Решение №026/01/10-713/2019 пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006... от 11 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 08.10.2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 11.10.2019 года                   г. Ставрополь

 

         Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

         Председатель Комиссии:

         Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

         Члены Комиссии:

         Гритчин И.Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

         Колесникова Ж.В. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,

         рассмотрев материалы дела № 026/01/10-713/2019, возбужденного в отношении МУП «Лермонтовгоргаз» (Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Нагорная, 10, ИНН 2629005046) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженных в не применении МУП «Лермонтовгоргаз» Методических рекомендаций, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8, при расчете стоимости ТО ВДГО И ВКГО, в присутствии на заседании представителя МУП «Лермонтовгоргаз»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение с жалобой на действия МУП «Лермонтовгоргаз» по повышению стоимости услуг технического обслуживания ВДГО на 14.6% и обоснованности применения при расчете стоимости ТО ВДГО не только методических рекомендаций, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 269-э/8 (далее — методические рекомендации), но и Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденного Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001г. №35.

         Ставропольским УФАС России, в целях всестороннего и полного рассмотрения обращения, было проведено антимонопольное расследование, в результате которого было установлено следующее.

         Расчет цен на ТО ВДГО и ВКГО МУП г. Лермонтова «Лермонтовгоргаз» произведен в соответствии с Методическими указаниями по использованию «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», утвержденными приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 г. № 35.

         Расчет цен производился согласно п. 1 «Приложения А» Примерного прейскуранта, утвержденного приказом ОАО «Росгазификация». При расчете цен учитывался прогнозный уровень инфляции на расчетный период. Утвержденные тарифы на ТО ВДГО и ВКГО являются едиными и применяются для неограниченного круга лиц.

         Из положений ч. ч. 2, 4 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" следует, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации.

         Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон № 69-ФЗ) данный Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.

         Положения указанного Федерального закона основываются на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации.

         В силу ст. 4 Закона N 69-ФЗ в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются принципы государственной политики в указанной области, в том числе и определение основ ценовой политики в отношении газа.

         Часть 1 (абз. 5) ст. 8 Закона N 69-ФЗ предусматривает, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения отнесено осуществление государственного регулирования использования стратегических запасов газа, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности систем газоснабжения, государственного экологического надзора в области газоснабжения, а также федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.

         Согласно ч. 2 ст. 8 Закона N 69-ФЗ Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе: устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах; утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (далее - неотключаемые потребители); устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации; утверждает порядок определения показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

         Одним из принципов государственной ценовой политики в области газоснабжения является федеральный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения (абз. 5 ст. 20 Закона N 69-ФЗ).

         Во исполнение данных норм закона Правительством Российской Федерации 14.05.2013 принято постановление N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", которым предписано Федеральной службе по тарифам утвердить Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (подп. "а" п. 3).

         Указанным постановлением Правительства Российской Федерации (п. 1) также утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила).

         Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем (п. 16 Правил).

         Пунктом 40 Правил установлено, что цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. В предыдущей редакции (до 04.09.2015 г.) методические рекомендации утверждались Федеральной службой по тарифам.

         Указанное положение подзаконного акта по своей юридической конструкции имеет отсылочный характер и указывает на необходимость применения методических рекомендаций при расчете стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Федеральной службой по тарифам.

         В целях реализации данного пункта Правил приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8 утверждены Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в которых приводятся формулы расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, указан порядок определения уровня рентабельности при формировании тарифов на работы (услуги) исполнителя по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

         В этой связи не применение МУП «Лермонтовгоргаз» Методических рекомендаций, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8, при расчете стоимости ТО ВДГО И ВКГО носит в себе признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

         В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

         нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

         На основании изложенного был издан приказ Ставропольского УФАС России от 20 июня 2019 года № 945 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МУП «Лермонтовгоргаз» (Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Нагорная, 10, ИНН 2629005046) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженных в не применении МУП «Лермонтовгоргаз» Методических рекомендаций, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8, при расчете стоимости ТО ВДГО И ВКГО.

         МУП «Лермонтовгоргаз» были представлены письменные пояснения по факту возбужденного дела, которые были приобщены к материалам дела № 026/01/10-713/2019.

         По мнению предприятия вышеуказанные методики носят рекомендательный характер и не являются обязательными для применения. В то же время для расчета услуг на ТО ВДГО предприятие применяет две методики.

         Расчет цен на ТО ВДГО и ВКГО МУП г. Лермонтова «Лермонтовгоргаз» был произведен в соответствии с Методическими указаниями по использованию «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», утвержденными приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 г. № 35. При расчете цен учитывался прогнозный уровень инфляции на расчетный период.

         Перечень работ (услуг) прейскуранта предприятия составлен в зависимости от обслуживаемого оборудования. Утвержденные тарифы на ТО ВДГО и ВКГО являются едиными и применяются для неограниченного круга лиц.

         В связи с наличием в действиях МУП г. Лермонтова «Лермонтовгоргаз» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, было подготовлено и направлено в адрес ответчика заключение об обстоятельствах дела. На заключение обществом были представлены объяснения в соответствии с которыми предприятие указывает на то, что применяет упрощенную систему налогообложения в связи с чем НДС на услуги не начисляются, на территории города Лермонтова осуществляют аналогичный вид деятельности еще ряд хозяйствующих субъектов, в связи с чем граждане свободны в выборе специализированной организации.

         Комиссия Ставропольского УФАС России, рассмотрев материалы дела и доводы сторон, отмечает следующие обстоятельства по рассматриваемому делу.

         1. Из положений частей 2, 4 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" следует, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации.

         Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.

         Положения настоящего Федерального закона основываются на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации.

         В силу ст. 4 Закона N 69-ФЗ в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются принципы государственной политики в указанной области, в том числе и определение основ ценовой политики в отношении газа.

         Часть 1 ст. 8 Закона N 69-ФЗ предусматривает, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения отнесено осуществление государственного регулирования использования стратегических запасов газа, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности систем газоснабжения, государственного экологического надзора в области газоснабжения, а также федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.

         Согласно ч. 2 ст. 8 Закона N 69-ФЗ Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе: устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах; утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (далее - неотключаемые потребители); устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации; утверждает порядок определения показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

         Одним из принципов государственной ценовой политики в области газоснабжения является федеральный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения (ст. 20 Закона N 69-ФЗ).

         Во исполнение данных норм закона Правительством Российской Федерации 14.05.2013 принято постановление N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", которым предписано Федеральной службе по тарифам утвердить Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (подп. "а" п. 3).

         Указанным постановлением Правительства Российской Федерации (п. 1) также утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила).

         В пункте 2 Правил даются определения понятием, используемым в Правилах, в том числе:

         - "исполнитель" - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

         - "специализированная организация" - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу;

         - "техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.

Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем (п. 16 Правил).

         Пунктом 40 Правила установлено, что цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. В предыдущей редакции (до 04.09.2015 г.) методические рекомендации утверждались Федеральной службой по тарифам.

         Указанное положение подзаконного акта по своей юридической конструкции имеет отсылочный характер и указывает на необходимость применения методических рекомендаций при расчете стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Федеральной службой по тарифам.

         В целях реализации данного пункта Правил приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8 утверждены Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в которых приводятся формулы расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, указан порядок определения уровня рентабельности при формировании тарифов на работы (услуги) исполнителя по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

         Таким образом, пояснения МУП «Лермонтовгоргаз» о том, что Методические рекомендации не обязательны для применения, ошибочны. Ставропольское УФАС России приходит к выводу о неправомерности применения Прейскуранта, разработанного Саратовским институтом ГипроНИИГаз, при формировании цен на указанные услуги для потребителей г. Лермонтова Ставропольского края.

         2. В рамках рассмотрения дела Комиссией был проведен сравнительный анализ тарифов, установленных на аналогичные услуги технического обслуживания ВДГО и ВКГО, оказываемые иными специализированными организациями: АО «Александровскрайгаз», АО «Газпром газораспределение Ставрополь», АО «Железноводскгоргаз», АО «Кисловодскгоргаз», АО «Нефтекумскрайгаз», АО «Новопавловскрайгаз», ОАО «Шпаковскрайгаз», ООО «Комфорт», АО «Пятигорскгоргаз».

         Исходя из пояснений указанных специализированных организаций, при формировании тарифов на услуги ТО ВДГО И ВКГО ими применялись  Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8. Анализ тарифов на ряд наиболее востребованных услуг указывает на значительное завышение этих тарифов со стороны МУП «Лермонтовгоргаз» по сравнению с иными специализированными организациями.

         Так стоимость услуги технического обслуживания плиты газовой 4-х горелочной и более без НДС у МУП «Лермонтовгоргаз» в 2019 году составила 261 руб., у ООО «Комфорт» - 180 руб, в то время как у ООО «Шпаковскрайгаз» стоимость на данный вид работ составляет 212 руб. с НДС.

         Техническое обслуживание емкостного водонагревателя  АГВ-80, АГВ-120, АОГВ-4, АОГВ-6, АОГВ-10 без НДС у МУП «Лермонтовгоргаз» в 2019 году составило стоимость в размере 414 руб., у ООО «Комфорт» - 300 руб., а у ООО «Шпаковскрайгаз» стоимость на данный вид работ составляет 335 руб. с НДС.

         Стоимость проверки герметичности внутреннего газопровода и газового оборудования при количестве приборов на 1 одном стояке до 5 у МУП «Лермонтовгоргаз» в 2019 году составила 173,63 руб. без НДС, у АО «Пятигорскгоргаз» - 172,0 руб. с НДС, у ООО «Комфорт» - 150 руб., а у ООО «Шпаковскрайгаз» стоимость данного вида работ составляет 140 руб. с НДС.

         Стоимость технического обслуживания бытового газового счетчика у МУП «Лермонтовгоргаз» в 2019 году составляло 100,17 руб. без НДС, а у ООО «Шпаковскрайгаз» - 81 руб. с НДС.

         Аналогичная ситуация складывается по многим другим позициям утвержденного Приказом МУП «Лермонтовгоргаз» от 29 ноября 2018 г. № 105-од Прейскуранта на услуги по техническому обслуживания и ремонту газораспределительных систем.

         Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что МУП «Лермонтовгоргаз» при формировании цен на оказание услуг (выполнение работ) на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования был применен Прейскурант, разработанный Саратовским институтом ГипроНИИГаз, и утвержденный ОАО «Росгазификация» 20.06.2001 г., а также не применены Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8, подлежащие применению в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, указанные действия привели к завышению у МУП «Лермотовгоргаз» стоимости услуг технического обслуживания ВДГО и ВКГО по сравнению с стоимостью аналогичного вида услуг, оказываемых иными специализированными организациями на территории муниципальных образований Ставропольского края.

         Указанные действия МУП «Лермонтовгоргаз» нарушают  пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

         В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, необходимо провести анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке с целью выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. В данном случае проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг технического обслуживания  ВДГО и ВКГО на территории города Лермонтова.

         Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

         Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

         временного интервала исследования товарного рынка;

         продуктовых границ товарного рынка;

         географических границ товарного рынка;

         состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве покупателей и продавцов;

         объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

         уровня концентрации товарного рынка;

         определение барьеров входа на товарный рынок;

         доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов);

         состояния конкурентной среды на товарном рынке;

         составление аналитического отчета.

         Целью настоящего исследования является изучение сложившихся характеристик и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг технического обслуживания  ВДГО и ВКГО на территории города Лермонтова.

         Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации антимонопольным управлением были использованы данные, предоставленные:

         - хозяйствующими субъектами -участниками рынка;

         - сведения с сайта Управления Ставропольского края по жилищному и строительному надзору- http://nadzor26.ru.

         Нормативные акты, регламентирующие данный вид деятельность:

         - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»;

         - Приказ Минрегиона РФ от 26.06.2009 N 239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации";

         - Приказ Ростехнадзора от 02.12.2009 N 1001 (ред. от 27.10.2017) "Об утверждении Методических рекомендаций по контролю за техническим обслуживанием и состоянием внутридомового газового оборудования";

         - Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (ред. от 09.09.2017) "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан");

         - Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования";

         - Постановление Правительства РФ от 09.09.2017 N 1091 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования";

         -  классификаторы и иные нормативно-правовые акты.

         2. Временной интервал исследования рынка. Временной интервал исследования принимаем период 2018 год – январь – май 2019 года.

         3. Продуктовые границы товарного рынка.

         Продуктовые границы анализируемого рынка можно определить как услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО.

         4. Географические границы товарного рынка. Географические границы следует считать административные границы города Лермонтова.

         5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке.

         Деятельность по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО на территории города Лермонтова на ряду с МУП "Лермонтовгоргаз" осуществляют еще 2 хозяйствующих субъекта.

         6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

         Доля МУП «Лермонтовгоргаз» на рассматриваемом рынке составила в  2018 году 99,6 %, январь-май 2019 года 99,4 %.

         7. Определение уровня концентрации товарного рынка.

         Рынок услуг технического обслуживания  ВДГО и ВКГО на территории города Лермонтов Ставропольского края за период 2018 года и январь-май 2019 года относится к высококонцентрированному типу рынка.

         8. Определение барьеров входа на рынок.

         В качестве барьеров входа на рынок можно отметить следующие:

         преимущество хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в связи с наличием у действующих хозяйствующих субъектов долгосрочных договоров с приобретателями услуг по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО;

         наличие квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по итогам обучения;

         оснащение специализированной организацией средствами контроля и измерений, контрольно-измерительным оборудованием, прошедшим метрологический контроль, сертифицированными материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, обеспечивающими возможность выполнения соответствующих работ. Все средства измерений (измерительные приборы, стандартные образцы и тому подобное), методики (методы) измерений должны быть соответственно калиброваны и аттестованы в установленном порядке.

         необходимость обладать статусом специализированной организации для предоставления услуг по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО (до сентября 2017 года техническое обслуживание ВДГО и ВКГО могли осуществлять только организации, являющиеся газораспределительными).

Барьеры входа на товарный рынок преодолимы.

         9. Установление доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов).

         На территории города Лермонтова МУП г. Лермонтова «Лермонтовгоргаз» занимает доминирующее положение  в 2018 году с долей 99,6 %, за период с января по май 2019 года с долей 99,4 %.

         10. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

         Из значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана видно, что рынок оказания услуг по техническому обслуживания  ВДГО и ВКГО на территории города Лермонтова является высококонцентрированным и находится в состоянии монополии.

Исследуемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

         Для заключения договора газоснабжения для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан с газораспределительной организацией, необходимо наличие копии договора о техническом обслуживании и ремонте ВГДО и ВКГО.

         В связи с этим, договор на техническое обслуживание ВДГО и ВКГО заключается в основном с газораспределительной организацией.

         На территории г. Лермонтова доминирующее положение занимает МУП г. Лермонтова «Лермонтовгоргаз».

         В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

         нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

         На основании вышеизложенного, комиссия Ставропольского УФАС России приходит к выводу, что в действиях МУП «Лермонтовгоргаз» (Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Нагорная, 10, ИНН 2629005046), выраженных в не применении МУП «Лермонтовгоргаз» Методических рекомендаций, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8, при расчете стоимости ТО ВДГО И ВКГО имеет место нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

1.  Признать МУП «Лермонтовгоргаз» (Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Нагорная, 10, ИНН 2629005046) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно в не применении МУП «Лермонтовгоргаз» Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8, при расчете стоимости ТО ВДГО И ВКГО.

2. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

    1. В срок до 29 ноября 2019 года произвести расчет стоимости (тарифов) на услуги технического обслуживания и ремонта ВГДО и ВКГО в соответствии с  Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8 и утвердить соответственно рассчитанные тарифы

Об исполнении предписания сообщить в течение 3-х дней с момента исполнения.

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

Д.Н. Сапунов

 

И.Н. Гритчин

                                     

                             Ж.В. Колесникова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны