Решение б/н Решение по делу №23 от 11 августа 2011 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Дело № 23
10 июня 2011 года
г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – заместитель руководителя управления Тихенький О.Л., начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Сапунов Д.Н., государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Долженко А.О.,
рассмотрев дело № 23, возбужденное 04.04.2011 года по признакам нарушения Управлением ветеринарии Ставропольского края п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступило заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя <***> по вопросу несоответствия действующему законодательству Приказа Управления ветеринарии Ставропольского края от 22.11.2010 г. № 94 «О порядке проведения ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольной государственной ветеринарной службе продукции» (далее по тексту - Приказ от 22.11.2010 г. № 94).
Ставропольским УФАС России была проведена проверка фактов изложенных в заявлении <***>, по итогам которой было установлено, что в действиях Управления ветеринарии Ставропольского края, в части издания Приказа от 22.11.2010 г. № 94, усматриваются признаки нарушения п.2 ч.1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Приказом руководителя Ставропольского УФАС России от 01.04.2011года № 197 возбуждено дело № 23 по признакам нарушения Управлением ветеринарии Ставропольского края требований статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон о защите конкуренции).
Определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 04.04.2011г. в качестве заинтересованного лица была привлечена глава (КФХ) индивидуальный предприниматель <***>.
На рассмотрении дела Представитель заявителя по доверенности <***> пояснил, что крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является <***>, осуществляет оптовые закупки свиней в убойном весе у ООО «Гвардия» согласно договору № 63-М от 27.09.2010г.
ООО «Гвардия» является мясоперерабатывающим предприятием.
Продукция, закупаемая индивидуальным предпринимателем в ООО «Гвардия» имеет полный пакет ветеринарных сопроводительных документов и заклеймена овальным клеймом.
Согласно договору № 63-М от 27.09.2010г., заключённому между главой крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальным предпринимателем <***> и ООО «Гвардия», последнее обязуется передать индивидуальному предпринимателю товар – свиней в живом весе, свинину в убойном весе, а также продукты её переработки, а покупатель обязуется принять и оплатить товар в порядке и в сроки, предусмотренные договором.
Согласно пункту 2 указанного договора, качество товара должно соответствовать ГОСТ, ОСТ, ТУ, ветеринарным требованиям, действующим на территории Российской Федерации. При поставке товара Поставщик (ООО «Гвардия») обязуется передать Покупателю (ИП <***>) следующие сопроводительные документы, в том числе подтверждающие качество товара:
1) 1 экземпляр Спецификации с оригинальной печатью поставщика;
2) ТТН (товарно-транспортную накладную);
3) Счёт-фактуру;
4) ветеринарное свидетельство;
5) Декларацию о соответствии;
6) качественное удостоверение.
Мясная продукция, закупаемая у ООО «Гвардия» в г. Новоалександровске, доставляется спецтранспортом, принадлежащем крестьянско-фермерскому хозяйству ИП <***>, в г. Светлоград с сопроводительными документами, выписанными на маршрут г. Новоалександровск – г. Светлоград.
Часть продукции развозится по магазинам г. Светлограда, другая часть товара предполагается для продажи на рынках города Ставрополя.
На маршрут г. Ставрополь – г. Светлоград должны быть выписаны ветеринарные сопроводительные документы, выдаваемые в соответствии Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 №422.
Согласно п. 1.4 вышеуказанных Правил от 16.11.2006 №422 – ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Крестьянским (фермерским) хозяйством заключены договоры с государственным учреждением «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных» об оказании ветеринарных услуг.
Согласно договору №3-М от 31.12.2009г., заключённому между главой крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальным предпринимателем <***> и государственным учреждением «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных», последний обязуется оказывать индивидуальному предпринимателю ветеринарные услуги, в частности касающиеся обеспечения надлежащего ветеринарного санитарного состояния предприятия (объекта), проведение ветеренарно-санитарной экспертизы продукции и выпуска (отгрузки) сырья и (или) продукции, безопасных в ветеринарном отношении с предоставлением информации и рекомендаций по вопросам обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности сырья и (или) выпускаемой продукции, а также по вопросам устранения имеющихся нарушений ветеринарно-санитарных правил. Местом оказания ветеринарных услуг, согласно данному договору, является цех по убою и первичной переработке скота, птицы, кроликов и отделения по посолу и копчению рыбы и рыбопродуктов, расположенный по адресу: г. Светлоград, ул. Гагарина, 3-5. Срок действия данного договора определён с 01.01.2010 по 31.12.2010.
Согласно договору №9-10-в/с от 01.01.2010г., заключённому между главой крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальным предпринимателем <***> и государственным учреждением «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных», последний обязуется оказывать индивидуальному предпринимателю ветеринарные услуги, в частности оформлять и выдавать ветеринарно-сопроводительные документы на подконтрольные госветнадзору грузы, характеризующие ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и места его выхода, а именно ветеринарные свидетельства ф. №2 после произведённой оплаты согласно договору. Срок действия данного договора определён с 01.01.2010 по 31.12.2010.
В настоящее время между главой крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальным предпринимателем <***> и государственным учреждением «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных» заключен договор №9-11-в/с от 01.01.2011г., согласно которому государственное учреждение «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных» обязуется оказывать индивидуальному предпринимателю ветеринарные услуги, в частности оформлять и выдавать ветеринарно-сопроводительные документы на подконтрольные госветнадзору грузы, характеризующие ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и места его выхода, а именно ветеринарные свидетельства ф. №1,2,3 и ветеринарные справки ф. №4 после произведённой оплаты согласно договору. Срок действия данного договора определён с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Оплата по вышеуказанным договорам производиться в срок и полном объёме. Однако после издания Приказа Управления ветеринарии Ставропольского края от 22.11.2010 г. № 94, сторона по договору – государственное учреждение «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных» отказывается выписывать ветеринарные сопроводительные документы, необходимые для транспортировки мясной продукции из г. Светлограда в г. Ставрополь, для реализации в торговых залах и/или мясных рядах.
В связи с вышеизложенным, заявитель просит рассмотреть вопрос о соответствии Приказа Управления Ветеринарии Ставропольского края от 22.11.2010г. №94 требованиям антимонопольного законодательства и законодательства о ветеринарии, так как, по мнению заявителя, Приказ №94 создает барьеры и ограничивает права индивидуальных предпринимателей, занимающихся заготовкой, переработкой и реализацией мяса и мясной продукции.
Представители Управления ветеринарии Ставропольского края на рассмотрении дела пояснили следующее. Приказ Управления от 22.11.2010 г. №94 «О порядке проведения ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольной государственной ветеринарной службе продукции» (далее - Приказ №94) издан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере ветеринарии, а именно:
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. № 422 «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов» (далее - Приказ №422);
Инструкция по ветеринарному клеймению мяса, утвержденная заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации А.Г.Ефремовым 28 апреля 1994 г. (далее - Инструкция 1994 г.);
Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно - санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденные Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 г. (далее - Правила 1983 г.)
В соответствии с требованием статьи 21 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 г. №4979-1 «О ветеринарии» ветеринарно-санитарной экспертизе, в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей подлежит мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения.
Запрещается реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» требования к безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов, безопасности в ветеринарном отношении условий их заготовки, изготовления и оборота устанавливаются соответствующими ветеринарными правилами и нормами.
Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц.
В настоящее время действуют «Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов» (далее - Правила), утвержденные Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27.12.1983 г. (с изменениями от 17.06.1988 г.) по согласованию с Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР.
В соответствии с требованием пунктов 2.1, 2.6, 6.1, 6.2, 6.6 и 6.10 Правил ветеринарно-санитарной экспертизе на рынках подлежат мясо всех видов убойных животных, а также мясо диких животных и пернатой дичи, используемых в пищу в данной местности, которое доставляют для продажи в остывшем, охлажденном, мороженном или засоленном виде. Внутренние органы и другие субпродукты, которые поступают вместе с тушей. Внутренние органы и субпродукты, доставленные отдельно без туши, к продаже не допускаются, но подлежат осмотру. Внутренние ораны и субпродукты от здорового животного возвращаются владельцу, а при обнаружении патологоанатомических изменений подлежат утилизации или уничтожению.
Мясо и мясопродукты, поступающие для продажи на рынки, а также в ларьки и магазины потребительской кооперации, расположенные на территории рынков, подлежат обязательному ветеринарно-санитарному осмотру в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы.
Ветеринарно-санитарную экспертизу туш и внутренних органов проводит ветеринарный врач. Мясо и мясопродукты, осмотренные и заклейменные вне рынка (в хозяйстве, на бойне, мясокомбинате, на ветучастке и т.д.) и доставленные для продажи на рынки, также подлежат обязательной ветеринарно-санитарной экспертизе в лабораториях.
В соответствии с пунктом 1.2. Инструкции по ветеринарному клеймению мяса, утверждённой заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации А.Г. Ефремовым 28.04.1994 г. (далее - Инструкция), ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшера организаций и учреждении при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов, полученных при подворном убое и на убойных пунктах и направляемых для переработки на мясокомбинаты (цеха, заводы) или продажи на рынках под контролем госветслужбы, клеймят клеймом «Предварительный осмотр». Данная норма является императивной.
Согласно пункту 4.2. Инструкции ответственность за её выполнение возлагается на руководителей хозяйств, предприятий и организаций, осуществляющих убой животных и переработку продуктов их убоя, холодильников, хладокомбинатов и транспортных служб, а также на граждан — владельцев скота.
Кроме того, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» императивно установлено, что реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов непромышленного изготовления допускается только после проведения ветеринарно - санитарной экспертизы и получения продавцами заключений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющих соответствие таких пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях государственного учреждения «Ставропольская городская станция по борьбе с болезнями животных» нарушений требований ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно пункту 1.1. Приказа Управления ветеринарии Ставропольского края от 22.11.2010 г. №94 – мясо сельскохозяйственных животных в тушах, полутушах и четвертинах, выработанное на предприятиях, осуществляющих заготовку, убой сельскохозяйственных животных, переработку, хранение и реализацию продукции животного происхождения (далее - предприятия), в том числе на давальческой основе, и доставленное вместе с внутренними органами (легкие, сердце, печень, селезёнка и почки), свинина, конина и говядина также с головой (далее - мясопродукты) на рынок, и предназначенные для реализации в торговых залах и/или мясных рядах, подлежат предварительному осмотру на предприятиях и клеймению клеймом «Предварительный осмотр» и последующему проведению их полной ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке (далее ЛВСЭ) в установленном порядке.
Согласно пункту 1.2. Приказа от 22.11.2010 г. №94 – мясо и мясопродукты, выработанные и прошедшие полную ветеринарно-санитарную экспертизу на предприятиях и заклейменные овальным клеймом и поступившие для реализации в организации розничной торговли, торговые сети, находящиеся на территории рынков Ставропольского края, при условии обеспечения контроля специалистов ЛВСЭ за его поступлением, хранением и реализацией, повторной ветеринарно-санитарной экспертизе не подлежат.
Согласно пункту 1.3. Приказа от 22.11.2010 г. №94 – проведение ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов в полном объёме и клеймение их клеймом овальной формы осуществлять однократно.
Исходя из преамбулы Приказа от 22.11.2010 г. №94 и пояснений представителей Управления ветеринарии Ставропольского края, Управление ветеринарии руководствовалось помимо прочего Правилами ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утв. Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 года, по итогам анализа которых, было установлено:
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (далее по тексту Закон о ветеринарии) под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Указанной статьёй предусмотрено осуществление государственного ветеринарного надзора в качестве одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации, направленных на достижение указанных целей.
Согласно статье 8 Закона о ветеринарии государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, осуществляемая должностными лицами государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона о ветеринарии система государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя в субъектах РФ уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 19.06.1994 №706 «О государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации» установлено, что органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в том числе, станции по борьбе с болезнями животных, ветеринарные лаборатории субъектов Российской Федерации, районов и городов.
Выдача ветеринарных сопроводительных документов регламентируется Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утверждёнными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 № 422. В соответствии с пунктом 1.2 указанного Приказа, ветеринарные сопроводительные документы – это документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Пунктом 1.3. Приказа №422 установлено, что партии грузов, перечисленных в приложении № 19 к настоящему Приказу, должны сопровождаться ветеринарными свидетельствами формы № 1,2,3 при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации и ветеринарными справками формы № 4 – при перевозке грузов в пределах района (города).
В соответствии пунктом 1.4. Приказа №422 ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Пункты 2.1, 2.2, 2.3 Приказа №422 предусматривают, что ветеринарные свидетельства форм №№1,2,3 и ветеринарные справки формы №4 выдают учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии; ветеринарные свидетельства форм №№1,2,3 подписывает руководитель (или уполномоченный им врач) учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, и заверяет печатью учреждения; ветеринарную справку формы №4 подписывает ветеринарный врач (ветеринарный фельдшер) учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, и заверяет печатью учреждения.
Согласно пункту 3.5 Приказа №422 груз без ветеринарных сопроводительных документов не подлежит приёму для переработки и реализации. Таким образом, заготовка, перевозка, переработка, хранение и реализация указанной продукции без соответствующих ветеринарных сопроводительных документов запрещена действующим законодательством.
Статьями 15,18,21 Закона о ветеринарии устанавливаются требования о соответствии продукции животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы установленным требованиям безопасности для здоровья населения и подтверждение ее происхождения из благополучной по заразным болезням животных территории. Ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. При этом мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
То есть ветеринарно - санитарной экспертизе подлежит вся продукция животного происхождения вне зависимости от того предназначена для реализации в торговых залах и/или мясных рядах на рынках или для реализации в торговых сетях.
В ветеринарном свидетельстве формы №2 указывается, что продукция подвергнута ветеринарно-санитарной экспертизе в полном объеме (или изготовлена из сырья, прошедшего ветеринарно-санитарную экспертизу), и признана годной для реализации без ограничений (с ограничением) или переработки согласно правилам ветсанэкспертизы, а также адрес и местонахождение продукции, вид транспорта, маршрут следования, условия, перевозки. В ветеринарном свидетельстве формы №2 отражается, была ли продукция подвергнута дополнительным лабораторным исследованиям. В особых отметках ветеринарного свидетельства формы №2 указываются эпизоотическое благополучие местности, дата и номер разрешения на вывоз продукции за пределы территории, перечисляются номера клейм и др.
Инструкцией по ветеринарному клеймению мяса, утв. Минсельхозпродом РФ 28.04.1994г. и зарегистрированной в Минюсте РФ 23.05.1994 № 575, установлено следующее:
1.2. Клеймение мяса и мясопродуктов овальным клеймом проводят ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшера, находящиеся в штатах организаций и учреждений государственной ветеринарной сети, в обязательном порядке прошедшие комиссионную, с участием представителя госветинспекции республики в составе России, края, области аттестацию по практическим и теоретическим вопросам ветеринарно - санитарной экспертизы, получившие официальное разрешение госветинспектора района (города). Ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшера других организаций и учреждений при проведении ветеринарно - санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов, полученных при подворном убое и на убойных пунктах и направляемых для переработки на мясокомбинаты (цеха, заводы) или продажи на рынках под контролем госветслужбы, клеймят клеймом "Предварительный осмотр".
1.5. Клеймение мяса проводится только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
2.2. Ветеринарное клеймо овальной формы имеет в центре три пары цифр, первая из которых обозначает порядковый номер республики в составе Российской Федерации, автономного образования, края, области, городов Москвы, Санкт - Петербурга; вторая - порядковый номер района (города) и третья - порядковый номер учреждения, организации, предприятия. В верхней части клейма надпись "Российская Федерация", а в нижней - "Госветнадзор". Овальное ветеринарное клеймо подтверждает, что ветеринарно-санитарная экспертиза мяса и мясопродуктов проведена в полном объеме и продукт выпускается для продовольственных целей без ограничений.
На мясо, подлежащее обезвреживанию, ставится только ветеринарный штамп, указывающий порядок использования мяса согласно действующим ветеринарно - санитарным или санитарно - гигиеническим нормам и правилам.
4.3. Инструкция является обязательной для всех ветеринарных специалистов, руководителей хозяйств, предприятий и организаций по переработке скота и птицы, рынков и холодильников, независимо от форм собственности, всех министерств и ведомств без исключения, а также граждан.
4.4. Предприятиям торговли и общественного питания, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, разрешается прием, переработка и реализация мяса в тушах, полутушах, четвертинах, только имеющего ветеринарное клеймо овальной формы и сопровождаемого ветеринарным свидетельством (сертификатом).
4.5. Контроль за выполнением Инструкции возлагается на органы государственного ветеринарного надзора.
Мясная продукция индивидуального предпринимателя <***>, закупаемая ею у ООО «Гвардия», имеет все установленные законодательством ветеринарные сопроводительные документы. Об этом свидетельствуют имеющиеся в материалах проверки ветеринарные свидетельства формы № 2, удостоверения качества и безопасности, счёт-фактуры, спецификация к договору.
В представленных в материалы дела ветеринарных свидетельствах ф. №2 имеются отметки о том, что мясная продукция заклеймена ветеринарным клеймом овальной формы.
Ветеринарное свидетельство, выдаваемое в соответствии с Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утверждёнными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 № 422, подтверждает, что продукция подвергнута ветеринарно-санитарной экспертизе в полном объёме.
Ссылки Управления ветеринарии Ставропольского края на Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденные Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 года, являются необоснованными в виду их явного противоречия Конституции РФ и Гражданскому Кодексу РФ, в виду наличия неравенства (установления ограничений) в осуществлении хозяйственной деятельности из-за организационно-правовой формы и субъектов хозяйственной деятельности.
Кроме того, в данный момент действуют нормативно-правовые акты, имеющие большую юридическую силу по сравнению с данными Правилами, а именно: Инструкция по ветеринарному клеймению мяса, утв. Минсельхозпродом РФ 28.04.1994г. и зарегистрированная в Минюсте РФ 23.05.1994 № 575; Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 №422.
П.п. 4.3. и 4.4. установлено, что данная Инструкция является обязательной для всех ветеринарных специалистов, руководителей хозяйств, предприятий и организаций по переработке скота и птицы, рынков и холодильников, независимо от форм собственности, всех министерств и ведомств без исключения, а также граждан. Предприятиям торговли и общественного питания, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, разрешается приём, переработка и реализация мяса в тушах, полутушах, четвертинах, только имеющего ветеринарное клеймо овальной формы и сопровождаемого ветеринарным свидетельством (сертификатом).
Государственное учреждение «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных», а также Государственное учреждение «Красногвардейская районная станция по борьбе с болезнями животных» являются учреждениями, подведомственным Минсельхозу РФ, входят в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляют государственную функцию по осуществлению ветеринарного надзора.
Сферой деятельности вышеуказанных станций и основными целями их создания являются осуществление государственного ветеринарного надзора и оказание государственных услуг в области ветеринарии, направленных на профилактику болезней и лечение животных, включая сельскохозяйственных, домашних и других животных, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, охрана здоровья населения от болезней, общих для человека и животных, предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении (пункт 3.1-3.1.3 Устава).
Таким образом, данные учреждения исходя из положений Инструкции по ветеринарному клеймению мяса, утв. Минсельхозпродом РФ 28.04.1994г. обладают правом выдавать ветеринарные свидетельства ф. №2 и клеймить продукцию овальным клеймом, то есть проводить ветеринарную экспертизу мясной продукции в полном объёме.
Статья 8 Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя называет гарантируемые в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В статье 74 Конституции Российской Федерации содержится запрет на установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Из этих конституционных положений вытекает обязанность государства по созданию и защите единого экономического пространства.
В соответствии с п. 3.2 Инструкции по ветеринарному клеймению мяса от 28.04.1994г. - мясо и субпродукты животных, полученные в условиях, исключающих проведение полного перечня ветеринарно-санитарных исследований, клеймят прямоугольным клеймом "Предварительный осмотр" и направляют в одно из государственных ветеринарных учреждений или предприятий для ветсанэкспертизы в полном объеме. То есть инструкцией установлено требование, носящее обязательный характер в каких случаях проводится клеймение «Предварительный осмотр», и не имеющее расширительного толкования.
Приказ №94 Управления ветеринарии Ставропольского края устанавливает требования ограничивающие конкуренцию, а именно: пунктом 1.1 Приказ №94 установлено - мясо сельскохозяйственных животных в тушах, полутушах и четвертинах, выработанное на предприятиях, осуществляющих заготовку, убой сельскохозяйственных животных, переработку, хранение и реализацию продукции животного происхождения (далее - предприятия), в том числе на давальческой основе, и доставленное вместе с внутренними органами (легкие, сердце, печень, селезёнка и почки), свинина, конина и говядина также с головой (далее - мясопродукты) на рынок, и предназначенные для реализации в торговых залах и/или мясных рядах, подлежат предварительному осмотру на предприятиях и клеймению клеймом «Предварительный осмотр» и последующему проведению их полной ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке (далее ЛВСЭ) в установленном порядке. То есть мясо, предназначенное для реализации на рынок должно проходить полную ветеринарно-санитарную экспертизу в лаборатории на рынке, с предварительным клеймением продукции (прямоугольное клеймо), а мясо предназначенное для реализации в торговых сетях не связанных с рынком должно проходить полную ветеринарно-санитарную экспертизу (овальное клеймо). Таким образом, Приказ Управления Ветеринарии Ставропольского края №94 не допускает возможности установленной п. 1.2 инструкции по ветеринарному клеймению мяса от 28.04.1994г., осуществлять полное ветеринарно - санитарное исследование, уполномоченных государственных служб на установку овального клейма (полная ветеринарно-санитарная экспертиза), на предприятиях где возможно проведение полного перечня ветеринарно-санитарных исследований, если мясная продукция предоставляется для реализации в торговых залах и мясных рядах на рынок.
Кроме того, п. 3.7 Инструкции по ветеринарному клеймению мяса от 28.04.1994г. установлено - мясо, изменившее свои ветеринарно-санитарные характеристики в результате нарушения условий хранения или транспортировки, подлежит повторной ветсанэкспертизе и переклеймению с нанесением штампов согласно п.п. 2.4 и 3.1 настоящей Инструкции с предварительным удалением оттисков клейм овальной формы. То есть, согласно данной инструкции, вне зависимости от того прошло мясо полную ветеринарно-санитарную экспертизу (овальное клеймо) или предварительную экспертизу (прямоугольное клеймо) оно может быть подвергнуто повторной ветеринарно-санитарной экспертизе, в случае изменения его ветеринарно-санитарных характеристик.
На основании вышеизложенного, доводы Управления ветеринарии Ставропольского края о том, что издание Приказа №94 является необходимым в целях исключения проведения повторного проведения полной ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и контроля за качеством поступаемой для реализации на рынки мяса и мясной продукции, несостоятельны в связи с тем, что норма регулирующая повторное проведение ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясной продукции, в случае ухудшения ветеринарно-санитарных характеристик мяса (мясной продукции) и нарушения условий хранения или транспортировки вне зависимости от места реализации мяса или мясной продукции, уже закреплена п. 3.7 Инструкции по ветеринарному клеймению мяса, утв. Минсельхозпродом РФ от 28.04.1994г.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции», указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
Согласно части 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции» целями указанного федерального закона являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Следовательно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), должны быть направлены на реализацию указанных положений ФЗ «О защите конкуренции».
Частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 указанной статьи).
Закрепленный приведенной нормой запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия властных структур в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать Управление ветеринарии Ставропольского края нарушившим требования п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Управление ветеринарии Ставропольского края предписание о прекращении нарушения п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем Приказа Управления ветеринарии Ставропольского края от 22.11.2010 г. №94 «О порядке проведения ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольной государственной ветеринарной службе продукции» привести в соответствие с действующим законодательством, а именно установить равные условия для ветеринарно-санитарной экспертизы (осмотр и клеймение) продукции животного происхождения как для продукции предназначенной для реализации в торговых залах и (или) мясных рядах на рынках Ставропольского края, так и для продукции предназначенной для реализации в организации розничной торговли, в торговые сети, находящиеся на территории рынков Ставропольского края.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.