Решение №77 Решение по делу №77 о нарушении антимонопольного законодател... от 26 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №77 о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена – 07.04.2016 года

Решение изготовлено в полном объеме – 18.04.2016 года

город Ставрополь

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Лазебный А.Ю. – ведущий специалист эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,

Рассмотрев дело №77 по признакам нарушения Министерством экономического развития Ставропольского края (г. Ставрополь, ул. Ленина, 293) части 1 статьи 17, а так же пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии на заседании:

<……> – представителя Министерства экономического развития Ставропольского края по доверенности.

Руководствуясь статьей 49 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» была рассмотрена жалоба ООО «Малахит» на действия организатора конкурса на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 29.12.2012г. №561-п – Министерство экономического развития Ставропольского края.

По результатам рассмотрения указанной жалобы, Комиссией Ставропольского УФАС России было принято следующее решение:

1. Признать жалобу ООО «Малахит» на действия организатора конкурса на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 29.12.2012г. №561-п – Министерство экономического развития Ставропольского края – не обоснованной.

2. Признать Министерство экономического развития Ставропольского края - организатора конкурса на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 29.12.2012г. №561-п нарушившим порядок организации и проведения торгов, в части нарушения порядка допуска к участию в конкурсе и в дальнейшем признание победителями претендентов, заявки которых не соответствовали требованиям порядка проведения конкурса.

3. Виду того, что в настоящее время договоры по итогам конкурса заключены, предписание не выдавать.

4. Передать материалы рассмотрения настоящей жалобы в отдел контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России для проверки действий Министерства экономического развития Ставропольского края при проведении рассматриваемого конкурса, на предмет соответствия требованиям статей 15 и 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании приказа Ставропольского УФАС России от 23 декабря 2015 года №1807 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства экономического развития Ставропольского края (г. Ставрополь, ул. Ленина, 293) по признакам нарушения части 1 статьи 17, а так же пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», было возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства №77.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с тем, что согласно пункту 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции Федеральный антимонопольный орган утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, объем анализа состояния конкуренции будет определен соответствующим приказом ФАС России.

Согласно письму ФАС России от 24.12.2015 №ИА/74666/15, до вступления в силу соответствующего приказа следует руководствоваться положениями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок), утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220. В отношении дел, при рассмотрении которых действующая редакция Порядка устанавливает, что анализ состояния конкуренции на товарном рынке не проводится, после вступления в силу изменений, внесенных Законом №275-ФЗ и до вступления в силу соответствующего приказа ФАС России об определении порядка проведения анализа состояния конкуренции при рассмотрении таких дел следует определять географические и продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка, а также, в случае необходимости, состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.

В связи с тем, что конкурсный отбор субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлялся среди хозяйствующих субъектов, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края, то географическими границами анализа будут являться административные границы Ставропольского края.

Продуктовыми границами анализа будет являться оказание государственной поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 3 Порядка субсидирования, организатором проведения конкурсного отбора субъектов предпринимательства для предоставления субсидий является Министерство экономического развития Ставропольского края, которое своим приказом образует конкурсную комиссию по отбору субъектов предпринимательства для предоставления субсидий и утверждает положение о порядке проведения конкурсного отбора, состав конкурсной комиссии и положение о ней.

Соответственно, единственным продавцом на исследуемом товарном рынке является Министерство экономического развития Ставропольского края.

Покупателями на товарном рынке являются хозяйствующие субъекты, претендующие на получение субсидии, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в сфере малого и среднего предпринимательства на территории Ставропольского края.

Министерством в газете «Ставропольская правда» от 15 сентября 2015 года №170 (26750) было размещено информационное сообщение о приеме с 21 по 25 сентября 2015 года заявок от субъектов малого и среднего предпринимательства Ставропольского края для участия в конкурсном отборе и размещено на официальном сайте министерства информационное сообщение о проведении конкурсного отбора среди субъектов предпринимательства, зарегистрированных на территории Ставропольского края и отвечающих требованиям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

23 октября 2015 года в министерстве состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг). По результатам конкурсного отбора 17 претендентов были признаны победителями, 25 претендентам было отказано в выдаче поддержки.

Комиссией Ставропольского УФАС России были проанализированы заявки претендентов на участие в конкурсном отборе, а так же документация о проведении конкурса. По результатам изучения указанных документов, установлено следующее.

Основным документом, регламентирующим порядок оформления операций, связанных с принятием к учету объектов основных средств, является Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 г. №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Именно этим документом предусмотрена унифицированная форма №ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств».

Согласно пп. «б» пункта 6 приказа Минфина РФ от 13.10.2003 г. №91н (ред. от 24.12.2010 г.) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» бухгалтерский учет основных средств ведется в целях правильного оформления документов и своевременного отражения поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия.

Приложением к конкурсной документации установлена обязанность претендентов о предоставлении унифицированной формы №ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств».

Исследовав заявки претендентов, признанных победителями рассматриваемого конкурса, установлено, что в заявках 3 победителей, а именно ООО «Венеция», ЗАО «Краевой диагностический центр» Министерства здравоохранения России, КФХ «Врана» не заполнен раздел 7 инвентарных карточек «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств».

Таким образом, данные заявки претендентов подлежали отклонению, как несоответствующие требованиям порядка проведения конкурса, однако, в нарушение норм порядка проведения рассматриваемого конкурса, данные заявки были допущены к конкурсу и признаны победителями.

На основании изложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что действия организатора конкурса на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 29.12.2012г. №561-п – Министерства экономического развития Ставропольского края указывают на нарушения порядка организации и проведения торгов в части нарушения порядка допуска к участию в конкурсе и в дальнейшем признание победителями претендентов, заявки которых не соответствовали требованиям порядка проведения конкурса.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,

Нормой пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», установлен запрет на создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Вышеуказанные действия привели к нарушению порядка определения победителей конкурсной процедуры, что поставило в неравные условия претендентов на получение субсидий, что свидетельствует о нарушении организатором торгов части 1 статьи 17, а так же пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представители Министерства экономического развития Ставропольского края на рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства №77 пояснили, что оценка и сопоставление заявок претендентов на получение субсидий на часть затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 29.12.2012г. №561-п, проводилось в строгом соответствии с нормами Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

По мнению Министерства неуказание информации в разделе 7 инвентарных карточек «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» не влечет признание такой заявки недействительной, и не может являться основанием для отказа в выдаче субсидий претенденту.

Данный довод Комиссией Ставропольского УФАС России отклоняется, ввиду следующего.

Согласно протокола заседания конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)№1 от 23 октября 2015 года, одним из оснований отказа в выдаче субсидий заявкам ИП <……>, ООО «Медфармсервис», ООО «Малахит», ИП главе КФХ <……>, ИП главе КФХ <……> являлось неуказание информации в раздела 7 инвентарных карточек «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств».

Согласно Положения о порядке проведения конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае для оказания государственной поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)., утвержденного приказом министерства экономического развития Ставропольского края от 13 августа 2015 г. N 289/од, данный конкурсный отбор проводится в соответствии с:

Порядком субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), являющимся приложением 1 к подпрограмме "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" государственной программы Ставропольского края "Модернизация экономики, развитие инноваций, малого и среднего бизнеса, поддержка конкуренции и улучшение инвестиционного климата", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2012 г. N561-п (далее - подпрограмма);

Порядком субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), являющимся приложением 4 к подпрограмме; (далее соответственно - конкурсный отбор, субъект предпринимательства, соответствующий Порядок, субсидия, соответствующая мера государственной финансовой поддержки).

Пунктом 8 Порядка субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) установлено, что для участия в конкурсном отборе субъект предпринимательства представляет следующие документы:

1) заявление на получение субсидии, содержащее согласие субъекта предпринимательства, предусмотренное подпунктом "4" пункта 6 настоящего Порядка, по форме, утверждаемой приказом минэкономразвития края (далее - заявление);

2) для юридического лица - копии учредительных документов юридического лица и всех изменений к ним, заверенные нотариально;

3) для индивидуального предпринимателя - копия документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, заверенная нотариально;

4) справка с указанием уровня среднемесячной заработной платы всех работников, состоящих в трудовых отношениях с субъектом предпринимательства;

5) копии договоров о приобретении субъектом предпринимательства в собственность оборудования, включая затраты на монтаж оборудования, заключенные не ранее 01 января 2014 года, заверенные субъектом предпринимательства;

6) копии платежных документов (платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера), подтверждающих осуществление субъектом предпринимательства расходов на приобретение оборудования, заверенные кредитной организацией;

7) бизнес-план инвестиционного проекта по форме, утверждаемой приказом минэкономразвития края;

8) копия инвентарной карточки учета объекта основных средств для подтверждения постановки на баланс оборудования, приобретенного субъектом предпринимательства, заверенная субъектом предпринимательства;

9) справка об отсутствии нарушений порядка и условий предоставления государственной поддержки, в том числе необеспечения целевого использования государственной поддержки, в течение 3 лет до момента подачи заявления на получение субсидии (в свободной форме), подписанная субъектом предпринимательства.

Данный перечень является закрытым и обязательным для всех претендентов в равной степени.

Подпунктом 10 пункта 7 Порядка установлено, что субсидии не представляются претендентам представившим недостоверные сведения и документы в целях получения субсидии.

Таким образом, на основании указанного пункта, заявкам ИП <……>, ООО «Медфармсервис», ООО «Малахит», ИП главе КФХ <……>, ИП главе КФХ <……> было отказано в выдаче субсидий, ввиду представления пустых инвентарных карточек с указанием информации: «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств».

В то же время Комиссия Ставропольского УФАС отмечает, что в заявках ООО «Венеция», ЗАО «Краевой диагностический центр» Министерства здравоохранения России, КФХ «Врана» так же не заполнен раздел 7 инвентарных карточек «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств», соответственно указанным заявкам должно было быть отказано в выдаче субсидий на основании подпункта 10 пункта 7 Порядка.

Пунктом 4 положения о конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров Утвержденным приказом Министерства экономического развития №289/од от 13.08.2015 года, установлено, что основными задачами конкурсной комиссии являются:

- создание равных условий и возможностей для участников конкурсного отбора.

- объективная оценка участников конкурсного отбора.

- определение победителей конкурсного отбора.

Исходя из вышеизложенного Комиссией Министерства экономического развития Ставропольского края по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров Утвержденным приказом Министерства экономического развития №289/од от 13.08.2015 года, не было выполнена задача, возложенная указанным приказом, об объективной оценке участников конкурсного отбора, в следствии чего действия конкурсной комиссии привели к нарушению порядка определения победителей конкурса.

Иных обстоятельств, а так же доказательств отсутствия вины в действиях Министерства экономического развития Ставропольского края не установлено.

По результатам проведенного антимонопольного расследования в рамках настоящего дела, на основании статьи 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в адрес Министерства экономического развития Ставропольского края было направлено Заключение об обстоятельствах дела №77 от 22.03.2016 года.

На рассмотрении дела, назначенного на 07.04.2016 года, Министерством были представлены возражения на Заключение Ставропольского УФАС России от 22.03.2016 года.

В своих возражениях Министерство экономического развития Ставропольского края указывало на то, что заявки претендентов не отклонялись и не признавались несоответствующими требованиям конкурсной документации исключительно на основании отсутствия в заявках заполненного раздела 7 инвентарных карточек «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств». Согласно позиции Министерства основанием для отказа в выдаче поддержки претендентам являлись иные основания не указанные в протоколе.

Исследовав возражения на Заключение об обстоятельствах дела №77, Комиссия Ставропольского УФАС России установила следующее.

Согласно информации указанной в протоколе, ООО «Медфармсервис» было отказано в выдаче по причине незаполнения раздела 7 инвентарных карточек «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств». Иной информации о причинах отказа в выдаче поддержки указанному субъекту в Итоговом Протоколе не указано.

В соответствии с нормами Положения о конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров Утвержденным приказом Министерства экономического развития №289/од от 13.08.2015 года, по итогам заседания Комиссии составляется Протокол, содержащий исчерпывающую информацию о проведенном конкурсном отборе.

В свою очередь Протокол заседания указанной комиссии является документом размещаемом в средствах массовой информации и носит публичный характер, следовательно должен содержать достоверную и полную информацию о принятых комиссией по проведению конкурса решениях.

На основании итогового протокола, основанием для отказа в выдаче поддержки м по причине незаполнения раздела 7 инвентарных карточек «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств». Иной информации о причинах отказа в выдаче поддержки указанному субъекту Комиссией Ставропольского УФАС России в документации о проведенном конкурсе не обнаружено.

Таким образом, конкурсная документация, а так же документы, составленные в ходе рассматриваемого конкурса не содержат информации об иных причинах отказа в выдаче поддержки ООО «Медфармсервис», кроме оснований указанных в Протоколе заседания конкурсной комиссии.

На основании изложенного Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что доводы указанные в возражении на Заключение об обстоятельствах дела №77 являются необоснованными и подлежащими удовлетворению.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,

Нормой пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», установлен запрет на создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

На основании изложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что сознательные действия Министерства экономического развития Ставропольского края по выдаче поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров претендентам, заявки которых были поданы с нарушением требований установленных конкурсной документацией является прямым нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Материалами дела так же подтверждается факт того, что претенденты на получение поддержки были поставлены в неравные условия между собой, что выразилось в неоднозначном подходе к оценке заявок претендентов, соответственно указанными действиями Министерства экономического развития Ставропольского края допустило нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», которой установлен запрет на создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать Министерство экономического развития Ставропольского края (г. Ставрополь, ул. Ленина, 293) нарушившим части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось выдаче поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров претендентам, заявки которых были поданы с нарушением требований установленных конкурсной документацией.

2. Признать Министерство экономического развития Ставропольского края (г. Ставрополь, ул. Ленина, 293) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в неравном подходе к оценкам заявок претендентов, повлекшее выдачу поддержки претендентам, заявки которых не соответствовали требованиям конкурсной документации.

3. Ввиду того, что по результатам проведенного конкурса договоры заключены и обязательства в настоящий момент по ним исполняются, предписание не выдавать.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны