Решение №26 части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - Ф... от 20 июня 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

по делу № 26 о нарушении законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

20 июня 2019 года                                                                                     г. Ставрополь

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Золина Г.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя                                                      управления; Долидович Е.Е. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Табулова Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 26 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях ООО «Салютэ» /357101, г. Невинномысск, ул. Зои Космодемьянской, д. 1, ИНН 2631033227, КПП 263101001, ОГРН 1152651004164, зарегистрировано в качестве юридического лица 25.02.2015/ признаков нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»,

в присутствии директора ООО «Салютэ» - <…> и представителя ООО «Салютэ» по доверенности – <…>,                                                                       

У  С  Т  А  Н  О  В  И  Л  А:

 

В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона «О рекламе».

08 марта 2019 в городе Невинномысске, по ул. Менделеева на конструкциях, расположенных на фонарях уличного освещения, был зафиксирован факт распространения рекламы следующего содержания:

- «SALUTE медицинский центр. УЗИ диагностика. +79289111919 ул. Зои Космодемьянской».

В данной рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Вышеуказанная реклама распространялась на основании договора аренды №41 от 01.03.2019, заключенного между ООО «Центр наружной рекламы» и ООО «Салютэ»; акта №143 от 31.03.2019; акта №208 от 30.04.2019; акта №284 от 31.05.2019; договора №0019-G от 12.09.2017, заключенного между ИП Чуйковым С.А. и ООО «Салютэ».

ООО «Салютэ» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии №ЛО-26-01-004560 от 20.07.2018.

Таким образом, рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Салютэ» /357101, г. Невинномысск, ул. Зои Космодемьянской, д. 1, ИНН 2631033227, КПП 263101001, ОГРН 1152651004164, зарегистрировано в качестве юридического лица 25.02.2015/.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Таким образом, ООО «Салютэ» нарушило часть 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», нарушение выразилось в распространении рекламы медицинских услуг без указания предупреждения о возможных противопоказаниях, необходимости получения консультации со специалистом.

14.06.2019 в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные пояснения директора ООО «Салютэ» М.Е. Прошиной, в которых указано, что целью рекламы было проинформировать население о видах деятельности, которые осуществляет медицинский центр. УЗИ – это вид медицинской деятельности, поэтому Общество решило, что требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» не распространяются на данную рекламу.

Изучив вышеуказанные доводы и материалы дела, комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования, распространенной рекламы, являются  медицинские услуги, оказываемые ООО «Салютэ». Следовательно, на рекламу ООО «Салютэ» распространяются требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Распространенная ООО «Салютэ» информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к медицинским услугам, оказываемым Обществом.

Целевым назначением спорной рекламы, является именно продвижение оказываемых медицинских услуг ООО «Салютэ».

Внимание потребителей рекламы концентрируется на медицинской услуге (УЗИ диагностика), оказываемой ООО «Салютэ», которой могут воспользоваться потребители в клинике «Салютэ».

В пункте 22 Постановлении Пленума высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона «О рекламе» указано, согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказания к их применению.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной  Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 №1664н. В данном перечне указаны такие медицинские услуги, как:

- А04.07.002 – УЗИ слюнных желез;

- А04.14.002 – УЗИ желчного пузыря;

- А04.16.001 – УЗИ органов брюшной полости;

- А04.20.002 – УЗИ молочных желез;

- А04.30.001 – УЗИ плода;

- А04.30.010 – УЗИ органов малого таза и др.

Пункт 3 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» раскрывает содержание понятия  «медицинская деятельность». Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга». В связи с этим необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской помощи, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.

Следовательно, информация об УЗИ диагностике, указанная в спорной рекламе, является именно информацией о  медицинских услугах, реализуемых обществом для потребителей.

У ООО «Салютэ» имелась возможность обеспечить соблюдение законодательства о рекламе при распространении рекламы, но общество  не приняло к тому разумных и адекватных мер, не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, не организовало соответствующий контроль за соблюдением требований действующего законодательства.

Право потребителя на получение информации о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, закрепленное  в части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», обеспечивает защиту законных интересов потребителя в момент восприятия рекламы медицинских услуг, т.е. задолго до того момента, как потребитель обратится в медицинское учреждение за оказанием медицинских услуг.

Требование законодательства о необходимости сопровождать соответствующую рекламу предупреждением о наличии противопоказаний обусловлено необходимостью защиты здоровья граждан, которые в силу отсутствия специальных знаний объективно лишены возможности адекватно оценивать последствия для своей жизни и здоровья использования рекламируемых лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг.

Таким образом, в рекламе распространенной ООО «Салютэ» допущены нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившиеся в распространении рекламы медицинских услуг без надлежащего предупреждения о наличии противопоказаний к их применению.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р  Е  Ш  И  Л  А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «Салютэ» /357101, г. Невинномысск, ул. Зои Космодемьянской, д. 1, ИНН 2631033227, КПП 263101001, ОГРН 1152651004164, зарегистрировано в качестве юридического лица 25.02.2015/ поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО «Салютэ» /357101, г. Невинномысск, ул. Зои Космодемьянской, д. 1, ИНН 2631033227, КПП 263101001, ОГРН 1152651004164, зарегистрировано в качестве юридического лица 25.02.2015/ предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 26.06.2019. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                             Г.В. Золина

 

Члены Комиссии                                                                                   Е.Е. Долидович

 

         Д.А. Табулова

Связанные организации

Связанные организации не указаны