Определение №32 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 32 к рассмотрению от 20 сентября 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

20 сентября 2017 года                                                                             г. Ставрополь

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушениях Федерального закона «О защите конкуренции» (далее Комиссия) на основании приказа Ставропольского УФАС России от 20 сентября   2017 года № 1962 о возбуждении дела № 32 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении Федерального закона «О защите конкуренции» по признакам нарушения администрацией г.Пятигорска (пл. Ленина, 2, г. Пятигорск, 357500,ИНН 2632033540, КПП 263201001) части 1 статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установил.

Постановлением главы г. Пятигорска Ставропольского края от 19.01.2017 года № 193 внесены изменения в Порядок организации и проведения конкурсов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, утвержденный постановлением администрации города Пятигорска от 14 апреля 2014 года N 1103 (далее – Порядок).

Указанным постановлением введены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, коэффициенты значимости этих критериев и порядок оценки и сопоставления заявок в соответствии с утвержденными критериями.

Согласно Порядка (в новой редакции), критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:

1) размер платы по договору;

2) наличие условий для обеспечения безопасности при исполнении договора;

3) предложения по размещению социальной рекламы;

4) опыт работы, связанный с предметом договора.

Пунктом 39 Порядка определены правила оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в соответствии с вышеуказанными критериями.

Подпунктом 2 пункта 39 Порядка установлены правила оценки заявок по критерию «наличие условий для обеспечения безопасности при исполнении договора». Заявки участников по данному критерию оцениваются в соответствии с двумя подкритериями:

наличие технического проекта рекламной конструкции с расчетом ветровой нагрузки и прочностным расчетом, выполненным в лицензированной проектной организации;

наличие схемы организации места производства работ по замене рекламных поверхностей в городе Пятигорске.

Подкритерий «наличие технического проекта рекламной конструкции с расчетом ветровой нагрузки и прочностным расчетом, выполненным в лицензированной проектной организации» возлагает на претендента обязанность представлять технические проекты с расчетом ветровой нагрузки в отношении каждой рекламной конструкции (поскольку наличие таких проектов позволяет получить дополнительные баллы, и, тем самым, повысить шансы победы в конкурсе).

Включение такого подкритерия представляется необоснованным (и ограничивающим конкуренцию) по следующим основаниям.

  1. Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» не предусмотрена обязанность лица, эксплуатирующего рекламные конструкции, изготавливать проекты рекламных конструкций с расчетом ветровой нагрузки. Соответственно, возложение такой обязанности на участников конкурса также является необоснованным;
  2. В конкурсе может принимать участие неограниченное число претендентов, при этом победителем конкурса по каждому лоту может быть только один из участников. Соответственно, возложение обязанности по изготовлению проектов рекламных конструкций на всех участников конкурса приводит к необоснованному увеличению расходов для каждого участника конкурса, связанных с подготовкой заявки на участие в торгах, что является дополнительным финансовым барьером и ограничивает конкуренцию.
  3. Владелец рекламной конструкции обязан обеспечить ее безопасную эксплуатацию. В случае причинения вреда вследствие ненадежности конструкции данного объекта либо по иным причинам ее владелец несет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ. Установление дополнительных мер контроля со стороны органов местного самоуправления в данном случае не предусмотрено, в связи с чем такое требование является необоснованным.
  4. Рассматриваемым подкритерием установлены формальные требования о наличии в заявке претендента технического проекта рекламной конструкции с расчетом ветровой нагрузки. При этом требования к параметрам допустимой нагрузки, материалам, из которых должна быть изготовлена конструкция и т.д. не установлены. Соответственно, наличие любого проекта (включая проект, предусматривающий изготовление рекламной конструкции из картона с допустимой ветровой нагрузкой не более 1 м/с) будет обеспечивать претенденту начисление дополнительных баллов по данному подкритерию. Очевидно, применение данного подкритерия никак не влияет на условия обеспечения безопасности при исполнении договора, а лишь является дополнительным обременением участников конкурса, ограничивающим конкуренцию при его проведении.

Подкритерий «наличие схемы организации места производства работ по замене рекламных поверхностей в городе Пятигорске» также возлагает на претендента обязанность представлять соответствующие схемы в отношении каждой рекламной конструкции.

Указанный подкритерий имеет ранее перечисленные недостатки, а именно:

  1. Такое требование не предусмотрено Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»;
  2. Лица, проигравшие в конкурсе, понесут дополнительные невозвратные расходы, связанные с изготовлением и согласованием таких схем;
  3. Ответственность за нарушение порядка производства работ по замене рекламных конструкций предусмотрена специальными нормативными актами, осуществлять контроль за исполнением которых организатор торгов не имеет полномочий;
  4. Требование о представлении данных схем является формальным, не предполагается оценка на предмет их соответствия закону.

Кроме того, в случае согласования схемы с ОМВД России по г. Пятигорску участник получает 1 балл за каждую схему, а в случае отсутствия такого согласования – 0,5 баллов за схему.

Соответственно, количество баллов, присваемых заявке участника (и, соответственно, вероятность его победы в конкурсе) ставится в зависимость от волеизъявления третьего лица – ОМВД России по г. Пятигорску, которое вправе кому-то из участников согласовать такие схемы, а другому участнику отказать в их согласовании.

Поскольку услуга «согласование схемы организации места производства работ по замене рекламных поверхностей в городе Пятигорске» не значится в перечне услуг, оказываемых ОМВД России по г. Пятигорску, требование о представлении участниками конкурса подобного документа является необоснованным и приводит к ограничению конкуренции при его проведении.

Подпунктом 3 пункта 39 Порядка установлены правила оценки заявок по критерию «предложения по размещению социальной рекламы». Заявки участников по данному критерию оцениваются в соответствии с тремя подкритериями:

  1. размер доли социальной рекламы;
  2. размер доли социальной рекламы, размещаемой на безвозмездной основе;
  3. размер доли социальной рекламы (рекламно-информационных материалов), изготовленной за счет средств участника конкурса.

Указанные подкритерии оцениваются независимо друг от друга, при этом в системе данных критериев имеются внутренние неустранимые противоречия.

Так, подкритерий «размер доли социальной рекламы» возлагает на участника конкурса обязанность представить предложения о том, какую часть от общего объема рекламной площади он готов предоставить для размещения социальной рекламы.

Второй подкритерий - «размер доли социальной рекламы, размещаемой на безвозмездной основе» предполагает указание площади рекламных конструкций, на которых социальная реклама будет размещаться на безвозмездной основе. При этом не конкретизировано, включается ли предлагаемая по данному подкритерию площадь рекламных конструкций в показатели, заявленные по подкритерию №1, либо она предлагается дополнительно к объемам, заявленным по этому подкритерию.

Также системное толкование подкритериев №1 и №2 свидетельствует о том, что площадь, предложенная участником конкурса по подкритерию №1, будет предоставляться для размещения социальной рекламы за плату. Учитывая, что основным видом деятельности лица, осуществляющего эксплуатацию рекламных конструкций, является их предоставление для размещения рекламы, не имеет значения, какая (социальная или обычная) реклама будет размещаться на этих конструкциях при условии, что владелец рекламной конструкции будет получать за это установленную им плату.

Соответственно, участник, предложивший для размещения социальной рекламы по первому подкритерию 100% выставленных на торги рекламных конструкций, ничего не потеряет в плане финансовой выгоды от осуществления своей основной деятельности, но получит максимальное количество баллов по данному критерию и, кроме того, обременит организатора торгов обязанностью по размещению на платной основе социальной рекламы на всех рекламных конструкциях в течение периода действия договора на их размещение, заключенного по итогам конкурса.

Учитывая вышеизложенное, наличие подкритерия №1 представляется необоснованным и противоречащим целям проведения торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций.

Подкритерий № 3 (размер доли социальной рекламы (рекламно-информационных материалов), изготовленной за счет средств участника конкурса) возлагает на участника конкурса обязанность указать количество рекламно-информационных материалов, которые будут изготовлены за его счет.

Порядок не содержит указаний о том, в какой форме необходимо представлять такое предложение, что именно должно включать предложение участника и как будут оцениваться заявки по этому подкритерию. Анализируемым подкритерием не указаны ни единицы измерения предложений участников, ни объем обязанностей, которые должен принять на себя участник, ни сроки выполнения работ. В этой связи данный подкритерий является абстрактным, а порядок оценки заявок в соответствии с данным подкритерием – непрозрачным и открытым для злоупотреблений со стороны организатора торгов.

Более того, наличие данного подкритерия свидетельствует о возложении на победителя конкурса обязанности выполнить работы (оказать услуги) для нужд органов местного самоуправления города Пятигорска на безвозмездной основе, что является попыткой уклонения от исполнения обязанностей осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Значимость критерия «предложения по размещению социальной рекламы» определена в размере 30% (при том, что значимость критерия «размер платы по договору» равна 40%).

Представляется, что соперничество по первому критерию конкурсного отбора (цене) должно иметь решающее значение для победы в конкурсе. Более того, имеются сомнения в необходимости установления критерия № 3 (предложения по размещению социальной рекламы) как такового. В случае, если претенденты будут свободно соревноваться по ценовому критерию, предлагая более высокую плату за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, организатор торгов в дальнейшем сможет на вырученные средства заказать размещение необходимого объема социальной рекламы у любого рекламораспространителя в удобной ему форме.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции – Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что утвердив рассмотренные критерии оценки заявок на участие в конкурсе и порядок оценки и сопоставления заявок по данным критериям, администрация города Пятигорска создала условия, при которых в случае проведения конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций конкуренция между участниками такого конкурса будет ограничена, что свидетельствует о признаках нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

                                                                                                                       

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Назначить дело № 32 к рассмотрению на  09 октября 2017 года в    11  часов               45 минут по адресу: 355003, г. Ставрополь, ул. Ленина, 384, каб. 315 (здание ЦНТИ).
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 32 в качестве ответчика администрацию г. Пятигорска (пл. Ленина, 2, г. Пятигорск, 357500,ИНН 2632033540).
  3. Ответчику по делу № 32 администрации г.Пятигорска (пл. Ленина, 2, г. Пятигорск, 357500) представить в срок до   05 октября 2017 года следующие документы и материалы:

- письменные объяснения по факту возбужденного дела №   32.

- копии свидетельства ИНН, ЕГРЮЛ;

- иную информацию, которую администрация г.Пятигорска считает нужным предоставить для рассмотрения Комиссией.

4.  Привлечь к участию в рассмотрении дела № 32 в качестве заявителя ФГБУК   Северо-Кавказская Государственная филармония им.ВИ.Сафонова В.А (пр-т.Карла Маркса, д.3-а, г.Кисловодск, Ставропольский край, 357700);

5.   Представить в срок до 05 октября  ­­­­­­­­­­­­­­­­2017 года следующие документы и материалы:

- письменные объяснения по факту возбужденного дела № 32.

- копии свидетельства ИНН, ЕГРЮЛ;

- иную информацию, которую заявитель считает нужным предоставить для рассмотрения Комиссией

 

         Явка лиц, в отношении которых возбуждено дело, или его представителя (доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         Д.Н.Сапунов

Связанные организации

Связанные организации не указаны