Постановление №8 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о наложении штрафа по делу об ... от 4 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

21 февраля 2018 года                                                                                     г. Ставрополь

 

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Сапунов Дмитрий Николаевич, рассмотрев материалы административного дела № 8, возбужденного 15.01.2018 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении ООО «Гэллэри Сервис» /121087, г. Москва, проезд Багратионовский, д. 7, корп. 20А; ИНН 7714564333; КПП 773001001; ОГРН 1047796590159; зарегистрировано в качестве юридического лица 01.01.2008/ по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение части 1 статьи 28 и статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителя ООО «Гэллэри Сервис» - директора филиала ООО «Гэллэри Сервис» в г. Ставрополе <…> по доверенности № 320 от 07.09.2017г.,  Общество надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении №35500320004901.

УСТАНОВИЛ:

 

В результате проведения контрольного мероприятия по проверке ООО «Гэллэри Сервис»/ 121078, г. Москва, Багратионовский проезд, 7, стр. 20 а, ИНН 7714564333, ОГРН 1047796590159/ в г. Ставрополе по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рекламе были выявлены нарушения Федерального закона «О рекламе» (приказ от 27.10.2017 г. № 2215).

1) В июле 2017 года в г. Ставрополь, пр. Кулакова  на основании Договора №ССТ-15/05/2017 от 26.05.2017 г. на щите наружной рекламы распространялась следующая реклама: «ALEX Fitness Улётный фитнес в Турцию за наш счёт ул. Ленина, 381, ТЦ «Красная Линия» 20-65-33».

В нижней части данного рекламного баннера приводится дополнительная информация в качестве сноски мелким‚ сложно читаемым шрифтом следующего содержания: «Предложение действительно с 01.07.2017 по 31.07.2017. Подробная информация об организаторе акции, правилах ее проведения в отделе продаж».

Данная реклама адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к акции, проводимой в Alex Fitness.

Информация о сроках проведения указанного мероприятия, источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения находится в нижней части рекламной конструкции, указана гораздо меньшим шрифтом и нераспознаваема без специальных приспособлений, поэтому не воспринимается частью потребителей рекламы. Потребители, проезжающие на личном или общественном транспорте, способны импульсно воспринять часть информации, указанную более крупным шрифтом (Улетный фитнес Турция на наш счет). Поэтому потребители рекламы не проинформированы о сроках и условиях данного мероприятия.

Из вышесказанного следует вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать ее.

 

2) В апреле-мае 2017 года в г. Ставрополь на основании Договора №1342/ГС-11 от 25.10.2011 г. на щитах наружной рекламы (пр. Кулакова – ул. Васильева, ул. Ленина, 184, ул. Мира – ул. Розы Люксембург, ул. Шеболдаева – пр. Юности) распространялась следующая реклама: «Денежные переводы в офисах «Билайн» 0 рублей комиссия* Золотая Корона»

В нижней части данного рекламного баннера приводится дополнительная информация в качестве сноски мелким‚ сложно читаемым шрифтом следующего содержания: «*Тариф действует с 01.03.2017 по 31.05.2017 при отправке денежного перевода в Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Услуга по переводу денежных средств осуществляется РНКО «Платежный Центр» (ООО) без открытия банковского счета. Лицензия ЦБ РФ №3166-Л от 14.04.2014 г. на основании договора о комплексном обслуживании клиента (текст на сайте www.rnko.ru.

Данная реклама адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к финансовой услуге «денежные переводы», осуществляемой в офисах «Билайн».

Информация об операторе платежной системы находится в нижней части рекламы, указана гораздо меньшим шрифтом и нераспознаваема без специальных приспособлений, поэтому не воспринимается частью потребителей рекламы. Поэтому потребители рекламы не проинформированы, кем именно предоставляется данная услуга денежных переводов.

Из вышесказанного следует вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать ее.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе", реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»‚ объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее – стимулирующее мероприятие), должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Согласно разъяснений ВАС РФ выраженных в пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Читаемость спорной информации должна оцениваться сугубо с позиции обычного потребителя обладающего средним зрением, воспринимающим рекламный баннер в различное время, с различных и самое главное доступных с позиции безопасности и правил дорожного движения мест обзора.

Следовательно, способ доведения необходимой в соответствии с рекламным законодательством информации в виде сноски мелким шрифтом‚ является ненадлежащим.

Рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «Гэллэри Сервис» /121087, г. Москва, проезд  Багратионовский, д. 7, корп. 20А; ИНН 7714564333; КПП 773001001; ОГРН 1047796590159; зарегистрировано в качестве юридического лица 01.01.2008/.

30.01.2018 в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные объяснения ООО «Гэллэри Сервис», в которых общество сообщает, что размещение рекламной информации, выполненной более мелким шрифтом, не свидетельствует об отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре. Информация о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги, и о стимулирующем мероприятии была указана в рекламно-информационном материале, и любой потребитель, заинтересовавшийся рекламным слоганом, имел возможность ознакомиться с интересующей его информацией (вх. №700 от 30.01.2018).

Должностное лицо Ставропольского УФАС России, изучив материалы административного дела и представленные ООО «Гэллэри Сервис» доводы и документы, приходит к следующему выводу.

Общая площадь рекламного макета «Денежные переводы в офисах «Билайн», представленного ООО «Гэллэри Сервис» на бумажном носителе формата А4 составляет 447 кв. см. (высота – 15 см, длина 29,8 см). Высота шрифта словосочетания «Денежные переводы» - 1 см. Высота цифры «0» составляет 2,9 см. Высота «звездочки», свидетельствующей о наличии сноски - 0,1 см. Высота текста в сноске, которым указана информации о лице, представляющем услугу денежных переводов – 0,2 см.

Учитывая размер щита наружной рекламы (высота – 3 метра, длина 6 метров), представляется возможным высчитать высоту шрифта вышеуказанной рекламы с помощью следующей пропорции: при высоте макета 15 см – высота шрифта 0,2 см, при высоте рекламного баннера 300 см – размер шрифта Х, и т.д.

Таким образом, применяя данную пропорцию к вышеуказанным показателям, высота шрифта словосочетания «Денежные переводы» на рекламном щите составит приблизительно 20 см (300х1/15=20), высота цифры 0 - 58 см (300х2,9/15=58), высота «звездочки» - 2 см (300х0,1/15=2), высота текста в сноске – не более 4 см (300х0,2/15=4).

Вышеуказанная реклама была представлена на обозрение 24 часа в сутки, то есть освещенность в разное время суток различная. Потребители, проезжающие на автотранспорте и пешеходы, проходящие по тротуару, рекламную информацию воспринимают сбоку. Щит от пешеходной зоны отделяет проезжая часть (2 полосы).  Учитывая ширину дороги (2 полосы не менее 5,5 м), высоту расположения щита, дополнительное расстояние до пешеходной дорожки, освещенности, можно сделать вывод о невозможности прочтения мелкого шрифта человеку с нормальным зрением. Таким образом, потребитель не может воспринять данную рекламную информацию, указанную мелким шрифтом (около 4 см). Следовательно, с указанного расстояния потребители рекламы не проинформированы, кем именно предоставляется услуга денежных переводов.

Общая площадь рекламного макета «Улетный фитнес», представленного ООО «Гэллэри Сервис» на бумажном носителе формата А4 составляет 447 кв. см (высота – 15 см, длина 29,8 см). Высота шрифта словосочетания «В Турцию за наш счёт» - 1 см. Высота «звездочки», свидетельствующей о наличии сноски - 0,2 см. Высота текста в сноске, которым указана информации об условиях стимулирующего мероприятия, сроках его проведения, источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения и т.д. – 0,1 см.

Таким образом, применяя вышеуказанную пропорцию, высота шрифта словосочетания «В Турцию за наш счёт» составит 20 см (300х1/15=20), высота «звездочки» - 4 см (300х0,2/15=4), высота текста в сноске – 2 см (300х0,1/15=2).

Вышеуказанная реклама размещалась между проезжими частями. Реклама была представлена на обозрение 24 часа в сутки, то есть освещенность в разное время суток различная. Рекламная конструкция представляла собой призматрон (рекламоноситель, визуальная поверхность которого, состоит из трёхгранных поворачивающихся призм), что также способствует затруднительному восприятию текста, выполненного мелким шрифтом, из-за вертикальных прорезей по всей поверхности рекламы. Потребители, проезжающие на автотранспорте и пешеходы, проходящие по тротуару, рекламную информацию воспринимают сбоку. Щит от пешеходной зоны отделяет проезжая часть (2 полосы).  Учитывая ширину дороги (2 полосы не менее 5,5 м), высоту расположения щита, дополнительное расстояние до пешеходной дорожки, освещенности, можно сделать вывод о невозможности прочтения мелкого шрифта человеку с нормальным зрением. Подойти ближе к рекламному щиту не представляется возможным, поскольку щит расположен на небольшом газоне между двумя проезжими частями. Пешеходный переход в том месте отсутствует. Таким образом, потребитель не может воспринять данную рекламную информацию, указанную мелким шрифтом (2 см). Следовательно, потребители рекламы не проинформированы об условиях стимулирующего мероприятия, сроках его проведения, источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения и т.д.

Таким образом, совокупность таких особенностей как: месторасположение, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написана информация о том, кем предоставляется услуга денежных переводов и информация об условиях стимулирующего мероприятия, указанная мелким сложно читаемым шрифтом, лишает возможности потребителей получить полный текст (информацию) делая доступным только основной текст: «Денежные переводы в офисах Билайн 0 рублей комиссия*» и «Улётный фитнес В Турцию за наш счёт».

Из вышесказанного следует вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать ее.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ.

Следовательно, способ доведения необходимой в соответствии с рекламным законодательством информации в виде сноски мелким шрифтом‚ является ненадлежащим.

Таким образом, в рекламе ООО «Гэллэри Сервис» допущены нарушения части 1 статьи 28 и статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившиеся в распространении рекламы финансовых услуг, без указания наименования лица, оказывающего соответствующие финансовые услуги, и рекламы, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее – стимулирующее мероприятие), без указания сроков проведения такого мероприятия и источника информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

ООО «Гэллэри Сервис» имело возможность для соблюдения рекламного законодательства, однако не предприняло всех необходимых для этого мер.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, содержит условия замены административного штрафа предупреждением.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

ООО «Гэллэри Сервис» не является субъектом малого и среднего предпринимательства, поэтому на ООО «Гэллэри Сервис» не распространяется действие части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правонарушение, допущенное Обществом обладает повышенной опасностью и понятие «малозначительность» к нему неприменимо.

Допущенное ООО «Гэллэри Сервис» правонарушение несет в себе существенную угрозу, поскольку следствием этого правонарушения являются посягательства на права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, закрепленные статьей 1 Закона №38-ФЗ.

Общественные отношения, связанные с рекламой финансовых услуг, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования в финансовой сфере. Посягательство на них несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на финансовое состояние человека.

Так как информация о предоставлении финансовых услуг, содержащаяся в рекламе, распространенной ООО «Гэллэри Сервис», адресованная неопределенному кругу лиц, не доведена до потребителя надлежащим образом, то неопределенный круг лиц не был проинформирован о наименовании лица, оказывающего эти финансовые услуги.

Таким образом, допущенное ООО «Гэллэри Сервис» правонарушение не является малозначительным.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено. В то же время имеются обстоятельства‚ отягчающие административную ответственность.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ‚ обстоятельством‚ отягчающим административную ответственность‚ признаётся повторное совершение однородного административного правонарушения‚ если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию‚ по которому не истёк срок‚ предусмотренный статьёй 4.6 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьёй 4.6 КоАП РФ‚ следует‚ что лицо‚ которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения‚ считается подвергнутым данному наказанию в течению одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

ООО «Гэллэри Сервис» было подвергнуто административному наказанию в соответствии с Постановлением № 422 о наложении штрафа от 17.08.2017г. (12.09.2017 штраф оплачен) и Постановлением № 641 от 06.12.2017г. (в настоящий момент обжалуется в суде первой инстанции).

На основании статьи 4.3 КоАП РФ‚ вышеуказанное обстоятельство признаётся‚ как обстоятельство‚ отягчающее административную ответственность.

Руководствуясь частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе», статьями 2.1, 4.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать ООО «Гэллэри Сервис» /121087, г. Москва, проезд Багратионовский, д. 7, корп. 20А; ИНН 7714564333; КПП 773001001; ОГРН 1047796590159; зарегистрировано в качестве юридического лица 01.01.2008/ виновным в совершении нарушения части 1 статьи 28 и статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
  2. Назначить ООО «Гэллэри Сервис» /121087, г. Москва, проезд Багратионовский, д. 7, корп. 20А; ИНН 7714564333; КПП 773001001; ОГРН 1047796590159; зарегистрировано в качестве юридического лица 01.01.2008/ наказание в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей (300.000).

     

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются по следующим реквизитам:

«Получатель» - УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, Отделение Ставрополь г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000. Код доходов бюджета 161 1 16 26000 01 6000 140. Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе по Постановлению № 8 от 21.02.2018. УИН: 16112022100001116358.

В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, примет решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                     Д.Н. Сапунов

Связанные организации

Связанные организации не указаны