Постановление №842 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 12 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №842

07 марта 2018 года

г. Ставрополь

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Г.В.,

рассмотрев протокол №39 от 24.01.2018 года и материалы административного дела №842, возбужденного 07.12.2017 управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении АО «Российский сельскохозяйственный банк» /119034, г. Москва, переулок Гагаринский, д. 3, ИНН 7725114488, КПП 7725114488, юридическое лицо зарегистрировано 22.10.2002 за ОГРН 1027700342890/ по части 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38 – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителя АО «Россельхозбанк» по доверенности (№183 от 06.03.2018) – <……>,

УСТАНОВИЛ:

В результате проведения контрольного мероприятия по проверке Ставропольского регионального филиала АО «Российский сельскохозяйственный банк» /119034, г. Москва, переулок Гагаринский, д. 3, ИНН 7725114488, ОГРН 1027700342890/ по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рекламе были выявлены нарушения Федерального закона «О рекламе» (приказ от 02.11.2016 г. №2019).

07.04.2017 в газете «Ставропольская правда» (№38, стр. 2), в соответствии с договором №006-29-49/93-2017 на размещение рекламно-информационных материалов в печатных средствах массовой информации, распространялась рекламная статья.

Текст статьи:

- «Кроме того, в 2017 году запущен новый механизм льготного кредитования предприятий АПК, и Банк как ключевой участник данной программы предоставляет кредиты по ставке не выше 5% годовых, при этом основная часть средств направляется именно на проведение сезонных работ…».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе", реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Текст статьи:

- «При этом Банк, в отличии от других банков, не отказывает заемщику по формальным критериям его несоответствия установленным требованиям…».

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе", реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является АО «Российский сельскохозяйственный банк».

23.11.2017 в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные возражения АО «Россельхозбанк», в которых указано следующее. Банк считает, что рассматриваемое интервью являлось новостной информацией и не имеет признаков нарушения законодательства о рекламе; что в случае если процентная ставка не меняет своего значения, то сумма и срок кредита не являются условием, влияющим на стоимость кредита для заемщика; что нарушением запрета на некорректное сравнение должна признаваться такая реклама, в которой прямо или косвенно назван конкурент и сравнение осуществляется по несопоставимым критериям или неполно.

Указанные доводы несостоятельны в соответствии со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе", реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования в статье «Мы выдадим столько кредитов на посевную, сколько будет нужно региону» является АО «Россельхозбанк» и оказываемые банком финансовые услуги.

Более того, указанная статья распространялась в соответствии с договором на размещение рекламно-информационных материалов в печатных средствах массовой информации №006-29-49/93-2017 от 27.04.2017, заключенным между АО «Россельхозбанк» и АНО «Издательский дом «Ставропольская правда». Данная статья также сопровождается пометкой «на правах рекламы».

К условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма кредита (займа); срок действия договора кредита (займа) и срок возврата кредита (займа); валюта, в которой предоставляется кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

В рекламе АО «Россельхозбанк» указывалось:

- «При этом Банк, в отличии от других банков, не отказывает заемщику по формальным критериям его несоответствия установленным требованиям…».

Доказательств того, что эта информация соответствует действительности, Обществом не предоставлялось. Согласно пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. В Протоколе №39 от 24.01.2018, в котором зафиксирован факт административного нарушения, нет указаний на некорректное сравнение.

Реклама имеет побудительный характер, то есть стимулирует интерес потребителей к товарам, поддерживает заинтересованность в них. Основной ее целью является продвижение товара на рынке. Не соответствующие истине утверждения о товаре, обязательствах рекламодателя, формируют у потребителя определенные, но ничем не оправданные ожидания, вводят потребителя в заблуждение.

Реклама АО «Россельхозбанк», распространенная в газете «Ставропольская правда», создает у потребителей (читателей) впечатление, что иные банки, осуществляющие деятельность на территории Ставропольского края, отказывают заемщикам в получении кредитов по формальным критериям и только АО «Россельхозбанк» этого не делает.

Рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

У АО «Россельхозбанк» при определении содержания рекламы имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства о рекламе, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что является основанием в соответствии со статьёй 2.1 КоАП РФ для признания АО «Россельхозбанк» виновным в совершении административного правонарушения.

Таким образом, в рекламе АО «Россельхозбанк» допущены нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Таким образом, АО «Россельхозбанк» подлежит наказанию в пределах санкции части 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На рассмотрении дела об административном правонарушении №842 представителем АО «Россельхозбанк» были представлены дополнения к объяснениям, в соответствии с которыми Общество просит освободить его от административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ в связи с малозначительностью.

АО «Россельхозбанк» допустило нарушение ФЗ «О рекламе», ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного административного правонарушения.

Допущенное АО «Россельхозбанк» правонарушение несет в себе существенную угрозу, поскольку следствием этого правонарушения являются посягательства на права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, закрепленные статьей 1 Закона №38-ФЗ.

Общественные отношения, связанные с рекламой финансовых услуг, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования в финансовой сфере. Посягательство на них несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на финансовое состояние человека.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).

КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает, что ответственность за совершение данного административного правонарушения наступает только при причинении имущественного и морального вреда, а также наступлении тяжких последствий. Законодатель не связывает возможность применения административной ответственности с наступлением вредных последствий для охраняемых общественных интересов. Административная ответственность за нарушение указанной статьи КоАП РФ наступает за сам факт нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38 - ФЗ «О рекламе».

Правонарушение допущенное Обществом в сфере рекламы финансовых услуг обладают повышенной опасностью и понятие «малозначительность» к нему неприменимо.

Должностное лицо не находит в действиях АО «Россельхозбанк» обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность также нет.

Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, содержит условия замены административного штрафа предупреждением.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

АО «Россельхозбанк» не является субъектом малого и среднего предпринимательства, поэтому на Общество не распространяется действие части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38 – ФЗ «О рекламе», статьями 2.1, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать АО «Российский сельскохозяйственный банк» /119034, г. Москва, переулок Гагаринский, д. 3, ИНН 7725114488, КПП 7725114488, юридическое лицо зарегистрировано 22.10.2002 за ОГРН 1027700342890/ виновным в совершении нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38 – ФЗ «О рекламе».

Назначить АО «Российский сельскохозяйственный банк» /119034, г. Москва, переулок Гагаринский, д. 3, ИНН 7725114488, КПП 7725114488, юридическое лицо зарегистрировано 22.10.2002 за ОГРН 1027700342890/ наказание в соответствии с частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей (300.000).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются по следующим реквизитам:

«Получатель» - УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, Отделение Ставрополь г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000. Код доходов бюджета 161 1 16 26000 01 6000 140. УИН 16112031400001137324. Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе по Постановлению №842 от 07.03.2018.

В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, примет решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны