Постановление б/н Постановление ПАО МТС-Банк от 11 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

№ 026/04/14.3-809/2024

 

06 июня 2024 года г. Ставрополь

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Г.В., рассмотрев протокол №227 об административном правонарушении от 16.04.2024г. и материалы административного дела № 026/04/14.3-809/2024, возбужденного 16.04.2024г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении ПАО «МТС-Банк» /.../ по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе»), в отсутствие представителя ПАО «МТС-Банк», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № .,

УСТАНОВИЛ:

В адрес Ставропольского УФАС России поступило обращение (вх) от М. по вопросу распространения рекламы по сетям электросвязи на его абонентский номер «…» от абонентского номера MTS-Bank без согласия абонента. Из обращения стало известно, что на абонентский номер, принадлежащий заявителю «…», поступают нежелательные рекламные смс-сообщения (смс-реклама) от абонентского номера MTS-Bank 24.08.2023, 29.08.2023, 01.09.2023, 05.09.2023, 09.09.2023, 17.09.2023, 18.09.2023, 24.09.2023 следующего содержания: - «…» и т.п. По утверждению заявителя, он своего согласия на получение смс-рекламы от ПАО «МТС-Банк» не давал. Также, заявитель указал, что 24.09.2023г. оставил обращение по номеру технической поддержки с требованием исключить его номер из списка смс[1]рассылок, которое было зарегистрировано под № ПАО «МТС-Банком». Далее, заявитель пишет, что с ним связался сотрудник ПАО «МТС» и уведомил о том, что данное обращение удовлетворенно, но данные смс-рассылки продолжают поступать (30.09.2023, 06.10.2023, 11.10.2023, 19.10.2023). Так, в указанные даты на абонентский номер, принадлежащий заявителю «8- 988-761-8216», поступили нежелательные рекламные смс-сообщения (смс-реклама) от абонентского номера MTS-Bank следующего содержания: - «…». В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Из ответа ПАО «МТС» (вх..) на запрос Ставропольского УФАС России (исх.) стало известно, что абонентский номер MTS-Bank предоставлен абоненту ПАО «МТС-Банк» на основании заявления от … к Договору на оказание услуг связи, заключенному между ПАО «МТС» и ПАО «МТС-Банк». В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38- ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», несет рекламораспространитель. Таким образом, рекламораспространителем спорной смс-рекламы является ПАО «МТС-Банк» /./. 19.02.2024г. (вх. ..) в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные пояснения ПАО «МТС-Банк» и запрашиваемые документы. В пояснениях Общество указывает, что 21.08.2023 от имени заявителя посредством обращения к партнеру Банка была подана заявка на приобретение товаров в кредит, где при оформлении заказа и выборе способа оплаты заявитель предоставил Банку согласие на обработку его персональных данных (далее – Согласие), а также согласие на получение сообщений на электронную почту и телефонные номера (в том числе на мобильный номер «…») и осуществления прямых контактов с помощью средств связи в целях продвижения услуг Оператора / Партнеров и иных лиц (копия Согласия прилагается). Далее Общество указывает, что 24.09.2023г. заявитель обратился в Банк с целью исключения номера заявителя из рекламных рассылок, но в результате технической ошибки после обращения заявителя были направлены смс-сообщения рекламного характера. Также, Общество отметило, что в дальнейшем уведомления рекламного характера заявителю поступать не будут. 18.03.2024г. (вх.) в адрес Ставропольского УФАС России поступил ответ ПАО «МТС-Банк» с представлением информации, запрашиваемой определением от 29.02.2024г. ПАО «МТС-Банк» имело реальную возможность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы, но не принял к тому надлежащих мер, что привело к нарушению Федерального закона «О рекламе». Обстоятельств, находящихся вне контроля ПАО «МТС-Банк» и препятствующих исполнению обязанностей по соблюдению требований законодательства о рекламе, не установлено. Таким образом, ПАО «МТС-Банк» при распространении рекламы в по сетям электросвязи были нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившиеся в не прекращении распространения рекламных смс-сообщений посредством телефонной связи (смс-реклама) в адрес лица, обратившегося с таким требованием. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. 16.04.2024г. в отношении ПАО «МТС-Банк» был составлен Протокол № 227 об административном правонарушении.

Место совершения административного правонарушения: 115432, г. Москва, пр-кт Андропова, д. 18, к. 1.

Время совершения административного правонарушения: 30.09.2023, 06.10.2023, 11.10.2023, 19.10.2023. Имеющиеся в материалах дела материалы свидетельствуют о том, что у ПАО «МТС-Банк» имелась возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению данных требований. Основания, предусмотренные статьей 24.5 КоАП РФ, для прекращения производства по делу об административном правонарушении №026/04/14.3-809/2024 в отношении ПАО «МТС-Банк» отсутствуют. Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек. Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Правонарушения в сфере рекламы, связанной с распространением рекламы по сетям электросвязи, без предварительного согласия абонента на ее получение, обладают повышенной опасностью. Общественные отношения, связанные с распространением рекламы, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования. Посягательство на них несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку может повлечь неблагоприятные последствия для потребителей. Допущенное Обществом правонарушение посягает на установленный законом запрет на ненадлежащую рекламу и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных нарушением прав и законных интересов граждан. Необходимо принимать во внимание, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям, установленных законодательством Российской Федерации. Совершенное ПАО «МТС-Банк» правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности. Таким образом, отсутствуют основания для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности. Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, содержит условия замены административного штрафа предупреждением. В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса. В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Учитывая, что ПАО «МТС-Банк» привлекается к административной ответственности не впервые, а также что дело об административном правонарушении возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, на совершенное обществом правонарушение не распространяется действие части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания (статья 4.1 КоАП РФ) при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Материалы дела свидетельствуют о том, что ПАО «МТС-Банк» неоднократно распространяло нежелательную смс-рекламу в адрес абонента, обратившегося с требованием о прекращении распространения такой рекламы, не осуществляло контроль и мониторинг за распространением рекламных объявлений. ПАО «МТС-Банк» неоднократно привлекалось к административной ответственности антимонопольными органами за нарушения законодательства о рекламе. 18.03.2024г. (вх.) в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные пояснения ПАО «МТС-Банк» и сведения о привлечении ПАО «МТС[1]Банк» к административной ответственности. Из указанных документов следует, что за период с 01.09.2023г. на дату представления пояснений общество 6 раз было привлечено к административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе. Согласно сведениям, которые были получены из платформы «Дело», которая была создана и функционирует на основании Приказа ФАС России от … «Об оптимизации процессов административного делопроизводства ФАС России на базе платформы «Дело», за последние два года (период с июня 2022 года по июнь 2024 года) ПАО «МТС-Банк» 17 раз привлекалось к административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе. Порядок внесения сведений в систему основан на регламенте подготовки и ведения дел об административных правонарушениях, утвержденном приказом ФАС России от 21.10.2008 № 415 "Об утверждении Регламента подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России". Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ПАО «МТС-Банк» пренебрежительно относится к исполнению своих публично правовых обязанностей по исполнению требований законодательства о рекламе. Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, по результатам рассмотрения дела не установлено. Вместе с тем, установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, а именно повторное совершение однородного административного правонарушения. Указанный факт подтверждается Постановлением о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере (…).

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, целью назначения административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, при назначении административного наказания, с учетом характера совершенного административного правонарушения, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, вправе применить любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную. На основании изложенного, принято решение о применении к ПАО «МТС[1]Банк» более строгой санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, так как назначение ПАО «МТС-Банк» штрафа в меньшем размере не позволит достичь целей, установленных КоАП РФ. Руководствуясь частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе», статьями 2.1, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ПАО «МТС-Банк» /.../ виновным в совершении нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе». 2. Назначить ПАО «МТС-Банк» /... / наказание в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере четырехсот пятидесяти тысяч рублей (450 000 рублей). В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Связанные организации

Связанные организации не указаны