Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №026/01/10-2279/2021 от 21 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №026/01/10-2279/2021

21 февраля 2022 года                          город Ставрополь

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Сапунова Д.Н. – заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Гритчина И.Н. – начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Колесниковой Ж.В. – старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

рассмотрев материалы дела №026/01/10-2279/2021, возбужденного в отношении ООО «Масикс-Дон» (347081, Ростовская область, Тацинский район, п. Быстрогорский, пер. Торговый, 23, офис 6, ИНН 6134012601) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженного в не утверждении тарифа на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, расположенного по адресу: Ставропольский край, Советский район, г. Зеленокумск, ул. Первомайская, 130. Кадастровый (или условный) номер 26:27:062201:67,

в присутствии представителя ООО «Масикс-Дон» <…> по доверенности с использованием системы (программы) «TrueConf».

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило заявление ООО «ЮГ-ойл» (далее – Контрагент) с жалобой на навязывание завышенной стоимости услуг, оказываемых ООО «Масикс-Дон» (далее – Ветвевладелец) в рамках договора №17/04 жд от 17.04.2020, а также нарушения порядка ценообразования путем не утверждения тарифа на данный вид услуг в установленном законодательством РФ порядке.

Между ООО «Масикс-Дон» и ООО «ЮГ-ойл» заключен договор 17/04 жд от 17.04.2020 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования при станции Зеленокумск СКЖД для транзитного проезда вагонов ОАО «РЖД».

ООО «Масикс-Дон» эксплуатирует подъездной путь необщего пользования на основании договора аренды подъездного пути ООО «БИК» (ИНН 6167105146). Железнодорожный путь необщего пользования зарегистрирован по адресу Ставропольский край, г. Зеленокумск, ул. Первомайская, 130.

Согласно разделу 2 (пункты 2.1 и 2.2) указанного договора за проезд одного четырехосного вагона в адрес Контрагента и обратно по подъездным путям Ветвевладельца Контрагент уплачивает 3000 рублей, аналогичная сумма уплачивается за проезд одного четырехосного вагона на контрольное взвешивание и обратно. В соответствии с пунктом 2.3 договора за проезд одного восьмиосного вагона Контрагент уплачивает Ветвевладельцу тариф, установленный пунктом 2.1 договора в двойном размере.

Согласно апелляционному определению Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2018 N 4 КАПП 8-21 транспортная услуга эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, оказываемая собственником (или владельцем на ином законном основании) на принадлежащих ему подъездных путях, который занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке, является услугой на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, и осуществляется на основании государственных тарифов независимо от того, обладает или нет субъект регулируемой деятельности статусом субъекта естественной монополии.

Вместе с тем, ООО «Масикс-Дон», в нарушение установленного порядка ценообразования, самостоятельно определило цену на услуги.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В связи с наличием в действиях ООО «Масикс-Дон» признаков нарушения антимонопольного законодательства, был проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке транспортных услуг эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, в результате которого установлено следующее.

ООО «Масикс-Дон», в соответствии с договором аренды №06/2019жд от 01.06.2019 года о предоставлении во временное пользование подъездного пути протяженностью 2058 м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Советский район, г. Зеленокумск, ул. Первомайская, 130. Кадастровый (или условный) номер 26:27:062201:67, является хозяйствующим субъектом, владеющим объектом имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях;

железнодорожные пути необщего пользования предназначены для движения подвижного состава, причем как общего, так и необщего пользования, железнодорожные пути необщего пользования являются технологическим продолжением подъездных путей к объектам общего пользования, т.е. как и иные объекты инфраструктуры данного вида железнодорожного транспорта носят вспомогательный характер, тарифы на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования, подлежат государственному регулированию, и оказание услуг по пропуску вагонов и эксплуатации подъездных путей хозяйствующими субъектами осуществляется на основании государственных тарифов независимо от того, обладает или нет субъект регулируемой деятельности статусом субъекта естественной монополии.

 Следовательно, деятельность ООО «Масикс-Дон» по предоставлению контрагенту для следования к местам назначения вагонов (поезда) подъездные пути, осуществляется на рынке, функционирующим в условиях естественной монополии.

Таким образом, в действиях ООО «Масикс-Дон» имеются признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции".

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа по делам, возбужденным по признакам нарушения ст.10 Закона о защите конкуренции, субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, проводится обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке, который должен включать следующие этапы по определению:

временного интервала;

продуктовых границ товарного рынка;

географических границ товарного рынка.

Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации антимонопольным управлением были использованы данные, представленные:

- ООО «ЮГ-ойл»;

- ООО «Масикс-Дон»;

- ОАО «РЖД»;

- сведения из классификаторов и иных нормативно-правовых актов;

- иная информация.

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определен как срок действия договора, а именно период с 17.04.2020 по 31.03.2021 гг.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно пункту 3.4 Порядка проведения анализа, предварительное определение товара проводится на основе условий договора, заключенного в отношении товара, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования (работы на железнодорожных путях общего пользования), железнодорожного транспорта необщего пользования (работы на железнодорожных подъездных путях), а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (статья 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон о железнодорожном транспорте).

Под железнодорожными путями необщего пользования понимаются - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд (статья 2 Закона о железнодорожном транспорте).

Между ООО «Масикс-Дон» и ООО «ЮГ-ойл» заключен договор 17/04 жд от 17.04.2020 года на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования при станции Зеленокумск СКЖД для транзитного проезда вагонов ОАО «РЖД».

На основании Устава железнодорожного транспорта и «Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 №26 и на условиях настоящего договора производится эксплуатация принадлежащего Ветвевладельцу железнодорожного подъездного пути необщего пользования, примыкающего через стрелку №10 к четвертому пути станции Зеленокумск СКЖД, обслуживаемого локомотивом железной дороги.

Ветвевладелец эксплуатирует подъездной путь необщего пользования на основании договора аренды подъездного пути, заключенного с собственником подъездного пути ООО «БИК» (ИНН 6167105146, ОГРН 1116195012218).

Железнодорожный путь необщего пользования зарегистрирован по адресу: Ставропольский край, г. Зеленокумск, ул. Первомайская, 130.

Ветвевладелец предоставляет Контрагенту для следования к местам назначения вагонов (поезда) подъездные пути, принадлежащие Ветвевладельцу, а контрагент обязуется за использование путей производить оплату в соответствии с условиями настоящего договора.

Подача или уборка вагонов (поезда) производится локомотивом железной дороги к месту назначения и с него круглосуточно.

Согласно разделу 2 (пункты 2.1 и 2.2) указанного договора за проезд одного четырехосного вагона в адрес Контрагента и обратно по подъездным путям Ветвевладельца Контрагент уплачивает 3000 рублей, аналогичная сумма уплачивается за проезд одного четырехосного вагона на контрольное взвешивание и обратно. В соответствии с пунктом 2.3 договора за проезд одного восьмиосного вагона Контрагент уплачивает Ветвевладельцу тариф, установленный пунктом 2.1 договора в двойном размере.

Железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.

Статья 8 Закона о железнодорожном транспорте, устанавливающая принципы государственного регулирования тарифов, сборов и платы на железнодорожном транспорте, предусматривает установление таких тарифов, сборов и платы, связанных с выполнением в местах как общего, так и необщего пользования работ и услуг, относящихся к сфере естественной монополии, в соответствии с Законом о естественных монополиях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» в целях совершенствования государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок Правительством Российской Федерации утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 16 05.08.2009 №643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок».

Указанным постановлением предусмотрен Перечень услуг, выполняемых на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования, тарифы по которым подлежат государственному регулированию и контролю.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В указанный перечень включены в том числе, транспортные услуги, на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В ходе исследования заявления ООО «ЮГ-ойл» установлено, что между ООО «Масикс-Дон» и ООО «ЮГ-ойл» заключен договор 17/04 жд от 17.04.2020 года на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования при станции Зеленокумск СКЖД для транзитного проезда вагонов ОАО «РЖД».

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

Таким образом, наличие в собственности пути необщего пользования, непосредственно примыкающего к пути общего пользования, в пределах которого расположен склад (иное место) получателя груза, не владеющего на праве собственности указанным путем, в силу действующего законодательства о железнодорожном транспорте, подразумевает под собой осуществление им эксплуатации этого пути.

Железнодорожные пути необщего пользования предназначены для движения подвижного состава, причем как общего, так и необщего пользования. Специфика рассматриваемого объекта определяется правилами использования железнодорожных путей необщего пользования, а также их месторасположением.

Железнодорожные пути необщего пользования являются технологическим продолжением подъездных путей к объектам общего пользования, т.е. как и иные объекты инфраструктуры данного вида железнодорожного транспорта носят вспомогательный характер. Они могут непосредственно примыкать к железнодорожным путям общего пользования либо подъездным путям, непосредственно примыкающим к путям общего пользования, т.е. их использование осуществляется в совокупности с отдельными объектами общего пользования. Самостоятельное использование железнодорожных путей необщего пользования может осуществляться исключительно в рамках отдельных видов работ (услуг), например при погрузке (выгрузке) грузов на складах и т.п.

В данном случае пути необщего пользования сохраняют свое значение в процессе транспортировки, поскольку перемещение состава к месту погрузочно-разгрузочных работ осуществляется именно по ним.

В соответствии с разъяснениями ФАС России от 06.07.2018 №АЦ/51469/18 при рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона о Естественных монополиях следует установить два основных критерия:

- наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях;

- наличия факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях.

Согласно апелляционному определению Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2018 N 4 КАПП 8-21 транспортная услуга эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, оказываемая собственником (или владельцем на ином законном основании) на принадлежащих ему подъездных путях, который занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке, является услугой на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. При этом в силу федерального законодательства тарифы на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования, подлежат государственному регулированию, и оказание услуг по пропуску вагонов и эксплуатации подъездных путей хозяйствующими субъектами осуществляется на основании государственных тарифов независимо от того, обладает или нет субъект регулируемой деятельности статусом субъекта естественной монополии.

ООО «Масикс-Дон» в соответствии с договором 17/04 жд от 17.04.2020 года

предоставило ООО «ЮГ-ойл» для следования к местам назначения вагонов (поезда) подъездные пути необщего пользования при станции Зеленокумск СКЖД.

Учитывая вышеизложенное из совокупного анализа приведенных норм в их системном единстве следует, что «Масикс-Дон» в соответствии с договором аренды №06/2019жд от 01.06.2019 года о предоставлении во временное пользование подъездного пути протяженностью 2058 м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Советский район, г. Зеленокумск, ул. Первомайская, 130. Кадастровый (или условный) номер 26:27:062201:67 является хозяйствующим субъектом, владеющим объектом имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях;

железнодорожные пути необщего пользования предназначены для движения подвижного состава, причем как общего, так и необщего пользования, железнодорожные пути необщего пользования являются технологическим продолжением подъездных путей к объектам общего пользования, т.е. как и иные объекты инфраструктуры данного вида железнодорожного транспорта носят вспомогательный характер, тарифы на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования, подлежат государственному регулированию, и оказание услуг по пропуску вагонов и эксплуатации подъездных путей хозяйствующими субъектами осуществляется на основании государственных тарифов независимо от того, обладает или нет субъект регулируемой деятельности статусом субъекта естественной монополии.

 Следовательно, деятельность ООО «Масикс-Дон по предоставлению контрагенту для следования к местам назначения вагонов (поезда) подъездные пути, осуществляется на рынке, функционирующим в условиях естественной монополии.

В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа по делам, возбужденным по признакам нарушения ст.10 Закона о защите конкуренции, субъектом естественной монополии на рынке, функционирующим в условиях естественной монополии определение продуктовых границ товарного рынка, производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом, в данном анализе в качестве продуктовых границ установлены услуги по железнодорожным перевозкам.

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка определены как участок железнодорожных путей необщего пользования, протяженностью 2058 м расположенного по адресу: Ставропольский край, Советский район, г. Зеленокумск, ул. Первомайская, 130.

На основании изложенного издан приказ Ставропольского УФАС России от 06 октября 2021 года №1555 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Масикс-Дон» (347081, Ростовская область, Тацинский район, п. Быстрогорский, пер. Торговый, 23, офис 6, ИНН 6134012601) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженного в не утверждении тарифа. В связи с чем, было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №026/01/10-2279/2021.

Согласно письменным пояснениям от 26.01.2022, представленным ООО «Масикс-Дон» тарифы в договоре установлены исходя из получения организацией прибыли. ООО «Масикс-Дон» оказывает услугу по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, которая не является транспортной услугой по подаче и уборке вагонов, подпадающей под сферу регулирования в соответствии с законодательством о естественных монополиях. ООО «Масикс-Дон» не относится к субъектам естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Действующее законодательство предусматривает, что размер сбора и платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования устанавливается соглашением сторон, что не противоречит действующему законодательству. ООО «ЮГ-Ойл» не представлено какой-либо переписки, свидетельствующей о том, что общество не было согласно с условиями договора о цене. Заключенный между ООО «Масикс-Дон» и ООО «ЮГ-Ойл» договор является гражданско-правовым договором. Транспортная услуга, регулируемая федеральными законодательными нормами, ООО «Масикс-Дон» не оказывается.

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

Между ООО «Масикс-Дон» и ООО «ЮГ-ойл» заключен договор 17/04 жд от 17.04.2020 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования при станции Зеленокумск СКЖД для транзитного проезда вагонов ОАО «РЖД».

ООО «Масикс-Дон» эксплуатирует подъездной путь необщего пользования на основании договора аренды подъездного пути ООО «БИК» (ИНН 6167105146). Железнодорожный путь необщего пользования зарегистрирован по адресу Ставропольский край, г. Зеленокумск, ул. Первомайская, 130. Подача вагонов, минуя железнодорожный путь, находящийся в распоряжении ООО «Масикс-Дон», невозможна. ООО «ЮГ-ойл» безальтернативно выступает пользователем (транзитный проход вагонов) части участка подъездного железнодорожного нуги необщего пользования ООО «Масикс-Дон» для подачи/уборки вагонов на свой железнодорожный путь, не имеющий прямого выхода к железнодорожному пути общего пользования, в рамках технологического процесса доставки грузов подвижным составом перевозчика.

Согласно разделу 2 (пункты 2.1 и 2.2) указанного договора за проезд одного четырехосного вагона в адрес Контрагента и обратно по подъездным путям Ветвевладельца Контрагент уплачивает 3000 рублей, аналогичная сумма уплачивается за проезд одного четырехосного вагона на контрольное взвешивание и обратно. В соответствии с пунктом 2.3 договора за проезд одного восьмиосного вагона Контрагент уплачивает Ветвевладельцу тариф, установленный пунктом 2.1 договора в двойном размере.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст. 60 Устава отношения между контрагентом (контрагент- грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железнодорожные перевозки относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 1 7.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В указанный перечень включены в том числе, транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

При этом, в соответствии с п. 7 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления как фиксированных, так и предельных цен на соответствующие услуги.

В соответствии с подпунктом 21 пункта 8.2 Положения о Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее – РТК СК), утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 19.12.2011 N 495-п (ред. от 29.11.2021), РТК СК в пределах установленной компетенции устанавливает цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, а также осуществляет контроль за соблюдением организациями, индивидуальными предпринимателями установленного порядка ценообразования в регулируемой сфере деятельности.

Таким образом, ООО «Масикс-Дон», получив железнодорожные подъездные пути в пользование на основании договора аренды, действуя добросовестно и разумно, должно было выяснить особенности использования объекта в хозяйственном обороте, в том числе принять во внимание то, что транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями железнодорожного транспорта независимо от организационно-правовой формы, относятся к регулируемой деятельности.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Из совокупного анализа указанных норм в их системном единстве следует, что транспортная услуга эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования (в том числе, пропуск вагонов), оказываемая собственником (или иным законным владельцем) на принадлежащих ему подъездных путях, который занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке, является услугой на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. При этом, в силу федерального законодательства тарифы на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования, подлежат государственному регулированию, и оказание услуг по пропуску вагонов и эксплуатации подъездных путей хозяйствующими субъектами осуществляется на основании государственных тарифов.

Таким образом, транспортная услуга эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования подлежит государственному регулированию и оказание услуг по использованию и эксплуатации железнодорожных путей хозяйствующими субъектами осуществляется с применением государственных тарифов, которые должны быть экономически обоснованными.

Таким образом, бездействие ООО «Масикс-Дон», выраженное в не утверждении тарифа на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, расположенного по адресу: Ставропольский край, Советский район, г. Зеленокумск, ул. Первомайская, 130. Кадастровый (или условный) номер 26:27:062201:67, является нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу, что в действиях ООО «Масикс-Дон» (347081, Ростовская область, Тацинский район, п. Быстрогорский, пер. Торговый, 23, офис 6, ИНН 6134012601) имеется нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны