Решение б/н Решение по делу №81 о нарушения антимонопольного законодател... от 12 марта 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

09 ноября 2012 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

Черкашина О.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №81 возбужденное в отношении ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58, 356530) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> (ул. Тутиновая, 58, г. Светлоград) на действия ОАО «Светлоградрайгаз» по установлению высокой стоимости работ по установке водонагревательной колонки.

По результатам проведенного расследования в действиях ОАО «Светлоградрайгаз» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного возбуждено дело в отношении ОАО «Светлоградрайгаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела <***> поддержал доводы своей жалобы, полагает что предложенная цена ОАО «Светлоградрайгаз» за установку водонагревательной колонки необоснованна, завышена и нарушает его законные права и интересы.

ОАО «Светлоградрайгаз» при рассмотрении дела указал, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

На основании заявления гр. <***> (далее- «Заказчик») между ОАО «Светлоградрайгаз» и Заказчиком в соответствии с действующим законодательством был заключен договор подряда №134 от 25.06.2012года и дополнительное соглашение от 28.08.2012года на выполнение работ по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания и пусковые работы по объекту, расположенному г. Светлоград, ул.Тутиновая,58.

В результате договорных обязательств ОАО «Светлоградрайгаз» по заданию Заказчика - <***> выполнило соответствующий технологический перечень работ предусмотренный заключенным договором и Дополнительным соглашением в соответствии с проектным решением. В результате сторонами был подписан Акт о приемке выполненных работ от 28.08.2012года (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3) и произведена оплата в полном объеме.

Расчеты для Заказчика на строительно-монтажные работы сформированы в соответствии с проектным решением.

Согласно условиям заключенного договора, стоимость строительно-монтажных работ определяется в соответствии с методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, принятой и введенной в действие с 09.03.2004г., Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. №15/1. Территориальные единичные расценки предназначены для определения затрат при выполнении строительных работ и составления на их основе сметных расчетов (смет).

Сметно-нормативная база ТСНБ-2001 СК (редакция 2010 года) разработана отделом по ценообразованию в строительстве государственного учреждения архитектуры и градостроительства Ставропольского края, согласованы письмом министерства регионального развития Российской Федерации от 21.12.2010 №42905-КК/08, утверждены приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 22.11.2010 года №351. Внесены в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства на территории Ставропольского края под регистрационным номером 63 от 10.12.2010 г.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края проводится в целях установления доминирующего положения ОАО «Светлоградрайгаз» (адрес: 356500; ул. Комсомольская, д.59, г. Светлоград) на указанном товарном рынке в связи с рассмотрением Ставропольским УФАС России обращения физического лица на действия ОАО «Светлоградрайгаз», выразившиеся в установлении высоких цен на выполнение строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края. В указанных действиях ОАО «Светлоградрайгаз» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке и установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта применены следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированный в Минюсте РФ 2 августа 2010 года №18026 (далее – Порядок проведения анализа);

- административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 №5.

В качестве источников исходной информации для проведённого исследования товарного рынка использованы сведения:

- ОАО «Светлоградрайгаз»;

- хозяйствующих субъектов – участников рынка;

- классификаторов и иных нормативных актов.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для рассматриваемого рынка необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, поэтому в целях настоящего исследования анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края проведен за 2011 год.

Строительно-монтажные работы выполняются на основании заключаемых договоров строительного подряда на выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией на газоснабжение жилого дома, принадлежащего гражданину на праве частной собственности.

До начала выполнения строительно-монтажных работ заказчику необходимо завершить отделочные работы внутри помещений кухни и/или топочной. Кроме того, выполнение работ по устройству дымовых и вентиляционных каналов, монтажу системы горячего водоснабжения обеспечиваются домовладельцем самостоятельно.

После выполнения строительно-монтажных работ газопровода и внутридомовой системы газоснабжения и приемки их в эксплуатацию заказчик заключает с ОАО «Светлоградрайгаз» договор на снабжение природным газом и техническое обслуживание газового оборудования, после чего ОАО «Светлоградрайгаз» производит врезку и пуск газа в газопроводы и газовое оборудование.

В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2007) – ОКВЭД в подразделе «FA СТРОИТЕЛЬСТВО» имеется код:

- 45.3 монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений.

В данном анализе рассматриваются услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края.

Согласно статьи 4 закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа определение географических границ рынка проводится (в том числе) на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В нашем случае в управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратилось физическое лицо, проживающее на территории Петровского района Ставропольского края. Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов рассмотрен в пределах административных границ Петровского района Ставропольского края.

Деятельность услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов не является лицензируемым видом деятельности. На территории Петровского района Ставропольского края услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов могут осуществлять организации, состоящие в СРО и ведущие деятельность в сфере строительства, а также непосредственно ОАО «Светлоградрайгаз».

Потребителями услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края является население района, проживающее в частном секторе.

ОАО «Светлоградрайгаз» осуществляет обязательный технический надзор за строительством газовых сетей и, соответственно, располагает полной информацией о хозяйствующих субъектах, осуществлявших строительно-монтажные работы по газификации жилых домов.

Перечень организаций, выполнявших строительно-монтажные работы на территории Петровского района Ставропольского края в 2011 году, представлен ОАО «Светлоградрайгаз» таблица №1.

 

 

 

Таблица №1

 

Состав хозяйствующих субъектов

 

 

 

№п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Адрес

1

ОАО «Светлоградрайгаз»

ул. Комсомольская, д. 59,

г. Светлоград,

Ставропольский край, 356500

2

ООО «Идеал 2000»

ул. Ленина, 481,
г. Ставрополь, 355000

3

ООО «Ставропольгазстрой»

ул. Доваторцев, 40А,
г. Ставрополь, 355000

 

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края стали сведения, представленные ОАО «Светлоградрайгаз» и другими хозяйствующими субъектами, оказывающими данные услуги.

ОАО «Светлоградрайгаз» в 2011 году выполнило строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края на сумму 1427,754 тыс. руб. Доля ОАО «Светлоградрайгаз» составила 100%.

Иные организации в 2011 году услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края не оказывали.

Рассматриваемый рынок высококонцентрированный, CR-3>70%, HHI>2000.

Исследуемый рынок характеризуется преодолимыми барьерами, которые связаны, в основном, с уже установившимися связями между хозяйствующими субъектами, оказывающими строительно-монтажные работы по газификации индивидуальных жилых домов и потребителями этих услуг.

 ОАО «Светлоградрайгаз» имеет бесспорное преимущество на исследуемом рынке. Барьеры преодолимы.

Рынок услуг по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов на территории Петровского района Ставропольского края является высококонцентрированным и относится к рынку с неразвитой конкуренцией, что является следствием исторически сложившихся связей между хозяйствующими субъектами и потребителями этих услуг. ОАО «Светлоградрайгаз» имеет долю на указанном рынке >50% и занимает доминирующее положение.

Фактическими обстоятельствами дела установлено, между ОАО «Светлоградрайгаз» и <***> заключен договор подряда №134 (физические лица) от 25.06.2012 года. Предметом договора определено, что подрядчик по поручению заказчика, обязуется своими силами, либо с привлечением иных лиц, за свои риск и определенную плату выполнить следующие работы и услуги: работы по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания, пусковые работы, ул. Тутиновая, 58, в объеме, но согласованной сторонами предварительной локальной смете, прилагаемой к настоящему договору и является его неотъемлемой частью. Стоимость монтажных и других подлежащих выполнению работой услуг, определяется договорной ценой, которая на момент заключения настоящего договора определяется в сумме 14660,32 рублей.

Дополнительным соглашением от 28.08.2012 года к договору №134 от 25.06.2012 года в условия договора №134 были внесены следующие изменения:

- подрядчик по поручению заказчика, обязуется своими силами, либо с привлечением иных лиц, за свой риск и определенную плату выполнить следующие работы и услуги: работы по устройству внутренних инженерных систем газоснабжения здания, пусковые работы, по объекту, расположенному г. Светлоград ул. Тутиновая, 58, в объеме, но согласованной сторонами локальной сметах №1 и №2, прилагаемых к настоящему договору и является его неотъемлемой частью.

- общая стоимость монтажных и других подлежащих выполнению работ по настоящему договору определена сторонами в сумме 13138 (тринадцать тысяч сто тридцать восемь) рублей 12 копеек, в том числе НДС 2004,12 рублей.

На рынке услуг по мимо ОАО «Светлоградрайгаз» участвуют еще два субъекта, ООО «Идал 2000» и ООО «Ставропольгазстрой».

В исследуемый период за 2011 года ООО «Идал 2000» и ООО «Ставропольгазстрой» на территории Петровского района услуги по выполнению строительно-монтажных работ по газификации индивидуальных жилых домов не выполнялись.

В тоже время управлением были запрошены иные хозяйствующие субъекты на территории Ставропольского края:

ОАО «Шпаковскрайгаз», согласно письма от 07.08.2012 года за исходящим №1481/01-14, сообщило, что стоимость строительно-монтажных работ по установке водонагревательной колонки составляет 1700 рублей (в том числе НДС). Стоимость пусконаладочных работ составляет 1588 рублей, в том числе НДС.

ОАО «Кисловодскгогаз», согласно письма от 14.08.2012 года исходящим №7/604, приобщило локально сметный расчет – установка водонагревателя проточного, исходя из которого работы по установке составят 3363,26 рублей, вместе с пусконаладочными работами 6400,53 рублей.

ОАО «Кочубеевскрайгаз» письмом от 03.08.2012 года №954 сообщило, что стоимость пусконаладочных работ составляет 1285,9 рублей, в том числе НДС.

ОАО «Пятигорскгоргаз» письмом от 08.08.2012 года за исходящим номером 05/837 предоставило выписку из прейскуранта, согласно которой стоимость первичного пучка газа для населения составит 1148,2 рублей с НДС. Монтаж, опрессовка, смазка и подключение проточного водонагревателя с присоединением к газопроводу составляет 1028 рублей.

Таким образом, стоимость работ по монтажу водонагревательной колонки <***>, является явно завышенной.

Исследовав представленные обществом локальные сметы №1 и №2, управлением установлено недоказанность обществом необходимости и обоснованности применения цены, в несколько выше, чем установлено на сопоставимом рынке услуг по выполнению строительно-монтажных работ.

В тоже время в локальной смете №1 кроме услуги по обвязки водонагревателей проточных, предусмотрена услуга обвязка водонагревателей емкостных, в то время как услуга обвязка водонагревателей емкостных отсутствует в заявление <***> от 27.04.2012 года, в акте приемки, законченного строительства объекта газораспределительной системы от 30.08.2012 года и в акте - наряде №342 на первичный пуск газопроводов и газоиспользующего оборудования жилых зданий от 31.08.2012 года. Следовательно, в выданном акте о приемке выполненных работ ОАО «Светлоградрайгаз» включила работы, фактически не выполняемые обществом в рамках заявления <***> по установке водонагревательной колонки. Как уже выше было указано, что <***> была определена услуга по выполнению работ одна (установка водонагревательной колонки), и в актах выполняемых работ отражено только выполнение этой работы, а по факту оплатить необходимо дополнительные услуги, выполнение которых не подтверждено документально.

В соответствии со статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (для его обозначения введено юридико-техническое сокращение "сопоставимый товарный рынок"), при наличии такого рынка на территории России или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Таким образом, в действиях ОАО «Светлоградрайгаз» установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту установления монопольно высокой цены на монтажные работы газового оборудования <***>.

Выдать ОАО «Светлоградрайгаз» (г. Светлоград, ул. Комсомольская, 58) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в четырнадцатидневный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушения выразившейся в установлении монопольно высокой цены, превышающий сопоставимые цены на сопоставимом рынке, а именно: исключить из акта о приемке выполненных работ от 28.08.2012 года б/н, выданного <***>:

- из локальной сметы №1 работы по обвязке водонагревателей емкостных (котла) (пункт 2);

- в локальной смете №2 применить стоимость технического надзора за строительством газопровода и монтаж газового оборудования при установке 1 прибора (водонагревательной колонки) и исключить услугу «повторный пуск в эксплуатацию газового оборудования отопительного аппарата (котла) (при установке бытового счетчика газа необходимо применять коэф. 1,1, при повторном пуске необходимо применять коэф. 0,6)».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны