Заключение №026/01/10-1721/2149 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА от 11 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 026/01/10-1721/2149

 

 

11 февраля 2020 года                                                                            город Ставрополь

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии: - Сапунов Д.Н., заместитель руководителя управления;

Членов Комиссии:

Гритчина И.Н. – начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;

Колесниковой Ж.В. – старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Манаенко С.Г. - ведущего специалиста-эксперта информационно-аналитического отдела,

рассмотрев дело № 026/01/10-1721/2019, возбужденное в отношении ООО  «Холод-розлив» (357500, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Новопятигорская, 4, эт. 2, пом. 26, ИНН 2632056298) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженных в необоснованном повышении отпускной цены для ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт» на минеральную воду «Ессентукская Горная» (скважина № 70), что привело к установлению монопольно высокой цены,

в присутствии представителя ООО «Холод-розлив» по доверенности от 05.02.2020 года <  >, представителей ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт» по доверенности от 03.10.2018 года <  >, по доверенности от 08.05.2019 <  >.

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

         В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ООО УЗРМВ «Аква-Вайт» (далее — заявитель, общество) с жалобой на действия ООО «Холод-Розлив» по вопросу правомерности и обоснованности повышения стоимости минеральной воды, реализуемой ООО «Холод-Розлив» по договору поставки № ХР-07/12-17/ВОДА.

По фактам, изложенным в заявлении, управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю было проведено антимонопольное расследование, в результате которого в действиях ООО «Холод-Розлив» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, был проведен анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке с целью выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. В данном случае необходимо провести анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке добычи и оптовой реализации минеральной воды скважины №70 Ессентукского месторождения в Ставропольском крае (далее – анализ).

         Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее Порядок проведения анализа).

         Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации антимонопольным управлением были использованы данные:

         - ранее проведенных исследований состояния конкурентной среды на рынке добычи и оптовой реализации минеральной воды в Ставропольском крае;

         - ответ ООО «Холод розлив» от 01.10.2019 № 87;

         - материалы заявления ООО УЗРМВ «Аква-Вайт»;

         - ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые. Общие технические условия»;

         - государственных стандартов, технических условий и других нормативов;

         - иная информация.

         2. Временной интервал исследования.

         Временной интервал исследования товарного рынка период с 2017 по август 2018 года.

         3. Продуктовые границы

         Согласно п. 3.1 Порядка проведения анализа, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

         – предварительное определение товара;

         – выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

         – определение взаимозаменяемых товаров.

         Определение продуктовых границ исходя из условий договора.

         Исходя из предмета договоров  №16С-2017 от 28.12.2016 и № ХР-07/12-17/ВОДА от 30.12.2017 года, заключенных между ООО УЗРМВ «Аква-Вайт» (покупатель) и ООО «Холод-Розлив» (поставщик) поставщик обязуется поставить минеральную воду группы I. Гидрокарбонатная  натриевая – источник поставки Скважина №70 горного участка Ессентукского месторождения минеральных вод, лицензия СТВ 00534МР.  

         Определение продуктовых границ на основании разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности, нормативных актов, регулирующих деятельность.

         Для осуществления деятельности по добыче минеральной воды необходимо получить лицензию на пользование участками недр с минеральными водами в Ставропольском крае, которую выдает Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее-Кавказнедра).

         Кавказнедра < > предоставил в Ставропольское УФАС России Реестр действующих лицензий на пользование участками недр с минеральными водами в Ставропольском крае.

         ООО «Холод-Розлив» имеет лицензию на добычу минеральных вод из скважины №70 Ессентукского месторождения (Горный участок) Предгорный район СТВ № <  > года со сроком действия до 01.09.2025 года. Данная лицензия дает эксклюзивное право на геологическое изучение с последующей добычей минеральной воды.

         Регламентирование природных подземных минеральных вод, предлагаемых для реализации потребителям, производится в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые. Общие технические условия» (далее ГОСТ Р 54316-2011), введенным в действие с 01.07.2012 года, стандарт распространяется на минеральные природные питьевые воды, предназначенные для реализации потребителям.

         В соответствии с п.5.1.1 ГОСТ Р 54316-2011 минеральные воды должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и вырабатываться по технологической инструкции с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

         В соответствии с ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые. Общие технические условия» подземные минеральные воды разделены на группы  (гидрокарбонатная натриевая; гидрокарбонатная натриевая, борная гидрокарбонатная натриево - магниево-кальциевая, магниево - натриево-кальциевая и т.д.), приведены характеристики гидрохимического типа минеральной воды, проводится разделение вод внутри группы на типы минеральной воды и ее местонахождение, указано назначение воды и  медицинские показания по ее применению.

         Минеральные воды по назначению подразделяют на столовые, лечебно-столовые и лечебные. В зависимости от химического состава минеральные воды подразделяют на группы и на гидрохимические типы, определяющие ее наименование в соответствии с минерализацией и содержанием основных ионов. Здесь же указано наименование представителя гидрохимического типа минеральной воды и ее местонахождение.

         Поскольку гидрохимические типы минеральных воды имеют нескольких  представителей гидрохимического типа минеральной воды и ее местонахождение, то необходимо определять взаимозаменяемость данных типов.

         Добываемая в Ставропольском крае Гидрокарбонатная натриевая минеральная вода I группы делится по наименованию гидрохимических типов воды на:

         -  Ессентукский горный, представителем гидрохимического типа минеральной воды и ее местонахождения является Ессентукская Горная минеральная вода (скважина 70). Ессентукское месторождение, Ставропольский край. Необходимо отметить, что в соответствии с ГОСТом данная минеральная вода имеет столовое назначение, медицинских показаний по применению такой минеральной воды нет;

         - Нагутский 26, представителем гидрохимического типа минеральной воды и ее местонахождения является минеральная вода Нагутская - 26 (скважины 26-н, 43). Нагутское месторождение, Ставропольский край;

         - Нагутская - 56 представителем гидрохимического типа минеральной воды и ее местонахождения является минеральная вода Нагутская - 56 (скважина 56), Нагутское месторождение, Ставропольский край.

         Минеральные воды Нагутская – 26 и Нагутская - 56 относятся к лечебно столовой минеральной воде, имеют схожий химический состав и применяются при лечении одинаковых заболеваний.

         Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о взаимозаменяемости минеральных вод внутри группы, так минеральные воды Нагутская - 26 и  Нагутская – 56 взаимозаменяемые между собой и невзаимозаменяемы с минеральной водой Ессентукская Горная, поскольку они разные по назначению и химическому составу.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что минеральная вода «Ессентукская горная» невзаимозаменяемая внутри группы с учетом характеристик представителя гидрохимического типа минеральной воды и ее местонахождения, химического состава, назначения и является уникальной.

         Определение продуктовых границ на основании общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности

         В соответствии с п. 3.4 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка проводилось с использованием общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

         В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2014) – имеются коды:

         11.07.1 - Производство минеральных вод;

         36.00.1  -  Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд;

         71.12.3 - Работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

         Определение продуктовых границ на основании анализа свойств товаров (характеристик товаров)

         Минеральная вода «Ессентукская Горная» — гидрокарбонатная натриевая минеральная природная пресная питьевая столовая вода. Источник — Горный участок Ессентукского месторождения минеральных вод, город Ессентуки, Ставропольский край, скважина № 70. Минеральная вода «Ессентукская Горная» по ГОСТ Р 54316-2011 относится к «Группе I. Гидрокарбонатные натриевые минеральные воды». Состав минеральной воды «Ессентукская Горная». «Ессентукская Горная» имеет минерализацию от 0,5 до 0,8 г/л и, таким образом, относится к категории пресных минеральных вод и содержит следующие основные ионы (мг/л): 

              Анионы:

гидрокарбонат HCO3– — 220–500

сульфат SO42− — менее 90

хлорид Cl− — менее 80.

Катионы:

кальций Ca2+ — менее 20

магний Mg2+ — менее 10

натрий + калий Na++K+ — 120–250.

         Учитывая цели исследования, продуктовыми границами рынка будут являться - добыча и оптовая реализация минеральной воды «Ессентукская Горная» (скважина № 70).

         4. Географические границы.

         Географические границы товарного рынка определены границы – Ставропольского края.

         5. Состав хозяйствующих субъектов

         Единственным продавцом минеральной воды Ессентукская Горная (скважина № 70), для промышленного розлива является ООО «Холод-Розлив», поскольку является единственным предприятием, которое может добывать эту минеральную воду согласно лицензии. 

         На оптовом рынке потребителями для промышленного розлива являются предприятия бутиляторы, такие как: ООО «Ессентукские минеральные воды +», ООО УЗРМВ «Аква-Вайт», ООО «Элита-Минерал Групп», ООО «ТЭСТИ» и ООО «Пятигорский завод минеральных вод».

         6. Объем товарного рынка.

         ООО «Холод-Розлив» является единственным недродобытчиком, осуществляющим добычу из скважины №70. Доля общества на рынке добычи и оптовой реализации минеральной воды «Ессентукская горная» составляет 100%.

         7. Уровень концентрации товарного рынка.

         Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 10000.  Рынок относится к высококонцентрированному типу.

         8. Барьеры входа на товарный рынок.

         К барьерам входа на рынок следует отнести ограниченные запасы минеральных вод.

Для входа на рынок барьерами являются не только экономические барьеры: капитальные затраты и/или объемы первоначальных инвестиций, затраты на содержание скважин, но и ряд административных барьеров в том числе получение лицензии на разработку скважин.

         Барьеры входа на рынок труднопреодолимы.

         9. Установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов

         В соответствии с п. 12.1 Порядка проведения анализа доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется на основании статьи 5 Закона о защите конкуренции. ООО «Холод-Розлив» занимает доминирующее положение на рынке добычи и оптовой реализации минеральной воды «Ессентукская Горная» (скважина № 70).

         10. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

         Рынок добычи и оптовой реализации минеральной воды «Ессентукская Горная» (скважина № 70) относится к высококонцентрированному типу.

         ООО «Холод-Розлив» занимает доминирующее положение на рынке добычи и оптовой реализации минеральной воды «Ессентукская Горная» (скважина № 70) в рассматриваемом периоде с 2017- по июль 2018 гг., установленных продуктовых и географических границах.

         Барьеры входа на рынок труднопреодолимы.

         ООО «Холод-Розлив» обладает рыночным потенциалом и способно оказывать влияния на общие условия обращения товара (услуги) на рынке добычи и оптовой реализации минеральной воды «Ессентукская Горная» (скважина № 70).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

  установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

  На основании изложенного издан приказ Ставропольского УФАС России от 16 октября 2019 года № 1678 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Холод-розлив» (357500, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Новопятигорская, 4, эт. 2, пом. 26, ИНН 2632056298) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженных в необоснованном повышении отпускной цены для ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт» на минеральную воду «Ессентукская Горная» (скважина № 70), что привело к установлению монопольно высокой цены.

Сторонами по делу были представлены письменные пояснения по факту возбужденного дела, которые были приобщены к материалам дела № 026/01/10-1721/2019.

В письменных пояснениях, представленных ООО «Холод-розлив», общество нарушение не признало, указав на правомерность своих действий в связи с тем, что Общество не занимает доминирующее положение, таким образом установленная для ООО УЗРМВ «Аква-Вайт»  цена в размере 1350 руб/м³ не может быть признана монопольно высокой. Также ООО «Холод-розлив» указывает, что причинами повышения цены на минеральную воду, которая реализовывалась ООО УЗРМВ «АКВА-ВАЙТ» по Договору поставки № ХР-07/12-17/ВОДА (далее -Договор), стала необходимость для ООО «Холод-розлив» проводить модернизацию добычи минеральной воды, в том числе на скважине № 70 Горного участка Ессентукского месторождения минеральных вод, в целях совершенствования технологии добычи и учета минеральной воды, обеспечения защиты и рационального использования недр и совершенствования используемого для добычи оборудования.

ООО УЗРМВ «Аква-Вайт» поддержало доводы, изложенные в заявлении, указав на незаконность действий ответчика, приведших к последующему прекращению договорных отношений, необходимости выделения дополнительных денежных средств для изменения ассортиментной и ценовой политики. Прекращение поставки сырья из скважины № 70 привело к снижению доходной части, что отрицательно отразилось на финансовой деятельности предприятия.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

         В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ООО УЗРМВ «Аква-Вайт» (далее — заявитель, общество) с жалобой на действия ООО «Холод-Розлив» по вопросу правомерности и обоснованности повышения стоимости минеральной воды, реализуемой ООО «Холод-Розлив» по договору поставки № ХР-07/12-17/ВОДА.

         30 декабря 2017 между ООО «Холод-Розлив» (Поставщик) и ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт» заключен Договор № ХР-07/12-17/ВОДА поставки минеральной природной столовой воды.

         В соответствии с п. 1.1. Договора поставки № ХР-07/12-17/ВОДА: Поставщик обязуется поставить, а Покупатель принять и оплатить минеральную природную столовую воду с Ессентукского месторождения минеральных вод из скважины № 70 (далее - «минеральная вода») в порядке и на условиях, установленных в настоящем Договоре.

         Согласно п. 4.1. Договора поставки № ХР-07/12-17/ВОДА: стоимость 1 (одного) м³ минеральной воды, поставляемой по настоящему Договору, составляет 300 (триста) рублей, в т.ч. НДС — 18%. Общий объем поставки воды в 2018 году составил 29 300  м³.

         В соответствии с п. 4.4. Договора поставки № ХР-07/12-17/ВОДА в редакции протокола разногласий от 30.12.2017 г.: Все изменения цены на Минеральную воду и/или порядка оплаты доводятся до сведения Покупателя за 15 календарных дней до даты начала действия новой цены и/или порядка оплаты.

         Письмом № 701 от 16.05.2018 ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт» предложило по Договору поставки перейти на ежеквартальное распределение объемов и подписывать ежеквартальные планы выборки минеральной воды не позднее 25 числа последнего месяца перед началом следующего квартала.

         Письмом № 44 от 14.06.2018 ООО «Холод-Розлив» сообщило ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт» об увеличении стоимости 1 (одного) м³ минеральной воды, поставляемой по Договору поставки до 1 350 рублей, в т.ч. ндс 18%., в соответствии с п. 4.4 Договора указанная цена вступает в силу с 29 июня 2018 г.

         Письмом № 954 от 20.06.2018 ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт» сообщило ООО «Холод-Розлив» о необходимости уменьшения объема закупки минеральной воды до 600 м. куб. с июля 2018 г. в связи с увеличением стоимости 1 м³ минеральной воды до 1350 руб.

         Письмом № 1077 от 02.07.2018 ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт» направило ООО «Холод-Розлив» дополнительное соглашение к договору поставки о согласовании ежемесячной выборки минеральной воды.

         Письмом № 56 от 02.07.2018 ООО «Холод-Розлив» отказало ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт» в заключении дополнительного соглашения по снижению объемов поставки.

         Письмом № 1132 от 09.07.2018 ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт» уведомило ООО «Холод-Розлив» о расторжении Договора поставки. В настоящее время договор расторгнут. Факт расторжения договора подтвержден обеими сторонами на заседании комиссии.

         Договорные отношения по поставке природной минеральной воды Ессентукского месторождения (скважины № 70 и № 71) между ООО «Холод-Розлив» и ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт» существуют с января 2015 года. В соответствии с договором от 01.01.2015 № 19С-2016 с Ессентукского месторождения минеральных вод из скважины № 70 заявителю было поставлено минеральной воды в объеме 8400 м³ за 2016 год по цене 255,00 рублей, в т.ч. НДС 18%., за 1 м³. Далее, по договору от 28.12.2016 № 16С-2017, в 2017 году обществом было принято и оплачено с Ессентукского месторождения минеральных вод из скважины № 70 минеральной воды объемом 23350 м³ по цене 260,00 рублей, в т.ч. НДС 18%., за 1 м³. По договору поставки № ХР-07/12-17/ВОДА в 2018 году поставщик обязался поставить  покупателю 29 300 м³ по цене 300,00 рублей, в т.ч. НДС 18%., за 1 м³.

         В последствии, ООО «Холод-розлив» односторонне, без каких-либо  оснований, в 4,5 раза увеличило стоимость минеральной воды с 300 до 1 350 руб. за 1 м³, что привело к увеличению затрат на покупку минеральной воды, к экономической невыгодности ее приобретения и, как следствие, невыборке ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт» объема воды, предусмотренного договором, а в дальнейшем и к прекращению договорных отношений.

         В соответствии с письменными пояснениями ООО «Холод-розлив» причинами повышения цены на минеральную воду, которая реализовывалась ООО УЗРМВ «АКВА-ВАЙТ» по Договору поставки № ХР-07/12-17/ВОДА (далее -Договор), стала необходимость для ООО «Холод-розлив» проводить модернизацию добычи минеральной воды, в том числе на скважине № 70 Горного участка Ессентукского месторождения минеральных вод, в целях совершенствования технологии добычи и учета минеральной воды, обеспечения защиты и рационального использования недр и совершенствования используемого для добычи оборудования.

         Так, ООО «Холод-розлив» пояснило, что ему необходимы средства для изготовления и установки накопительных емкостей, строительства над накопительными емкостями капитального защитного сооружения, строительства бытового и слесарного помещения, замены трансформаторной подстанции (срок ее эксплуатации превышает 25 лет), работ по подтверждению запасов минеральной воды.

         Кроме того,  ООО «Холод-розлив» в своих пояснениях указывает, что при отсутствии повышения цен и при повышении себестоимости добычи из-за проводимой модернизации рентабельность добычи на скважине № 70 Горного участка Ессентукского месторождения минеральных вод стала бы отрицательной.

         ООО «Холод-розлив» не использует прейскуранты или калькуляции отпускных цен на минеральную воду, добываемую из скважины № 70 Ессентукского месторождения. Цена на минеральную воду определяется, исходя из затрат на добычу минеральной воды, инвестиций, необходимых для совершенствования технологии добычи и учета минеральной воды, обеспечения защиты недр с учетом требований лицензии, совершенствования используемого для добычи оборудования,   необходимой ООО «Холод-розлив» рентабельности с учетом баланса спроса и предложения на рынке питьевых вод и устанавливается по итогам переговоров с соответствующим контрагентом.

         Также в своих пояснениях ООО «Холод-розлив» указывает на то, что в дополнение к фактически понесенным затратам Общество должно понести следующие инвестиционные затраты, связанные с поддержанием функционирования скважины № 70, соблюдением лицензионных требований и модернизацией добычи Минеральной воды скв. №70 - геофизические исследования, реконструкция скважин, переоценка запасов. В общей сложности затраты более 30 млн. рублей.

         Указанные доводы ответчика подлежат отклонению в виду следующего.

         Объемы добычи минеральных вод на год определяются на основании анализа объемов реализации минеральных вод в предыдущем году с учетом планируемых технологических и гидрологических потерь в соответствии с условиями лицензии на право пользования недрами для добычи минеральных вод.

         Утвержденные Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Роснедра (ГКЗ) эксплуатационные запасы минеральных вод Горного участка Ессентукского месторождения составляют 100 м³/сутки. При наполнении резервуаров скважина закрывается. После откачки минеральной воды центробежным насосом в автоцистерну скважина вновь открывается. И таким образом ведется добыча минеральной воды из скважины №70 с водоотбором, не превышающим 100  м³/сутки.

         <………..>

         ООО «Холод-розлив» при заключении договоров поставки минеральной воды на 1 календарный год должен исходить из вышеуказанных параметров, то есть дебета скважины, который не может быть превышен. Кроме того, заявки на поставку минеральной воды потенциальными покупателями подаются заранее, до наступления следующего календарного года, для того чтобы добытчик (поставщик) смог оценить имеющиеся свободные объемы и определить технологическую возможность или невозможность поставить заявленный объем.

         Технология добычи Минеральной воды скв. №70 определяется в соответствии с  положениями действующего законодательства об охране недр и лицензионными требованиями лицензии ООО «Холод-розлив». В соответствии с указанными актами Обществом должна разрабатываться технологическая схема разработки и использования природных ресурсов, то есть проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации.

         Технологическая схема составляется в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами на основании данных об эксплуатационных запасах месторождений минеральных вод, прошедших государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, и с учетом рекомендаций Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) или территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) по освоению месторождения, проекта округа горно - санитарной охраны, бальнеологических заключений об их составе и лечебном применении.

         Технологическая схема составляется в целях обеспечения гидрогеологически обоснованной, технически и экономически рациональной, безопасной эксплуатации месторождений минеральных вод, охраны запасов минеральных вод от истощения, загрязнения, ухудшения состава и лечебных свойств.

         <…………..>

         Таким образом, к началу каждого календарного года ООО «Холод-розлив» располагает всей информацией обо всех необходимых затратах на добычу и поставку минеральной воды, в том числе о затратах на геофизические исследования, реконструкция скважин, переоценка запасов. Таким образом, заключая договор с ООО УЗРМВ «АКВА-ВАЙТ» на 2018 год на условиях поставки стоимости 1 (одного) м³ минеральной воды в размере 300 (триста) рублей, в т.ч. НДС — 18%, ООО «Холод-розлив» произвело расчет всех необходимых экономических затрат, необходимых для рентабельной поставки минеральной воды.

         В то же время, увеличение стоимости 1 (одного) м³ минеральной воды, поставляемой по Договору поставки, до 1 350 рублей, в т.ч. НДС 18%., с 29 июня 2018 г., в отсутствие какого-либо экономического или технологического обоснования, в условиях отсутствия изменений в условиях обращения товара, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование и составе покупателей, носит в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены.

         Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

         1)   путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

         а)      расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались
неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

         б)      состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

  в)      условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

<…………………>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<……………>

 

 

<………>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<………………..>

<………>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<……………………………>

         Исходя из материалов дела, рост как себестоимости, так и отпускной цены для ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт» является незаконным и необоснованным в виду следующего.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 30), исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также, исходя из буквального толкования положений Постановления N 30, антимонопольному органу в рамках рассмотрения дела необходимо определить, были ли действия субъекта, занимающего доминирующие положение, совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо им налагаются на контрагентов неразумные ограничения либо ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

На основании проведенного анализа расходов ООО «Холод-розлив», которые учитываются при формировании отпускной цены минеральной воды, Комиссия пришла к выводу, что, затраты на производство в момент повышения стоимости, существенно превышают затраты на аналогичную услугу в предыдущем периоде, а цена не сопоставима (в разы выше) цены, установленной при неизменности условий добычи и оптовой реализации минеральной воды, а именно:

  • повышение отпускной цены коснулось исключительно ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт», для остальных трех контрагентов стоимость осталась неизменной в то время как расчет себестоимости ведется на весь объем реализованной минеральной воды;
  • увеличение отпускной цены не соразмерно и не соответствует затратам, понесенным ответчиком для осуществления добычи и реализации добытой минеральной воды;
  • изменение условий обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, инфляционные показатели несоразмерно изменению цены товара, так как налогообложение в рассматриваемый период осталось неизменным, а изменения тарифов и показателей инфляции несоразмерно произведенному повышению отпускной цены.
  • установлен необоснованный и неподтвержденный рост косвенных расходов, не связанных непосредственно с добычей минеральной воды (управленческие расходы).

В соответствии с разъяснениями № 1 Президиума ФАС России "Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 N 2) в рамках исследования обстоятельств установления монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (работы, услуги) антимонопольный орган может оценивать обоснованность расходов, включенных в цену товара (работы, услуги), а также уровня доходов соответствующего хозяйствующего субъекта.

При этом, исходя из положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, под расходами следует понимать обоснованные и документально подтвержденные затраты. Расходами признаются затраты в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени, фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

<……………..>

Учитывая, что договор между ООО «Холод-розлив» и ООО УЗРМВ «АКВА-ВАЙТ» был расторгнут с 08.08.2018, оплата по новому тарифу не производилась, расчеты проводились по ценам, установленным в договорах поставки, рост выручки свидетельствует о рентабельности реализации минеральной по ценам, установленным, в договорах, а расчет себестоимости за 1 полугодие 2018 года, рассчитанный и представленный ООО «Холод-розлив», является завышенным и необоснованным.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Холод-розлив» показал, что условия, которые могли бы повлиять на рост цены на осуществляемый вид деятельности, отсутствуют.

Состав продавцов и условия обращения товара, в том числе налогообложение, тарифное регулирование на данном товарном рынке остались неизменными.

Таким образом, конечная стоимость товара существенно возросла без наличия объективных на то оснований.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Комиссией установлено и подтверждено материалами дела, что расходы ООО «Холод-розлив», необходимые для добычи и оптовой реализации минеральной воды из скважины № 70 не соответствуют изменению размера отпускной цены для ООО УЗРМВ «АКВА-ВАЙТ», состав покупателей услуги (количество покупателей) не менялся, условия оказания добычи и оптовой реализации остались неизменны.

         В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

  установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Таким образом, действия ООО «Холод-розлив» являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу, что в действиях  ООО «Холод-розлив» имеет место нарушение пункта 1 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии:                                                                              Д. Н. Сапунов

 Члены комиссии:                                                                                               И.Н. Гритчин

Ж.В. Колесникова

С.Г. Манаенко

Связанные организации

Связанные организации не указаны