Решение б/н Решение по делу №75 о нарушении антимонопольного законодател... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №75 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации

20 сентября 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Тихенький О.Л. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Силичев М.В. – член Комиссии, зам начальника отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;

Жуков И.А. – член Комиссии, главный специалист – эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №75 по признакам нарушения ОАО «Ставропольэнергосбыт» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии:

Представителя ОАО «Ставропольэнергосбыт» <***> (доверенность от 30.12.2011 №01-10/05).

Представителя ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» <***> (доверенность от 13.12.2011 г. №24/12).

Представителя ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» <***> (доверенность от 10.01.2012 №25/12).

УСТАНОВИЛА:

В адрес Ставропольского УФАС России поступило заявление и материалы ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по следующему вопросу.

25.04.2012г. в адрес ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» (далее Заявитель) от ОАО "Ставропольэнергосбыт" (далее заинтересованное лицо) поступило письмо №01-3/1125 о включении с 01.05.2012 г. в договор купли-продажи №75/10 от 01.03.2010г. точки поставки «Элеватор г. Благодарный» с приложением копии свидетельства на право собственности Благодарненского элеватора на эл. линию В Л 10 (3980,00 пог.м).

В соответствии с пунктом 63 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных действующим на тот момент Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006г. (далее Постановление 530) гарантирующий поставщик в течение 30 дней со дня получения заявки о заключении договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) обязан ее рассмотреть и направить (передать) заявителю подписанный со своей стороны проект соответствующего договора, а в случае если заявителем представлен проект договора, подписать его или направить ему протокол разногласий.

Следовательно, Заинтересованным лицом были нарушены сроки направления оферты на включение с 01.05.2012 г. в договор купли-продажи №75/10 от 01.03.2010г. точки поставки «Элеватор г. Благодарный».

В соответствии с пунктом 69 Постановление 530 и пунктом 29 Постановления Правительства РФ №442 от 04.05.2012г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее Постановление 442) исполнение обязательств по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии каждой из сторон не может быть начато ранее начала предоставления покупателю услуг по передаче электрической энергии (не ранее заключения покупателем договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающего устройства потребителя).

На выше указанную точку поставки электрической энергии заключен и действует между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ОАО «МРСК Северного Кавказа» договор оказания услуг по передаче электрической энергии №1/1482 от 09.04.2007г.

Требования законодательства и действующий договор на услуги по передаче давали Заявителю законные основания для отказа во включении с 01.05.2012 г. в договор купли-продажи №75/10 от 01.03.2010г. точки поставки элеватор г. Благодарный, но 03 мая 2012г. в адрес заявителя поступило уведомление от ОАО «Благодарненский элеватор» о том, что 01 мая 2012 года им заключен договор энергоснабжения для потребителей с присоединенной мощностью свыше 50 кВа №575419 (далее договор 575419) с ОАО «Ставропольэнергосбыт» - Заинтересованным лицом с приложением копии договора.

Однако, на дату заключения данного договора энергоснабжения Заинтересованное лицо не являлось правообладателем электрической энергии в отношении точки поставки «ПС Благодарная 110/35/10 кВ, I с.ш. 10 кВ, ячейка Ф-511, ВЛ Ф-511». В соответствии с Постановлением 530 «...в целях недопущения нарушения прав и законных интересов сетевой организации и иных участников отношений, связанных с обращением электрической энергии на розничном рынке, лицо, переходящее на обслуживание к энергосбытовой организации, должно удостовериться в наличии у энергосбытовой организации права на распоряжение электрической энергией, которое подтверждается в том числе наличием у энергосбытовой организации заключенных договоров, обеспечивающих приобретение электрической энергии на оптовом рынке в соответствующих точках (группах точек) поставки.» ОАО «Благодарненский элеватор» при заключении договора №575419 не выполнил обязанности, предписанные ему Постановлением 530, а Заинтересованное лицо ввело в заблуждение потребителя о наличии права на распоряжение электрической энергией в данной точке поставки, чем нарушило требования статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006г. о запрете на недобросовестную конкуренцию.

На рассмотрении дела представители ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» поддержали доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ОАО «Ставропольэнергосбыт» заявил два ходатайства:

1. О приостановлении рассмотрения дела №75 до рассмотрения судебного дела №А63-13122/2012, т.к. в рамках указанного дела устанавливается факт, который будет иметь преюдициальное значение для рассматриваемого дела.

2. О привлечении к участию в деле Региональной тарифной комиссии СК и ОАО «Благодарненский элеватор» для полного и всестороннего рассмотрения имеющихся по делу обстоятельств.

Данные ходатайства не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Арбитражным судом Ставропольского края рассматривается дело №А63-13122/2012 по иску ОАО «Ставропольэнергосбыт» о признании незаконным отказа УФАС по СК в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по факту злоупотребления доминирующим положением. В связи с тем, что действия ОАО «Ставропольэнергосбыт» образуют самостоятельный состав нарушения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»), решение по делу №А63-13122/2012 не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства для привлечения к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела, других лиц, участие которых в деле, по мнению комиссии, необходимо.

Заявителем в ходатайстве не указано, какие именно обстоятельства невозможно установить без привлечения к участию в деле Региональной тарифной комиссии СК и ОАО «Благодарненский элеватор». По мнению Комиссии, необходимость привлечения к участию в деле Региональной тарифной комиссии СК и ОАО «Благодарненский элеватор» отсутствует.

В адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные объяснения исполнительного директора ОАО «Ставропольэнергосбыт» <***> следующего содержания.

ОАО «Благодарненский элеватор» обратилось к ОАО «Ставропольэнергосбыт» о заключении с 01.05.2012 г. договора энергоснабжения по высоковольтной линии В Л-10 кВ (фидер Ф-115) (письмо исх. №71 от 12.03.2012 г.). 01.05.2012 г. стороны заключили договор энергоснабжения №575419 от 01.05.2012 г.

До 01.05.2012 г. поставщиком электрической энергии для данного потребителя являлось ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро».

Согласно постановления РЭК СК от 16.10.2006г. №23 границами зоны деятельности ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» как гарантирующего поставщика являются границы балансовой принадлежности электрических сетей ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и присоединенных к ним электрических сетей ООО «Концерн «Энергия», к которым присоединены потребители, обслуживаемые ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» или ООО «Концерн «Энергия» в населенных пунктах Ставропольского края, перечисленных в данном постановлении (п. 1 Постановления).

ОАО «Ставропольэнергосбыт» осуществляет функции гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Ставропольского края в административной границе Ставропольского края, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности гарантирующих поставщиков, указанных в пунктах 1-9 Постановления РЭК СК от 16.10.2006г. №23.

ОАО «Ставропольэнергосбыт» и ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» являются смежными гарантирующим поставщиками.

Воздушная электрическая линия - В Л-10, посредством которой осуществляется электроснабжение ОАО «Благодарненский элеватор», принадлежит элеватору на праве собственности, что подтверждается судебными актами судов первой и апелляционной инстанций в рамках дел №А63-181/09-С1-40 и А63-9871/2010.

Согласно пункту 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии.

В связи с чем, право выбора поставщика электроэнергии принадлежит ОАО «Благодарненский элеватор».

Во исполнение обязательств по договору энергоснабжения ОАО «Ставропольэнергосбыт» обратилось в адрес ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» с заявкой на включение с 01.05.2012 г. в договор купли-продажи электрической энергии от 01.03.2010 г. №75/10 точки поставки «элеватор г. Благодарный», фидер 511 от подстанции «Благодарное» - 110/35/10, так как ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» зарегистрировало указанную точку поставки на оптовом рынке.

04.06.2012 г. между ОАО «Ставропольэнергосбыт» и ОАО «МРСК Северного Кавказа» было подписано соглашение к договору оказания услуг по передаче электроэнергии о включении точки поставки ОАО «Благодарненский элеватор».

ОАО «Ставропольэнергосбыт» предприняло все необходимые меры по приобретению электроэнергии в рамках исполнения обязательств по заключенному договору.

Вся информация по вопросу приобретения ОАО «Ставропольэнергосбыт» электроэнергии для энергоснабжения ОАО «Благодарненский элеватор» ранее направлялась в Управление ФАС по СК в рамках рассмотрения жалобы Общества на действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро».

В силу абз. 6 п. 56 Основных положений функционирования розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства РФ, право запрашивать и получать информацию о том, каким способом, с какой даты и времени энергосбытовая организация планирует приобретать электрическую энергию (мощность) для целей исполнения договора, принадлежит только потребителю электроэнергии. В данной ситуации потребителем является ОАО «Благодарненский элеватор».

Учитывая изложенное, полагаю, что в действиях ОАО «Ставропольэнергосбыт» не усматривается объективная сторона нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции». В связи с чем, признаки вменяемого Обществу нарушения антимонопольного законодательства РФ, предусмотренного указанной нормой, отсутствуют.

Комиссией установлено:

ОАО «Ставропольэнергосбыт» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.04.2005 в инспекции Федеральной налоговой службы по городу Пятигорску Ставропольского края. Общество осуществляет оптовую торговлю электрической и тепловой энергией.

ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.10.2010 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю. Общество осуществляет деятельность по реализации электрической энергии.

ОАО «Ставропольэнергосбыт» и ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» осуществляют деятельность на товарном рынке, имеющем одинаковые продуктовые границы — оптовая торговля электрической и тепловой энергией и географические границы — Ставропольский край и являются конкурентами на этом рынке. Таким образом, отношения ОАО «Ставропольэнергосбыт» и ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» следует рассматривать как конкурентные, и к ним полностью применим Закон «О защите конкуренции».

2. Довод заявителя о том, что ОАО «Ставропольэнергосбыт» предприняло все необходимые меры по приобретению электроэнергии в рамках исполнения обязательств по заключенному договору, в связи с этим в действиях ОАО «Ставропольэнергосбыт» не усматривается объективная сторона нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», не состоятелен в связи со следующим.

01.05.2012 г. между ОАО «Ставропольэнергосбыт» и ОАО «Благодарненский элеватор» заключен Договор №575419 энергоснабжения для потребителя с присоединенной мощностью свыше 50 кВа.

Данная точка поставки зарегистрирована за ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» на оптовом рынке электрической энергии, входит в зону деятельности ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» как гарантирующего поставщика в соответствии с Постановлением РЭК Ставропольского края от 16.10.2006 г. №23, что так же подтверждается Выпиской №302 из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.

В соответствии с абзацем 7 пункта 198 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее Основные положения), утвержденных Постановлением Правительства №442 от 04.05.2012 г., границами зон деятельности гарантирующих поставщиков являются границы, закрепленные за соответствующим гарантирующим поставщиком в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке на день вступления в силу Основных положений. Также, абзацем 2 пункта 231 Основных положений определено, что при смене собственника объектов электросетевого хозяйства, по границам балансовой принадлежности которых определяются границы зоны деятельности соответствующего гарантирующего поставщика, границы зоны деятельности такого гарантирующего поставщика не меняются.

Действия ОАО «Ставропольэнергосбыт» по заключению договора №575419 с ОАО «Благодарненский элеватор» противоречат пункту 85 Постановления 530, в соответствие с которым право энергосбытовой организации на распоряжение электрической энергией считается подтвержденным, если договоры (в части покупки электрической энергии в соответствующих точках (группах точек) поставки) на приобретение электрической энергии на оптовом рынке вступают в силу и начинают исполняться не позднее даты, с которой энергосбытовая организация приступает к исполнению обязательств по продаже электрической энергии соответствующему покупателю, в данном случае ОАО «Благодарненский элеватор.

Таким образом, у ОАО «Ставропольэнергосбыт» отсутствуют правовые основания для продажи электрической энергии в точке поставки «ПС Благодарная 110/35/10 кВ, I с.ш. 10 кВ, ячейка Ф-511, ВЛ Ф-511».

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция.

Действия ОАО «Ставропольэнергосбыт» направлены на получение преимуществ при осуществлении деятельности по реализации электрической энергии, противоречат требованиям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро».

Таким образом, ОАО «Ставропольэнергосбыт» допущено нарушение требований части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ОАО «Ставропольэнергосбыт» нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Выдать ОАО «Ставропольэнергосбыт» предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Решение изготовлено в полном объеме 26.09.2012. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Примечание.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны