Решение №026/05/28-1507/2020 часть 7 статьи 5 и пункт 2 части 2 статьи 28 Федерального за... от 16 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

по делу № 026/05/28-1507/2020 о нарушении законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

16 октября 2020 года                                                                                    г. Ставрополь

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Золина Г.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя                                                      управления; Верёвкина Т.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Долидович Е.Е. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 026/05/28-1507/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» /355045, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.37, ИНН 2635213132, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 14.09.2015 за ОГРН 1152651023172/ нарушения части 7 статьи 5, пункта2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии законного представителя ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест», надлежащим образом уведомленного о  времени и месте рассмотрения дела (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80090952836921)

                                                                   

У  С  Т  А  Н  О  В  И  Л  А:

 

В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона «О рекламе».

15.05.2020г. на обочине  вдоль автодороги Р-216 «Астрахань-Элиста-Ставрополь», 573 км.+700 м (слева) вне полосы отвода в  с. Надежда  и 19.05.2020 в г. Ставрополе на ул. Бруснева, в районе дома №4/2, на щитах наружной рекламы, зафиксирована реклама следующего содержания «Ипотека с государственной поддержкой от 6.1 % на весь срок кредитования. ЮгСтройинвест. 553-800, gk-usi.ru».

В вышеуказанной рекламе присутствует одно из условий ипотечного кредитования (процентная ставка – 6.1%), остальные условия, влияющие на стоимость оказания соответствующей финансовой услуги (срок ипотечного кредитования, сумма ипотечного кредита и др.) указаны мелким шрифтом невозможным для прочтения без специальных приспособлений.

В нижней части рекламы указан следующий текст: « С 15.05.2020 по 30.06.2020г. в рамках программы кредитования Сбербанка «Госпрограмма 2020» можно приобрести квартиру на первичном рынке у юридического лица, как на стадии строительства, так и готовое жилье от застройщика по ставке от 6.1 % годовых на срок кредита от 12 до 240 месяцев у ООО «СУ-15 «ЮСИ», при условии проведения сделки с услугой «Электронная регистрация права собственности», а также оформления страхования жизни и здоровья заемщика в аккредитованных ПАО Сбербанк компаниях. При отказе заемщика от страхования жизни и здоровья процентная ставка увеличивается до 7.1% годовых. Первоначальный взнос от 20% от стоимости кредитуемого жилого помещения. В случае не предоставления документов, подтверждающих финансовое состояние и занятость, первоначальный взнос от 50%. Минимальная сумма кредита 300 тыс. руб. Максимальный размер кредита 8000000р-при покупке жилья в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области; до 3000000р. при покупке жилья в других регионах. Валюта -рубли РФ. При отказе заемщика от услуги «Электронная регистрация права собственности» процентная ставка увеличивается до 6.4% годовых. Дополнительные расходы: страхование жизни и здоровья заемщика, страхование и оценка объекта недвижимости, оформляемого в залог (тарифы зависят от индивидуальных особенностей заемщика), нотариальное заверение документов, направление документов на гос. Регистрацию ДДУ в электронном виде. Услуга «Электронная регистрация права собственности» оказывается Обществом с ограниченной ответственностью «Центр недвижимости от Сбербанка»(ОГРН 1157746652150, адрес:121170, г. Москва, Кутузовский проспект, д.32, к.1, www.domclick.ru, далее- ООО «ЦНС»), входит в группу компаний ПАО Сбербанк. Обеспечение по кредиту- залог кредитуемого или иного жилого помещения. Итоговая сумма кредита определяется индивидуально, на основании оценки платежеспособности и обеспечения заемщика. Банк вправе отказать в выдаче кредита без объяснения причин. Изменение условий - Банком в одностороннем порядке. Подробнее об условиях кредитования, необходимых документах и ограничениях на www.sberbank.ru. ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015». Данный текст указан гораздо меньшим шрифтом на 11 строках и нераспознаваем без специальных приспособлений.

Из вышесказанного следует вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать ее.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе", реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»‚ рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

       В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных   частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" несет рекламодатель.

Согласно полученной информации (договор аренды №1 от 01.08.2018г.,  приложение №45 от 01.04.2020 к договору №91 от 01.08.2018г., акт №15 от 31.05.2020г.) рекламодателем указанной рекламы является ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» /355045, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.37, ИНН 2635213132, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 14.09.2015 за ОГРН 1152651023172/.

     В адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные объяснения ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» (вх. № 6007 от 25.08.2020) по делу №026/05/28-1507/2020, в которых Общество сообщает, что общество преследовало цель как можно больше и подробнее донести до граждан информацию о программе ипотечного кредитования под 6,1%.Чтобы не вводить в заблуждение потребителей общество отразило максимальный объем информации на рекламных конструкциях. В результате размер шрифта получился именно таким.

Рассматриваемая реклама представляла собой рекламу на щите наружной рекламы формата 3х6 м.

Исходя из рекламного макета, представленного ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест», соотношение сторон составляет 285мм х 145мм=41325; высота цифр, которыми указана процентная ставка 6,1%, составляет 45 мм; высота букв мелкого шрифта, расположенного в нижней части рекламы, составляет 1мм. Пропорция для рекламного щита 3*6м будет составлять ≈ 1:21.

Таким образом, на рекламном щите 3*6м высота цифр, которыми указана процентная ставка 6,1%, составляет 945мм(94,5 см); высота букв мелкого шрифта, расположенного в нижней части рекламы, составляет 21мм(2 см1мм).

Необходимо отметить‚ что данная реклама распространяется посредством наружной рекламы. Технические характеристики данной рекламной конструкции создают возможность демонстрировать объект на значительном визуальном расстоянии, и информация указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы, в которой содержатся условия предоставления кредита не доведена до потребителей, в связи со следующими особенностями ее размещения:

- данная реклама, являясь наружной, была размещена вдоль дороги, направлена на импульсное восприятие потребителями;

- реклама была представлена на обозрение 24 часа в сутки, то есть освещенность в разное время суток различная;

- значительный объем (11 строк) существенной информации указан мелким шрифтом размером -2,1 см;

-потребители, проезжающие на автотранспорте  и пешеходы, проходящие по тротуару, рекламную информацию воспринимают сбоку.

 Совокупность указанных особенностей распространения рекламы, лишает возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст, в котором указано только одно из условий предоставления финансовой услуги - ставка  по ипотеке  от 6.1 % годовых, которая указана размером 94,5 см.

Из вышесказанного следует вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать ее.

Информация, указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы, является существенной, так как ее отсутствие вводит в заблуждение потребителей, умышленно создает об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует действительности.

То обстоятельство, что в Законе не прописан размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителя.

        Согласно Протоколу № 16 Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и секции по рынку банковских услуг Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг при ФАС РФ от 4 октября 2007 г., размер и способ доведения до потребителей сведений об условиях предоставления кредита в рекламе должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на стоимость кредита, воспринимается потребителями указанным образом.

        Информация об условиях предоставления финансового продукта – ипотеки, имеет решающее значение при выборе рекламируемой услуги, а значит должна быть должным образом доведена до потребителей рекламы.

Отсутствие существенной информации либо отображение в малодоступной форме вводит потребителя в заблуждение относительно условий предоставления рекламируемой финансовой услуги.

Согласно пункта 28 Постановления от 08.10.12 №58 Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать требования предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается, или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

По смыслу названных норм Закона № 38-ФЗ нормативно установленный запрет призван оградить потребителей рекламы от негативного искаженного восприятия рекламируемых финансовых услуг, условий их оказаний, а значит, такая информация должна быть должным образом доведена до потребителей рекламы.

Таким образом, ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» /355045, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.37, ИНН 2635213132, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 14.09.2015 за ОГРН 1152651023172/ допущены нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р  Е  Ш  И  Л  А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» /355045, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.37, ИНН 2635213132, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 14.09.2015 за ОГРН 1152651023172/, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и пункт 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО «Строительное управление-15 «ЮгСтройИнвест» /355045, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.37, ИНН 2635213132, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 14.09.2015 за ОГРН 1152651023172/ предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 26.10.2020. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   

 

Председатель Комиссии                                                                Г.В. Золина

 

Члены Комиссии                                                                           Т.В. Верёвкина

 

Е.Е. Долидович

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны