Определение №026/01/17-2/2019 пункта 2 и пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона ... от 26 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №  026/01/17-2/2019 О НАРУШЕНИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

 26 марта 2019 года

г. Ставрополь

 

Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Сапунов Д.Н.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

      Казенным предприятием Ставропольского края «СТАВИМПЭКС» 16.11.2018 года на официальном сайте Российской Федерации о проведении торгов www.torgi.gov.ru опубликовало извещение о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи транспортных средств.

Аукцион состоялся 14.12.2018 г. Согласно протокола №2  проведения аукциона, на участие в аукционе поступило 4 заявки:

  1. «…………» - допущен к участию в аукционе;
  2. ЧУДПО «Учебно – курсовой комбинат Ставрополькрайагрокомплекс» - допущен к участию в аукционе;
  3. «………….»- допущен к участию в аукционе;
  4. «………..»– допущен к участию в аукционе.

         Последнее предложение о цене договора сделано было «………» по цене договора 1524600,00 р. В тоже время победителем аукциона признано  ЧУДПО   «Учебно – курсовой комбинат Ставрополькрайагрокомплекс», заявившее  о своем согласии заключить договор  по цене  1524600,00 р. В протоколе указано, что указанное лицо признано победителем аукциона как действующий правообладатель по договору аренды, письменно уведомивший организатора аукциона о желании заключить договор по объявленной цене.

       Таким образом, победителем был признан действующий  правообладатель, заявивший право заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора на основании пп. 5 п. 141     Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".

        По результатам проведенного аукциона, между КП СК «Ставимпэкс» и  ЧУДПО «Учебно – курсовой комбинат Ставрополькрайагрокомплекс» заключен договор №1-А от 25.12.2018 года купли-продажи транспортных средств.

         В пункте 1.1.1 аукционной документации указано, что настоящий аукцион проводится в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Приказа ФАС от 10 февраля 2010 г. № 67«О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее Приказ), а также иным законодательством, регулирующим  переход права собственности, включая нормативные правовые акты Ставропольского края. В части, прямо не урегулированной законодательством Российской Федерации, проведение аукциона регулируется настоящей документацией об аукционе.

Казенным предприятием Ставропольского края «Ставимпэкс» был объявлен аукцион на право заключения договора купли-продажи транспортных средств.

   Согласно п.1 ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Письмом от 02.11.2018 г. № 13940/06 Министерство имущественных отношений Ставропольского края согласовало КП СК «СТАВИМПЭКС» сделку по продаже транспортных средств в количестве 26 штук посредством проведения открытого аукциона, без указания в соответствии с каким нормативно – правовым актом должен проходить аукцион.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" указано, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

  Таким образом, при приватизации осуществляется продажа государственного и муниципального имущества.

  Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, по договору купли-продажи происходит передача прав владения, пользования и распоряжения имуществом.

Однако, статья 17.1 Закона о защите конкуренции регулирует только порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества.

Таким образом, положения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяются на сделки по приватизации государственного и муниципального имущества, которые в соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляются в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Исходя из вышеизложенного, приватизация государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов - торгов (конкурсов, аукционов).

      Статьей 447 Гражданского кодекса  предусмотрено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Необходимо особо отметить, что целью проведения любого конкурса является определение лица, который может предложить условия исполнения договора лучше, чем иные лица (ст. ст. 447 - 449 ГК), т.е. предполагается состязательность именно между лицами.

          Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

Учитывая вышеизложенное, победителем аукциона на право заключения договора купли-продажи признается участник, предложивший наиболее высокую цену за имущество. Применение в данном случае условия  пп. 5 п. 141     Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67, согласно которому действующий  правообладатель - ЧУДПО «Учебно – курсовой комбинат Ставрополькрайагрокомплекс», заявил право заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора, невозможно. В данном случае, по результатам проведенных торгов заключается договор купли-продажи, согласно которому меняется собственник имущества. 

Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

   Пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Пунктом 3 части 1 вышеуказанной статьи предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей  торгов, запроса котировок, запроса предложений.

 Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

         В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право заключение договора купли-продажи транспортных средств. При этом, ст. ст. 447, 448 ГК РФ, установлено, что результатом указанного соперничества должно стать заключение договора с лицом, который предложит наиболее высокую цену.

        Ранее указано, что в данном случае победителем торгов был признан ЧУДПО   «Учебно – курсовой комбинат Ставрополькрайагрокомплекс», как действующий правообладатель по договору аренды, письменно уведомивший организатора аукциона о желании заключить договор по объявленной цене, при наличии  участника аукциона «………», сделавшего наиболее высокое предложение по цене договора 1524600,00 р.

        В подпунктах 5 и 6 пункта 141  Правил, утвержденных  Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 речь идет о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок. Предоставление такого права указанным лицам при проведении аукциона на продажу,  расценивается как создание таким лицам преимущественных условий участия в торгах. Таким образом, указанные положения Правил не применяются при проведении аукциона на продажу, а победителем такого аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора.

 Т.е. имеет место нарушение порядка определения победителя торгов и  создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах.

         На основании изложенного, издан Приказ Ставропольского УФАС России  №418  от   26.03.2018 года о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении КП СК «СТАВИМПЕКС» по признакам нарушения пункта 2 и пункта 3  части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в создании преимущественных условий ЧУДПО   «Учебно – курсовой комбинат Ставрополькрайагрокомплекс» участия в аукционе на право заключения договора купли-продажи транспортных средств и   нарушении порядка определения победителя торгов на право заключения данного договора.

         Учитывая вышеизложенное, в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить рассмотрение дела №  026/01/17-2/2019  на       15.04.2019  года на   09    часов   30    минут по адресу: 355003, г. Ставрополь, ул. Ленина, 384, каб. 315.
  2. Привлечь к участию в деле в качестве ответчика КП СК «СТАВИМПЕКС»;
  3. КП СК «СТАВИМПЕКС» в срок до   12.04.2019 года представить:

- копии учредительных документов;

- объяснения по факту возбужденного дела;

- копии и оригиналы протоколов проведения аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов;

- нормативно  - правовое обоснование о заключении  договора купли – продажи с частным учреждением ДПО «Учебно – курсовой комбинат «Ставрополькрайагрокомплекс»  как с действующим правообладателем;

- иные материалы и документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

          4.Привлечь к участию в рассмотрении дела № 026/01/17-2/2019   в качестве заявителя «………….»;

          5.Заявителю по делу №   «…………» представить срок до 12.04. 2019 года:

          - письменные объяснения по рассматриваемому делу и иную информацию, имеющую отношение  к данному вопросу.

Документы, представленные в копиях, должны быть надлежащим образом заверены.

Явка лиц, в отношении которых возбуждено дело, или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Непредставление, или представление неполной или недостоверной информации влечет привлечение к административной ответственности согласно КоАП РФ.

 

Председатель комиссии

 

Д.Н. Сапунов

Связанные организации

Связанные организации не указаны