Постановление №026/04/14.3-2297/2020 часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ от 30 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу №026/04/14.3-2297/2020 об административном правонарушении

 

30 октября 2020 года                                                                                   г. Ставрополь

 

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Сапунов Д.Н., рассмотрев протокол №335 от 16.10.2020 года и материалы административного дела № 026/04/14.3-2297/2020, возбужденного 16.10.2020 года управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении  ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» /355045, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.37, ИНН 2635213132, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 14.09.2015 за ОГРН 1152651023172/ по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение  части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствии законного представителя ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест», надлежащим образом уведомленного  о времени и месте рассмотрения дела №026/04/14.3-2297/2020 об административном правонарушении (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №80093053482967).

 

УСТАНОВИЛ:

 

В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона «О рекламе».

15.05.2020г. на обочине  вдоль автодороги Р-216 «Астрахань-Элиста-Ставрополь», 573 км.+700 м (слева) вне полосы отвода в  с. Надежда  и 19.05.2020 в г. Ставрополе на ул. Бруснева, в районе дома №4/2, на щитах наружной рекламы, зафиксирована реклама следующего содержания «Ипотека с государственной поддержкой от 6.1 % на весь срок кредитования. ЮгСтройинвест. 553-800, gk-usi.ru».

В вышеуказанной рекламе присутствует одно из условий ипотечного кредитования (процентная ставка – 6.1%), остальные условия, влияющие на стоимость оказания соответствующей финансовой услуги (срок ипотечного кредитования, сумма ипотечного кредита и др.) указаны мелким шрифтом невозможным для прочтения без специальных приспособлений.

В нижней части рекламы указан следующий текст: « С 15.05.2020 по 30.06.2020г. в рамках программы кредитования Сбербанка «Госпрограмма 2020» можно приобрести квартиру на первичном рынке у юридического лица, как на стадии строительства, так и готовое жилье от застройщика по ставке от 6.1 % годовых на срок кредита от 12 до 240 месяцев у ООО «СУ-15 «ЮСИ», при условии проведения сделки с услугой «Электронная регистрация права собственности», а также оформления страхования жизни и здоровья заемщика в аккредитованных ПАО Сбербанк компаниях. При отказе заемщика от страхования жизни и здоровья процентная ставка увеличивается до 7.1% годовых. Первоначальный взнос от 20% от стоимости кредитуемого жилого помещения. В случае не предоставления документов, подтверждающих финансовое состояние и занятость, первоначальный взнос от 50%. Минимальная сумма кредита 300 тыс. руб. Максимальный размер кредита 8000000р-при покупке жилья в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области; до 3000000р. при покупке жилья в других регионах. Валюта -рубли РФ. При отказе заемщика от услуги «Электронная регистрация права собственности» процентная ставка увеличивается до 6.4% годовых. Дополнительные расходы: страхование жизни и здоровья заемщика, страхование и оценка объекта недвижимости, оформляемого в залог (тарифы зависят от индивидуальных особенностей заемщика), нотариальное заверение документов, направление документов на гос. Регистрацию ДДУ в электронном виде. Услуга «Электронная регистрация права собственности» оказывается Обществом с ограниченной ответственностью «Центр недвижимости от Сбербанка»(ОГРН 1157746652150, адрес:121170, г. Москва, Кутузовский проспект, д.32, к.1, www.domclick.ru, далее- ООО «ЦНС»), входит в группу компаний ПАО Сбербанк. Обеспечение по кредиту- залог кредитуемого или иного жилого помещения. Итоговая сумма кредита определяется индивидуально, на основании оценки платежеспособности и обеспечения заемщика. Банк вправе отказать в выдаче кредита без объяснения причин. Изменение условий - Банком в одностороннем порядке. Подробнее об условиях кредитования, необходимых документах и ограничениях на www.sberbank.ru. ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015». Данный текст указан гораздо меньшим шрифтом на 11 строках и нераспознаваем без специальных приспособлений.

Из вышесказанного следует вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать ее.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе", реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»‚ рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

       В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных   частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" несет рекламодатель.

Согласно полученной информации (договор аренды №1 от 01.08.2018г.,  приложение №45 от 01.04.2020 к договору №91 от 01.08.2018г., акт №15 от 31.05.2020г.) рекламодателем указанной рекламы является ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» /355045, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.37, ИНН 2635213132, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 14.09.2015 за ОГРН 1152651023172/.

     В адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные объяснения ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» (вх. № 6007 от 25.08.2020) по делу №026/05/28-1507/2020, в которых Общество сообщает, что общество преследовало цель как можно больше и подробнее донести до граждан информацию о программе ипотечного кредитования под 6,1%.Чтобы не вводить в заблуждение потребителей общество отразило максимальный объем информации на рекламных конструкциях. В результате размер шрифта получился именно таким.

Рассматриваемая реклама представляла собой рекламу на щите наружной рекламы формата 3х6 м.

Исходя из рекламного макета, представленного ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест», соотношение сторон составляет 285мм х 145мм=41325; высота цифр, которыми указана процентная ставка 6,1%, составляет 45 мм; высота букв мелкого шрифта, расположенного в нижней части рекламы, составляет 1мм. Пропорция для рекламного щита 3*6м будет составлять ≈ 1:21.

Таким образом, на рекламном щите 3*6м высота цифр, которыми указана процентная ставка 6,1%, составляет 945мм(94,5 см); высота букв мелкого шрифта, расположенного в нижней части рекламы, составляет 21мм(2 см1мм).

Необходимо отметить‚ что данная реклама распространяется посредством наружной рекламы. Технические характеристики данной рекламной конструкции создают возможность демонстрировать объект на значительном визуальном расстоянии, и информация указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы, в которой содержатся условия предоставления кредита не доведена до потребителей, в связи со следующими особенностями ее размещения:

- данная реклама, являясь наружной, была размещена вдоль дороги, направлена на импульсное восприятие потребителями;

- реклама была представлена на обозрение 24 часа в сутки, то есть освещенность в разное время суток различная;

- значительный объем (11 строк) существенной информации указан мелким шрифтом размером -2,1 см;

-потребители, проезжающие на автотранспорте  и пешеходы, проходящие по тротуару, рекламную информацию воспринимают сбоку.

 Совокупность указанных особенностей распространения рекламы, лишает возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст, в котором указано только одно из условий предоставления финансовой услуги - ставка  по ипотеке  от 6.1 % годовых, которая указана размером 94,5 см.

Из вышесказанного следует вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать ее.

Информация, указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы, является существенной, так как ее отсутствие вводит в заблуждение потребителей, умышленно создает об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует действительности.

То обстоятельство, что в Законе не прописан размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителя.

        Согласно Протоколу № 16 Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и секции по рынку банковских услуг Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг при ФАС РФ от 4 октября 2007 г., размер и способ доведения до потребителей сведений об условиях предоставления кредита в рекламе должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на стоимость кредита, воспринимается потребителями указанным образом.

        Информация об условиях предоставления финансового продукта – ипотеки, имеет решающее значение при выборе рекламируемой услуги, а значит должна быть должным образом доведена до потребителей рекламы.

Отсутствие существенной информации либо отображение в малодоступной форме вводит потребителя в заблуждение относительно условий предоставления рекламируемой финансовой услуги.

Согласно пункта 28 Постановления от 08.10.12 №58 Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать требования предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается, или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

По смыслу названных норм Закона № 38-ФЗ нормативно установленный запрет призван оградить потребителей рекламы от негативного искаженного восприятия рекламируемых финансовых услуг, условий их оказаний, а значит, такая информация должна быть должным образом доведена до потребителей рекламы.

Таким образом, ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» /355045, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.37, ИНН 2635213132, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 14.09.2015 за ОГРН 1152651023172/ допущены нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе.

Место совершения административного правонарушения: с. Надежда, автодорога  Р-216 «Астрахань-Элиста-Ставрополь», 573 км.+700 м (слева) вне полосы отвода, и г. Ставрополь, ул. Бруснева, в районе дома №4/2.

 

Время совершения административного правонарушения: 15.05.2020 и 19.05. 2020.

     В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. 

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного административного правонарушения.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю было установлено, что ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» было допущено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Совершенное ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» административное правонарушение в виде нарушения законодательства о рекламе посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы.

В силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, в рассматриваемом случае административным органом не установлено.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, совершенное Обществом правонарушение не является малозначительным, поскольку представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» имело возможность не нарушать требования законодательства о рекламе, однако не приняло всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства.

На основании вышеуказанного, должностное лицо Ставропольского УФАС России приходит к выводу о том, что правонарушение,  совершенное ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» обладает повышенной опасностью и понятие «малозначительность» к нему неприменимо.

С учетом субъективной и объективной стороны совершенного правонарушения должностным лицом Ставропольского УФАС России было принято решение о назначении административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях.          

В соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Отягчающих обстоятельств по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» не установлено.

Смягчающих обстоятельств по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» не установлено.

Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, содержит условия замены административного штрафа предупреждением.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» является субъектом малого предпринимательства, и учитывая, что ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» впервые привлекается к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства, на ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» распространяется действие части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      Руководствуясь  частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе», статьями 2.1, 2.9; 4.1; 4.1.1; 4.2; 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Признать ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» /355045, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.37, ИНН 2635213132, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 14.09.2015 за ОГРН 1152651023172/ виновным в совершении нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
  2. Назначить ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» /355045, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.37, ИНН 2635213132, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 14.09.2015 за ОГРН 1152651023172/ наказание в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 и частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде меры административного наказания, выраженного в официальном порицании - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                     Д.Н. Сапунов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны