Решение б/н Решение по делу №23 от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело № 23

10 июня 2011 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – заместитель руководителя управления Тихенький О.Л., начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Сапунов Д.Н., государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Долженко А.О.,

рассмотрев дело № 23, возбужденное 04.04.2011 года по признакам нарушения Управлением ветеринарии Ставропольского края п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Ставропольское УФАС России поступило заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя <***> по вопросу несоответствия действующему законодательству Приказа Управления ветеринарии Ставропольского края от 22.11.2010 г. № 94 «О порядке проведения ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольной государственной ветеринарной службе продукции» (далее по тексту - Приказ от 22.11.2010 г. № 94).

Ставропольским УФАС России была проведена проверка фактов изложенных в заявлении <***>, по итогам которой было установлено, что в действиях Управления ветеринарии Ставропольского края, в части издания Приказа от 22.11.2010 г. № 94, усматриваются признаки нарушения п.2 ч.1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".

Приказом руководителя Ставропольского УФАС России от 01.04.2011года № 197 возбуждено дело № 23 по признакам нарушения Управлением ветеринарии Ставропольского края требований статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон о защите конкуренции).

Определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 04.04.2011г. в качестве заинтересованного лица была привлечена глава (КФХ) индивидуальный предприниматель <***>.

На рассмотрении дела Представитель заявителя по доверенности <***> пояснил, что крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является <***>, осуществляет оптовые закупки свиней в убойном весе у ООО «Гвардия» согласно договору № 63-М от 27.09.2010г.

ООО «Гвардия» является мясоперерабатывающим предприятием.

Продукция, закупаемая индивидуальным предпринимателем в ООО «Гвардия» имеет полный пакет ветеринарных сопроводительных документов и заклеймена овальным клеймом.

Согласно договору № 63-М от 27.09.2010г., заключённому между главой крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальным предпринимателем <***> и ООО «Гвардия», последнее обязуется передать индивидуальному предпринимателю товар – свиней в живом весе, свинину в убойном весе, а также продукты её переработки, а покупатель обязуется принять и оплатить товар в порядке и в сроки, предусмотренные договором.

Согласно пункту 2 указанного договора, качество товара должно соответствовать ГОСТ, ОСТ, ТУ, ветеринарным требованиям, действующим на территории Российской Федерации. При поставке товара Поставщик (ООО «Гвардия») обязуется передать Покупателю (ИП <***>) следующие сопроводительные документы, в том числе подтверждающие качество товара:

1) 1 экземпляр Спецификации с оригинальной печатью поставщика;

2) ТТН (товарно-транспортную накладную);

3) Счёт-фактуру;

4) ветеринарное свидетельство;

5) Декларацию о соответствии;

6) качественное удостоверение.

Мясная продукция, закупаемая у ООО «Гвардия» в г. Новоалександровске, доставляется спецтранспортом, принадлежащем крестьянско-фермерскому хозяйству ИП <***>, в г. Светлоград с сопроводительными документами, выписанными на маршрут г. Новоалександровск – г. Светлоград.

Часть продукции развозится по магазинам г. Светлограда, другая часть товара предполагается для продажи на рынках города Ставрополя.

На маршрут г. Ставрополь – г. Светлоград должны быть выписаны ветеринарные сопроводительные документы, выдаваемые в соответствии Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 №422.

Согласно п. 1.4 вышеуказанных Правил от 16.11.2006 №422 – ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Крестьянским (фермерским) хозяйством заключены договоры с государственным учреждением «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных» об оказании ветеринарных услуг.

Согласно договору №3-М от 31.12.2009г., заключённому между главой крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальным предпринимателем <***> и государственным учреждением «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных», последний обязуется оказывать индивидуальному предпринимателю ветеринарные услуги, в частности касающиеся обеспечения надлежащего ветеринарного санитарного состояния предприятия (объекта), проведение ветеренарно-санитарной экспертизы продукции и выпуска (отгрузки) сырья и (или) продукции, безопасных в ветеринарном отношении с предоставлением информации и рекомендаций по вопросам обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности сырья и (или) выпускаемой продукции, а также по вопросам устранения имеющихся нарушений ветеринарно-санитарных правил. Местом оказания ветеринарных услуг, согласно данному договору, является цех по убою и первичной переработке скота, птицы, кроликов и отделения по посолу и копчению рыбы и рыбопродуктов, расположенный по адресу: г. Светлоград, ул. Гагарина, 3-5. Срок действия данного договора определён с 01.01.2010 по 31.12.2010.

Согласно договору №9-10-в/с от 01.01.2010г., заключённому между главой крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальным предпринимателем <***> и государственным учреждением «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных», последний обязуется оказывать индивидуальному предпринимателю ветеринарные услуги, в частности оформлять и выдавать ветеринарно-сопроводительные документы на подконтрольные госветнадзору грузы, характеризующие ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и места его выхода, а именно ветеринарные свидетельства ф. №2 после произведённой оплаты согласно договору. Срок действия данного договора определён с 01.01.2010 по 31.12.2010.

В настоящее время между главой крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальным предпринимателем <***> и государственным учреждением «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных» заключен договор №9-11-в/с от 01.01.2011г., согласно которому государственное учреждение «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных» обязуется оказывать индивидуальному предпринимателю ветеринарные услуги, в частности оформлять и выдавать ветеринарно-сопроводительные документы на подконтрольные госветнадзору грузы, характеризующие ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и места его выхода, а именно ветеринарные свидетельства ф. №1,2,3 и ветеринарные справки ф. №4 после произведённой оплаты согласно договору. Срок действия данного договора определён с 01.01.2011 по 31.12.2011.

Оплата по вышеуказанным договорам производиться в срок и полном объёме. Однако после издания Приказа Управления ветеринарии Ставропольского края от 22.11.2010 г. № 94, сторона по договору – государственное учреждение «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных» отказывается выписывать ветеринарные сопроводительные документы, необходимые для транспортировки мясной продукции из г. Светлограда в г. Ставрополь, для реализации в торговых залах и/или мясных рядах.

В связи с вышеизложенным, заявитель просит рассмотреть вопрос о соответствии Приказа Управления Ветеринарии Ставропольского края от 22.11.2010г. №94 требованиям антимонопольного законодательства и законодательства о ветеринарии, так как, по мнению заявителя, Приказ №94 создает барьеры и ограничивает права индивидуальных предпринимателей, занимающихся заготовкой, переработкой и реализацией мяса и мясной продукции.

Представители Управления ветеринарии Ставропольского края на рассмотрении дела пояснили следующее. Приказ Управления от 22.11.2010 г. №94 «О порядке проведения ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольной государственной вете­ринарной службе продукции» (далее - Приказ №94) издан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере ветери­нарии, а именно:

Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. № 422 «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов» (далее - Приказ №422);

Инструкция по ветеринарному клеймению мяса, утвержденная замес­тителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Феде­рации А.Г.Ефремовым 28 апреля 1994 г. (далее - Инструкция 1994 г.);

Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно - санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденные Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 г. (далее - Правила 1983 г.)

В соответствии с требованием статьи 21 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 г. №4979-1 «О ветеринарии» ветеринарно-санитарной эксперти­зе, в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей подлежит мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, моло­ко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения.

Запрещается реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного проис­хождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» требования к безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов, безопасности в ветеринарном отношении условий их заготовки, изготовления и оборота устанавливаются соответствующими ветеринарными правилами и нормами.

Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуаль­ных предпринимателей) и юридических лиц.

В настоящее время действуют «Правила ветеринарного осмотра убой­ных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продук­тов» (далее - Правила), утвержденные Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27.12.1983 г. (с изменениями от 17.06.1988 г.) по согласованию с Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР.

В соответствии с требованием пунктов 2.1, 2.6, 6.1, 6.2, 6.6 и 6.10 Правил ветеринарно-санитарной экспертизе на рынках подлежат мясо всех видов убойных животных, а также мясо диких животных и пернатой дичи, используемых в пищу в данной местности, которое доставляют для продажи в остывшем, охлажденном, мороженном или засоленном виде. Внутренние органы и другие субпродукты, которые поступают вместе с тушей. Внутренние органы и субпродукты, доставленные отдельно без туши, к продаже не допускаются, но подлежат осмотру. Внутренние ораны и субпродукты от здорового животного возвращаются владельцу, а при обнаружении патологоанатомических изменений подлежат утилизации или уничтожению.

Мясо и мясопродукты, поступающие для продажи на рынки, а также в ларьки и магазины потребительской кооперации, расположенные на территории рынков, подлежат обязательному ветеринарно-санитарному осмотру в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы.

Ветеринарно-санитарную экспертизу туш и внутренних органов прово­дит ветеринарный врач. Мясо и мясопродукты, осмотренные и заклеймен­ные вне рынка (в хозяйстве, на бойне, мясокомбинате, на ветучастке и т.д.) и доставленные для продажи на рынки, также подлежат обязательной ветеринарно-санитарной экспертизе в лабораториях.

В соответствии с пунктом 1.2. Инструкции по ветеринарному клейме­нию мяса, утверждённой заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации А.Г. Ефремовым 28.04.1994 г. (далее - Инструкция), ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшера организаций и учреждении при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов, полученных при подворном убое и на убойных пунктах и направляемых для переработки на мясокомбинаты (цеха, заводы) или прода­жи на рынках под контролем госветслужбы, клеймят клеймом «Предвари­тельный осмотр». Данная норма является императивной.

Согласно пункту 4.2. Инструкции ответственность за её выполнение возлагается на руководителей хозяйств, предприятий и организаций, осущес­твляющих убой животных и переработку продуктов их убоя, холодильников, хладокомбинатов и транспортных служб, а также на граждан — владельцев скота.

Кроме того, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» императивно установлено, что реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов непромышленного изготовления допускается только после проведения ветеринарно - санитарной экспертизы и получения продавцами заключений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющих соответствие таких пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях государственного учреждения «Ставропольская городская станция по борьбе с болезнями животных» нарушений требований ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом Комиссия исходила из следующего.

Согласно пункту 1.1. Приказа Управления ветеринарии Ставропольского края от 22.11.2010 г. №94 – мясо сельскохозяйственных животных в тушах, полутушах и четвертинах, выработанное на предприятиях, осуществляющих заготовку, убой сельскохозяйственных животных, переработку, хранение и реализацию продукции животного происхождения (далее - предприятия), в том числе на давальческой основе, и доставленное вместе с внутренними органами (легкие, сердце, печень, селезёнка и почки), свинина, конина и говядина также с головой (далее - мясопродукты) на рынок, и предназначенные для реализации в торговых залах и/или мясных рядах, подлежат предварительному осмотру на предприятиях и клеймению клеймом «Предварительный осмотр» и последующему проведению их полной ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке (далее ЛВСЭ) в установленном порядке.

Согласно пункту 1.2. Приказа от 22.11.2010 г. №94 – мясо и мясопродукты, выработанные и прошедшие полную ветеринарно-санитарную экспертизу на предприятиях и заклейменные овальным клеймом и поступившие для реализации в организации розничной торговли, торговые сети, находящиеся на территории рынков Ставропольского края, при условии обеспечения контроля специалистов ЛВСЭ за его поступлением, хранением и реализацией, повторной ветеринарно-санитарной экспертизе не подлежат.

Согласно пункту 1.3. Приказа от 22.11.2010 г. №94 – проведение ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов в полном объёме и клеймение их клеймом овальной формы осуществлять однократно.

Исходя из преамбулы Приказа от 22.11.2010 г. №94 и пояснений представителей Управления ветеринарии Ставропольского края, Управление ветеринарии руководствовалось помимо прочего Правилами ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утв. Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 года, по итогам анализа которых, было установлено:

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (далее по тексту Закон о ветеринарии) под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Указанной статьёй предусмотрено осуществление государственного ветеринарного надзора в качестве одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации, направленных на достижение указанных целей.

Согласно статье 8 Закона о ветеринарии государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, осуществляемая должностными лицами государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона о ветеринарии система государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя в субъектах РФ уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 19.06.1994 №706 «О государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации» установлено, что органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в том числе, станции по борьбе с болезнями животных, ветеринарные лаборатории субъектов Российской Федерации, районов и городов.

Выдача ветеринарных сопроводительных документов регламентируется Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утверждёнными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 № 422. В соответствии с пунктом 1.2 указанного Приказа, ветеринарные сопроводительные документы – это документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.

Пунктом 1.3. Приказа №422 установлено, что партии грузов, перечисленных в приложении № 19 к настоящему Приказу, должны сопровождаться ветеринарными свидетельствами формы № 1,2,3 при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации и ветеринарными справками формы № 4 – при перевозке грузов в пределах района (города).

В соответствии пунктом 1.4. Приказа №422 ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Пункты 2.1, 2.2, 2.3 Приказа №422 предусматривают, что ветеринарные свидетельства форм №№1,2,3 и ветеринарные справки формы №4 выдают учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии; ветеринарные свидетельства форм №№1,2,3 подписывает руководитель (или уполномоченный им врач) учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, и заверяет печатью учреждения; ветеринарную справку формы №4 подписывает ветеринарный врач (ветеринарный фельдшер) учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, и заверяет печатью учреждения.

Согласно пункту 3.5 Приказа №422 груз без ветеринарных сопроводительных документов не подлежит приёму для переработки и реализации. Таким образом, заготовка, перевозка, переработка, хранение и реализация указанной продукции без соответствующих ветеринарных сопроводительных документов запрещена действующим законодательством.

Статьями 15,18,21 Закона о ветеринарии устанавливаются требования о соответствии продукции животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы установленным требованиям безопасности для здоровья населения и подтверждение ее происхождения из благополучной по заразным болезням животных территории. Ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. При этом мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.

То есть ветеринарно - санитарной экспертизе подлежит вся продукция животного происхождения вне зависимости от того предназначена для реализации в торговых залах и/или мясных рядах на рынках или для реализации в торговых сетях.

В ветеринарном свидетельстве формы №2 указывается, что продукция подвергнута ветеринарно-санитарной экспертизе в полном объеме (или изготовлена из сырья, прошедшего ветеринарно-санитарную экспертизу), и признана годной для реализации без ограничений (с ограничением) или переработки согласно правилам ветсанэкспертизы, а также адрес и местонахождение продукции, вид транспорта, маршрут следования, условия, перевозки. В ветеринарном свидетельстве формы №2 отражается, была ли продукция подвергнута дополнительным лабораторным исследованиям. В особых отметках ветеринарного свидетельства формы №2 указываются эпизоотическое благополучие местности, дата и номер разрешения на вывоз продукции за пределы территории, перечисляются номера клейм и др.

Инструкцией по ветеринарному клеймению мяса, утв. Минсельхозпродом РФ 28.04.1994г. и зарегистрированной в Минюсте РФ 23.05.1994 № 575, установлено следующее:

1.2. Клеймение мяса и мясопродуктов овальным клеймом проводят ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшера, находящиеся в штатах организаций и учреждений государственной ветеринарной сети, в обязательном порядке прошедшие комиссионную, с участием представителя госветинспекции республики в составе России, края, области аттестацию по практическим и теоретическим вопросам ветеринарно - санитарной экспертизы, получившие официальное разрешение госветинспектора района (города). Ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшера других организаций и учреждений при проведении ветеринарно - санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов, полученных при подворном убое и на убойных пунктах и направляемых для переработки на мясокомбинаты (цеха, заводы) или продажи на рынках под контролем госветслужбы, клеймят клеймом "Предварительный осмотр".

1.5. Клеймение мяса проводится только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.

2.2. Ветеринарное клеймо овальной формы имеет в центре три пары цифр, первая из которых обозначает порядковый номер республики в составе Российской Федерации, автономного образования, края, области, городов Москвы, Санкт - Петербурга; вторая - порядковый номер района (города) и третья - порядковый номер учреждения, организации, предприятия. В верхней части клейма надпись "Российская Федерация", а в нижней - "Госветнадзор". Овальное ветеринарное клеймо подтверждает, что ветеринарно-санитарная экспертиза мяса и мясопродуктов проведена в полном объеме и продукт выпускается для продовольственных целей без ограничений.

На мясо, подлежащее обезвреживанию, ставится только ветеринарный штамп, указывающий порядок использования мяса согласно действующим ветеринарно - санитарным или санитарно - гигиеническим нормам и правилам.

4.3. Инструкция является обязательной для всех ветеринарных специалистов, руководителей хозяйств, предприятий и организаций по переработке скота и птицы, рынков и холодильников, независимо от форм собственности, всех министерств и ведомств без исключения, а также граждан.

4.4. Предприятиям торговли и общественного питания, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, разрешается прием, переработка и реализация мяса в тушах, полутушах, четвертинах, только имеющего ветеринарное клеймо овальной формы и сопровождаемого ветеринарным свидетельством (сертификатом).

4.5. Контроль за выполнением Инструкции возлагается на органы государственного ветеринарного надзора.

Мясная продукция индивидуального предпринимателя <***>, закупаемая ею у ООО «Гвардия», имеет все установленные законодательством ветеринарные сопроводительные документы. Об этом свидетельствуют имеющиеся в материалах проверки ветеринарные свидетельства формы № 2, удостоверения качества и безопасности, счёт-фактуры, спецификация к договору.

В представленных в материалы дела ветеринарных свидетельствах ф. №2 имеются отметки о том, что мясная продукция заклеймена ветеринарным клеймом овальной формы.

Ветеринарное свидетельство, выдаваемое в соответствии с Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утверждёнными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 № 422, подтверждает, что продукция подвергнута ветеринарно-санитарной экспертизе в полном объёме.

Ссылки Управления ветеринарии Ставропольского края на Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденные Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 года, являются необоснованными в виду их явного противоречия Конституции РФ и Гражданскому Кодексу РФ, в виду наличия неравенства (установления ограничений) в осуществлении хозяйственной деятельности из-за организационно-правовой формы и субъектов хозяйственной деятельности.

Кроме того, в данный момент действуют нормативно-правовые акты, имеющие большую юридическую силу по сравнению с данными Правилами, а именно: Инструкция по ветеринарному клеймению мяса, утв. Минсельхозпродом РФ 28.04.1994г. и зарегистрированная в Минюсте РФ 23.05.1994 № 575; Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 №422.

П.п. 4.3. и 4.4. установлено, что данная Инструкция является обязательной для всех ветеринарных специалистов, руководителей хозяйств, предприятий и организаций по переработке скота и птицы, рынков и холодильников, независимо от форм собственности, всех министерств и ведомств без исключения, а также граждан. Предприятиям торговли и общественного питания, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, разрешается приём, переработка и реализация мяса в тушах, полутушах, четвертинах, только имеющего ветеринарное клеймо овальной формы и сопровождаемого ветеринарным свидетельством (сертификатом).

Государственное учреждение «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных», а также Государственное учреждение «Красногвардейская районная станция по борьбе с болезнями животных» являются учреждениями, подведомственным Минсельхозу РФ, входят в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляют государственную функцию по осуществлению ветеринарного надзора.

Сферой деятельности вышеуказанных станций и основными целями их создания являются осуществление государственного ветеринарного надзора и оказание государственных услуг в области ветеринарии, направленных на профилактику болезней и лечение животных, включая сельскохозяйственных, домашних и других животных, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, охрана здоровья населения от болезней, общих для человека и животных, предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении (пункт 3.1-3.1.3 Устава).

Таким образом, данные учреждения исходя из положений Инструкции по ветеринарному клеймению мяса, утв. Минсельхозпродом РФ 28.04.1994г. обладают правом выдавать ветеринарные свидетельства ф. №2 и клеймить продукцию овальным клеймом, то есть проводить ветеринарную экспертизу мясной продукции в полном объёме.

Статья 8 Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя называет гарантируемые в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В статье 74 Конституции Российской Федерации содержится запрет на установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Из этих конституционных положений вытекает обязанность государства по созданию и защите единого экономического пространства.

В соответствии с п. 3.2 Инструкции по ветеринарному клеймению мяса от 28.04.1994г. - мясо и субпродукты животных, полученные в условиях, исключающих проведение полного перечня ветеринарно-санитарных исследований, клеймят прямоугольным клеймом "Предварительный осмотр" и направляют в одно из государственных ветеринарных учреждений или предприятий для ветсанэкспертизы в полном объеме. То есть инструкцией установлено требование, носящее обязательный характер в каких случаях проводится клеймение «Предварительный осмотр», и не имеющее расширительного толкования.

Приказ №94 Управления ветеринарии Ставропольского края устанавливает требования ограничивающие конкуренцию, а именно: пунктом 1.1 Приказ №94 установлено - мясо сельскохозяйственных животных в тушах, полутушах и четвертинах, выработанное на предприятиях, осуществляющих заготовку, убой сельскохозяйственных животных, переработку, хранение и реализацию продукции животного происхождения (далее - предприятия), в том числе на давальческой основе, и доставленное вместе с внутренними органами (легкие, сердце, печень, селезёнка и почки), свинина, конина и говядина также с головой (далее - мясопродукты) на рынок, и предназначенные для реализации в торговых залах и/или мясных рядах, подлежат предварительному осмотру на предприятиях и клеймению клеймом «Предварительный осмотр» и последующему проведению их полной ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке (далее ЛВСЭ) в установленном порядке. То есть мясо, предназначенное для реализации на рынок должно проходить полную ветеринарно-санитарную экспертизу в лаборатории на рынке, с предварительным клеймением продукции (прямоугольное клеймо), а мясо предназначенное для реализации в торговых сетях не связанных с рынком должно проходить полную ветеринарно-санитарную экспертизу (овальное клеймо). Таким образом, Приказ Управления Ветеринарии Ставропольского края №94 не допускает возможности установленной п. 1.2 инструкции по ветеринарному клеймению мяса от 28.04.1994г., осуществлять полное ветеринарно - санитарное исследование, уполномоченных государственных служб на установку овального клейма (полная ветеринарно-санитарная экспертиза), на предприятиях где возможно проведение полного перечня ветеринарно-санитарных исследований, если мясная продукция предоставляется для реализации в торговых залах и мясных рядах на рынок.

Кроме того, п. 3.7 Инструкции по ветеринарному клеймению мяса от 28.04.1994г. установлено - мясо, изменившее свои ветеринарно-санитарные характеристики в результате нарушения условий хранения или транспортировки, подлежит повторной ветсанэкспертизе и переклеймению с нанесением штампов согласно п.п. 2.4 и 3.1 настоящей Инструкции с предварительным удалением оттисков клейм овальной формы. То есть, согласно данной инструкции, вне зависимости от того прошло мясо полную ветеринарно-санитарную экспертизу (овальное клеймо) или предварительную экспертизу (прямоугольное клеймо) оно может быть подвергнуто повторной ветеринарно-санитарной экспертизе, в случае изменения его ветеринарно-санитарных характеристик.

На основании вышеизложенного, доводы Управления ветеринарии Ставропольского края о том, что издание Приказа №94 является необходимым в целях исключения проведения повторного проведения полной ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и контроля за качеством поступаемой для реализации на рынки мяса и мясной продукции, несостоятельны в связи с тем, что норма регулирующая повторное проведение ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясной продукции, в случае ухудшения ветеринарно-санитарных характеристик мяса (мясной продукции) и нарушения условий хранения или транспортировки вне зависимости от места реализации мяса или мясной продукции, уже закреплена п. 3.7 Инструкции по ветеринарному клеймению мяса, утв. Минсельхозпродом РФ от 28.04.1994г.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции», указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Согласно части 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции» целями указанного федерального закона являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Следовательно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), должны быть направлены на реализацию указанных положений ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 указанной статьи).

Закрепленный приведенной нормой запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия властных структур в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Управление ветеринарии Ставропольского края нарушившим требования п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Управление ветеринарии Ставропольского края предписание о прекращении нарушения п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем Приказа Управления ветеринарии Ставропольского края от 22.11.2010 г. №94 «О порядке проведения ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольной государственной ветеринарной службе продукции» привести в соответствие с действующим законодательством, а именно установить равные условия для ветеринарно-санитарной экспертизы (осмотр и клеймение) продукции животного происхождения как для продукции предназначенной для реализации в торговых залах и (или) мясных рядах на рынках Ставропольского края, так и для продукции предназначенной для реализации в организации розничной торговли, в торговые сети, находящиеся на территории рынков Ставропольского края.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны