Постановление №026/04/9.21-224/2019 части 1 статьи 9.21 КоАП РФ от 6 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном

правонарушении № 026/04/9.21-224/2019

 

06 мая 2019 года                                                                       город Ставрополь

 

Я, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Сапунов Д.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 026/04/9.21-224/2019 и постановление заместителя прокурора Октябрьского района г. Ставрополя от 17.04.2019 года о возбуждении дела по факту нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в отношении должностного лица АО «Горэлектросеть» ведущего инженера отдела технологических присоединений <……>,

УСТАНОВИЛ:

 

Прокуратурой Октябрьского района г. Ставрополя во исполнение поручения прокуратуры Ставропольского края в АО «Ставропольские городские электрические сети» (далее - АО «Горэлектросеть») проведена проверка соблюдения прав предпринимателей и инвесторов при осуществлении технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, установления платы за такое подключение, своевременности рассмотрения заявлений, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федерального закон № 35-ФЗ) и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования данного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

По результатам рассмотрения материалов было установлено следующее.             

Между АО «Ставропольские городские электрические сети» и <……> заключен договор <……> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от <……> года.

         Разделом 9 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее Правила 861) определен порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий.

Пунктом 88 Правил 861 определено, что по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению N 15 (далее - акт о выполнении технических условий).

Заявитель в течение 5 дней со дня получения подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий возвращает в сетевую организацию один экземпляр подписанного со своей стороны акта о выполнении технических условий.

Акт о выполнении технических условий составляется в отношении заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно по одному источнику электроснабжения, а также заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, и подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра.

         Исходя из условий договора <……> осуществляет технологическое присоединение к электрическим сетям 40 кВт, третьей категории надежности следовательно относится к заявителям определенных пунктом 12 (1) - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).

         Таким образом, после проведения осмотра электроустановок Акт о выполнении технических условий составляется и подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра.

Акт обследования электроустановки <……> был составлен АО «Горэлектросеть» 21.01.2019 года.

Акт о выполнении технических условий <……> составлен АО «Ставропольские городские электрические сети» в лице заместителя генерального директора по перспективному развитию и инвестициям <……> 18.02.2019 года.

Таким образом, сетевой организацией нарушен порядок составления акта о выполнении технических условий, а именно при осуществлении осмотра электроустановок не составлен акт о выполнении технических условий. Сам же акт о выполнении технических условий составлен на 28 день с момента осмотра электроустановок.

Таким образом, должностными лицами АО «Горэлектросеть» нарушен порядок и сроки составления акта о выполнении технических условий, установленные п. 88 Правил № 861.

Согласно информации АО «Горэлектросеть» лицом, ответственным за своевременное составление Актов о выполнении технических условий является ведущий инженер отдела технологического присоединения АО «Горэлектросеть» <……>

Согласно п. 2.6, п. 2.8 должностной инструкции, утвержденной генеральным директором АО «Горэлектросеть» от 09.01.2017 № 10-2/2017 в должностные обязанности ведущего инженера отдела технологического присоединения входит инспектирование объектов и работ, выполняемых по техническим условиям согласно договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Общества, в период проведения и после окончания работ. Подготовка необходимых документов технологического присоединения после исполнения договора Заявителем.

В соответствии с приказом о переводе работника на другую работу от 25.10.2017 № 42-пр должность ведущего инженера отдела технологических присоединений в АО «Горэлектросеть» с 01.11.2017 по настоящее время занимает <……>

Таким образом, ведущий инженер отдела технологических присоединений АО «Горэлектросеть» <……>, по адресу: <……>, не исполнил 21.01.2019 установленную п. 88 Правил № 861 обязанность по своевременной подготовке и подписанию Акта о выполнении технических условий в день проведения осмотра и подписания Акта обследования электроустановки по договору № 13300 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 11.10.2018.

В связи с указанным обстоятельством, в действиях должностного лица —ведущего инженера отдела технологических присоединений АО «Горэлектросеть» <……> усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ - нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

<……> опрошенный в прокуратуре Октябрьского района г. Ставрополя вину в совершении административного правонарушения признал.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается объяснениями <……>, актом о выполнении технических условий и другими материалами проверки.

Рассмотрение дела было назначено на 06.05.2019 года.

На рассмотрение дела прибыл ведущий инженер отдела технологических присоединений АО «Горэлектросеть» <……> лично.

При рассмотрении дела присутствовал представитель прокуратуры - помощник прокурора Октябрьского района г. Ставрополя <……>

Проанализировав материалы дела № 026/04/9.21-224/2019, должностное лицо Ставропольского УФАС России, уполномоченное на рассмотрение дел об административных правонарушениях, приходит к выводу о том, что в действиях должностного лица ведущего инженера отдела технологических присоединений АО «Горэлектросеть» Медведева Д.Г.установлено нарушение Правил технологического присоединения к электрическим сетям и части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.

Время совершения административного правонарушения – 21.01.2019 года, то есть дата, когда сетевая организация должна была составить акт о выполнении технических условий. 

Место совершения административного правонарушения - <……>, где расположен АО «Ставропольские городские электрические сети».

Субъект – должностное лицо АО «Ставропольские городские электрические сети» субъекта естественной монополии, на котором лежит обязанность по соблюдению Правил технологического присоединения к электрическим сетям.  

Субъективная сторона - правонарушение совершено умышленно. Лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своих действий, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Объектом нарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона: осуществление должностным лицом АО «Ставропольские городские электрические сети» действий, выразившихся в нарушении порядка технологического присоединения к электрическим сетям.  

В соответствии с требованием ст. 4.1 КоАП РФ при вынесении постановления исследованы и учтены все обстоятельства отягчающие и смягчающие ответственность.

Обстоятельств, отягчающих  административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Обстоятельств, смягчающим административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения не установлено.

В силу п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, поэтому определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, при этом применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Установленные обстоятельства дела не позволяют признать действия должностного лица АО «Ставропольские городские электрические сети» в качестве малозначительных.

Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - содержит условия замены административного штрафа предупреждением.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

АО «Ставропольские городские электрические сети»  не является субъектом малого предпринимательства.

Применить часть 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к должностному лицу АО «Ставропольские городские электрические сети» не являющемуся субъектом малого и среднего предпринимательства не имеется оснований.

Нарушение ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ является нарушением Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, что в свою очередь является неотъемлемой частью законодательства в сфере электроэнергетики, ввиду следующего.

Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» были определены основополагающие принципы в области электроэнергетики.

Статьей 1 указанного  Федерального закона определено, что Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

Статьей  2 ФЗ N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Статьей 4 Федерального закона «Об электроэнергетике» определено, что нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.

Статьей 21  Федерального закона «Об электроэнергетике» определено, что Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике:

устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям;

утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.

Статьей 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительством РФ принято постановление от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», которые в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» утверждены следующие правила, в том числе: правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно правовой позиции определенной постановлением Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 года №6057/09 - Передача электрической энергии неразрывно связанна с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети  осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям, в отрыве от услуг по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.

Таким образом, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного рынка.   

Следовательно, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии, охватываются единой сферой обращения товара – рынком услуг по передаче электрической энергии. 

  Следовательно, нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям является неотъемлемой частью сферы деятельности в области электроэнергетики.

Статьей 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности определено, что  постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, по истечении одного года со дня совершения.

Таким образом, нормой действующего законодательства определено, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение в сфере электроэнергетики является 1 год с момента совершения правонарушения. Исходя из материалов дела, датой совершения нарушения сетевой организацией является 21.01.2019 года,  следовательно годичный срок истечет 21.01.2020 г., что не превышает годичный срок давности, для данной категории правонарушении определенных ст. 4.5 КоАП РФ.

Содержание статьи 9.21 КоАП РФ указывает, что нарушение совершается субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

АО «Ставропольские городские электрические сети»  субъект естественной монополии на котором лежит обязанность по соблюдению Правил технологического присоединения к электрическим сетям.  АО «Ставропольские городские электрические сети» является субъектом естественной монополии, включен в реестр приказом ФАС России от 05.04.2017 года №449/17.

Таким образом, АО «Ставропольские городские электрические сети», осуществляя деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии – деятельность в сфере естественной монополии, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение (в силу своего статуса) на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей.

Частью 3 Статьи 8 Федерального закона «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган при рассмотрении нарушения хозяйствующих субъектов, связанных с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям, рассматривает вопрос о привлечении к административной ответственности по  ст. 9.21 КоАП РФ.

Статьей 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности определено, что  постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики, о естественных монополиях по истечении одного года со дня совершения.

Таким образом, нормой действующего законодательства определено, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение в сфере электроэнергетики, о естественных монополиях является 1 год с момента совершения правонарушения. Исходя из материалов дела, датой совершения нарушения сетевой организацией является 21.01.2018 года, следовательно, годичный срок истечет 21.01.2020 года, что не превышает годичный срок давности, для данной категории правонарушении определенных ст. 4.5 КоАП РФ.

При назначении административного наказания в соответствии с санкцией, определенной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ размер штрафа определен в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей. С учетом всех обстоятельств размер штрафа назначается в пределах минимального размера санкции статьи – 10000 рублей.

Руководствуясь статьями 2.1, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1) Признать должностное лицо АО «Горэлектросеть» ведущего инженера отдела технологических присоединений <……> виновным в нарушении части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нарушения порядка технологического присоединения  к электрическим сетям объекта потребителя.

2) Назначить должностному лицу АО «Горэлектросеть» ведущему инженеру отдела технологических присоединений <……>, нарушившему требования части 1 статьи 9.21  КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения антимонопольного законодательства, зачисляются по следующим реквизитам:

«Получатель» УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, ГРЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000, Код доходов бюджета 161 1 16 02010 01 6000 140. В графе «назначение платежа» указать: оплата штрафа по делу № 026/04/9.21-224/2019 от 06.05.2019г.» УИН 16100500000000073433.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течении 2 лет со дня его вынесения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административно правонарушении может быть обжаловано в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                 Д.Н. Сапунов

Связанные организации

Связанные организации не указаны