Решение №73-18.1-2016 Решение по результатам рассмотрения жалобы по ст. 18.1 Закон... от 17 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»

Дело №73-18.1/2016

09.08.2016 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии – Сапунов Дмитрий Николаевич заместитель руководителя Ставропольского УФАС России,

Члены комиссии:

Лазебный Александр Юрьевич - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Хаджебиеков Руслан Шабанович – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

В присутствии представителей от АО «Корпорация развития Северного Кавказа» <……> и <……> по доверенности, а также в присутствии представителя заявителя <……> по доверенности.

Рассмотрев жалобу ЗАО «Макс» на действия АО «Корпорация развития Северного Кавказа» - организатора открытого конкурса на право заключения договора добровольного медицинского страхования работников АО «КРСК» (извещение №31603883711), руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

1. В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ЗАО «Макс» на действия АО «Корпорация развития Северного Кавказа» - организатора открытого конкурса на право заключения договора добровольного медицинского страхования работников АО «КРСК» (извещение №31603883711).

Заявитель указывает на нарушения порядка организации и проведения торгов, а именно, по мнению заявителя, заказчик необоснованно установил требование к участникам закупки о наличии оплаченного уставного капитала на 1 января 2016 года в размере не менее трех миллиардов рублей.

2. Представителем открытого конкурса на право заключения договора добровольного медицинского страхования работников АО «КРСК» (извещение №31603883711) была представлена Комиссии Ставропольского УФАС России документация открытого конкурса на право заключения договора добровольного медицинского страхования работников АО «КРСК» (извещение №31603883711), а так же объяснения, в которых пояснялось, что действия открытого конкурса на право заключения договора добровольного медицинского страхования работников АО «КРСК» (извещение №31603883711) соответствуют действующему законодательству, а именно требованиям Федерального Закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

АО «Корпорация развития Северного Кавказа» в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 года №223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» было разработано положение о закупке товаров, работ, услуг, данное положение является руководствующим документом при осуществлении закупок для нужд АО «Корпорация развития Северного Кавказа».

13.07.2016 года в единой информационной системе в сфере закупок, размещено изведение о проведении открытого конкурса на право заключения договора добровольного медицинского страхования работников АО «КРСК» в соответствии со страховыми программами страховщика.

Согласно данного извещения установлено, что заявки на участие в закупке принимаются с 14 июля 2016 года по 08 августа 2016 года.

Дата и время начала процедуры вскрытия конвертов 03 августа 2016 года.

Дата и время рассмотрения заявок участников закупки 03 августа 2016 года.

В пункте 15 раздела 2 «Информационная карта конкурса» указаны требования, предъявляемые к участникам конкурса и соисполнителям, в том числе участник процедуры закупки должен обладать размером оплаченного уставного капитала на 01 января 2016 года не менее 3 000 000 000,00 (трех миллиардов рублей).

Пунктом 1 статьи 25 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015 - 1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» предусмотрено, что гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства; перестрахование. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщики (за исключением обществ взаимного страхования) должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного настоящим Законом минимального размера уставного капитала.

Минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование, устанавливается в сумме 60 000 000 рублей. Минимальный размер уставного капитала иного страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 000 000 рублей, и соответствующих коэффициентов.

Таким образом, законодательно закреплены требования к размерам уставного капитала страховщика, для осуществления страховой деятельности в целом и того или иного вида страхования в частности.

Сформулированные заказчиком в документации требования к размеру уставного капитала не менее 3 000 000 000,00 (трех миллиардов рублей) у участников аукциона - страховщиков, не предусмотрены действующим законодательством, и необоснованно ограничивают круг участников торгов.

Организатор торгов не представил объективные доказательства о необходимости включения данного требования к участникам закупочной процедуры.

Управлением установлено, на территории Российской Федерации зарегистрированы более ста страховых компаний, осуществляющих добровольное медицинское страхование.

Согласно информации о страховых организациях, установленной Ставропольским УФАС России, а также представленной заказчиком – обзор рейтинга страховых компаний по объему уставного капитала, в установленный документацией порог размера оплаченного уставного капитала в размере 3 000 000 000,00 рублей попадает 12 страховых компаний, что составляет как минимум 12% от страховых компаний, осуществляющих добровольное медицинское страхование на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах установление в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации требования к участникам конкурса о минимальном уставном капитале в размере, превышающем предусмотренный действующим законодательством размер уставного капитала для страховщика, создает неравные условия для участников конкурса и необоснованно ограничивает доступ к участию в торгах.

Применение обществом требования о размере минимального оплаченного уставного капитала создает преимущественные условия участия в конкурсе отдельным страховым компаниям, имеющим заведомо высокие показатели по величине уставного капитала и размеру собственных средств. Одновременно создаются препятствия доступа к участию в конкурсе федеральных и региональных страховых компаний и ущемляются интересы компаний, осуществляющих указанные виды страхования, имеющих все необходимые материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы для надлежащего оказания услуг по добровольному медицинскому страхованию общества, но с меньшим уставным капиталом, нежели установлено обществом в документации.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, организатор закупки – АО «Корпорация развития Северного Кавказа» установив требование к участникам закупки о наличии оплаченного уставного капитала в размере не менее 3 000 000 000,00 рублей нарушил положения пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Кроме того, Комиссией Ставропольского УФАС России было проанализировано положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Корпорация развития Северного Кавказа», в результате чего, установлено следующее.

По итогам проведения конкурса, договор должен быть заключен не позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса - со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

По итогам проведения аукциона, договор должен быть заключен не позднее чем через 20 дней со дня размещения указанного протокола, а при проведении закрытого аукциона - со дня подписания указанного протокола.

По итогам проведения запроса котировок, договор должен быть заключен не позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок, а при проведении закрытого запроса котировок - со дня подписания протокола.

По итогам проведения конкурентных переговоров, Договор должен быть заключен не позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки заявок на участие в конкурентных переговорах, а при проведении закрытых конкурентных переговоров - со дня подписания протокола оценки заявок на участие в конкурентных переговорах.

По итогам проведения конкурентного отбора, договор должен быть заключен не позднее чем через 20 дней со дня подписания решения о выборе победителя конкурентного отбора.

Из положений статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 года №223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» следует, что целью регулирования данного закона является в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года №223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Согласно части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» - обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Федеральном законе от 18.07.2011 года №223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральном законе от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», лишает обращение с жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Разрабатываемое участником закупки положение о закупках товаров, работ, услуг не должно вступать в противоречие с Федеральным законом от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствующей части, а, напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав. Данное требование подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации №309-КГ15-14384 от 02.02.2016 года по делу №А60-28335/2014.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 17 и пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ЗАО «Макс» на действия АО «Корпорация развития Северного Кавказа» - организатора открытого конкурса на право заключения договора добровольного медицинского страхования работников АО «КРСК» (извещение №31603883711) - обоснованной.

2. Признать АО «Корпорация развития Северного Кавказа» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в которых установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованном ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Нарушение выразилось в установлении требования к участникам закупки о наличии оплаченного уставного капитала в размере не менее 3 000 000 000,00 (трех миллиардов) рублей.

3. В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» выдать АО «Корпорация развития Северного Кавказа» - организатору открытого конкурса на право заключения договора добровольного медицинского страхования работников АО «КРСК» (извещение №31603883711) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, а именно:

3.1 внести изменения в документацию о проводимом открытом конкурсе на право заключения договора добровольного медицинского страхования работников АО «КРСК» (извещение №31603883711), а именно исключив требование к участникам закупочной процедуры о наличии оплаченного уставного капитала в размере не менее 3 000 000 000,00 (трех миллиардов) рублей.

3.2 продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе в соответствии с пунктом 6.1.3 положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Корпорация развития Северного Кавказа».

3.3 внести изменение в положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Корпорация развития Северного Кавказа» в части установления срока, до истечении которого договор не может быть заключен, не менее установленного частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» срока.         

АО «Корпорация развития Северного Кавказа» об исполнении предписания сообщить в течение трех дней с момента исполнения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны