Решение б/н Решение по делу №79 о нарушении антимонопольного законодател... от 12 марта 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело №79

17 октября 2012

г. Ставрополь

Комиссия Управления ФАС России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Дмитрий Николаевич, заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Яковлев Дмитрий Владимирович – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Гритчин Иван Николаевич – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Черкашина Оксана Алексеевна – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Рассмотрев материалы дела №79 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЛПУП «Пятигорская бальнеогрязелечебница» по признакам нарушения части 4 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 – ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в несоблюдении установленного законодательством порядка прекращения ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ООО «Коммунальщик» с жалобой на действия ЛПУП «Пятигорская бальнеогрязелечебница», выразившихся во введении ограничения подачи тепловой энергии на нужды ГВС на все многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО «Коммунальщик».

В целях полного и всестороннего рассмотрения обращения управлением было проведено антимонопольное расследование, в результате которого было установлено следующее.

Отпуск тепловой энергии для ООО УК «Коммунальщик» и оплата за потребленную тепловую энергию производились на основании договора теплоснабжения №102 от 25.11.2010, заключенного между ЛПУП «Пятигорская бальнеогрязелечебница» и ООО УК «Коммунальщик». Договор был подписан с протоколом разногласий.

Согласно п. 2.3.1 указанного договора потребитель обязуется своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию. Пунктом 4.3 установлено, что расчеты за поставляемую тепловую энергию осуществляется потребителем на основании счетов, счетов-фактур и актов выполненных работ, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации до 10 числа месяца, следующего за расчетным.

В связи с образовавшейся задолженностью сторонам был составлен и подписан график погашения задолженности за тепловую энергию. Согласно подписанному графику, обе стороны признали сумму долга, равную 3 611 202 рубля, которая была разбита равными долями для погашения плюс ежемесячное потребление тепловой энергии на нужды ГВС. Указанный график не исполнялся ООО УК «Коммунальщик». В связи с чем, ЛПУП «Пятигорская бальнеогрязелечебница» был введен режим ограничения энергопотребления в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО «Коммунальщик».

Согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 1 (с изменениями от 31 августа 2006 г.), в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

На основании изложенного было возбуждено дело №79 в отношении ЛПУП «Пятигорская бальнеогрязелечебница» по признакам нарушения части 4 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ, согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На рассмотрении дела отсутствовал представитель со стороны заявителя ООО УК «Коммунальщик».

Представитель ЛПУП «Пятигорская бальнеогрязелечебница» пояснил, что фактического ограничения подачи тепловой энергии не было произведено.

Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 4 Федерального закона от 19.07.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» к ряду деятельности субъектов естественных монополий относятся, в том числе, услуги по передаче тепловой энергии. ЛПУП «Пятигорская бальнеогрязелечебница» осуществляет деятельность в сфере естественных монополий.

Пунктом 1.4. Приказа ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 №18026) предусмотрено, что не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии, а также при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения частей 1, 1.2 и 3 статьи 11, статей 14, 15, 16, 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции.

В связи с этим на деятельность ЛПУП «Пятигорская бальнеогрязелечебница» на указанном рынке распространяются ограничения, установленные статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающие запрет на злоупотребления доминирующим положением, в том числе, путем осуществления действий, способных ущемить интересы других лиц.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в своем постановлении от 30.06.2008г №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» дает следующие разъяснения. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

На рассмотрении дела представитель ЛПУП «Пятигорская бальнеогрязелечебница» пояснил, что фактического ограничения подачи тепловой энергии указанным жильцам многоквартирного дома не было.

Согласно пункту 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.

Постановление Правительства РФ от 05.01.1998 «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате и данных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее – Порядок).

Согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 1 (с изменениями от 31 августа 2006 г.), в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).

Фактически, как пояснил представитель ЛПУП «Пятигорская бальнеогрязелечебница», ограничения не было произведено.

Комиссией был установлен факт несоблюдения предприятием установленных законодательством требований к соблюдению процедуры введения ограничения.

ЛПУП «Пятигорская бальнеогрязелечебница» 12.07.2012г направило предупреждение в адрес ООО УК «Коммунальщик» о введении ограничения поставки тепловой энергии 20.07.2012г. Повторное предупреждение было направлено 18.07.2012г. об указанных действиях. При этом, месячный срок установленный действующим законодательством по введению возможного ограничения с момента направления уведомления. Указанные требования соблюдены не были.

В соответствии с п.1 ст.22 ФЗ «О теплоснабжении» №190-ФЗ от 27.07.2010г. в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пункт 4 ст.22 ФЗ «О теплоснабжении» №190-ФЗ от 27.07.2010г., говорит о том, что ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Было установлено, что договор теплоснабжения заключен с управляющей компанией с целью обеспечения жильцов дома коммунальными услугами (подачей тепловой энергии), соответственно, управляющая компания выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах жильцов дома, она является исполнителем коммунальных услуг жильцов дома.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. утверждены и действовали на момент совершения правонарушения, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам №307.

В соответствии с п.80 Правил №307 исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг, то есть при наличии у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающих 3 ежемесячных размеров платы, определяемых исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действовавших на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнением, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

В соответствии с п.81 Порядка №307 в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

В силу п.85 Правил №307 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.

Исходя из вышеизложенного, Правила №307 не предоставляют права ресурсоснабжающей организации по ограничению или прекращению подачи коммунального ресурса, для конечных его потребителей-жильцов многоквартирного дома. Исполнитель вправе ограничить и прекратить подачу коммунальных ресурсов потребителям в случае неполной оплаты коммунальных услуг, а ЛПУП «Пятигорская бальнеогрязелечебница» является ресурсоснабжающей организацией, но не исполнителем коммунальных услуг. Тем самым, ЛПУП «Пятигорская бальнеогрязелечебница» также лишило управляющую компанию возможности предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению гражданам, добросовестно их оплачивающим.

Таким образом, первое предупреждение об ограничении поставки тепловой энергии 20.07.2012г. было отправлено в адрес ООО УК «Коммунальщик» 12.07.2012г., второе – 18.07.2012г. Тем самым, установленный месячный срок, установленный Правилами №307 не был соблюден.

Своими действиями в несоблюдении установленного порядка введения ограничения тепловой энергии ЛПУП «Пятигорская бальнеогрязелечебница» нарушил пункт 4 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» - запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельности производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, выразившееся в несоблюдении установленного законодательством порядка прекращения ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать ЛПУП «Пятигорская бальнеогрязелечебница» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которого запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выражающиеся в экономически или технологически необоснованном сокращении или прекращении производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актам, выразившимся в нарушении антимонопольного законодательства не соблюдения установленного законодательством порядка прекращения ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны