Решение б/н Решение по делу №9 о нарушения антимонопольного законодатель... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №9 о нарушения антимонопольного законодательства

13 марта 2013 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены комиссии:

Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Волошина О.В. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Радченко П.И. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Рассмотрев дело №9 возбужденное по признакам нарушения администрацией г. Ессентуки ст. 15 и ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

9 ноября 2012 года Инспекцией Ставропольского УФАС России была проведена плановая проверка органов местного самоуправления города Ессентуки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, по итогам которой был составлен Акт проверки №738 и установлено следующее.

Постановлением администрации города Ессентуки от 04.07.2011 г. №1070 утверждено Положение о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки (далее - Положение).

Пунктом 3.2 указанного Положения установлены требования к содержанию информационного сообщения (извещения) о проведении конкурса. Из содержания указанного пункта следует, что в информационном сообщении указываются дата, место и время проведения всех этапов конкурса, наименование и адрес организатора конкурса, информация о лотах, предмет конкурса и срок, на который заключается договор, место, дата начала и окончания приема заявок, а также порядок и место выдачи конкурсной документации.

Таким образом, перечень документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе, в том числе формы этих документов и требования их оформления, проект договора, а также критерии, порядок оценки и сопоставления заявок участников конкурса в соответствии с пунктом 3.2 Положения, в информационном сообщении не публикуются. В связи, с чем для получения этих сведений и документов каждый из претендентов вынужден обращаться к организатору конкурса, который, в свою очередь, получает возможность не допускать к участию в конкурсе нежелательных претендентов, не представляя им информацию, необходимую для подготовки заявки.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» целями указанного федерального закона являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Следовательно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), прежде всего, должны быть направлены на реализацию положений Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Анализ Положения показал, что в силу утвержденного порядка информационного обеспечения открытого конкурса у организатора торгов в данном случае имеется возможность ограничения, устранения конкуренции при проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам, путем ограничения доступа к участию в указанном открытом конкурсе.

Таким образом, в действиях администрации г. Ессентуки усматриваются признаки нарушения ст.15 и ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» - в связи с утверждением Положения о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки, условия которого могут привести к ограничению, устранению конкуренции путем ограничения доступа к участию в торгах, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

В связи с чем, в отношении администрации г. Ессентуки было возбуждено дело №9, по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Определением от 20 февраля 2013 г. рассмотрение дела №9 было назначено на 13 марта 2013 г. на 11 ч. 30 мин.

Из письменных пояснений главы города Ессентуки Л.О. Писаренко следует, что отделом энергетики и транспорта администрации города Ессентуки разрабатывается проект постановления Администрации г. Ессентуки о внесении изменений в Положение о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки с учетом замечаний, указанных в акте проверки от 07.12.2012 г №738.

На рассмотрение дела, представители администрации города Ессентуки, надлежащим образом уведомленные не явились, объяснений и доказательств внесения изменений в Положение о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки не представили.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации города Ессентуки нарушения требований ст. 15 и ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом Комиссия исходила из следующего:

Администрацией города Ессентуки было принято Постановление от 04.07.2011 г. №1070 утверждающее Положение о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки, которое регулирует правоотношения, возникающие при организации и проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам города Ессентуки.

Положением, установлены основные понятия претендента на участие в конкурсе и перевозчика. Предмет конкурса - право заключения договора транспортного обслуживания на маршруте, предоставленное победителю конкурса, предложившему наиболее комфортные, безопасные и устойчивые условия по перевозке пассажиров.

Требования к перечню документов представляемых вместе с письменной заявкой на участие в конкурсе и требования их оформления определены подпунктом 3.3. пункта 3 Положения.

Оценка представленных участниками конкурса документов и представленных ими на конкурс транспортных средств, осуществляется конкурсной комиссией по бальной системе в соответствии с установленными критериями (согласно приложению 1).

В виду того, что требования установленные Положением являются обязательными для исполнения именно организатором торгов в ходе организации и проведения открытого конкурса, так как этот нормативный правовой акт создан только для достижения этих целей. Требования, установленные Положением, также используются и претендентами на участие в конкурсе, так как требования устанавливаются организатором торгов в извещении и конкурсной документации, при их составлении, с учетом требований Положения. Следовательно, извещение и конкурсная документация, составленная организатором торгов, будет являться обязательными для исполнения претендентами на участие в конкурсе, именно при составлении и подачи заявки, а также регулирующими правоотношения на каждый конкретный конкурс между организатором торгов и претендентами на участие в конкурсе.

Пунктом 3.2 указанного Положения установлены требования к содержанию информационного сообщения (извещения) о проведении конкурса. Из содержания указанного пункта следует, что в информационном сообщении указываются дата, место и время проведения всех этапов конкурса, наименование и адрес организатора конкурса, информация о лотах, предмет конкурса и срок, на который заключается договор, место, дата начала и окончания приема заявок, а также порядок и место выдачи конкурсной документации.

Таким образом, перечень документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе, в том числе формы этих документов и требования их оформления, проект договора, а также критерии, порядок оценки и сопоставления заявок участников конкурса в соответствии с пунктом 3.2 Положения, в информационном сообщении не публикуются. В связи, с чем для получения этих сведений и документов каждый из претендентов вынужден обращаться к организатору конкурса, который, в свою очередь, получает возможность не допускать к участию в конкурсе нежелательных претендентов, не представляя им информацию, необходимую для подготовки заявки.

Кроме того, пунктом 1.4 Положения установлены основные задачи конкурса, одной из которых является создание равных условий и возможностей для участников конкурса, в противоречие которому в пункте 3.2 Положения установлен перечень, содержащий неполный объем информации, которая должна содержаться в извещении о проведении конкурса, в связи, с чем создаются возможности ограничения, устранения конкуренции при проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам.

Действующее законодательство не содержит запретов на установление соответствующих требований и критериев для участия в открытом конкурсе, поэтому уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска к участию в конкурсе и оценки участников конкурса. Однако эти условия не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Следовательно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), прежде всего, должны быть направлены на реализацию положений Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» целями указанного федерального закона являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Вместе с тем, анализ Положения показал, что в силу утвержденного порядка информационного обеспечения открытого конкурса у организатора торгов в данном случае имеется возможность ограничения, устранения конкуренции при проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам, путем ограничения доступа к участию в указанном открытом конкурсе, а, следовательно, к нарушению Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В силу части 1 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, если организаторами или заказчиками торгов являются органы местного самоуправления, а также при проведении торгов запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

В соответствии с вышеизложенным, администрацией города Ессентуки были нарушены нормы антимонопольного законодательства, а именно ч.1 ст.15 и п.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в утверждении Положения о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки (утв. постановлением администрации г.Ессентуки от 04.07.2011 №1070), содержащего в п. 3.2 перечень обязательной для включения в извещение о проведении открытого конкурса информации, которая не содержит перечень документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе, в том числе формы этих документов и требования их оформления, проект договора, а также критерии, порядок оценки и сопоставления заявок участников конкурса, что создает возможности ограничения, устранения конкуренции при проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам, путем ограничения доступа к участию в указанном открытом конкурсе, нарушающих запрет принимать органами государственной власти субъекта РФ акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

Решила:

1. Признать администрацию города Ессентуки нарушившей ч.1 ст. 15 и п.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в утверждении Положения о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки (утв. постановлением администрации города Ессентуки от 04.07.2011 №1070), содержащего в п. 3.2 перечень обязательной для включения в извещение о проведении открытого конкурса информации, которая не содержит перечень документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе, в том числе формы этих документов и требования их оформления, проект договора, а также критерии, порядок оценки и сопоставления заявок участников конкурса, что создает возможности ограничения, устранения конкуренции при проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам, путем ограничения доступа к участию в указанном открытом конкурсе.

2. Выдать администрации г. Ессентуки предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства:

администрации г. Ессентуки в двух месячный срок со дня получения решения по делу №9 прекратить нарушение требований ч.1 ст. 15 и п.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

привести Постановление администрации города Ессентуки от 04.07.2011 №1070, утверждающее Положение о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки, в соответствии с требованиями действующего антимонопольного законодательства, а именно:

включить в пункт 3.2 Положения информацию, которая должна содержаться в извещении о проведении конкурса – перечень документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе, в том числе форма заявки и формы других необходимых документов, требования к их оформлению, а также критерии оценки участников конкурса.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны