Решение №026/01/17-1245/2021 РЕШЕНИЕ № 026/01/17-1245/2021 от 23 июня 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть объявлена 22.06.2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 23.06.2021 года

г. Ставрополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Д.Н., заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Дзыба А.З. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,

рассмотрев материалы дела №026/01/17-1245/2021, возбужденного в отношении управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска по признакам нарушения части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в неразмещении информации о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в непроведении конкурсных процедур предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            Ставропольским УФАС России в целях контроля за соблюдением требований  антимонопольного законодательства, при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации, был направлен запрос в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска о представлении сведений по проведению данных конкурсных процедур.

           В соответствии с ч. 13 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение 20 дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.

           В соответствии с пунктом 25 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска утвержденного решением Думы города Невинномысска № 84-8 от 21.02.2017г.,  к функциям управления относится проведение открытого конкурса по отбору управляющих организаций на право заключения договора на управление многоквартирными домами в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

         Согласно информации представленной администрацией города Невинномысска с 2019 года было выдано 6 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства.

         Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

В соответствии с п. 10.10 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает:

  •  определение временного интервала исследования;
  •  определение предмета торгов.

В целях проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы:

- Жилищный кодекс Российской Федерации;

- Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6.02.2006 № 75 (с изменениями от 21.12.2018);

- материалы антимонопольного расследования;

- классификаторы и иные нормативно-правовые акты.

Определение временного интервала исследования:

Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В соответствии с материалами антимонопольного расследования выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту непроведения открытых конкурсов по отбору организации для управления многоквартирными домами города Невинномысска в период с 2019 по 2020 год.

           Согласно информации, представленной управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, с 2019 года было выдано 6 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства, также согласно представленной информации управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города открытые конкурсы по отбору управления многоквартирными домами по адресам: город Невинномысск, ул. Калинина, 194, ул. Калинина, 171Б, ул. Калинина, 192/1, ул. Калинина, 206/1 и ул. Калинина, 208/1 не проводились.

В соответствии с ч. 13 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение 20 дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.

          Из анализа информации размещенной на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства видно, что на момент когда управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска обязано было проводить открытый конкурс собственниками помещений в МКД по адресам: город Невинномысск, ул. Калинина, 194, ул. Калинина, 171Б, ул. Калинина, 192/1, ул. Калинина, 206/1 и ул. Калинина, 208/1 не были реализованы права по выбору способа управления и выбору организаций в качестве управляющей организации.

          В тоже время информации о выборе способа управления и сведений о заключении договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Невинномысск, ул. Калинина, д. 206/1 не размещены в системе.

          В связи с тем, что сроки размещения извещения и заключения договора управления МКД по каждому объекту строительства не совпадают, временные интервалы исследования по каждому объекту строительства представлены в таблице.

 

Местоположение объекта строительства

Дата ввода МКД в эксплуатацию

Окончательная дата размещения извещения

(21-й день после ввода в эксплуатацию)

Дата заключения договора управления

1

ул. Калинина, 194

20.09.2019

10.10.2019

31.12.2019

2

ул. Калинина, 171 Б

12.03.2020

01.04.2020

01.07.2020

3

ул. Калинина, 192/1

17.06.2020

07.07.2020

13.07.2020

4

ул. Калинина, 206/1

30.12.2020

19.01.2021

 

5

ул. Калинина, 208,1

21.09.2020

11.10.2020

03.11.2020

 

Определение предмета торгов:

           В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

         В соответствии с частью 13 статьи 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной дея­тельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого кон­курса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Ин­тернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого изве­щения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый кон­курс.
          Таким образом, орган местного самоуправления обязан проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартир­ным домом после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.

Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска открытые конкурсы по отбору управления многоквартирного дома по адресам: город Невинномысск, ул. Калинина, 194, ул. Калинина, 171Б, ул. Калинина, 192/1, ул. Калинина, 206/1 и ул. Калинина, 208/1 не проводились в 2019 – 2020 гг.

На основании вышеизложенного определение предмета торгов в данном исследовании не возможно.

Предмет торгов в случае их проведения (согласно Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом) - отбор управляющей организации для управления многоквартир­ным домом после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.

До рассмотрения дела в адрес управления поступили пояснения управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска по факту возбужденного дела.

Согласно пояснений к моменту поступления в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, информации о выданных разрешениях на ввод в эксплуатацию МКД в 2019-2020 гадах, предоставленной комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска, в 5 из 6 случаев были проведены общие собрания собственников жилых помещений по выбору управляющей компании.

В целях недопущения в дальнейшем подобных нарушений управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска направило письмо в комитет управления муниципальным имуществом администрации города Невинномысска, о необходимости своевременно предоставлять информацию о вводе МКД в эксплуатацию.

Изучив материалы дела и объяснения управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, комиссия установила следующее.

Согласно информации представленной администрацией города Невинномысска с 2019 года было выдано 6 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства.

В силу части 13 статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети Интернет и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 названной статьи открытый конкурс.

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

    Согласно пункту 3 Правил № 75 конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

    В силу пункта 39 Правил № 75 в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

 Таким образом, единственным основанием для непроведения открытого конкурса после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома является реализация права собственников по выбору способа управления многоквартирным домом и выбору организации в качестве управляющей организации, на момент проведения конкурса.

Несвоевременное получение сведений о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов в управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска не означает, что не проведение конкурса по отбору управляющей организации правомерно.

 Разрешения на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства, на территории города Невинномысска выдаются комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска.

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска и управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, являются структурными подразделениями администрации города Невинномысска. Внутренние организационные проблемы юридического лица не могут в данном случае рассматриваться в качестве уважительных причин, для неисполнения органом местного самоуправления обязанностей прямо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Согласно части 2.1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом, заключенный в порядке, установленном настоящей статьей, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

         Из анализа информации размещенной на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства видно, что на момент когда управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска обязано было проводить открытый конкурс собственниками помещений в МКД по адресам: город Невинномысск, ул. Калинина, 194, ул. Калинина, 171Б, ул. Калинина, 192/1, ул. Калинина, 206/1 и ул. Калинина, 208/1 не были реализованы права по выбору способа управления и выбору организаций в качестве управляющей организации.

 

Местоположение объекта строительства

Дата ввода МКД в эксплуатацию

Окончательная дата размещения извещения

(21-й день после ввода в эксплуатацию)

Дата заключения договора управления

1

ул. Калинина, 194

20.09.2019

10.10.2019

31.12.2019

2

ул. Калинина, 171 Б

12.03.2020

01.04.2020

01.07.2020

3

ул. Калинина, 192/1

17.06.2020

07.07.2020

13.07.2020

4

ул. Калинина, 206/1

30.12.2020

19.01.2021

 

5

ул. Калинина, 208,1

21.09.2020

11.10.2020

03.11.2020

 

          Таким образом, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска не проводило конкурсы по отбору управляющих организаций вышеуказанных МКД, в то время как договоры управления многоквартирными домами были заключены в течение от 1 до 4 месяцев, с даты выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию.

          В тоже время информации о выборе способа управления и сведений о заключении договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Невинномысск, ул. Калинина, д. 206/1 не размещены на сайте Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

          Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 № ГКПИ09-830 абзац первый пункта 39 Правил признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

    Таким образом, в вышеуказанных случаях управление обязано был провести конкурс, так как собственниками многоквартирных домов в течение двадцати дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, не были выбраны способы управления многоквартирными домами и не было реализации способа управления в установленном порядке (заключение договоров).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением законодательно установленных случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

        Таким образом, действия управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска по непроведению открытых конкурсов привели к ограничению конкуренции, поскольку управлением не были созданы условия для развития конкуренции и состязательности между управляющими компаниями, на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами.

         Вышеуказанные действия (бездействия) управления приводят к тому, что собственники МКД самостоятельно должны искать управляющие компании. В свою очередь в ходе торгов могут быть выявлены компании, которое будут готовы предложить более выгодные предложения для собственников, снизив размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, предоставив больший перечень услуг и работ.

         На основании части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

          Тем самым, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, не разместив информацию о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не организовав проведение конкурсных процедур предусмотренных ЖК РФ, допустил нарушение требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

        02.06.2021 г. было установлено, что в действиях управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска имеется  нарушения   части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем, Комиссией вынесено Заключение об обстоятельствах дела.

        В  адрес управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска было направлено Заключение об обстоятельствах дела № 026/01/17-1245/2021. Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска данное заключение было получено 07.06.2021 года.

 До рассмотрения дела 22.06.2021 года возражений или иных документов по результатам изучения заключения об обстоятельствах дела №026/01/17-1245/2021 от управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска не поступало.

         На рассмотрении дела посредством системы (программы) «TrueConf» присутствовала «…» управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска «…» поддержала доводы изложенные ранее.

Так же «…» сообщила, что договор управления МКД расположенного по адресу: г. Невинномысск, ул. Калинина, 206/1 по настоящее время не заключен.

В ходе рассмотрения дела было установлено что, на момент вынесения решения собственниками помещений в МКД по адресам: город Невинномысск, ул. Калинина, 194, ул. Калинина, 171Б, ул. Калинина, 192/1, ул. Калинина, 206/1 и ул. Калинина, 208/1 были реализованы права по выбору способа управления и выбору организаций в качестве управляющей организации, в то время как собственниками помещений в МКД по адресу: г. Невинномысск, ул. Калинина, 206/1 не реализовано право по выбору способа управления и выбору организаций в качестве управляющей организации.

В связи с чем, имеется основание для выдачи управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска предписания об устранении выявленных нарушений, а именно разместить информацию о проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД расположенного по адресу: г. Невинномысск, ул. Калинина, 206/1 на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

         На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

 

 

Решила:

 

 

1. Признать управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невииномысска нарушившим требования  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось  в неразмещении информации о проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в непроведении конкурсных процедур по отбору управляющих организаций, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

2. Выдать управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска предписание об устранении выявленных нарушений, а именно в течение 45 дней с момента получения предписания разместить информацию о проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД расположенного по адресу: г. Невинномысск, ул. Калинина, 206/1 на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в арбитражном суде Ставропольского края.

 

 

 

Председатель комиссии:                                                                               Д.Н. Сапунов

 

Члены комиссии:                                                                                              И.Н. Гритчин                                

                                                                                                                        

                                                                                                                                  А.З. Дзыба

Связанные организации

Связанные организации не указаны