаговременном уведомлении потребителя о предстоящей проверке и не доказывает соблюдение процедуры уведомления о предстоящей проверке.

Таким образом, инструментальная проверка прибора учета и схемы учета на объекте <……> произведена с нарушением пункта 177 Основных положений.

Согласно информации по расчетам с потребителем с 03.2014 года по 03.2015 года ОАО «Горэлектросеть» сумма долга не указана.

28.01.2015 года <……> и <……> направили запрос в ОАО «Горэлектросеть» по вопросу направленного уведомления о погашении задолженности за электрическую энергию, так как <……>, как потребитель по договору энергоснабжения граждан-потребителей №44329 от 15.03.2010 года, при составлении акта не присутствовала, и заранее не была уведомлена о проводимой проверке приборов учета.

13.03.2015 года согласно акта осмотра №С007945 на объекте <……> жилой дом ул. Шаумяна, 6 кв. 1 г. Кисловодска было введено ограничение режима потребления электрической энергии.

Согласно пункту 2 Основных положений безучетное потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Безучетное потребление является результатом виновных действий потребителя электрической энергии, направленных на искажение данных об объеме потребления электрической энергии (мощности), что должно повлечь снижение расходов потребителя на оплату стоимости потребленной электроэнергии.

Следовательно, осуществление контрольных проверок приборов учета потребителей и порядок оформления выявленных нарушений, в том числе безучетное потребление электроэнергии, строго регламентировано.

Сетевая организация совершила действия, направленные на ущемление интересов <……>, поскольку составила акт о безучетном потреблении электроэнергии от 26.12.2014 №А000149 с нарушением процедуры проведения такой проверки хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение – ОАО «Кисловодская сетевая компания».

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия ОАО «Кисловодская сетевая компания» по нарушению порядка составления акта безучетного потребления, не соответствуют действующему законодательству, что является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства №32 своим Решением от 15.06.2015 г. признала действия ОАО «Кисловодская сетевая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции».

Материалами дела №51 о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что 01.05.2015 года ОАО «Кисловодская сетевая компания» был составлен акт осмотра №С007232, согласно которого выявлено безучетное потребление электрической энергии.

В акте зафиксировано, что тип объекта жилой дом, потребитель не указан, №договора 2888/7791, адрес пр. Победы, 92, настоящий акт составлен контролерами –инспекторами службы сбыта электрической энергии ОАО «Кисловодская сетевая компания» г. Кисловодск <……> в присутствии потребителя или его представителя <……>, <……> и <……>.

В ходе проверки установлено, что при установке общедомового прибора учета был выявлен безучетный кабель ВВГ2х2,5мм медь идущий на территорию магазина «Пятерочка» договор №2888 ИП <……> по адресу пр. Победы, 94.     

При визуальном осмотре кабель подключен к изоляторам стены на вводе в дом далее по забору следует на территорию магазина «Пятерочка». Доступ на территорию магазина обеспечен не был. В строке «Объяснение потребителя» указано слово отказался.

Акт подписан <……>, <……>, <……>, и <……>.

ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска в адрес ИП <……>. было направлено уведомление о погашении задолженности по акту, следующего содержания: «ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска доводит до Вас следующую информацию: 05.05.2015 года в результате проверки прибора учета на Вашем предприятии обнаружено нарушение (акт С007232), на основании которого Вам сделан перерасчет за потребленную электрическую энергию за период 01.05.2014 по 01.05.2015 года на сумму: 146656,09 рублей. Просим срочно явится по адресу ул. Губина 2а (каб. №6) для решения вопроса оплаты вышеуказанной задолженности. В противном случае будем вынуждены ввести ограничение режима потребления электрической энергии, в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

Уведомление было направлено заказным письмом, согласно реестра отправленных заказных писем от 11.05.2015 года, с индефикатором 35774686005814

Данное уведомление <……> было получено 21.05.2015.

28.05.2015 года согласно акта на объект <……> было введено ограничение режима потребления электрической энергии.

ОАО «Кисловодская сетевая компания» г. Кисловодска нарушен порядок составления и фиксации факта безучетного потребления электрической энергии у <……>.

 В силу пункта 193 Постановления Правительства РФ N 193, при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представитель.

Собственник <……> при проведении проверки 01.05.2015 года не присутствовал, о проводимой проверке не знал, так как не был заранее уведомлен. При составлении акта присутствовали <……>, <……> и <……>, указанные как представители потребителя, при этом данный факт ничем не подтвержден.

В своих пояснениях ОАО «Кисловодская сетевая компания» данных при рассмотрении дела указано, что данные лица являются жителями соседнего дома, где происходила установка общедомового прибора учета, какое отношение они имеют к объекту <……> не указано и ничем не подтверждено.

Комиссией было установлено что, сетевая организация обеспечивает передачу электроэнергии от поставщика до потребителя, наделена полномочиями проводить проверки в помещениях потребителей, поэтому ОАО «Кисловодская сетевая компания» должно руководствоваться требованиями Постановления N 442.

ОАО «Кисловодская сетевая компания» является сетевой организацией, обеспечивающей передачу электрической энергии абонентам гарантирующего поставщика (ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска).

Правила учета электрической энергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).

Пунктом 173 Основных положений установлено, что проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией).

Результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В соответствии с пунктом 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные:

- о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;

- о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;

- о приборах учета на момент составления акта;

- о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;

- объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

- замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц.

ОАО «Кисловодская сетевая компания» не предоставило доказательств надлежащего уведомления потребителей о проведении проверки, на предмет соблюдения договорных условий, или присутствие его представителя.

В соответствии с пунктом 177 Основных положений в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.

При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет сетевой организации предложение об иных дате и (или) времени, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.

В случае недопуска потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) сетевой организации к расчетным приборам учета в согласованные дату и время сетевая организация повторно направляет потребителю (производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) уведомление с указанием даты и времени проведения проверки расчетных приборов учета, а также информацию о последствиях ее недопуска к таким приборам учета.

Однако, надлежащих доказательств уведомления потребителя – <……> за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки, о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета ОАО «Кисловодская сетевая компания» не представила.

Само по себе присутствие каких-то лиц на проверяемом объекте не свидетельствует о надлежащем и заблаговременном уведомлении потребителя о предстоящей проверке и не доказывает соблюдение процедуры уведомления о предстоящей проверке.

Таким образом, инструментальная проверка прибора учета и схемы учета на объекте <……> произведена с нарушением пункта 177 Основных положений, так как составлен акт без осмотра помещений и прибора учета потребителя.

Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства №21 своим Решением от 21.08.2015 г. признала действия ОАО «Кисловодская сетевая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции».

Следовательно, действия ОАО «Кисловодская сетевая компания» по составлению акта о безучетном потреблении от 01.05.2015 года, не соответствуют действующему законодательству, что является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Копия решения Ставропольского УФАС России от 15.06.2015 года по делу №32 и решения от 21.08.2015 года по делу №51 о нарушении антимонопольного законодательства приобщены к материалам административного производства №641.

Время совершения административного правонарушения – 15.06.2015 года и 21.08.2015 года вступление в силу решения комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства согласно пункту 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункту 10.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

Местом совершения административного правонарушения является г. Кисловодск, где ОАО «Кисловодская сетевая компания» осуществляет деятельность и расположен объект <……>, <……> и ИП <……>.

Действия ОАО «Кисловодская сетевая компания» указывают на наличие события административного правонарушения и содержат признаки нарушения части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что за «Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.».

В соответствии с требованием ст. 4.1 КоАП РФ при вынесении постановления исследованы и учтены все обстоятельства отягчающие и смягчающие ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относятся: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (п. 2 ч. 1ст. 4.2 КоАП РФ), оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1ст. 4.2 КоАП РФ) и предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения (п. 5 ч. 1ст. 4.2 КоАП РФ), 6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда (п. 6 ч. 1ст. 4.2 КоАП РФ), добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) (п. 7 ч. 1ст. 4.2 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения не установлено. В силу п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, поэтому определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, при этом применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Статья 14.31 КоАП РФ определяет меру публично-правовой ответственности за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. При этом, состав административного правонарушения предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ не содержит в себе обязательных условий причинения материального ущерба и является формальным по своей сути.

Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, являются публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной политики в области защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности, недопущения, ограничения, устранения конкуренции, ущемления интересов других лиц.

Объективную сторону правонарушений по статье 14.31 КоАП РФ образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и актами органов антимонопольного регулирования.

Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, признаются государством сферой особого контроля.

То, что правоотношения связанные с зашитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности признается государственной сферой особого контроля следует из Конституции Российской Федерации, а именно из статьи 34 Конституции РФ, которой предусмотрено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Таким образом, Конституция РФ, вводя принципы рыночной экономики, свободы предпринимательской деятельности устанавливает конституционный запрет на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данная норма Конституции РФ развита в статьях 1, 10 Гражданского кодекса РФ, Федеральном законе от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», статьях 14.9, 14.31, 14.32, 14.33 КоАП РФ, которыми установлен действующий механизм защиты от злоупотребления доминирующим положением, в том числе виде административных санкций за совершенное нарушение.

При назначении административного наказания в соответствии с санкцией, определенной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, учтено следующее.

Рынок, на котором совершено правонарушение – рынок оказания услуг по передаче электрической энергии в городе Кисловодске.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается в сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Год, предшествующий дате выявления административного правонарушения – 2014 год.

Данные о сумме выручки, полученной от оказания услуг по передаче электрической энергии в городе Ставрополе в 2014 году, представлены в справке ОАО «Кисловодская сетевая компания». Согласно указанной справки, выручка за 2014 год составила 341628,88 тыс. рублей.

Поскольку административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), размер административного штрафа определяется в пределах от 0,3% до 3% от выручки от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение.Расчет суммы административного штрафа в соответствии с санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

0,3% от суммы выручки (минимальный размер штрафа) – 1024887 руб.

3% от суммы выручки (максимальный размер штрафа) – 10248866 руб.

Базовый размер штрафа без учета смягчающих и отягчающих обстоятельств 5636876,52 руб. С учетом установленных по делу пяти смягчающих обстоятельств размер штрафа составляет, менее 100000 рублей, следовательно размер штрафа применяется согласно санкции не менее 100000 руб.

Руководствуясь статьями 2.1, 2.9, 3.5, 4.1, 14.31, 23.48, 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ОАО «Кисловодская сетевая компания» (ул. Одесская, 3, г. Кисловодск, 357736, ИНН 2628802730 КПП 262801001 ОГРН 1142651007619) виновным в нарушении части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке, выразившемся в составлении акта безучетного потребления электрической энергии на объекте, потребителей с нарушением процедуры, предусмотренной действующим законодательством.

2. Назначить ОАО «Кисловодская сетевая компания» административное наказание в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма штрафа, уплаченного за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляется по следующим реквизитам:

«Получатель» УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, Отделение Ставрополь г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000, Код доходов бюджета 161 1 16 02010 01 6000 140. Назначение штрафа (постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 18.01.2016 года №640).

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8/8652/ 35-51-19).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2-х лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражном суде Ставропольского края в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны